Начальник органа дознания кто это

Согласно пункту 24 статьи 5 УПК органы дознания — это государст­венные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.

Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы (ст. 40): органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; должностные лица определенных государственных органов и фор­мирований: Главный судебный пристав РФ, главный военный су­дебный пристав, главный судебный пристав субъектах РФ, заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный
пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда
РФ, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; должностные лица — руководители государственных учреждений: начальники военных
учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и
речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители
геологоразведочных партий и зимовок).

Полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятель­ности обладают оперативные подразделения:

1. органов внутренних дел РФ. Основную часть функций органов
дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция, которая включает в свой состав криминальную милицию и мили­цию общественной безопасности;

2. органов федеральной службы безопасности;

3. федеральных органов государственной охраны;

4. таможенных органов РФ;

5. органов по контролю за оборотом наркотических средств и пси­хотропных веществ;

6. федеральной службы исполнения наказаний;

Органы дознания обязаны:

— рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144-145);

— производить неотложные следственные действия (п. 1, 2 ст. 157);

— производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157);

— в случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее пре­ступление, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры
для установления лица, совершившего преступление, уведомляя
следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157);

— выполнять письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании,
приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать следователю содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164);

— производить дознание (гл. 32).

Расследование в форме дознания производят дознаватели не всех органов дознания, а только: органов внутренних дел, пограничных ор­ганов федеральной службы безопасности, службы судебных приста­вов, таможенных органов, органов государственного пожарного над­зора федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 1-6, 8 ч. Зет. 151).

Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственнос­ти, обладают органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских час­тей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; на­чальники учреждений и органов уголовно-исполительной системы (федеральной службы исполнения наказаний), другие названные выше должностные лица, которые на основании ст. 40 имеют полномочия органов дознания.

Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе замести­тель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осу­ществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное под­разделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5). Начальник под­разделения дознания уполномочен поручать дознавателю производ­ство по материалу проверки или уголовному делу; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производ­ства по делу; вносить прокурору ходатайство об отмене остальных по­становлений дознавателя. При этом начальник подразделения дозна­ния вправе проверять материалы уголовного дела и давать указания дознавателю. Данные указания даются в письменном виде и обяза­тельны для исполнения дознавателем (ст. 40.1 УПК).

Начальник подразделения дознания вправе лично возбудить уго­ловное дело, принять его к своему производству и произвести дозна­ние в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа (подразделения) дознания или его заместителем осуществлять производство предварительного расследования в форме дознания, а также иные полномочия, предус­мотренные УПК.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следо­ватель, поскольку все указания прокурора, начальника органа (под­разделения) дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

Иные должностные лица органа дознания — это его сотрудники, которые выполняют неотложные следственные действия по поруче­нию начальника органа дознания или иные процессуальные полномо­чия (например, участвуют в проведении следственных действий).

Читайте также:  Кто такой советник юстиции
| следующая лекция ==>
Вопрос 3. Участники уголовного процесса, выполняющие функцию уголовного преследования | Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 1641 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ст. 40 УПК). В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.

На органы дознания возлагается производство дознания как упрощенной формы предварительного расследования (гл. 32 УПК) и выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным (ст. 157 УПК).

Правом проводить дознание наделены дознаватели:

• органов внутренних дел;

• органов пограничной службы;

• службы судебных приставов;

• органов государственной противопожарной службы;

• органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Кроме того, возбуждать уголовные дела, выполнять неотложные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и поручения следователя и прокурора также вправе следующие органы дознания:

• органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ФСБ, Федеральные органы государственной охраны, Службы внешней разведки, органы Минюста);

• командиры воинских частей, начальники военных учреждений или гарнизонов;

• капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

• руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения “обычных” органов дознания;

• главы дипломатических представительств и консульских учреждений.

Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 41).

