Межрайонная природоохранная прокуратура чем занимается

волжская межрегиональная
природоохранная прокуратура

История

Начало формирования системы природоохранных прокуратур относится к периоду 1985-1986 гг. Тогда были созданы Каспийская бассейновая прокуратура (на правах областной), межрайонные прокуратуры на Байкале (Восточно-Байкальская, Западно-Байкальская), в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской областях.?На пороге 90-х годов для всех стала очевидным необходимость более полного использования всех правовых механизмов, включая и средства прокурорского надзора, для оздоровления окружающей природной среды.

В последующие годы сеть таких специализированных прокуратур постепенно расширялась. К 1991 г. их насчитывалось уже 110, из них две трети — в России.Создание органа прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства в Поволжье назрело давно и было логически, экономически и юридически оправдано. Однако готовая форма отсутствовала, аналогов не было. Нельзя охранять отдельно Верхнюю Волгу, Среднюю или Нижнюю.

Проблематично достичь положительного результата, например, в Саратовской области, если в Ульяновской, Казанской и Тверской Волга будет интенсивно загрязняться. Требовалось кроме прочего сплотить и объединить усилия многих государственных органов, выступить координатором общих усилий, направленных на борьбу с экологическими правонарушениями в бассейне. Как воздух, нужна была единая и полная информация о состоянии законности в Поволжье.И тогда родилась Волжская природоохранная прокуратура…

27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР Александра Яковлевича Сухарева была создана первая в России специализированная природоохранная прокуратура с дислокацией в городе Калинине (сейчас Тверь). как орган, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, органами власти, местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными или функционирующими в бассейне реки Волга. В октябре 1990 года приказом Генерального прокурора СССР были образованы 12 межрайонных природоохранных прокуратур, расположенных в городах, представляющих наибольшую экологическую опасность: Осташкове, Твери, Череповце, Ярославле, Костроме, Иванове, Чебоксарах, Казани, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске.

В ноябре 1991 года в сферу надзорной деятельности Волжской природоохранной прокуратуры вошла и Рязанская область, территорию которой пересекает приток Волги.? В марте 1992 года, после упразднения прокуратуры Каспийского водного бассейна, приказом Генерального прокурора РСФСР В.Г. Степанкова в подчинение Волжской природоохранной прокуратуре были переданы Северо-Каспийская водная прокуратура, впоследствии переименованная в Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру, и Нижневолжская водная прокуратура – ныне Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура.

Таким образом, в настоящее время Волжской природоохранной прокуратуре подчинены 16 межрайонных природоохранных прокуратур (Осташковская, Тверская, Череповцкая, Ярославская, Костромская, Ивановская, Рязанская, Чебоксарская, Казанская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская и Астраханская).

Образование единой системы природоохранных прокуратур на Волге – это качественно новый подход к организации прокурорского надзора, но как свидетельствует наш опыт – единственно правильный. Именно такая структура позволяет на основании анализа статистических сведений, материалов контролирующих и правоохранительных органов иметь целостную картину состояния законности в сфере охраны природы во всем Волжском бассейне.

Такой подход обеспечивает комплексный и последовательный характер работы по предупреждению и пресечению экологических правонарушений, позволяет на деле противостоять местническим и узковедомственным интересам в использовании природных ресурсов.Благодаря преимуществам специализации природоохранные прокуроры более квалифицированно реагируют на экологические правонарушения, добиваются реального устранения нарушений законов и привлечения виновных к ответственности.

За период своего существования прокуратура четко определила свое место в системе органов, занимающихся экологическими проблемами, и активно осуществляет функции межрегионального прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства. В последнее время средства прокурорского надзора, применяемые в экологической сфере, являются одной из основных сдерживающих сил от дальнейшего распространения экологических правонарушений.? Надзор за исполнением водного, лесного, земельного законодательства, об экологической экспертизе, о захоронении и утилизации промышленных и бытовых отходов, о животном мире, о рыбных запасах, недрах, атмосферном воздухе, наиболее неблагополучными в экологическом отношении предприятиями, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, контролирующими органами региона – вот далеко не исчерпывающий перечень направлений деятельности прокуратуры.

