Что представляет собой федеральный государственный пожарный надзор

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 6 . Федеральный государственный пожарный надзор

См. Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290

Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

Органами государственного пожарного надзора являются:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

См. Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644

территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации;

территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:

главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

главными государственными инспекторами территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.

Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению федерального государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора при проведении проверок на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Часть седьмая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Часть девятая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара;

Читайте также:  Чем занимается отдел организации надзора

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Орган государственного пожарного надзора может быть привлечен судом к участию в деле для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений требований пожарной безопасности.

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий и подведомственными им государственными учреждениями при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с настоящим Федеральным законом и лесным законодательством Российской Федерации.

Федеральный государственный пожарный надзор на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного горного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Одним из основных элементов Федеральной противопожарной службы является Государственный пожарный надзор. Он осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
  • структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
  • структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
  • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В наше время ни единое государство не может существовать без разработанных и четко сформулированных правил безопасности при пожаре. Именно они могут обеспечить защиту жизни человека. В этом контексте пожарный надзор определяется как особый подвид надзорной деятельности того или иного государства.

Определение

Как было сказано выше, государственный пожарный надзор (ГПН) — это особый подвид надзорной деятельности любого государства. В свою очередь, надзор выполняется должностными лицами управленческих органов. Также весомый вклад вносят неисчислимые количества подразделений, которые занимаются организацией мероприятий по пожарной безопасности. Главной обязанностью пожарного надзора является обеспечение пожаробезопасности в том или ином населенном пункте, организации, на предприятии. Происходит это за счет систематических проверок и различных обследований на выявление пожароопасных факторов. Основная деятельность заключается в составлении сводок правил по увеличению показателей пожаробезопасности в государстве.

Необходимость пожарного надзора

Статистика по количеству случаев возгорания в бытовых условиях и по причине стихийных воздействий в настоящее время чрезвычайно велика. Только в месяц на территории Российской Федерации происходят около 30 000 пожаров. А за год эта цифра превышает отметку в 400 000 случаев возгорания. По сравнению с другими развитыми странами ситуация выглядит плачевно. Если сопоставить затраты на компенсацию урона от пожара и всех стихийных бедствий, то в денежном эквиваленте стихийные бедствия обходятся намного дешевле.

Читайте также:  Санитарно-эпидемиологический надзор что это

Подытожив все вышесказанное, вопрос о том, нужен ли пожарный надзор, отпадает сам по себе. Эта надзорная деятельность крайне необходима для увеличения уровня пожаробезопасности в стране.

Причины возникновения пожароопасных факторов

Огромное количество пожаров на территории страны вызвано множеством факторов, среди которых большую нишу занимает несоблюдение элементарных основ пожаробезопасности. Многие люди попросту не знают простых правил, что и приводит к печальному исходу. Также немаловажным фактором выступает отсутствие дисциплины на множествах предприятий, такая халатность и становится причиной возгораний. Вкупе с этими факторами выступает также несоблюдение норм эксплуатации технологического, механического и энергетического оборудования. Вследствие этого физический износ настигает намного раньше, что и приводит к несчастным случаям. Пожары в бытовых условиях чаще всего происходят по вине курящих людей, а так как число таковых огромное, то и показатели высокие. Подводя к логическому завершению, можно сделать вывод, что государственный пожарный надзор необходим для нейтрализации всех этих факторов.

Функции и задачи пожарного надзора

Пожарный надзор, помимо ряда прав и обязанностей, имеет основные функции и задачи, которые обязан выполнять в любых случаях. Именно инспектор пожарного надзора должен обеспечивать защиту жизнедеятельности каждого гражданина страны, равно как и его имущества. Также он обязан защищать имущество муниципалитета и организаций. В обязанности инспектора также входит подведение статистики и составления отчета по пожарам и их последствиям. Помимо этого, в обязательном порядке должны быть рассмотрены жалобы граждан и различных организаций.

Ряд вышеперечисленных задач должен исполняться беспрекословно каждым работником органов пожарного надзора.

Права органов пожарного надзора

Органы пожарного надзора, в частности должностные лица, имеют ряд прав, ввиду которых осуществляется их противопожарная деятельность.

Первое и основное правило заключается в том, что должностные лица обязаны выполнять надзор и проверять соблюдение требований пожаробезопасности различными внутренними органами и фактической исполнительной властью. Также надзор осуществляется над отдельными органами исполнительной власти государства, местного управления, различных предприятий и гражданами.

При обнаружении несоответствия требованиям пожарной безопасности органы государственного пожарного надзора в обязательном порядке должны внести предложения по выполнению оных.

Проверка сооружений, территории предприятий, зданий, помещений и других структур проводится 24 часа в сутки, даже в нерабочее время. Необходимо это для обеспечения круглосуточного контроля. При выявлении несоответствия требований пожарной безопасности следует пресекать на месте все нарушения.

Если существует достоверная информация о нарушении пожаробезопасности, должностное лицо имеет беспрекословное право пройти на частную территорию предприятия, жилого помещения и на земельные участки для проведения проверки и выявления несоответствий.

Должностные лица вправе вносить решающее слово в процессе работы комиссий по выбору места для строительства, а также имеют право вносить поправки в работу комиссий по приему объектов, прошедших реконструкцию или же завершенных объектов.