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

По действующим законам и непротиворечащим им подзаконным актам только соответствующий начальник ГРУОВД (по …) либо его заместитель, а не во множественном числе – см. п. 17 ст. 5 УПК, а также официально исполняющие их обязанности должностные лица, обязаны в качестве начальника ОД лично проверить законность, обоснованность и утвердить, подписать такие процессуальные документы:

1) постановление о назначении и производстве сотрудниками ОВД проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной и иной (конкретно) деятельности: ст. 11 Закона о милиции; ст. 144 УПК и соотв. Инструкции МВД РФ № 177 (2004 г.), № 636 и № 665 (2005 г.);

2) рапорт об обнаружении (должностным лицом ОД) признаков преступления: ст. 143 УПК и прежнее приложение – форму № 1;

3) постановление о возбуждении уголовного дела (должностным лицом ОД): ст. 146 УПК и с учетом изменений форма № 14;

4) постановление должностного лица ОД об отказе в возбуждении уголовного дела: ст. 148 УПК и с учетом изменений форма № 21;

5) обвинительный акт и сопроводительный документ в прокуратуру: ст. 225 УПК и бывшая форма № 163; полагаю, что по логике закона надо бы начальнику ОД утверждать и постановление о привлечении в качестве обвиняемого, если оно выносилось ранее дознавателем (см. ст. 100, 171 УПК и бывшую форму № 92), а также и постановление о прекращении уголовного дела (или преследования) по нереабилитирующему лицо основанию: см. соотв. ст. УК, УПК и бывшую форму № 135; постановление о восстановлении утраченных дознавателем уголовного дела или отдельных материалов (ч. 1 ст. 1581 УПК);

6) при необходимости и другие постановления:

– о применении специальных мер государственной и (или) физической защиты участников досудебного производства: ч. 3 ст. 11 УПК и соответствующие федеральные законы;

– об оплате участия специалиста, переводчика, эксперта и адвоката – защитника по назначению – ч. 5 ст. 50 УПК;

Начальник подразделения дознания (ст. 5 п. 171 и ст. 401 УПК) – это впервые определенный российским законом единоличный руководитель соответствующего специализированного подразделения дознания (не только в системе горрайорганов внутренних дел), а равно его штатный заместитель либо должностное лицо органа дознания, официально назначенное исполнять эти обязанности. Начальник подразделения дознания (НПД) по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям – с 09.06.2007 – правомочен:

Читайте также:  Кто назначен прокурором крыма

– поручать и контролировать проверку сообщения о преступлении (-ях);

– принимать необходимые и законные меры, процессуальные решения (документы) согласно 145–148 УПК;

– полностью произвести расследование в форме дознания;

– произвести неотложные следственные и иные процессуальные действия (п. 19 ст. 5 и ст. 157 УПК);

– проверять уголовные дела, давать указания, в том числе в письменном виде, обязательные к исполнению;

– изымать уголовное дело и с письменными указаниями передавать другому сотруднику подразделения;

– отменять необоснованное постановление дознавателя о приостановлении и возобновлять производство по делу;

– вносить прокурору ходатайства об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, как, наверное, и любого другого такого же решения, и не только дознавателя;

– проводить организационно-техническую и аналитическую работу, готовить учетно-статистические и другие материалы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Начальник органа сам входит в штат учреждения, наделенного полномочиями органа дознания.

Между тем спорным представляется высказанное в правовой литературе мнение, что под дознавателем, следует подразумевать начальника органа дознания или соответствующее должностное лицо такого органа, уполномоченное начальником органа дознания на производство дознания77.

Подобная позиция не соответствует действующему уголовно- процессуальному закону уже потому, что ставит знак равенства между двумя разными процессуальными фигурами: дознавателем и начальником органа дознания. Действительно, при определенных обстоятельствах руководитель учреждения, наделенного правами органа дознания (его начальник), может выступать в уголовном процессе в качестве дознавателя. Однако и в этом случае такой человек будет обладать более широким объемом прав, нежели любой другой сотрудник, выступающий в этом качестве.

Каждый начальник учреждения, наделенного полномочиями органа дознания, осуществляет руководство возглавляемым им органом дознания. При этом организационное руководство всеми определенного вида органами дознания в полном объеме возложено на руководителя центрального аппарата ведомства: министра внутренних дел, руководителя ФСБ РФ, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России и т. д. Поэтому, когда уголовно-процессуальным кодексом право принятия конкретного процессуального решения предоставлено органу дознания, начальник центрального аппарата ведомства своим приказом имеет право внести дополнительные требования к порядку его осуществления. Так, ведомственные приказы требуют утверждения на- чальниками органов внутренних дел, подразделения (управления) Государственной противопожарной службы и т.д. постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ведомственные нормативные акты требуют от сотрудников органов дознания утверждения не всех решений. Поэтому, когда вышестоящим руководителем не регламентированы дополнительные гарантии законности принятия того или иного процессуального решения, они могут быть определены начальником нижестоящего подразделения. Вплоть до местного органа дознания.

