Как надзорный орган осуществляет надзор за автопогрузчиками

Важным средством осуществления управления на транспорте являются контроль и надзор. В соответствии с теорией административного права административный контроль – это атрибут административной власти, включающий наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций [1] . Исходя из приведенной дефиниции контроль в транспортной сфере можно определить как наблюдение компетентного федерального органа исполнительной власти в области транспорта за исполнением законов на транспорте, оценку транспортной деятельности с правовых и организационно-технических позиций.

Надзор же рассматривается как ограниченный, суженный контроль [2] .

В условиях правового государства и развивающейся рыночной экономики не должно быть чрезмерной опеки над транспортными предприятиями, вмешательства в их предпринимательскую деятельность. Вместе с тем очевидна необходимость обеспечения выполнения безопасных перевозок, соблюдения требований к технической исправности транспортных средств, их эксплуатации, условиям использования транспортных артерий.

В системе федеральных органов исполнительной власти в области транспорта имеется специальный орган, на который возложено осуществление контроля и надзора. Это Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Что же касается федеральных агентств, то согласно положениям, регулирующим их деятельность, эти структуры лишены права контроля и надзора в своих сферах деятельности (п. 7 Положения о Федеральном дорожном агентстве [3] , п. 7 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта [4] и др.).

Контроль и надзор охватывают соблюдение законодательства РФ и международных договоров РФ, регулирующих деятельность всех видов транспорта. Как указано в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, это законодательство:

  • – о гражданской авиации;
  • – о торговом мореплавании;
  • – о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;
  • – о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортном контроле);
  • – о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транс- порче;
  • – об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц РФ и иностранных государств;
  • – об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (рекаморе) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;
  • – о транспортной безопасности [5] .

Для осуществления эффективного контроля и надзора должностные лица Ространснадзора наделены достаточно широким и действенным кругом прав. Например, правом проверки в установленном порядке деятельности юридических и физических лиц по осуществлению перевозок и иной связанной с транспортным процессом деятельности. Речь идет о проверке соблюдения перевозчиками установленных транспортными уставами и кодексами, а также подзаконными нормативными правовыми актами требований к транспорту, его технической исправности, габаритам загруженного транспортного средства, норм грузоподъемности (например, осуществление весового контроля автотранспортного средства [6] ).

Это также право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Ространснадзора. Такими сведениями могут располагать как государственные структуры, так и юридические и физические лица. Они обязаны предоставлять соответствующие данные по запросам компетентных должностных лиц этой федеральной службы, отвечая за их точность и полноту.

Для выяснения обстоятельств транспортных происшествий и прежде всего установления, не были ли они следствием нарушения перевозчиками транспортных норм, представители Ространснадзора вправе организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований. Исключение составляют авиационные и дорожно-транспортные происшествия. Но в расследовании авиационных происшествий они могут участвовать в установленном порядке.

Действенный контроль (надзор) в сфере транспорта предполагает принятие необходимых мер по предупреждению нарушений транспортного законодательства и устранению последствий допущенных нарушений. В связи с этим Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта содержит важный пункт, дающий право должностным лицам Ространснадзора применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере транспортной деятельности, а также меры по ликвидации последствий совершенных нарушений.

Читайте также:  Как можно снять надзор после освобождения

В целях квалифицированного решения вопросов контроля и надзора органы Ространснадзора вправе привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, касающихся соблюдения транспортного законодательства, научные и иные организации, ученых, специалистов. Кроме того, они могут создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии).

Для регулирования вопросов контроля применительно к некоторым сферам транспортной деятельности могут издаваться специальные законы и подзаконные нормативные правовые акты. Так, в 1998 г. был принят Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (в ред. от 02.04.2012 № 31-Φ3).

Среди подзаконных актов, относящихся к данной области контроля, следует прежде всего отметить постановления Правительства РФ: от 16.10.2001 № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» (в ред. от 24.05.2012 № 505), от 26.06.2008 № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012 № 882).

Содержащиеся в перечисленных источниках положения дают основание выделить пять основных направлений государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок. Первое касается порядка выдачи российских разрешений на международную перевозку автомобильным транспортом иностранным перевозчикам. Второе направление связано с организацией работы по обеспечению российских перевозчиков иностранными разрешениями на осуществление международных автомобильных перевозок. Третье заключается в осуществлении допуска российских перевозчиков на международный рынок автотранспортных услуг. Четвертое выражается в контроле за соблюдением владельцами удостоверений на допуск к международным автомобильным перевозкам требований законодательства РФ и международных договоров РФ, регулирующих международные автомобильные перевозки. Пятое направление связано с обеспечением соблюдения правил пропуска автотранспортных средств через государственную границу РФ.