1. Введение. стр.
2. Экологические преступления и правонарушения стр.
3. Природоохранная деятельность прокуратуры. стр.
3.1. Сущность прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства. стр.
3.2. Предмет прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства. стр.
3.3. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением экологического законодательства. стр.
4. Заключение. стр.
5. Список использованной литературы. стр.
Читайте также:  Отпевают ли в церкви судей и прокуроров

Чтобы лучше понять окружающий мир, происходящие в нем естественные процессы, воздействие человека на природу, роль природы в жизни человека, осознать собственную уникальность и оценить необходимость в благоприятном состоянии природы Земли, попробуем заглянуть во Вселенную, представить состоя­ние мириадов звезд в многочисленных галактиках. Можно по­ступить наоборот — из безграничной Вселенной посмотреть на нашу планету, которая, будучи песчинкой во Вселенной, чем-то весьма существенным отличается от всех других планет. Она уни­кальна. Люди пока лишь строят гипотезы о возможности сущест­вования жизни где-то на дальних планетах.

В ходе естественных процессов во Вселенной когда-то очень давно на Земле появились условия для того, чтобы зацвел васи­лек, зажужжала пчела, землю начали топтать гиганты-мамонты и динозавры. Растительный и животный мир планеты так богат и разнообразен, что современный человек при всех его стараниях пока не смог выявить и дать описание большинства его видов. Позже многих других обитателей Земли появился homo. Как любое иное дитя природы, ее органичная часть, он развивался, удовлетворяя свои потребности за счет других элементов природы и полностью подчиняясь ее законам — можно предположить, что никогда позже он не был столь послушен им, как на заре своей юности.

В это время он в основном дышит чистым воздухом, пьет чис­тую воду, питается кореньями, ягодами, побегами кустарников. Природа, однако, не была так уж милостива к человеку —он ис­пытывал многие, выражаясь современным языком, неблагопри­ятные ее воздействия. Человек не всегда имел возможность ды­шать чистым воздухом, так как происходили извержения вулканов, землетрясения, лесные пожары, в результате которых загрязнялась атмосфера. Он страдал от холода, зноя, отсутствия огня.

В процессе развития человеческого общества увеличивался пресс на природу. Например, путем химического загрязнения ат­мосферного воздуха, вод, почв. Человек начал загрязнять атмо­сферу, разведя свой первый костер. Но современная химическая промышленность, металлургия, транспорт, агрохимизация как факторы антропогенного химического загрязнения природы уже не сравнимы с костром.

Развитие авиации, эксплуатация транспортных средств, меха­низмов, выполнение разного рода строительных работ сопровож­даются шумом, а шум в современной науке рассматривается как один из видов физического воздействия на природу. Другими его видами являются вибрация (создаваемая, к примеру, при выпол­нении строительных работ, эксплуатации метро и т.п.); электромагнитные воздействия (при использовании электроэнергии); ра­диация. Хотя радиоактивные вещества и материалы — химичес­кие по своей природе, но в зависимости от обстоятельств они ока­зывают не только токсическое, но и физическое воздействие по­средством облучения.

И, наконец, в процессе своей жизнедеятельности человек ока­зывает на природу биологические воздействия — в процессе экс­плуатации объектов микробиологии, медицинской промышлен­ности, канализационных систем в природу поступают бактерии, вирусы, грибки и другие микроорганизмы. Разновидностью био­логического воздействия является интродукция видов растений и животных, новых для конкретной экологической системы. На со­временном этапе общественного развития опасность для природы связана с генно-инженерной деятельностью, созданием модифи­цированных видов растений и животных.

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Основными причинами кризисной экологической ситуации является

несоответствие между потребностями растущего населения на планете и ресурсами истощающейся природы, снижение стабильности биосферы, ухудшение генофонда человека, парниковый эффект.

Для России характерен крайне низкий уровень осознания обстановки, сложившейся в экологической среде. Это особенно заметно в отношении использования Севера, весьма чувствительного к человеческому воздействию. Уязвимыми к изменениям климата являются сельское, лесное и водное хозяйства. Это связано, главным образом, с перераспределением осадков и увеличением числа засух. В ряде областей в крайне неудовлетворительном состоянии находятся почва, леса, животный мир. Практически половина населения живет в неблагоприятных экологических условиях. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Ущерб от экологических правонарушений вплотную приблизился к половине национального дохода. В то же время, в силу различных причин, проблемам защиты природных ресурсов и охраны окружающей среды уделяется явно недостаточно внимания.