Если в проектно-сметной или же градостроительной документации будут обнаружены обоснованные отступления от существующих требований пожаробезопасности или их отсутствие, то работник органов пожарного надзора имеет полное право вносить коррективы в документы. Тем самым обеспечивать выполнение требований пожаробезопасности при строительстве, реконструкции, переоснащении предприятий, сооружений, зданий и при капитальных ремонтах.

При выполнении проектно-изыскательной работы предприятия должна быть выполнена проверка пожарного надзора, во время которой выявляются и пресекаются все нарушения требований пожарной безопасности.

При выявлении нарушений работник государственного пожарного надзора обязан предоставлять выписки с нарушениями, которые в обязательном порядке должны быть устранены руководителями организаций, гражданами и иными должностными лицами. При выявлении нарушений пожаробезопасности в выпускаемой продукции — имеет право снять с производства, прекратить выпуск и остановить реализацию работ, услуг, товаров.

Сферы влияния пожарного надзора

Пожарный надзор при выяснении обстоятельств, которые нарушают пожарную безопасность, с иностранными лицами имеет те же полномочия, что были перечислены выше.

Читайте также:  Как стать инженером технического надзора

Вопросом о выяснении обстоятельств нарушения пожаробезопасности в лесистой местности занимается федеральный пожарный надзор, руководствующийся большим объемом прав, чем районный.

В случае выявления нарушения пожаробезопасности при проведении взрывных работ на открытых разработках или же в шахтах в полномочия вступает федеральный государственный пожарный надзор промышленных комплексов.

Цели пожарно-технического обследования

Пожарно-техническое обследование — это одна из основных форм контроля за работой пожарного надзора. Именно качество проведения этого обследования и оказывает большее влияние на степень борьбы с огнеопасными факторами.

Основными целями этого обследования являются:

  • Абсолютный контроль факторов, которые могут стать причиной пожара, а также своевременное их устранение.
  • Составление плана специальных мероприятий для обеспечения безопасности жизни людей при пожаре, также целью является устранение дальнейшего продвижения огня во время ликвидации возгорания.
  • Распространение информации по пожарной безопасности среди граждан. А также предоставление инструкций правил поведения при пожаре.

Системные образования структурных аппаратов

Подразделения государственной противопожарной службы МЧС, а также различные структурные аппараты в областях и городах разделяются на два системных образования, которые выполняют различные функции:

  • Система аппаратов ГПН — выполняет задачи, связанные с предотвращением возгораний. Сюда входят различные отделения МЧС, а также инспектора пожарного надзора.
  • Система мероприятий по тушению возгораний — в неё входят различные отделения УГПС и ОГПС, местные штабы, отвечающие за предотвращение возгораний, дежурные службы оперативного реагирования, а также службы, которые несут специальную функцию при пожаротушении.

Государственный пожарный надзор: полномочия представителей органа

Все права и обязанности, которые возложены на ГПН, заверены и приняты правительством государства. Исходя из этого, должностные лица пожарного надзора имеют ряд полномочий, которые ни в коем случае не могут быть оспорены предпринимателем или же юридическим лицом.

Все совершенные действия инспектором надзора пожаробезопасности должны быть официально заверены и не противоправны. По окончании проверки требований пожаробезопасности инспектор обязан составить отчет, в котором все его действия резюмированы.

Нормы пожаробезопасности на предприятии

Юридическое лицо или предприниматель беспрекословно обязан пройти ряд экспертиз. Для этого необходимо подать заявление в МЧС. Пожарный надзор должен проверить помещение на эксплуатационные показатели. Есть три вида помещений, проверка для которых отличается в наличии различных документов.

При аренде помещения арендодатель должен представить соответствующий документ. В том случае, если помещение является собственностью юридического лица или предпринимателя, он сам должен представить соответствующий документ, а при его отсутствии оформление такового должно быть выполнено в обязательном порядке. Если помещение для предприятия новое, то также необходимо подтвердить этот факт соответствующими документами. Все эти манипуляции проводятся для того, чтобы государственный пожарный надзор МЧС дал свое разрешение по вводу в эксплуатацию помещения предприятия.

Разрешение от МЧС — это специальный документ, подтверждающий соответствие помещения нормам пожаробезопасности. В случае если такого документа нет или же требования по пожаробезопасности нарушены, предприниматель или юридическое лицо понесет наказание в виде штрафа или же приостановки эксплуатации.

Правила ведения документации пожарного надзора

Во всех службах МЧС и их частях, на городском, районом, областном либо же федеральном уровне предусмотрено ведение учета проведенных ими мероприятий. Необходимо это для составления статистики и общей картины пожаробезопасности на государственном уровне. На основании всех полученных отчетов и проводится статистический анализ, а также осуществляется контроль уровня пожарной безопасности в тех или иных населенных пунктах, областях, районах, на предприятиях.

Все что было сказано выше в полной мере дает понять необходимость данной надзорной деятельности. Она способствует снижению уровня пожароопасных факторов на территории государства, что обеспечивает дополнительную защиту жизни и здоровья граждан.

Источники:

http://businessman.ru/new-gosudarstvennyj-pozharnyj-nadzor.html

Читайте также:
Adblock
detector