Что такое банковский надзор

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Банковский надзор (Banking Supervision) — система мероприятий по контролю и активных упорядоченных действий Национального банка, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями в процессе их деятельности законодательства Украины и установленных нормативов с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков.

Эффективный банковский надзор основывается на адекватной законодательной и методологической базе. Деятельность службы банковского надзора дает положительные результаты только тогда, когда она подкреплена четкими правилами регулирования банковской деятельности.

Главной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банка относительно безопасности хранения средств клиентов на банковских счетах.

Надзорная деятельность Национального банка Украины охватывает все банки, их подразделения, аффилированные и родственные лица банков на территории Украины и за рубежом, учреждения иностранных банков в Украине, а также других юридических и физических лиц в части соблюдения требований законодательства о банковской деятельности.

При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей устранения нарушений банковского законодательства, исполнения нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избежания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или нанести вред надлежащему ведению банковской деятельности.

Национальный банк имеет право вводить особый режим контроля над деятельностью банка и назначить куратора банка. Особый режим контроля является дополнительным инструментом банковского надзора. При осуществлении процедуры временной администрации или особого режима контроля над деятельностью банка Национальный банк Украины имеет право запретить банку использовать для расчетов прямые корреспондентские счета или требовать от банка проведения расчетов исключительно через консолидированный корреспондентский счет.

В случае отзыва у банка банковской лицензии Национальный банк Украины сообщает об этом соответствующие органы других государств, в которых банк имел филиалы или корреспондентские и иные счета.

Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор на индивидуальной и консолидированной основе и применяет меры воздействия за нарушение требований законодательства о банковской деятельности.

Банковский надзор следует рассматривать как упорядоченную систему, которая планомерно регулируется и развивается. Главными составляющими банковского надзора является контроль, который заключается в исследовании или наблюдении за соблюдением законности в деятельности банков и применении Национальным банком Украины по результатам такого контроля соответствующих мер воздействия.

Задачами банковского регулирования и надзора являются:

  • защита интересов клиентов и вкладчиков, которые размещают свои средства в банках, от неэффективного управления и мошенничества;
  • создание конкурентной среды в банковском секторе;
  • обеспечение прозрачности банковского сектора;
  • повышение устойчивости и эффективности банковской деятельности;
  • поддержание необходимого уровня стандартов и профессионализма в банковском секторе.

Отечественная система банковского регулирования и надзора была создана практически одновременно с созданием Национального банка Украины как центрального банка независимого государства в 1991 г. Основным подразделением банковского надзора стало Главное управление по контролю за банковской деятельностью, в состав которого входили управление по контролю за соблюдением нормативов и управление инспектирования.

В 1995 г. после создания Национальным банком Украины профильных департаментов система банковского надзора была представлена Департаментом банковского надзора, в состав которого входили четыре управления:

  1. регистрации и лицензирования банков;
  2. контроля за соблюдением экономических нормативов;
  3. инспектирования банков;
  4. координации и организации банковского надзора.

Основными принципами организации современного банковского надзора являются:

  1. многоуровневость системы надзора за банками;
  2. постоянное совершенствование нормативного и методического обеспечения надзорных процессов;
  3. совершенствование научного, материально-технического и кадрового обеспечения банковского надзора;
  4. постоянное повышение квалификации специалистов банковского надзора;
  5. усиление публичности и прозрачности финансового состояния банков, широкое использование механизмов рыночной самодисциплины;
  6. использование опыта других стран, внедрение международных стандартов и лучшей практики банковского надзора.

Современная система банковского надзора в Украине скоординирована по вертикали. Она представлена подразделениями центрального аппарата и территориальных управлений Национального банка Украины. Основными формами контроля, с помощью которых Национальный банк Украины осуществляет надзорные и регулирующие функции, является вступительный, предварительный и текущий контроль.

Вступительный контроль применяется на этапе регистрации и лицензирования банковской деятельности. Его использование предполагает получение банками и кредитными учреждениями лицензии на проведение банковских операций. Вступительный контроль начинается с определения требований, необходимых для получения лицензии на осуществление банковских операций, а также порядка, условий и сроков проведения этой процедуры.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за такси

Требования вступительного контроля касаются:

  • условий по объему уставного капитала, источников взносов в уставные фонды банков и состав их участников;
  • квалификационных и профессиональных качеств работников высшего и среднего звена управления банками;
  • вопросов иностранных акционеров (участников);
  • соответствующих технических вопросов;
  • условий, при которых Национальный банк Украины отказывает в предоставлении лицензии на проведение банковских операций;
  • условий по выполнению отдельных банковских операций.

