Чем отличается надзорная от ненадзорная проверки

Возникновение и развитие контроля исследователи связывают с интересом и потребностями как государства, так и общества в информации о текущей деятельности всего государства и его механизма, о происходящих социальных, экономических, политических изменениях и тенденциях в самом обществе.

Цель контроля — своевременное реагирование на те или иные отклонения в правовом регулировании отдельных сфер жизнедеятельности общества.

В настоящее время контроль является одним из важнейших атрибутов демократического государственного управления, отражающих интересы и волю граждан. Ни одно государство не может полноценно функционировать без развитой системы контроля. Он проявляется в сложной системе сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей. Сильная и стабильная власть невозможна без контроля, дисциплины и ответственности. Общество и государство могут эффективно взаимодействовать, только опираясь на принцип взаимной ответственности.

В то же время контроль следует рассматривать не как чрезвычайную меру, а как неотъемлемую часть управленческой деятельности, как обеспечение законности в работе правоохранительных органов.

Сущность контроля заключается в деятельность государства в лице его органов, направленную на:

  • — осуществление наблюдения, систематическое получение информации (как самостоятельное, так и опосредованное) о происходящих процессах, имеющих государственно-правовое значение;
  • — выявление нарушений или отклонений в деятельности подконтрольных субъектов от существующих нормативных и иных предписаний;
  • — принятие мер по устранению выявленных дефектов;
  • — принятие (при необходимости) мер по привлечению к ответственности виновных лиц.

Контрольная деятельность обусловлена объективно необходимыми целями и носит социально-преобразующий характер. Она нормативно урегулирована, организационно обеспечена, предметно обособлена и осуществляется на основе самостоятельных начал процедурного характера. Содержание данной деятельности составляет установление и сдерживание социально-вредных отклонений.

Контрольную деятельность государства необходимо понимать как деятельность по установлению фактического соответствия реализации социальных норм (прежде всего правовых) и сдерживанию выявленных отклонений, осуществляемую специальными государственными органами на основе норм права.

Контроль включает в себя анализ причин отклонений, устранение негативных явлений, а также определяет способы воздействия на управляемый объект с целью преодоления отклонений.

Сложность объектов контроля и многогранность контрольной деятельности определяют разнообразие методов контроля, многообразие целей и характера контрольной деятельности, что дает широкие возможности для классификации и систематизация видов контроля в зависимости от научных и практических задач.

В юридической литературе выделяют различные виды контроля. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий (обследование подконтрольного объекта полностью) и специальный контроль (подразумевает проведение проверки только по конкретному вопросу или направлению деятельности подконтрольного). По стадиям проведения контроля выделяют:

  • — предварительный контроль, целью которого является в предупреждении правонарушений и иных отклонений от стандартов;
  • — текущий контроль — состоит в выяснении состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля.
  • — последующий контроль — проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.

В зависимости от субъектов контроля выделяют: контроль Президента; контроль органов законодательной (представительной) власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти.

В зависимости от подчиненности субъекта и объекта контроля выделяют контроль внутренний и внешний. Внутренний осуществляется самим органом власти внутри своей системы, внешний контроль реализуются другими органами власти.

Весьма схожая классификация контроля основана на специфике и роли в государственном управлении отдельных органов власти: общий; ведомственный; надведомственный контроль. К сфере общего контроля относится наблюдение за деятельностью различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции. Ведомственный контроль осуществляется в отношении подчиненных органов и организаций всеми органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. Надведомственный контроль осуществляется со стороны органов межотраслевой компетенции в отношении не находящихся в ведомственной к ним подчиненности органов и организаций.

Можно согласиться с тем, что надзор и контроль соотносятся как часть и целое: надзор — контроль за соблюдением правовых норм, это ограниченный, суженный контроль. В связи с этим, в зависимости от объема контроля, допустимо различать собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности.

Отметим, что надзор — это суженный контроль только по объему проверяемой информации и действий. По объему полномочий он может быть и гораздо шире.

Так в чем же состоит разница между контролем и прокурорским надзором, каковы критерии, отграничивающие эти две правовые формы государственной деятельности? Представляется, что в числе таких критериев возможно назвать следующие.

