Нужно ли согласовывать внеплановую проверку с прокуратурой

Вправе ли орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля провести внеплановую документарную проверку без согласования с органами прокуратуры?

— истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

— поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

— издания приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора) в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона № 294-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ только после согласования с прокуратурой орган контроля вправе провести внеплановую выездную проверку юридического лица и индивидуального предпринимателя по фактам возникновения угрозы либо непосредственного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, проведение органом контроля (надзора) внеплановой документарной проверки в рамках Закона № 294-ФЗ в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя согласования с органом прокуратуры не требует.

soglasovanie_vneplanovoy_proverki_s_prokuraturoy.jpg

Проверки ИП и организаций различными госорганами могут быть как запланированными заранее (плановыми), так и не предусмотренными графиком проверок (внеплановыми). Порядок плановых и внеплановых проверочных мероприятий регулирует закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, особенности проверок, проводимых некоторыми госорганами (госпожнадзор, лицензионный надзор, антимонопольный и др.) могут регулироваться и иными федеральными законами. В ряде случаев проверки вне графика требуют предварительного согласования с органами прокуратуры. О том, когда необходимо такое согласование внеплановых проверок, каковы его сроки и порядок обжалования, расскажем далее.

Когда необходимо согласование внеплановой проверки с прокуратурой

Внеплановые контрольные мероприятия могут проходить в виде документарных и выездных проверок. Документарная проверка проводится камерально — по месту нахождения проводящего ее госоргана. В ходе нее проверяющими рассматриваются имеющиеся у них материалы, акты предыдущих проверок ИП и организаций и т.д., запрашиваются необходимые документы и пояснения у проверяемых субъектов. Выездная проверка предполагает ее проведение по месту нахождения ИП или организации. Необходимость в ней возникает, когда документарной проверки недостаточно для оценки полноты и достоверности имеющихся сведений, а также, когда без визита невозможно проверить соответствие деятельности субъекта обязательным требованиям.

Согласно п. 5 ст. 10 закона № 294-ФЗ, согласование с прокуратурой внеплановых проверок юридических лиц, ИП обязательно при выездных мероприятиях, назначаемых по следующим основаниям:

выявление при плановых рейдах, административных осмотрах и иных мероприятиях отклонений деятельности субъекта от утвержденных параметров, которые являются основанием для внеплановых проверок согласно положениям о конкретных видах госконтроля (пп. 2.1 п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Согласование проводится с органом прокуратуры, находящимся по месту ведения деятельности проверяемого ИП или фирмы.

Порядок согласования внеплановых выездных проверок с прокуратурой

Приказом Генпрокурора РФ № 93 от 27.03.2009 (ред. от 03.07.2015) утвержден Порядок согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Цель такого согласования – оценка законности проведения проверок бизнеса госорганами, также прокуратура ведет учет внеплановых выездных проверок.

Органом госконтроля заполняется заявление о согласовании по типовой форме (утв. приказом Минэкономразвития № 141 от 30.04.2009), в котором указываются проверяемое лицо и основания проверки. Заявление направляется в прокуратуру заказным письмом, доставляется непосредственно в канцелярию или отправляется в электронном виде (при наличии ЭЦП) в день подписания распоряжения о проведении проверки. Обязательно приложение к заявлению — копия распоряжения и документы, подтверждающие наличие оснований для проверки вне графика.

Читайте также:  Прокурор не может совмещать

Прокуратура обязана рассмотреть заявление в день его поступления. Не позднее следующего рабочего дня, по итогам рассмотрения выносится решение: согласовать выездную внеплановую проверку, либо отказать в таком согласовании. Отказ может последовать по различным причинам, например, если решение госоргана о проверке составлено с нарушением требований к его оформлению, или когда предмет планируемой проверки не соответствует полномочиям госоргана (все основания отказа перечислены в п. 11 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Принятое решение о согласовании (либо отказе в согласовании) оформляется прокуратурой в 2-х экземплярах и направляется заявителю по почте (заказным отправлением) либо электронно.

Если госорган, направивший заявление о согласовании, не согласен с принятым прокуратурой решением, он может обжаловать его вышестоящему прокурору или в судебной инстанции (п. 15 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон №294) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Пункт 2 статьи 10 Закона №294 содержит основания для проведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Читайте также:  Входит ли прокуратура в систему правоохранительных органов

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Внеплановая проверка подлежит согласованию с прокуратурой, если основанием для ее проведения послужила информация об угрозе либо причинении вреда (пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2, ч. 5 ст. 10 Закона №294):

  • жизни и здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России;
  • безопасности государства;
  • об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанная информация может поступить (абз. 1 п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):

  • от граждан (в том числе от индивидуальных предпринимателей);
  • от организаций;
  • от органов государственной власти, местного самоуправления;
  • из средств массовой информации.

Внимание! Проверка не проводится, если невозможно установить заявителя или отсутствуют конкретные сведения о фактах, изложенных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (ч. 3 ст. 10 данного Закона).

Согласование проведения проверки осуществляется в соответствии с Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 (далее по тексту — Порядок).

Согласно пункту 6 статьи 10 Закона №294 типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения (пункт 8 статьи).

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Что является основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки?

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 12 стать 10 Закона №294 если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Читайте также:  Сколько лет служат в прокуратуре

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

ВНИМАНИЕ! Как следует из пункта 15 статьи 10 Закона №294 решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Проверка, проводимая по основаниям, указанным в пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона №294, как правило, осуществляется по месту деятельности организации (ч. 5 ст. 10 данного Закона).

По общему правилу о проведении внеплановой выездной проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Закона №294).

Продолжительность внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона №294). В некоторых случаях в соответствии с ч. 1.1 ст. 13 Закона №294 может быть установлен сокращенный срок проведения такой проверки.

Согласно пункту 17 статьи 10 Закона №294 в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

По итогам внеплановой выездной проверки составляется акт, который должен быть направлен в орган прокуратуры в течение пяти рабочих дней со дня составления (абз. 1 п. 12 Порядка). Если в ходе проверки выявлены нарушения, в орган прокураты дополнительно направляется информация о принятых мерах по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц (абз. 2 п. 12 Порядка).

Указанная консультация может быть полезна при подготовке иска с использованием шаблона:

Источники:
http://spmag.ru/articles/soglasovanie-vneplanovoy-proverki-s-prokuraturoy
http://iskivsem.ru/faq/263

Читайте также:
Adblock
detector