Является ли помощник прокурора должностным лицом

Вправе ли помощник прокурора поддерживать
государственное обвинение?

Одним из важнейших вопросов, возникшим в ходе практического применения УПК РФ, является вопрос об уголовно-процессуальных полномочиях помощников прокуроров всех уровней, а также прокуроров управлений и отделов.

Если нормы УПК понимать буквально, то, по моему мнению, указанные прокурорские работники не вправе быть государственными обвинителями по уголовному делу.

Согласно п.6 ст.5 УПК государственный обвинитель — поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры, а по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, также дознаватель либо следователь. Помощник прокурора вроде бы подпадает под понятие «должностное лицо органа прокуратуры», тем более что он упомянут в п.31 ст.5 УПК. Однако начальник отдела материально-технического снабжения прокуратуры области — тоже должностное лицо, но никому и в голову не придет признать за ним право поддержания государственного обвинения. К тому же не забудем, что ст.5 УПК начинается словами «если не оговорено иное», т.е. содержит общие нормы.

А в ст.37 УПК, определяющей полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, в том числе полномочия по поддержанию государственного обвинения в суде (ч.4), содержится специальная норма, где как раз оговорено, какое именно должностное лицо органа прокуратуры вправе поддерживать государственное обвинение. Там сказано, что «полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами». Заметьте — помощник прокурора здесь не упомянут.

Прокурор отдела (управления) прокуратуры субъекта Федерации никак не может являться «вышестоящим» прокурором по отношению к прокурору города или района хотя бы потому, что не имеет полномочий отменять решения последнего (это вправе сделать лишь прокурор субъекта Федерации или его заместитель). Таким образом, УПК РФ четко определил исчерпывающий перечень должностных лиц прокуратуры, которые имеют полномочия поддерживать государственное обвинение: прокуроры — руководители прокуратур районного (городского) уровня и их заместители; вышестоящие прокуроры (т.е. прокурор субъекта Федерации, приравненный к нему военный или иной специализированный прокурор, Генеральный прокурор Российской Федерации) и их заместители.

Названные лица могут делегировать эти полномочия только в одном случае — когда расследование проводилось в форме дознания, и вправе делегировать их только одному лицу — тому дознавателю либо следователю, который проводил дознание по данному делу (ч.4 ст.37 УПК).

УПК РФ не допускает, чтобы названные прокуроры передавали эти полномочия своим помощникам, прокурорам отделов (управлений) либо иным лицам.

Между тем Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.36) до сих пор предусматривал возможность участия помощника прокурора, а также прокурора управления (отдела) в качестве государственного обвинителя по уголовному делу в суде. Однако в данной части он теперь не подлежит применению: ст.7 УПК прямо запрещает суду и всем иным участникам процесса применять закон, противоречащий УПК РФ.

Проблема состоит в том, что по большинству уголовных дел государственное обвинение до сих пор поддерживалось именно помощниками прокуроров городов, районов и прокурорами управлений (отделов) прокуратур субъектов Федерации. УПК РФ лишил названных должностных лиц этих полномочий (равно как и всех других полномочий в уголовном процессе).

Получается, что теперь судебный процесс по любому уголовному делу может начаться с просьбы стороны защиты к государственному обвинителю: «Назовите должность, которую Вы занимаете в органах прокуратуры».

Услышав ответ: «Помощник прокурора района» (или прокурор управления, отдела), сторона защиты вправе тут же обратиться к суду: «Уважаемый суд! Согласно частям 4 и 6 статьи 37 УПК помощник прокурора района, равно как прокурор управления и отдела, не полномочны поддерживать государственное обвинение в суде. Я заявляю данному государственному обвинителю отвод, ибо он не является надлежащим государственным обвинителем».

И суд, на мой взгляд, должен будет удовлетворить ходатайство стороны защиты. Если суд этого не сделает и оставит помощника прокурора в процессе, это может явиться основанием для последующей отмены приговора.

Закрепленное в УПК РФ «исключение» помощников прокурора, прокуроров управлений и отделов из уголовного процесса выглядит необоснованным. Представляется целесообразным внесение в ст.ст.5 и 37 УПК изменений, касающихся наделения названных лиц определенными процессуальными полномочиями, в том числе правом поддержания государственного обвинения в суде.

старший прокурор отдела прокуратуры

«Российская юстиция», N 10, октябрь 2003 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вправе ли помощник прокурора поддерживать государственное обвинение?