Читайте также:  Как попасть в военную прокуратуру на службу

В сложившейся ситуации неизменно возрастает роль правоохранительных органов в области охраны окружающей среды. Поддерживая экологический правопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее.Избранная в реферате тема, посвящена природоохранной деятельности прокуратуры.

2. Экологические преступления и правонарушения.

3.1.Сущность прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства.

Читайте также:

  1. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий.
  2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  3. Астральная деятельность
  4. Астральная деятельность
  5. Аудиторская деятельность и финансовый контроль. Общественный финансовый контроль.
  6. Брокерская деятельность
  7. В спорте и туризме осуществляется деятельность по поддержке спорта и туризма.
  8. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
  9. Введение ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  10. Виды и формы контрольной и надзорной деятельности государства. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды.
  11. Виды формы контроля, осуществляемого за деятельностью полиции
  12. Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы

К правоохранительным органам относят органы прокуратуры, внутренних дел, суда и арбитражного суда. Основной функцией правоохранительных органов является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью

Экологическая функция правоохранительных органов — деятельность в сфере применения природоохранительного законодательства, выявления причин экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению

Экологическая функция прокуратуры — деятельность по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, природопользования и экологической безопасности общества. Предметом надзора служит и сам нормативно-правовой акт, принятый соответствующим поднадзорной прокуратуре органом, с точки зрения его непротиворечия закону, а также действие (бездействие) по применению закона или подзаконного акта

Эти функции выполняются на уровне Федерации — Генеральной прокуратуры РФ в лице ее соответствующих отделов и управлений на уровне республик, краев, областей — респупликанская, краевая, областная прокуратура, на уровне города, района — городская, районная прокуратура

Природоохранные прокуратуры — специализированная форма прокурорского надзора в области экологии.

Для экологического надзора прокуратуры характерны также формы и методы прокурорского надзора, свойственные прокуратуре в целом: протест, возбуждение уголовного дела, предъявление иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением. Наряду с административными методами реагирования прокуратура применяет в своей практике экономические методы воздействия. К ним относят иски прокурора в интересах государства или отдельных предприятий, организаций, граждан

Арбитражный суд. Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности в связи с производственно-хозяйственной деятельностью, рекреацией либо запретом их являются предметом рассмотрения арбитражного суда

Суд – рассмотрение дел, связанных с возмещением гражданам экологического вреда и экономического вреда их имуществу

Таможенные органы содействуют осуществлению мер по защите животных и растений, охране окружающей природной среды

31 Государственный экологический контроль (понятие, порядок проведения, система органов, их полномочия).В отличие от экологического мониторинга государственный экологический контроль — один из видов административно-управленческой деятельности со всеми необходимыми полномочиями.

· Объекты хозяйственной и иной деятельности, независимо от формы собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации:

а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи;

б) объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и наркотических средств;

в) объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в том числе землях лесного фонда Российской Федерации;

г) объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:

· природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, государственные природные заповедники и иные природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

Читайте также:  Как проверяет прокуратура декларации госслужащих

· редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв Российской Федерации, и леса;

· зоны произрастания или места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;

· природные объекты Байкальской природной территории.

· Объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации:

а) объекты для размещения более 10000 тонн в год отходов 1-го и 2-го класса опасности;

б) объекты, имеющие более 15 млн. куб. метров годовых сбросов сточных вод или относительно меньшие валовые, но более токсичные сбросы;

в) объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

г) объекты, расположенные на территории водосборных площадей трансграничных водных объектов, производящие сброс или удаление иным способом вредных (загрязняющих) веществ в поверхностные или подземные водные объекты;

д) объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации к категории опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.

Этот вид экологического контроля осуществляется органами общей и специальной компетенции, особое место среди которых занимают природоохранительные инспекции — санитарная, охотничья, лесная и т.п.

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством РФ.

Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов РФ), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

· посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

· проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

· проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

· проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

· предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

· привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

· осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

· предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

· разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

· соблюдать требования законодательства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
http://mirznanii.com/a/44947/prirodookhrannaya-deyatelnost-prokuratury
http://studopedia.su/17_102595_prirodoohrannaya-deyatelnost-prokuraturi.html

Читайте также:
Adblock
detector