Прокурор может быть депутатом

Задание: Помощник прокурора области избран депутатом Государственной Думы. Прокурор области предложил ему подать заявление об увольнении.

Прав ли прокурор области?

Каковы правовые последствия избрания работника прокуратуры на выборную должность?

Ответ: Прокурор области прав. Данный работник обязан приостановить свою службу в органах и учреждениях прокуратуры.

Статья 43.1. ФЗ “О прокуратуре РФ”. Гарантии для работника, избранного депутатом либо выборным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления

Работник, избранный депутатом либо выборным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в органах и учреждениях прокуратуры. После прекращения указанных полномочий работнику по его желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии — другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы. Указанный период засчитывается работнику в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)


На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, предусматривающий, что депутат, член выборного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть подвергнуты административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ.

Соответствующим положением предлагается дополнить ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Напомним, ч. 8 данной статьи устанавливает, что гарантии прав указанных лиц при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении них, занимаемого ими жилого или служебного помещения, их багажа устанавливаются федеральными законами.

Читайте также:  Может ли прокурор быть третьим лицом

При этом особенности производства по уголовным делам в отношении названных лиц установлены гл. 52 УПК РФ. Однако, как отмечают разработчики законопроекта, гарантии при привлечении их к административной ответственности на федеральном уровне отсутствуют. Закреплены лишь гарантии неприкосновенности зарегистрированных кандидатов в депутаты представительного органа или на должность выборного должностного лица местного самоуправления.

Так, ст. 24 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» устанавливает, что зарегистрированный кандидат не может быть привлечен на территории муниципального образования к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ.

Часть 4 ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также предусматривает, что решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ. Кроме того, зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора.

В целях правового развития института иммунитетов депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления как раз и предлагается рассматриваемая поправка.

Отметим, в настоящий момент на рассмотрении Госдумы находится также законопроект, предусматривающий, что депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также возбуждение уголовного дела в отношении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления возможно только с согласия прокурора субъекта РФ.

Читайте также:  С кем взаимодействует прокуратура

Прокурор Свердловской области Сергей Охлопков направил в Верх-Исетский районный суд иск о досрочном прекращении полномочий депутата Заксобрания Армена Карапетяна. Его копии получили два указанных в документе ответчика — председатель регионального парламента Людмила Бабушкина и комиссия Заксобрания по проверке депутатских деклараций в лице ее руководителя Владимира Никитина.

Истец также настаивает, чтобы комиссия Никитина вновь подняла вопрос о привлечении к ответственности ряда других депутатов, допустивших нарушения при заполнении сведений о доходах и имуществе по итогам 2016 года.

Точных сведений о числе попавших в черный список прокуратуры парламентариев пока нет. По неофициальным данным, в нем 10 человек. Все они привлечены к процессу в качестве третьих лиц. Копии исков им вручены лично либо высланы по почте.

Влиятельный депутат Заксобрания не исключает, что в ходе рассмотрения дела истец выдвинет дополнительные требования и речь пойдет о досрочном прекращении полномочий уже 17 депутатов. Именно такому числу законодателей надзорный орган предъявил претензии по итогам прошедшей в начале 2018 года проверки. Однако

в 16 случаях депутатская комиссия по проверке деклараций признала нарушения несущественными либо недоказанными.

По словам известного депутата, в случае удовлетворения расширенных требований прокуратуры следующими шагами могут стать приостановка работы и даже роспуск Заксобрания — 33 оставшихся депутата не смогут принимать решения, требующие квалифицированного большинства голосов (34 голоса).

Некоторое время назад нанимала родственников на должности помощников единоросс Елена Трескова. Попала ли ее фамилия в составленный прокуратурой список, достоверно не известно. Если она не упомянута в иске, то претензии к ней могут быть предъявлены позже.

По предварительным сведениям, депутату от ЛДПР Павлу Мякишеву надзорный орган предъявил претензии об отсутствии в его декларации находящейся в его собственности квартиры.

Читайте также:  Как вести себя на дознании

Первому секретарю обкома КПРФ, депутату Александру Ивачеву, еще на стадии предварительной проверки предъявили претензии в отсутствии в декларации данных о взятом им займе. Он получил на время два миллиона рублей у члена Свердловского облизбиркома Сергея Голубева. В чем состояли претензии прокуратуры к еще одному думскому коммунисту Александру Ладыгину, узнать не удалось.

Помимо этого, у прокуратуры возникли вопросы по поводу аффилированных с Анатолием Марчевским бизнес-активов. Еще одного неназванного депутата прокуратура заподозрила в сокрытии земельных участков в Московской и Тульской областях.

Источник в правоохранительных органах советует не торопиться: по его данным, Сергей Охлопков действует не сам по себе, а при поддержке заместителя генерального прокурора России Юрия Пономарева. Последний счел оскорбительным демарш депутатов, подвесивших решение вопроса по Карапетяну. Особым политическим цинизмом стала процедура рассмотрения вопроса: спикер Бабушкина провела консультации со всеми парламентскими группами и гарантировала решение вопроса в пользу прокуратуры. На этом основании они добилась проведения тайного голосования, по итогам которого невозможно найти доказательства, кто из депутатов какую позицию занял.

Источники:
http://www.garant.ru/news/524939/
http://ura.news/articles/1036274675

Читайте также:
Adblock
detector