Предварительный контроль предусматривает установление требований к осуществлению банковской деятельности с минимальным риском, контроль за выполнением банками экономических нормативов, запрет или ограничения осуществления отдельных банковских операций, применения санкций за нарушение действующего законодательства и тому подобное.

Предварительный контроль вводится с целью защиты интересов вкладчиков и кредиторов, а также обеспечения финансовой надежности банков. В рамках этого контроля Национальный банк Украины устанавливает для всех коммерческих банков обязательные экономические нормативы, нормы обязательных резервов и нормы отчислений в резервы на покрытие рисков от активных банковских операций.

Текущий контроль осуществляется на основе использования методов и инструментов проверки деятельности банков и путем разработки мероприятий по улучшению их финансового состояния. Нормативной базой текущего контроля являются нормативные и инструктивные документы Национального банка Украины относительно планирования и проведения инспекционных проверок, осуществления конкретных расчетов экономических нормативов, определения уровня риска отдельных операций и банковской деятельности в целом, а также применения мер воздействия за нарушение банковского законодательства.

Текущий контроль органы надзора и работники надзора осуществляют с целью определения рисков, присущих банку, уровня безопасности и правильности выполнения операций, достоверности отчетности банка, соблюдения банком законодательства Украины о банках и банковской деятельности, а также нормативно-правовых актов Национального банка.

Состояние банковской деятельности определяется на основании анализа:

  • видов и структуры активных операций (направления размещения средств банка);
  • видов и структуры пассивных операций (источников средств банка);
  • подходов к управлению капиталом и капитализации банка;
  • ликвидности банка и ликвидности баланса банка;
  • сбалансированности расходов и доходов, а также уровня прибыльности банка;
  • уровня административно-хозяйственного, финансового и стратегического управления (менеджмента);
  • уровня риск-менеджмента в банке;
  • системы внутреннего контроля и аудита;
  • характера взаимосвязей банка с клиентами и кредиторами и т.п.

Основными формами банковского надзора являются:

  • проведение внутреннего контроля и аудита в банке;
  • выездное инспектирование Национального банка Украины;
  • безвыездной надзор Национального банка Украины;
  • внешний аудит;
  • оценка состояния банка рейтинговыми агентствами.

Органами банковского регулирования и надзора в мире, являются:

  • Арабский Комитет по вопросам банковского надзора;
  • Ассоциация надзорных органов, осуществляющих надзор за деятельностью банков Северной и Южной Америки (ASBA);
  • Карибская Группа органов банковского надзора;
  • Комитет европейских органов банковского надзора (CEBS);
  • Рабочая группа по вопросам банковского надзора Ассоциации банков стран Восточной Азии и Океании (EMEAP);
  • Группа органов банковского надзора стран Центральной и Восточной Европы;
  • Группа органов банковского надзора франкоязычных стран;
  • Комитет Совета по вопросам взаимодействия органов банковского надзора стран Персидского залива;
  • Исламский комитет по вопросам финансовых услуг;
  • Группа органов надзора за деятельностью оффшорных банков;
  • Региональная наблюдательная группа Центральной Азии и Закавказья;
  • Подкомитет по вопросам банковского надзора Содружества развития Южной Африки (SADC);
  • Форум органов банковского надзора Организации центральных банков Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии (SEANZA);
  • Комитет органов банковского надзора в Западной и Центральной Африке;
  • Ассоциация органов надзора за деятельностью финансовых учреждений стран Тихоокеанского региона.

В связи с глобализацией банковской сферы деятельности международных организаций и комитетов, осуществляющих методологическое и нормативное обеспечение банковского контроля и надзора, усиливается и способствует лучшему функционированию деятельность национальных органов банковского регулирования и надзора.

