Кому принадлежит прокуратура российской федерации

В Совете Федерации проходит заседание Временной комиссии СФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ.

Андрей #Климов, председатель Временной комиссии СФ, представляет доклад по итогам работы Группы по мониторингу внешнего вмешательства в избирательные кампании 2019 года.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Алексей Захаров в ходе участия в 18-й встрече генеральных прокуроров государств — членов Совета государств Балтийского моря возложил венок к монументу Воину-Освободителю на Таллинском мемориальном военном кладбище.

Назначен заместитель Генерального прокурора Российской Федерации

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации государственный советник юстиции 2 класса Шишкин Николай Анатольевич назначен на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Николай Шишкин служит в органах прокуратуры 32 года, из них 30 лет – на руководящих должностях. С июля 2006 года занимал должность прокурора Воронежской области.

В Совете Федерации проходит 465 заседание, открывающее осеннюю сессию.

В. ЛОМОВСКИЙ
В. Ломовский, заведующий кафедрой конституционного права и прокурорского надзора Тверского госуниверситета, доктор юридических наук, профессор.
По действующему законодательству о прокуратуре прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование, прокурор в суде теперь выступает в качестве государственного обвинителя (п. п. 1 и 2 ст. 35 Закона о прокуратуре).
Одновременно в соответствии со ст. 1 названного Закона прокуратура как единая федеральная централизованная система органов государства осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.
Приведенные положения при близком рассмотрении противоречат друг другу. Непонятно, почему прокурор, приходя в суд, должен изменить свой правовой статус, другими словами, забыть о том, что он прокурор, орган надзора за исполнением законов, причем на всей территории Российской Федерации. Причины такого положения, считаю, лежат на поверхности. Они непосредственно связаны с традиционной неясностью положения прокурора в системе российской государственности, а следовательно, и в правоохранительной и судебной деятельности. Это хроническое заболевание прокурорского надзора трудно поддается лечению, хотя и влияет негативно на отношения прокурора с иными государственно — правовыми органами, на содержание и организацию прокурорской деятельности.
Всероссийское совещание прокуроров (2001 г.) и выступление на нем Президента РФ только подтверждают этот вывод и одновременно обязывают вернуться к рассмотрению проблем прокурорского надзора. На совещании В. Путин говорил о том, что Конституция РФ оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в системе органов власти. Не восполняет этот пробел и Закон о прокуратуре. Предложенная в середине 90-х годов так называемая Концепция прокурорского надзора не дает ответов на многие теоретические и практические вопросы, в том числе относительно положения прокурора в судебной деятельности, а они все также непосредственно зависят от решения главного вопроса — о сущности прокурорской власти и ее значении в целом.
Впрочем, для Генерального прокурора РФ здесь как будто бы вопросов не возникает. Например, в одном из своих приказов он указывает, что исключение из закона требования к прокурору осуществлять надзор за исполнением законов непосредственно в судебном разбирательстве ни в коей мере не означает, что прокурор может безразлично относиться к допускаемым нарушениям. Государственный обвинитель, оставаясь представителем органа, на который возложен надзор за законностью, обязан реагировать на любое нарушение закона, в том числе, очевидно, допущенное судом.
Как видно, круг замкнулся, однако выход из него все-таки имеется, но не в разработке концепции прокурорского надзора и не в слишком вольном обращении с Законом о прокуратуре, а в ответе на вопрос о том, что представляет собою прокуратура в современных условиях, что и как должен делать прокурор, каковы его социальная ценность и задачи и каков порядок их осуществления.
Напомню знакомое, но нередко забываемое положение о том, что в России, на всей ее территории, необходимо единство законности, одинаковое ее понимание и осуществление и что единственным органом государства, способным обеспечить это единство, может быть прокуратура. Для этого она была создана, в этом состоит ее главная задача, потому она и централизована и независима от органов власти и управления.
Единство законности — следствие ее осуществления, реализации законов, актов выражения народной воли. Верховная законодательная власть после принятия законов не может, как и не должна, оставаться безучастной к их исполнению. Поэтому она сохраняет за собой функцию обеспечения единства законности, выполняет ее непосредственно, а также с помощью Конституционного Суда, Уполномоченного по правам человека, Правительства, всей исполнительно — распорядительной, судебной деятельности, а также через прокуратуру, которой она передает большую часть принадлежащей ей функции, оставляя за собой право и обязанность на ее осуществление, в том числе с целью обеспечения единства законности в деятельности прокуратуры.
С этих позиций прокуратура как орган надзора за исполнением законов должна находиться при законодательной власти России. Прокуратура не может быть в государстве совершенно одинокой при выполнении ею своих обязанностей. Закон — выражение народной воли. Одновременно он — творение законодательной власти. Прокурор вместе с этой властью заботится о претворении его в жизнь, о точном и неуклонном его исполнении. Сам действует на основе закона и подчиняется только закону, а следовательно, в своей деятельности независим и от законодательных органов. Однако прокурору нужна поддержка или, говоря языком Екатерины II из ее записки князю Вяземскому, «подпора», которая должна исходить прежде всего от законодательной власти. Прокурору приходится нередко сопротивляться «наисильнейшим людям», поэтому прокуратура в одиночестве не справится с задачей обеспечения единства законности. Исполнительная власть в этом ей плохой помощник. Разумеется, ей нужна и поддержка Президента РФ как главы государства и гаранта законности. С другой стороны, законодательной власти для реального осуществления ею функции высшего контроля за исполнением законов нужна собственная или близкая к ней государственно — правовая структура, в качестве которой может выступать опять-таки только прокуратура.