  • 1. Контролирующие органы могут проверять не только законность, но и целесообразность подконтрольной деятельности; цель прокурорского надзора — контролировать соблюдение законности.
  • 2. Прокуратура осуществляет надзор от имени государства и является организационно независимым органом. Органы контроля в основном входят в состав какого-либо самостоятельного органа государственной власти или же создаются по специальному распоряжению этого органа и осуществляют контроль от его имени или по его поручению.
  • 3. Прокуратура как орган надзора представляет собой единую централизованную систему органов, в то время как органы контроля осуществляют свою деятельность в различных организационных формах, являются многочисленными и не образуют единую систему органов, не имеют единого центра.
  • 4. Прокурорский надзор всегда носит внешний характер. Поднадзорные субъекты не подотчетны и не находятся в субординационных отношениях с органами прокуратуры. Контроль может носить как внешний, так и внутренний характер, а контрольные органы осуществляют управленческие функции в отношении проверяемых субъектов.
  • 5. Отличием надзора от контроля является то, что контроль предполагает наличие административной власти, полномочий по применению административных и иных санкций в отношении нарушителей закона. Так, органы контроля могут непосредственно назначать и проводить ревизии хозяйственно-финансовой деятельности, производственно-технические экспертизы; принимать акты, обязательные для исполнения подконтрольными субъектами, отменять незаконные акты, приостанавливать незаконные распоряжения, пресекать незаконные действия должностных лиц (вплоть до приостановления хозяйственной деятельности), давать оперативные указания по устранению обнаруженных нарушений, то есть фактически вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность; непосредственно привлекать к материальной, административной, финансовой, дисциплинарной и иным видам ответственности.
Читайте также:  Осуществляет ли прокуратура надзор за следственным комитетом

Прокуроры при осуществлении надзора подобными полномочиями не обладают, они лишь ставят перед соответствующими субъектами или судом вопросы об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий, наказании виновных лиц. В то же время отдельные полномочия прокуроров в сфере надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства по уголовным делам, при исполнении наказаний носят властно-распорядительный (административный) характер.

  • 6. Контроль в отличие от надзора проводится систематически, носит инициативный характер, проводится главным образом не в связи с поступлением сигналов, жалоб, а по инициативе самих контролирующих органов. Прокурорские же проверки проводятся, во-первых, на основании информации о фактах нарушения закона, прав и свобод граждан; во-вторых, в случаях, когда такие факты требуют принятия мер именно прокурором.
  • 7. В компетенцию прокуратуры входит проверка исполнения законов самими контролирующими органами.
  • 8. В отличие от органов, осуществляющих контроль, прокуратура не обладает полномочиями привлекать к ответственности должностных лиц, не исполняющих правовые акты прокурорского надзора. Такое положение представляется правомерным, поскольку акты прокурорского надзора не обладают юридической силой административных решений. Контролирующие органы, напротив, вправе применять административные и иные санкции за игнорирование своих требований.
  • 9. Надзор прокуратуры в отличие от контроля распространяется на различные сферы общественных отношений (экономических, политических, социальных). Органы, осуществляющие контроль, напротив, специализируются в определенных областях общественных отношений. Специализация контроля обусловливается многообразием и сложностью задач управления, множественностью субъектов, в отношении которых осуществляется контроль.

Контролирующие органы и органы прокуратуры реализуют возложенные на них полномочия через следующие формы взаимодействия:

  • 1) взаимный обмен информацией;
  • 2) взаимное привлечение специалистов при проведении различных проверок;
  • 3) проведение проверок силами контрольных органов по поручению прокуроров;
  • 4) подготовку и проведение совместных координационных совещаний.

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осу­ществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и испол­нения законов, действующих на ее территории.

    1. Прокурорский надзор — самостоятельный, специфиче­ский вид государственной деятельности . Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физи­ческие лица.
    2. Прокурорский надзор осуществляется от имени госу­дарства — Российской Федерации. Важность этого поло­жения заключается в том, что прокурор, осуществляя над­зор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполни­тельной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреж­дений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
    3. Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности , его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, ко­торая состоит в проверке точности соблюдения Конститу­ции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
    4. Специфичность прокурорского надзора как вида госу­дарственной деятельности состоит в том, что он не относит­ся к деятельности какой-то одной ветви власти (представи­тельной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.
Читайте также:  Кто проводит строительный надзор

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства составляет основное содержание ее деятельности. Для органов власти вопросы
законности, общественной безопасности и правопорядка, выявление и устранение нарушений закона — лишь часть их деятельности по решению многих иных задач. Поэтому прокуратура в Отношениях с указанными
органами хотя и имеет общие цели, но не выступает в роли координатора, а согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности проводит с ними в форме взаимодействия.