Если первые три направления связаны с реализацией компетентными государственными органами разрешительной функции, то четвертое является проявлением осуществления контроля за соблюдением законодательства при международных автомобильных перевозках, являющихся составной частью транспортной деятельности.

Контроль осуществляют такие компетентные государственные органы, как таможенные и пограничные органы. Что касается Ространснадзора как органа, принимающего решения о допуске российских перевозчиков к международным автомобильным перевозкам и выдающего удостоверения о допуске, то в случае нарушения российским автоперевозчиком возложенных на него нормативными правовыми актами обязанностей федеральная служба вправе:

  • – вынести предупреждение;
  • – приостановить действие удостоверения на срок не более шести месяцев:
  • – аннулировать удостоверение.

При решении о приостановлении действия удостоверения его владелец обязан уведомить в письменном виде об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия этого документа. Обычно компетентный орган проверяет устранение владельцем нарушений, повлекших за собой приостановление действия удостоверения, и только после этого принимает решение о возобновлении его действия и возврате удостоверения и карточек допуска владельцу.

В Положении о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок содержится запрет передачи владельцем удостоверения, а также карточек допуска другому российскому перевозчику.

В тех случаях, когда перевозчик – юридическое лицо ликвидируется, либо прекращает действие свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – перевозчика, удостоверение и карточки допуска теряют юридическую силу и считаются аннулированными.

Телефон доверия +7 (499) 231-53-50

Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Центральный федеральный округ

Читайте также:  Кемеровский пожарный надзор

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

В условиях реально существующей и постоянно нарастающей угрозы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ), в том числе и террористических актов, в деятельность транспортного комплекса Российской Федерации, обеспечение транспортной безопасности является одной из важнейших задач государства. Существование угроз обуславливает необходимость эффективного надзора за поддержанием установленного уровня обеспечения безопасности на транспорте.

Государство, озабоченное ростом террористических проявлений на транспорте, в условиях финансово-экономического кризиса выделило дополнительные ресурсы на повышение уровня транспортной безопасности.

На настоящий момент данные подразделения сформированы и приступили к выполнению задач согласно предназначения — осуществление функций по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, в части обеспечения транспортной безопасности, а также авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного (за исключением пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава) обеспечения транспортного комплекса и авиационно-космического поиска и спасания, а также информационное обеспечение при возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий в транспортном комплексе.

Производится постоянный мониторинг чрезвычайных ситуаций и АНВ на всех видах транспорта, что позволяет правильно оценивать обстановку и использовать данную информацию при планировании контрольно-надзорных мероприятий, оперативно и качественно принимать управленческие решения, направленные на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

В настоящее время Правительством Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации проводится большая работа, как по разработке и изданию нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, так и по внесению изменений в уже действующее законодательство Российской Федерации.

Дата последнего изменения 27 мартa 2019 14:56

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 11.1, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.

Статья 11.1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности

1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 — 6 настоящей статьи.

3. Основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года со дня:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в пункт 1 части 3 статьи 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) государственной регистрации субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика, застройщика объектов транспортной инфраструктуры;

2) окончания проведения последней плановой проверки.

4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в пункт 1 части 4 статьи 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) истечение срока исполнения субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиком, застройщиком объектов транспортной инфраструктуры выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности;

Читайте также:  Архитектурный надзор что это такое

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в пункт 2 части 4 статьи 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса или нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры требований по обеспечению транспортной безопасности;

3) совершение акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, повлекшего за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, государственному или муниципальному имуществу, имуществу физических и юридических лиц;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в часть 5 статьи 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Внеплановая выездная проверка деятельности субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика, застройщика объектов транспортной инфраструктуры может быть проведена органом государственного контроля (надзора) по основанию, указанному в пункте 2 части 4 настоящей статьи, после согласования с органом прокуратуры, а по основанию, указанному в пункте 3 части 4 настоящей статьи, незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», без согласования с органом прокуратуры.

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в часть 6 статьи 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Предварительное уведомление субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика, застройщика объектов транспортной инфраструктуры о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части 4 настоящей статьи, не допускается.

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 11.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 7

7. При проведении проверок субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок, допускается использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по обеспечению транспортной безопасности).

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 11.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 8

8. Проверки субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры с использованием указанных в части 7 настоящей статьи тест-предметов и тест-объектов проводятся органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Источники:
http://security.rostransnadzor.ru/deyatel-nost/nadzor-v-sfere-obespecheniya-transport
http://base.garant.ru/77682359/ee9753586947f35135b65aed7a30547c/

Читайте также:
Adblock
detector