Отмечу, что Закон о прокуратуре, наделяя прокуроров некоторыми полномочиями, далек от совершенства. В нем есть пробелы, связанные с главным содержанием прокурорского надзора, что мешает его пониманию, затрудняет применение в практике обеспечения единства законности. Закон до сего времени рассматривает прокурорский надзор в качестве дополнительного (или даже основного) средства контроля за исполнением законов. Понятия контроля и надзора в современной теории, законодательстве и практике не разделены. Прокуроры на деле постоянно, вопреки закону и своему назначению в правоохранительной системе, подменяют администрацию, проводя так называемые прокурорские проверки исполнения законов. Очевидно, Правительство, как и законодатель, не очень доверяет своим чиновникам, если понуждает прокурора к систематическим прокурорским проверкам исполнения законов, а по существу — к постоянному вторжению в их законную деятельность.
Исполнение законов предполагает только законную деятельность, а в ней прокурору, считаю, делать нечего, и если он здесь время от времени еще появляется, то, очевидно, только потому, что в практике слишком часты правонарушения и их нужно выявлять непременно прокурору с учетом традиционно низкой активности администрации и ее контролирующих органов. Конечно, при производстве проверок прокуроры находят немало нарушений законов, однако чаще тратят время впустую или выявляют незначительные нарушения, создавая тем самым видимость активности. Может быть, прокуроры потому и находят правонарушения, что общество и государство привыкли к такой их деятельности?
Считаю, что организация прокурорского надзора нуждается в принципиальном изменении. Его предмет, цели и направления не могут быть успешно реализованы вследствие их широты и неопределенности. Все они при близком рассмотрении есть общее, которое реально и успешно существует только в отдельном. Единство законности невозможно обеспечить с помощью постановки прокурору общей цели. Сделать это реально только в результате целенаправленной конкретной деятельности прокурора путем выявления (изучения) обстоятельств определенного правонарушения.
Одним из главных направлений прокурорского надзора, по моему мнению, является не надзор (наблюдение) с его неопределенными (общими) целями, предметом и направлениями, а прокурорско — надзорный процесс или конкретная деятельность прокурора и других участников надзора, направленная на выявление (изучение) правонарушений, восстановление нарушенных прав в каждом случае обнаружения признаков правонарушения и принятия им к своему производству материалов (информации) о нарушении закона.
Прокурорско — надзорный процесс в настоящее время — потребность, а во многом и реальность, с которыми нельзя не считаться, и если он еще не получил полного признания, то только потому, что специалисты, занимающиеся прокурорским надзором, не очень внимательны к переменам, происходящим в жизни и законодательстве.
Прокуроры, как следует из ст. 21 Закона о прокуратуре, вправе проводить проверки только на основании поступившей информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер. Здесь уже вырисовывается невозможность надзора, носящего неконкретный, отвлеченный характер. Более того, в соответствии со ст. ст. 22, 23, 24 и 25 Закона прокуроры должны устанавливать факты нарушений законов как основу прокурорского реагирования. Именно в этих целях они вправе проводить проверки исполнения законов, которые не являются контрольными, а выступают исследованием конкретных материалов о правонарушениях. Прокурорская проверка — не поиск информации о нарушении закона, а изучение сведений о правонарушении, выявление его фактических обстоятельств.
Современный прокурорский надзор — это уже не надзор в собственном смысле слова, а только прокурорско — надзорный процесс, существующий в различных формах и включающий общее прокурорско — надзорное производство о правонарушении, надзорное производство по уголовным и гражданским делам, осуществляемые на основе Закона о прокуратуре в уголовно- и гражданско — процессуальной формах. Эти формы могут развиваться, и в перспективе при условии развитой нормативной основы возможно появление его уголовно — исполнительной, административной, арбитражной форм. Другим важным направлением прокурорско — надзорной деятельности является изучение преступности, иных правонарушений и координация прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью и другими правонарушениями.
Прокурорско — надзорный процесс, изучение преступности и иных правонарушений и координация правоохранительной деятельности составляют главное содержание прокурорского надзора, его современное понимание как особой формы государственной правоохранительной деятельности, обязанной везде связывать себя с фактами правонарушений. Именно правонарушение — условие обязательности прокурорского надзора. Выявление и изучение конкретных нарушений закона — ключ к пониманию прокурорского надзора, направление его правового строительства, в этом и состоит его социальная ценность.
Сказанное приводит еще к одному радикальному, но, уверен, обоснованному выводу. С учетом того, что прокурорский надзор перестает считать себя надзором за исполнением законов и постепенно переходит к выявлению фактов нарушения закона, их исследования, необходимо подумать об изменении названия прокурорской системы.
Необходимы исследования сущности прокурорской деятельности, прокурорско — надзорного процесса, его стадий, организации, вопросов, связанных с правовым обеспечением, организацией в системе прокуратуры собственного учета преступности и иных правонарушений (с созданием необходимых структурных подразделений, например отделов, отделений, групп по изучению преступности, других нарушений законов и координации правоохранительной деятельности). Сила государственной власти, авторитет и сила прокурорской деятельности заключаются прежде всего в юридической и фактической обоснованности действий, их законности в каждом случае выявления прокурором правонарушений и привлечения виновных к ответственности.
Очевидно, вслед за исследованиями в области прокурорско — надзорной деятельности должны последовать изменения в законодательстве о прокуратуре. В нем должны найти место положения, действительно необходимые в настоящее время, которые помогут прокуратуре обеспечить единство законности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  Как проходит аттестация в прокуратуре