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР — 1) контроль за банковской деятельностью со стороны центральных банков. В соответствии с Законом РФ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г. Банк России осуществляет постоянный надзор за… … Юридический словарь

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР — 1) контроль за деятельностью банков со стороны центральных банков. В соответствии с Федеральным Законом О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в ред от 3 февраля 1996 г) Банк России является органом банковского регулирования и… … Энциклопедический словарь экономики и права

банковский надзор — 1) контроль за банковской деятельностью со стороны центральных банков. В соответствии с Законом РФ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г. Банк России осуществляет постоянный надзор за… … Большой юридический словарь

Читайте также:  Что контролируется при проведении проверки организации надзора

Банковское регулирование и банковский надзор — – функции Банка России. Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Для выполнения этих функций в ЦБ создан Комитет банковского надзора.… … Банковская энциклопедия

Банковский контроль — контроль банка за целевым использованием выданных кредитов либо за расходованием средств неплатежеспособного должника до признания его банкротом. По английски: Banking supervision Синонимы: Банковский надзор См. также: Банковские кредиты… … Финансовый словарь

НАДЗОР БАНКОВСКИЙ — БАНКОВСКИЙ НАДЗОР … Юридическая энциклопедия

НАДЗОР БАНКОВСКИЙ — (см. БАНКОВСКИЙ НАДЗОР) … Энциклопедический словарь экономики и права

БАНКОВСКИЙ КОМИТЕТ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ США — BANKING COMMITTEE, U.S. HOUSE OF REPRESENTATIVESВ течение более ста лет Комитет Палаты представителей по делам банков, жилищного и городского хоз ва (Committee on Banking, Housing and Urban Affairs of the U.S. House of Representatives) отвечает… … Энциклопедия банковского дела и финансов

НАДЗОР, БАНКОВСКИЙ — 1. контроль за деятельностью банков со стороны центральных банков. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями… … Большой бухгалтерский словарь

НАДЗОР, БАНКОВСКИЙ — контроль за расходованием банковского кредита дебитором … Большой экономический словарь

Банковский надзор — это наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Объектом надзора для Банка России является банковская система.

Субъекты банковского надзора: Банк России; кредитные организации.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

Каждая в отдельности кредитная организация является предметом конкретного надзора со стороны ЦБ РФ.

Кредитная организация, действующая на основании банковской лицензии и входящая в банковскую систему, выступая как юридическое лицо, должна в своей деятельности также выполнять требования общероссийской законодательной базы. Непосредственно деятельность банка как кредитной организации регулирует специальное банковское законодательство, начиная с момента создания банка, проведения им банковских операций и его закрытия.

Направления государственного регулирования финансовых потоков кредитных учреждений можно структурировать на следующие группы, определив основные мероприятия, проводимые Банком России по каждому направлению.

Рисунок 1 — Основные направления регулирования Банком России финансовой деятельности кредитных учреждений

Основными методами регулирования Банком России финансовой деятельности коммерческих банков являются (таблица 1) [3]:

  • — нормотворческая деятельность, регулирующая финансовую деятельность кредитных учреждений;
  • — разработка методик оценки финансового состояния кредитных учреждений и рекомендаций по повышению эффективности его функционирования;
  • — использование инструментов денежно-кредитного регулирования для воздействия на финансовые операции кредитных учреждений;
  • — проведение консультаций, семинаров, круглых столов для финансовых менеджеров всех уровней управления кредитных учреждений;
  • — осуществление банковского контроля и надзора за финансовой деятельностью кредитных учреждений.

Таблица 1 — Группировка основных направлений государственного регулирования ЦБ РФ финансовой деятельности кредитных учреждений

Мероприятия в рамках направления

Регулирование финансовых отношений в процессе создания и лицензирования банка, при временной его неплатежеспособности и отзыве лицензии

  • — государственная регистрация банка и выдача лицензии на проведение банковских операций;
  • — определение обязательных требований к величине уставного капитала банка в момент его создания и отслеживание законности его формирования;
  • — формирование и предоставление банками с документами для лицензирования бизнес-плана на ближайшие два года, содержащим предполагаемую программу действий банка, включая финансовые показатели и ожидаемые результаты деятельности, позволяющим ЦБ РФ оценить способность банка обеспечить свою финансовую стабильность на рынке;
  • — установление критериев признания банка неплатежеспособным и участие в его финансовой санации (финансовое оздоровление, введение временной администрации);
  • — в случае закрытия банка, проведение официальной процедуры его ликвидации

