Что такое дистанционный надзор

Банк России с 1 марта начинает процесс централизации дистанционного банковского надзора, который будет проходить поэтапно и завершится в 2018 году. Одной из ключевых новаций является создание Службы текущего банковского надзора (СТБН), куда постепенно будут передаваться надзорные функции территориальных учреждений Банка России.

Реорганизация дистанционного банковского надзора будет способствовать повышению качества и эффективности надзорной деятельности, соблюдению единых подходов и стандартов в надзорной работе на всей территории страны, повышению квалификации сотрудников надзора и их персональной ответственности за результат.

Переход начнется с кредитных организаций, находящихся под надзором Главного управления (ГУ) Банка России по Центральному федеральному округу и Дальневосточного ГУ Банка России, – они будут переведены до 1 июля текущего года. В дальнейшем регулятор будет постепенно, с интервалом в полгода, передавать остальные кредитные организации под контроль СТБН.

По итогам реорганизации дистанционный банковский надзор будет представлен тремя основными структурными подразделениями: СТБН, Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями (ДНСЗКО) и Департаментом банковского надзора (ДБН).

Дистанционный надзор предполагает наличие у надзорного органа эффективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и нормативных требований, выявления на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятие упреждающих мер надзорного реагирования.

Подразделения Банка России, занимающиеся дистанционным надзором, располагают богатой информационной базой для диагностики финансового состояния отдельных кредитных организаций и банковской системы в целом. На основе созданных в Банке России информационной и аналитической систем осуществляется оперативное выявление отклонений и отрицательных тенденций в деятельности кредитных организаций.

Результаты дистанционного надзора используются:

  • для принятия оперативных мер надзорного реагирования;
  • для выявления и более тщательного наблюдения за проблемными банками;
  • для определения плана и программы инспектирования проблемных банков.

В распоряжении Банка России имеется достаточно широкий набор мер надзорного реагирования, подразделяемых на предупредительные и принудительные меры воздействия. Выбор конкретной меры воздействия обусловливается тремя факторами:

  • характером допущенных кредитной организацией нарушений;
  • причинами, повлиявшими на возникновение нарушений;
  • общим финансовым положением кредитной организации.
Читайте также:  Когда день создания органов государственного пожарного надзора

Ранние стадии возникновения проблем

Как правило, на ранних стадиях возникновения проблем у кредитной организации принимаются предупредительные меры воздействия. Они относятся к мерам оперативного надзорного реагирования.

К ранней стадии возникновения проблем относятся следующие ситуации:

  • отрицательные тенденции в уровнях обязательных нормативов, т.е. их ухудшение при условии соблюдения или незначительном нарушении;
  • образование текущих убытков от банковских операций и сделок;
  • снижение объема собственного капитала банка; — привлечение ресурсов на условиях хуже рыночных; — отказ клиентов от обслуживания в данном банке;
  • уход сотрудника из банка; — несоблюдение требований Банка России по построению расчетной системы;
  • несвоевременное проведение филиальных платежей с корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России.

Предупредительные меры воздействия включают:

  • доведение в письменной форме или в ходе деловой встречи до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел у кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся ситуации;
  • предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков;
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

В случае нарушения банковского законодательства, нормативных актов или предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России вводит принудительные меры воздействия.

К ним относятся:

  • штрафы;
  • требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению;
  • требование о приведении величины собственного капитала и размера уставного капитала в соответствие необходимым величинам;
  • требование о реорганизации кредитной организации;
  • ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
  • ограничение затрат на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года;
  • ограничение затрат на открытие филиалов на срок до одного года;
  • требование о замене руководителей кредитной организации;
  • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Читайте также:  Что проверяют инспектора пожарного надзора

Некоторые из этих мер могут применяться на основании документарного анализа, например, штрафы; другие (их большинство) – исходя из проверок на месте.

Этап дистанционного надзора является своего рода системой раннего предупреждения, и его задача заключается в том, чтобы посредством постоянного контроля обнаружить на ранней стадии возникновение проблем (связанных с риском неплатежеспособности банка и его банкротства).

Данный вид надзора — надзор за соблюдением установленных требований, осуществляемый без выхода в банк, — в ряде стран еще называется офсайт надзором (англ. off-site surveillance — надзор вне места).

Банковский надзор осуществляется в двух аспектах: надзор за деятельностью отдельных кредитных организаций (называемый иногда пруденциальным ) и системный надзор. В целях обеспечения надежности отдельных кредитных организаций, защиты потребителей и снижения угрозы влияния и распространения негативных явлений на всю экономику в целом анализируется состояние баланса кредитной организации, в первую очередь с точки зрения достаточности капитала, оценивается степень подверженности банка риску ликвидности, кредитным, рыночным, валютным и иным рискам, другие показатели устойчивости.

От англ. prudential — разумный, осторожный.

Широкое распространение в международной финансовой практике и практике банковского надзора получило стресс-тестирование, которое является одним из аналитических инструментов, призванных обеспечить оценку потенциальных потерь кредитных организаций в случае возможных спадов в экономике. Стресс-тестирование может быть определено как оценка потенциального воздействия на финансовое состояние кредитной организации ряда заданных изменений в факторах риска, которые соответствуют исключительным, но вероятным событиям. В рамках стресс-тестирования учитываются факторы, которые могут вызвать экстраординарные убытки в портфеле активов либо предельно усложнить управление его рисками. Данные факторы включают в себя различные компоненты рыночного, кредитного рисков и риска ликвидности.

Стресс-тестирование включает в себя компоненты как количественного, так и качественного анализа. Количественный анализ направлен прежде всего на определение возможных колебаний основных макроэкономических показателей и оценку их влияния на различные составляющие активов банка. С помощью методов количественного анализа определяются вероятные стрессовые сценарии, которым могут подвергнуться кредитные организации. Качественный анализ акцентирован на двух основных задачах стресс-тестирования: оценке способности капитала кредитной организации компенсировать возможные крупные убытки; определении комплекса действий, которые должны быть предприняты кредитной организацией для снижения уровня рисков и сохранения капитала.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за мчс

В международной банковской практике используются различные методики стресс-тестирования. В настоящее время наиболее распространенной методикой является сценарный анализ (на основе исторических или гипотетических событий), нацеленный преимущественно на оценку стратегических перспектив кредитной организации. Он позволяет оценить потенциальное одновременное воздействие ряда факторов риска на деятельность кредитной организации в случае наступления экстремального, но вместе с тем вероятного события.

Также проводится анализ чувствительности портфеля активов банка к изменению факторов риска, и рассчитываются максимальные потери. Анализ чувствительности оценивает непосредственное воздействие на портфель активов кредитной организации изменений заданного фактора риска (например, рост/снижение обменного курса национальной валюты; рост/снижение процентных ставок). В отличие от сценарного анализа результаты анализа чувствительности носят в основном краткосрочный характер.

В рамках системного надзора проводится широкий анализ состояния банковской системы в целом, оценивается ее возможность противостоять негативным ситуациям, при этом особое внимание уделяется возможным воздействиям нарушений в финансовой области на всю экономику в целом. На практике эта область надзора относится к компетенции центральных банков, поскольку они обладают достаточной информацией в области макроэкономики, финансовых рынков и платежных систем, а также в силу их возможностей по обеспечению системной финансовой стабильности.

Источники:
http://banki-uchebnik.ru/tsentralnyj-bank/164-distantsionnyj-nadzor-banka-rossii
http://economics.studio/finansy-kredit/distantsionnyiy-nadzor-68056.html

Читайте также:
Adblock
detector