Учитывая, что основная часть работы прокуратуры сосредоточена в регионах и на уровне городов, районов, проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов власти преимущественно касаются органов
представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов власти регионального и муниципального уровней, органов контроля составляет Конституция РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Органы исполнительной власти регионов, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью.

Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

Взаимодействие с органами прокуратуры строится с учетом свойственных представительным и исполнительным органам власти, органам местного самоуправления формам деятельности: проведение заседаний, сессий.

Однако при рассмотрении внесенных прокурором представлений и протестов на заседаниях соответствующих органов он непосредственно участвует в заседаниях. Такое участие предполагает наличие права прокурора выступить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им акты реагирования, представить дополнительные разъяснения существа нарушенного закона.

Исходя из этих особенностейк формам взаимодействия прокуратуры с представительными (законодательными) органами власти, органами местного самоуправления можно отнести следующие действия:

Читайте также:  Что нового в надзоре

— взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;

— совместная разработка и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, выполнение этих программ;

— совместная деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;

— совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;

— участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;

— участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти, местного самоуправления;

— предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти.

На практике могут применяться и иные формы взаимодействия, главное, чтобы они строились с учетом требования о соблюдении законности, в пределах компетенции каждого субъекта отношения и оказывали бы положительное влияние на эффективность выполнения общих задач.

Несколько иной характер взаимоотношений у прокуратуры с органами контроля. Несмотря на различия в наименовании контролирующих органов (их называют органами межведомственного, специального контроля), речь в данном случае идет о государственных образованиях, на которые возложен надведомственный (внешний) контроль за исполнением законов на организационно не подчиненных им объектах. Это, как правило, структурные подразделения (главные управления, департаменты, отделы, инспекции) федеральных и региональных органов исполнительной власти, наделенные полномочиями осуществлять контрольные функции в определенной области управления. Среди них выделяются государственные комитеты, некоторые федеральные министерства, государственные федеральные службы и надзоры. Они образованы специально для осуществления контрольных функций, для проведения проверок о соблюдении и исполнении на конкретном объекте действующего законодательства, целесообразности и эффективности использования предоставленных полномочий. В настоящее время насчитывается свыше пятидесяти таких государственных образований.

Особенности правовой регламентации организации и деятельности органов контроля заключаются в том, что их правовые статусы приняты во исполнение и развитие федеральных законов и указов Президента РФ.

С учетом организационно-правового статуса органов контроля прокуратура призвана строить отношения с ними так, чтобы обеспечить получение более полной информации о нарушениях и нарушителях законов и обстоятельствах, способствующих нарушению законов; не подменяя органов контроля, требовать от них проведения мероприятий, направленных на выявление и устранение нарушений законов, анализировать результативность актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов.

Прокуратура в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с одной стороны, вправе обязывать органы контроля проводить проверки в подконтрольных организациях и на предприятиях, требовать выделения специалистов для выяснения возникших в надзорной деятельности вопросов, а с другой стороны — прокуроры сами проверяют
законность и полноту принимаемых контролирующими органами мер для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности.

Эти обстоятельства позволяют выделить следующие формы взаимодействия прокуратуры с органами контроля:

-взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов;

— участие представителей органов контроля в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний;

— привлечение специалистов из контролирующих органов для участия в прокурорских проверках;

— участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и представлений.

На развитие форм взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами в определенной мере повлияет совершенствование функции прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов. При выборочном, избирательном характере этого надзора органы прокуратуры основное внимание должны будут уделять надзору за исполнением законов самими органами контроля, особенно в части всесторонности и полноты выявления ими нарушений, принятии мер по их устранению и наказанию виновных. При ином, более широком предмете надзора, основные усилия прокуратуры будут направлены на проверку исполнения законов собственными силами или с привлечением необходимых специалистов, в том числе и работников органов контроля. Соответственно, в зависимости от направленности прокурорского надзора будут изменяться прежние и появляться новые формы взаимодействия прокуроров с органами контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://jurkom74.ru/ucheba/otlichie-prokurorskogo-nadzora-ot-mezhvedomstvennogo-i-vedomstvennogo-kontrolya-nadzora
http://studopedia.ru/5_93639_sootnoshenie-prokurorskogo-nadzora-s-drugimi-vidami-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti.html

Читайте также:
Adblock
detector