Что такое надзорный порядок

Вопрос № 2

Вопрос № 1

Надзорное производство

Тема № 16

1. Сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции.

2. Порядок производства в надзорной стадии.

3. Решения, принимаемые в надзорной инстанции.

Надзорное производство это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступившими в законную силу судебных решений, принесение протеста в порядке надзора, проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесение решения по делу.

Судебный надзор осуществляется вышестоящими судами за деятельностью нижестоящих судов, создает гарантии правильного разрешения дел, способствует достижению единой судебной практики, обеспечивает наиболее полное осуществление целей правосудия.

Производство в надзорной инстанции относится к исключительным стадиям уголовного процесса. Исключительность данной стадии состоит в специфике, которая вытекает из того, что устранение нарушений закона осуществляется лишь после вступления пересматриваемого решения суда в законную силу.

Цель пересмотра судебных решений в порядке надзора – проверить законность и обоснованность приговора, определения, постановления суда, а также и деятельность органов предварительного расследования.

При рассмотрении дел в порядке надзора, так же как и при кассационном производстве, действует ревизионное начало.

Выводы судьи надзорной инстанции могут основываться не только на имевшихся в деле материалах, но и дополнительно представленных материалах.

В порядке судебного надзора дела могут быть рассмотрены неоднократно. При этом обязательно соблюдается принцип инстанционности.

В порядке надзора может быть исправлена ошибка, допущенная судом в кассационной инстанции, если им при рассмотрении дела необоснованно изменяется или отменяется законный приговор, определение, постановление суда либо, наоборот, не отменяется или оставляется без изменения не законный и не обоснованный приговор, определение, постановление суда первой инстанции.

Следует отметить, что в порядке судебного надзора рассматриваются не все уголовные дела.

С жалобами на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда могут обращаться стороны уголовного процесса. Кроме того с просьбами о принесении протеста на такие решения суда могут обращаться любые граждане, учреждения и организации. Судебная ошибка может быть обнаружена и непосредственно вышестоящими судами при проверке деятельности нижестоящих судов. При этом жалобы и заявления должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня ее подачи (ст. 408 УПК).

В соответствии с ч.2 ст.404 УПК протесты в порядке надзора вправе приносить:

1) Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, их заместители — на приговоры, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда;

2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции — на приговоры, определения, постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке;

Читайте также:  Что такое метрологический надзор и контроль

3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор и их заместители в пределах своей компетенции — на приговоры, определения, постановления межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать. Отзыв протеста допускается до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению (ч.3 ст.404 УПК).

Указанные лица вправе истребовать, в пределах своей компетенции, любое уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда. Право истребования уголовных дел из районных (городских), межгарнизонных военных судов принадлежит также районным (городским) и приравненным к ним прокурорам, которые в необходимых случаях вносят вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в порядке надзора (ст.409 УПК).

Указанные лица, усмотрев, что приговор, определение или постановление суда по истребованному уголовному делу являются незаконными или необоснованными, приносят протест и направляют дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию.

Если же лицо, истребовавшее дело, не обнаружило в нем основания для принесения протеста, дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано. Протест в этом случае не приносится, о чем сообщается лицам, по жалобам которых дело было истребовано для проверки (ст.410).

Согласно ст.407 УПК судами надзорной инстанции являются:

1. Президиумы областного, Минского городского судов, которые рассматривают уголовные дела по протестам на кассационные определения этих судов и на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных (городских) судов.

2. Президиум Белорусского военного суда, который рассматривает уголовные дела по протестам на кассационные определения этого суда и на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления межгарнизонных военных судов.

3. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда, которая рассматривает уголовные дела по протестам на постановления президиумов областных, Минского городского судов или при отсутствии кворума в президиумах указанных судов по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления районных (городских) судов, а также приговоры, определения, постановления областных, Минского городского судов, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь.

4. Военная коллегия Верховного Суда, которая рассматривает уголовные дела по протестам на постановления президиума Белорусского военного суда или при отсутствии кворума в президиуме указанного суда по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления межгарнизонных военных судов, а также приговоры, определения и постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде.

5. Президиум Верховного Суда, который рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за тсж

Порядок рассмотрения дел в надзорной инстанции подробно изложен в ст.411 УПК.