В. Сопин — старший прокурор отдела прокуратуры Липецкой области

Читайте также:  Как оформить коллективное письмо в прокуратуру

Согласно законодательству полномочия прокурора заключаются в осуществлении надзора за соблюдением законов. Прокурорские полномочия делятся на 3 группы:

Прокурору не должно чиниться никаких препятствий для осуществления надзорных полномочий, которые являются его профессиональным долгом. Он наделен правом беспрепятственного проникновения на территорию поднадзорных ему органов в нужное время вне зависимости от пропускного режима. Для этого ему достаточно предъявить свое служебное удостоверение.

Полномочия прокурора дают право запрашивать любые документы, которые требуются для того, чтобы выявить нарушения законодательства. Не допускается отказ в предоставлении прокурору даже тех документов, которые содержат коммерческую тайну. В обязанность прокурора входит соблюдение правил неразглашения, предусмотренных законом при работе с секретными документами.

Полномочия прокурора позволяют ему опротестовывать правовые акты, не соответствующие закону, для чего он обязан обратиться в суд для признания их недействительными. При установлении факта нарушения законодательства должностными лицами прокурор может освободить незаконно задержанных, если их задержание происходило на основании решений, вынесенных не судом.

Прокурор является участником уголовного процесса. Полномочия прокурора в уголовном процессе отличаются на разных стадиях.

На этапе предварительного расследования и возбуждения уголовного дела полномочия прокурора наиболее широки и носят характер властно-распорядительных. Прокурор надзирает за органами, занимающимися предварительным расследованием, дознавательной и оперативно-розыскной работой. В его обязанности входит следить за соблюдением законов со стороны этих органов.

Полномочия прокурора на досудебной стадии можно разделить на четыре группы.

Прокурор дает согласие на возбуждение ходатайства дознавателем об избрании, изменении или отмене меры пресечения (домашний арест, заключение под стражу, отстранение от дел, запись переговоров, арест имущества, обыск жилья, личный обыск).

Он дает письменные указания и санкции на производство действий органам, занимающимся дознанием и предварительным расследованием, участвует в следствии, продлевает предварительное расследование, решает иные вопросы, возникающие в ходе следствия.

Разрешает самоотводы и отводы следователей, дознавателей, нижестоящих прокуроров. Отстраняет дознавателей и следователей от расследования, изымает уголовные дела у дознавателя и передает следователю, передает дела от одних органов другим с обязательным обоснованием таких изменений.

Утверждает обвинительный акт и направляет дело в суд, возвращает дело следователю или дознавателю для дорасследования, приостанавливает и прекращает производство по уголовному делу.

Во время стадии судебного процесса прокурор наделен иными полномочиями. Он является государственным обвинителем или должностным лицом, на которого возложена роль по устранению нарушений законодательства.

В системе прокуратуры предусмотрены должности старшего помощника прокурора и помощника прокурора, которые находятся в подчинении заместителей прокурора. Помощник является самостоятельным лицом, которое может влиять на действия в рамках процесса. Он готовит процессуальные акты на подпись прокурору. Полномочия помощника прокурора позволяют ему самостоятельно предпринимать ряд процессуальных действий, например, давать следователю поднадзорных органов письменные указания по вопросам следствия. В обязанности помощника не входят действия, на выполнение которые уполномочен только прокурор и заместитель, например, санкционирование обыска, выемка документов, заключение под стражу, помещение в психиатрическое лечебное учреждение и другое.

Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры

Прокурорский работник — федеральный государственный служащий, исполняющий обязанности по должности государственной службы с учетом требований Федерального закона.

Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются:

    1. Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
    2. законодательством Российской Федерации о труде;
    3. законодательством Российской Федерации о государственной службе (ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ).

Прокурор — это прокурорский работник, который руководит системой органов и учреждений подчиненной ему прокуратуры, в т. ч. издает обязательные для исполнения всеми подчиненными ему работниками приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

Таким образом, прокурор осуществялет руководство системой прокуратуры подчинённого ему уровня.

Главным должностным лицом системы прокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ , который, согласно ст. 17 ФЗ «О прокуратуре» руководит системой прокуратуры Российской Федерации. В круг его полномочий входит:

    • издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;
    • в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры;
    • назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры РФ;
    • несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом.