Если же предварительную проверку или дознание осуществляет начальник органа, ни одно из его процессуальных решений (кроме тех, что требуют согласования с прокурором) не утверждаются и не согласовываются. Начальник учреждения, перечисленного в ст. 140 УПК, вправе давать входящему в штат этого подразделения лицу, производящему расследование, исполняющему поручение, указание следователя, и дознавателю собственные указания, отстранять от предварительной проверки (дознания) и поручать их производство другому сотруднику.

В УПК же закреплен следующий перечень прав начальника органа дознания.

уполномочивать должностное лицо органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания и др. (п. 7 ст. 5 УПК); 2)

давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий (п. 17 ст. 5 УПК); 3)

возлагать на дознавателя полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК (ч. 1 ст. 41 УПК); 4)

давать дознавателю обязательные для исполнения указания (ч. 4 ст. 41 УПК); 5)

по ходатайству дознавателя продлять до 10 суток срок предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК); 6)

утверждать составленный дознавателем обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК).

15.9 Органы предварительного следствия

Орган предварительного следствия — это должностное лицо, уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. ст. 73, 421, 434 УПК), впитавшей в себя максимум предусмотренных законом гарантий соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уго- ловного процесса. Органу предварительного следствия подследственны дела, по которым обязательно производство предварительного следствия.

По общему правилу предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Между тем предварительное следствие может осуществлять и группой следователей, расследующих одно дело (следственной группой). Правом производства предварительного следствия также обладают начальник следственного отдела и прокурор. Соответственно следователи и группа следователей, расследующих одно дело, являются, а начальник следственного отдела и прокурор могут быть органом предварительного следствия.

Читайте также:  Может ли суд передать дело в прокуратуру

Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

15.10 Правовое положение и процессуальная самостоятель ность следователя

Процессуальным статусом следователя обладает также начальник следственного отдела, производящий предварительное следствие самостоятельно (ст. 39 УПК), руководитель следственной группы. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя-члена следственной группы (ст. 163 УПК).

Назначением следователя в уголовном процессе является осуществление предварительного следствия по уголовному делу. В связи с чем следователь вправе:

1) с согласия прокурора возбуждать уголовное дело; 2)

принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; 3)

самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора; 4)

давать по расследуемым им делам органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении любых оперативно- розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Следователь вправе поручить производство любого следственного действия и оперативно- розыскного мероприятия; 5)

в любой момент приступить к производству предварительного следствия, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК; 6)

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.

Постановления, требования, поручения и запросы следователя в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).

На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обязан: 1)

в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК); 2)

принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции вынести по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК); 3)

выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК); 4)

выносить постановление о прекращении уголовного преследования, принимать некоторые иные процессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующих оснований.

Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпывающий.

Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем следователь обладает такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя.

Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно ст. 37 УПК уполномочен давать следователю (органу дознания, дознавателю) обязательные для исполнения письменные указания. Однако, когда следователь не согласен с указаниями прокурора: —

о привлечении лица в качестве обвиняемого; —

о квалификации преступления; —

об объеме обвинения; —

об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; —

об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п.п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29 УПК; —

о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; —

об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; —

о передаче уголовного дела другому следователю, он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Исходя из положений ч. 3 ст. 37 УПК обжалование следователем вышестоящему прокурору одного из названных указаний приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 УПК).

Аналогичным образом обстоят дела с адресованными следователю указаниями начальника следственного отдела. Только они обжалуются надзирающему, а не вышестоящему прокурору. И обжалование указания начальника следственного отдела приостанавливает исполнение меньшего числа указаний. Речь идет об указаниях, касающихся: —

изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, —

привлечения лица в качестве обвиняемого, —

избрания меры пресечения, —

производства следственных действий, которые допускают-

ся только по судебному решению (ч. 4 ст. 39 УПК) .

Источники:
http://cyberpedia.su/7x1aa1.html
http://bookucheba.com/pravoohranitelnyie-organyi/158-nachalnik-organa-5207.html

Читайте также:
Adblock
detector