Регулирование финансовой деятельности при функционировании банка на рынке

Читайте также:  Контрольно надзорные мероприятия что это такое
  • — установление правил по проведению банковских операций и расчетов в наличной и безналичной форме в РФ;
  • — регистрация эмиссии ценных бумаг банков и регулирование их обращения;
  • — определение требований к структуре и объему собственного капитала банка;
  • — оценка величины и достаточности собственных средств банка и оценка качества их активов;
  • — управление ставкой рефинансирования для изменения рыночных цен на банковские продукты и услуги;
  • — деятельность на валютном рынке и проведение валютной интервенции;
  • — определение основных требований к руководящему составу банка (Председателю Правления, главному бухгалтеру и их основных заместителей);
  • — оценка эффективности организации внутреннего контроля в банке, системы управления рисками;
  • — обеспечение транспарентности финансовой деятельности банков.

Регулирование процесса поддержания ликвидности коммерческого банка

установление экономических нормативов ликвидности для банков;

  • — рекомендации по формированию подразделений в банке по управлению за его ликвидностью, методам оценки его эффективности и мероприятиям по ее восстановлению в банке;
  • — предоставление банку кредитов и прием его свободных денежных средств в депозиты для поддержания ликвидности баланса;
  • — осуществление операций репо-соглашений с банком и покупка-продажа государственных ценных бумаг;
  • — эмиссия облигаций ЦБ РФ и покупка-продажа их на рынке.

Регулирование процесса управления банковскими рисками

  • — определение требований к системе риск-менеджмент банка;
  • — установление экономических нормативов в части финансовой деятельности банка и лимитов проведения его спекулятивных сделок (лимит открытой валютной позиции, лимит открытой позиции по драгоценным металлам и т.д.) ограничивающих риски банков;
  • — определение требований к созданию резервов банками на возможные потери;
  • — разработка методик по оценке уровня банковских рисков;
  • — проведение стресс-тестирования банков в целях определения их устойчивости к возможным потрясениям в случае возникновения кризисных ситуаций.

Регулирование процесса ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и финансовой отчетности в ЦБ РФ

  • — установление плана счетов для коммерческих банков и порядка ведения ими бухгалтерского учета;
  • — установление требований к составлению и предоставлению банками бухгалтерской, финансовой и консолидированной отчетности в ЦБ РФ

Регулирование и надзор за финансовой устойчивостью банка

  • — контроль за выполнением банками пруденциальных норм деятельности;
  • — надзор за функционированием системы внутреннего контроля;
  • — осуществление банковского регулирования и надзора за текущей финансовой деятельностью банка в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах;
  • — контроль за эффективностью функционирования системы страхования вкладов граждан в банках, включая текущий надзор за соблюдением банками требований к участию в системе страхования вкладов;
  • — осуществление надзорного регулирования за соблюдением банками банковского законодательства и актов ЦБ РФ;
  • — мониторинг финансовой устойчивости банков

Правовой базис включает, прежде всего, законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор. Также в него входят законодательные акты, регламентирующие права и полномочия субъекта и объекта надзора. В соответствии с российским законодательством возможности Банка России ограничиваются исключительно правами на осуществление надзора, то есть наблюдения за кредитными организациями с точки зрения соблюдения принципа нормативности принимаемых ими решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитными организациями законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России, но не обладает полномочиями контролировать целесообразность их деятельности, а также правами вмешиваться в их деятельность [4].

Таким образом, банковский надзор — это особая система, включающая совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным институтам, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.

Надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности в государстве. При этом вне зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций, цели и задачи органов регулирования банковской деятельности сводятся к обеспечению устойчивости банковской системы, созданию условий ее эффективной деятельности, и, в конечном счете, к защите интересов вкладчиков, кредиторов и клиентов кредитных учреждений.

Источники:
http://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru/720/%D0%91%D0%90%D0%9D%D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%9D%D0%90%D0%94%D0%97%D0%9E%D0%A0
http://studwood.ru/688117/bankovskoe_delo/ponyatie_napravleniya_bankovskogo_nadzora

Читайте также:
Adblock
detector