Прокуроры субъектов РФ , приравненные к ним прокуроры:

    1. руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур;
    2. издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками;
    3. могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ (ст.18 ФЗ «О прокуратуре»).
Читайте также:  Может ли прокуратура запрашивать персональные данные сотрудников

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях (ст.19 ФЗ «О прокуратуре»).

Полномочия прокурора в уголовном процессе

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства

    1. уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а т акже
    2. надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).
    1. проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, проверять законность и обоснованность решений органов следствия по уголовным делам;
    2. выносить мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
    3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, а также согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (например, меры пресечения);
    5. разрешать вопросы заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
    6. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя;
    7. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
    8. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения;
    9. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
    10. утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
    11. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
    12. осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.
  1. пpоверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
  7. рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
  8. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  9. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  10. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;
  11. при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;
  12. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  13. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
  14. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  15. передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  16. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  17. утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
  18. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
  19. осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.
Читайте также:  Как правильно составить ответ на запрос прокуратуры

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор:

    1. поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность;
    2. предъявляет гражданские иски в уголовном процессе от имени субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий ( ст. 44,ст. 246 УПК РФ) .

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Указанные полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Полномочия помощников прокурора

Помощники прокурора осуществляют свою деятельность на основании Положений, утверждённых прокурором субъектов федерации, а также руководствуются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре», международными договорами и иными обязательствами Российской Федерации.

    1. осуществление мер, обеспечивающих правовое обеспечение в органах прокуратуры в целях эффективной реализации их полномочий.
    2. мониторинг законодательства и правоприменительной практики с целью совершенствования нормативно-правового регулирования.
    3. принятие мер к систематизации законодательства в целях эффективной реализации полномочий органами прокуратуры области;
    4. организация и координация работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению.
    5. выпуск информационного бюллетеня прокуратуры области.
    1. представительство прокуратуры Челябинской области в Законодательном Собрании и Правительстве Челябинской области;
    2. обеспечение участия прокуратуры в разработке региональных нормативных правовых актов;
    3. подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства;
    4. предотвращение принятия законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
    1. своевременное назначение, перерасчет и выплата пенсий и пособий пенсионерам органов и учреждений прокуратуры и их семьям;
    2. назначение и перерасчет ежемесячных надбавок к денежному содержанию работникам органов и учреждений прокуратуры, имеющим право на пенсию за выслугу лет;
    3. ведение персонального учета пенсионеров, пенсионных дел и лицевых счетов;
    4. контроль за правильностью и своевременной выплатой пенсий учреждениями Сберегательного Банка Российской Федерации;
    5. предоставление пенсионерам социально-бытовых льгот, предусмотренных действующим законодательством;
    6. взаимодействие с Министерством социальных отношений, Пенсионным фондом, ведомственными пенсионными органами;
    7. проведение разъяснительной работы по пенсионному законодательству среди работников прокуратуры и пенсионеров;
    8. взаимодействие с ветеранской организацией прокуратуры области.
    1. планирование, организация и осуществление мероприятий по обеспечению мер безопасности и физической защиты сотрудников прокуратуры, надзор за исполнением законов при применении мер государственной защиты в отношении указанной категории лиц;
    2. анализ информации о поджогах, взрывах, незаконных проникновениях в здания и помещения органов прокуратуры, посягательствах на жизнь, здоровье имущество работников прокуратуры их близких;
    3. проведение проверок (служебные расследования) по фактам совершения прокурорскими работниками аппарата прокуратуры Челябинской области, нижестоящих прокуратур проступков, порочащих честь прокурорского работника, допустивших нарушение присяги прокурора, либо совершивших правонарушение;
    4. контроль пропускного и противопожарного режимов на объектах прокуратуры области.
    1. организация мероприятий по обеспечению в прокуратуре области мобилизационной подготовки, гражданской обороны и действий в условиях чрезвычайных ситуаций, контроль за исполнением решений прокурора области по данным вопросам;
    2. разработка, планирование и организация мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в прокуратуре области в период мобилизации и военное время;
    3. организация обучения работников прокуратуры области, проведение учений и тренировок по вопросам мобилизационной подготовки и гражданской обороны.

Источники:
http://fb.ru/article/51672/polnomochiya-prokurora-i-pomoschnika-prokurora
http://jurkom74.ru/ucheba/prokuror-kak-osnovnoe-dolzhnostnoe-litso-prokuraturi-ego-polnomochiya-v-ugolovnom-protsesse-pomoschniki-prokurora

Читайте также:
Adblock
detector