Уголовное дело по протесту рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее 15 суток, а Президиумом Верховного Суда — не позднее месячного срока со дня поступления уголовного дела с протестом (ч.1 ст.411).

В соответствии с ч.2 ст.411 УПК, в рассмотрении уголовных дел в порядке надзора принимают участие:

1. в президиумах областного, Минского городского, Белорусского военного судов — прокуроры области, города Минска, Белорусский транспортный прокурор, Белорусский военный прокурор либо их заместители;

2. в судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда — прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором Республики Беларусь;

3. в Президиуме Верховного Суда — Генеральный прокурор или его заместители.

В необходимых случаях на заседание суда, рассматривающего уголовное дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители. При этом приглашаемым на заседание лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом (ч.3 ст.411 УПК).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Туркменистан — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юго западе Средней Азии. Территория 488 тыс. кв.км. Столица г.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Областной суд — в СССР суд, действующий на территории области в качестве первой, кассационной и надзорной инстанций. Избирается областным Советом депутатов трудящихся на 5 лет в составе председателя, его заместителей, членов суда и народных заседателей.… … Большая советская энциклопедия

ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА — (от лат potestor заявляю, свидетельствую, публично объявляю) одно из важных правовых средств реагирования на нарушение закона. Публичный характер П.п. выражается в письменной форме, установленной процессуальным и иным законодательством. Различают … Энциклопедия юриста

ГОСТ Р 53801-2010: Связь федеральная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53801 2010: Связь федеральная. Термины и определения оригинал документа: 260 абонементный почтовый шкаф: Устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Высшие государственные органы империи Тан — См. также: Чиновники империи Тан Аппарат управления империи Тан управленческая система, созданная в средневековом Китае во времена правления династии Тан. Включал, как гражданское так и военное управление. В империи Тан конфуцианцы смогли… … Википедия

Финансовый регулятор — (Financial regulator) Финансовый регулятор это орган, осуществляющий надзор, регулирование и контроль над оборотом финансовых инструментов Регуляторы финансового рынка – понятие, цели деятельности и роль финансовых регуляторов, самые известные… … Энциклопедия инвестора

Читайте также:  Кто главный госинспектор рф по пожарному надзору

Министерство внутренних дел и законодательства (Республика Корея) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Попечительский совет — (англ. guardianship council) 1) в уголовно исполнительном законодательстве РФ орган, создаваемый при воспитательной колонии для оказания помощи администрации в организации учебно воспитательного процесса и укрепления материально технической базы … Большой юридический словарь

Инсайдерская информация — (Ins >Энциклопедия инвестора

Пересмотра судебных приговоров, решений и определений, в СССР особый порядок пересмотра приговоров, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу. В отличие от кассации, в Н. п. могут быть пересмотрены приговоры, решения, определения и постановления судов всех инстанций по тем же основаниям, что и в кассационном порядке (см. Кассация и Протест).

Вступившие в законную силу приговоры и др. акты могут быть пересмотрены лишь по протесту строго определённого круга должностных лиц: прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено общесоюзным или республиканским законодательством (Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, ст. 48). Пересмотр приговоров по мотивам мягкости наказания или необходимости применения к осуждённому закона о более тяжком преступлении, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение 1 года по вступлении их в законную силу.

Протесты в Н. п. с участием прокурора рассматриваются соответственно их компетенции пленумами, президиумами, судебными коллегиями по уголовным или гражданским делам Верховного суда СССР и Верховных судов союзных республик, военной коллегией (См. Военная коллегия) Верховного суда СССР, военными трибуналами (См. Военные трибуналы) видов вооруженных сил, округов, флотов и групп войск, а также Президиумами Верховных судов АССР, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и национальных округов. В результате рассмотрения дела в Н. п. суд может: отклонить протест, оставив приговор в силе, отменить приговор (решение, определение), передать дело на новое рассмотрение или прекратить его производством; изменить приговор, смягчив назначенное наказание, или применить закон о менее тяжком преступлении. В СССР надзорная инстанция не вправе усилить наказание или применить закон о более тяжком преступлении (при отмене приговора по этим мотивам дело направляется на новое рассмотрение).

Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112075/%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9
http://gufo.me/dict/bse/%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA

Читайте также:
Adblock
detector