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N 2202-1
«О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Российская юстиция, N 9, 2001

Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, высший орган в системе прокуратуры Российской Федерации. Задача генерального прокурора РФ – осуществление руководства Генеральной прокуратурой страны, а также системы Прокуратуры в целом. После получения должности Генеральному прокурору России официально присваивается титул советника юстиции.

Генеральный прокурор России – это должностное лицо, имеющее серьезные полномочия и способное влиять на различные сферы государственного устройства. По этой причине его назначение производится исключительно высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Назначить на должность или лишить полномочий Генерального прокурора РФ – это прерогатива СФФСРФ (Совета Федерации Федерального Собрания). Подбирать кандидатуру и предоставлять ее к рассмотрению имеет право президент Российской Федерации. Если же Совет Федерации не поддержал предложенного кандидата и не набрал необходимого числа голосов в процессе принятия решения, то Президенту дается еще один месяц для предоставления нового претендента на должность.

После одобрения нового Генерального прокурора России, последний в установленном порядке должен принять присягу. При этом приводит Генпрокурора РФ к присяге председатель СФФСРФ. Новое должностное лицо перед лицом Федерального Собрания и народа России клянется соблюдать Конституцию и законы РФ, в своей деятельности ориентироваться на защиту прав и свобод каждого гражданина, а также ставить первоочередной задачей защиту интересов родного государства.

Генеральный прокурор РФ – это должность временная, назначение производится на пять лет. После назначения Генпрокурора России или его отстранения с занимаемой должности, соответствующее сообщение появляется в печати.

В процессе своей деятельности Генпрокурор России каждый год обязуется представлять палате Федерального Собрание и лично Главе государства доклад о положении дел, а также состоянии правопорядка, уровню преступности, а также проведенных работ по улучшению ситуации. Доклад всегда представляется лично Генеральным прокурором Российской Федерации. Отправление первого или других заместителей для доклада запрещено (кроме случаев, которые оговорены в Законе).

Читайте также:  Какими нормативными актами регламентирована деятельность прокуратуры

В процессе ведения деятельности Генпрокурор России имеет все полномочия для издания приказов, указаний и прочих нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждений прокуратуры. Так, Генеральный прокурор России имеет право выдавать распоряжения, приказы, инструкции, положения и указания, которые тем или иным образом регулируют вопросы работы прокуратуры Российской Федерации, а также оговаривают порядок мер социального и материального обеспечения. Единственное, кого нормативно-правовые акты Генпрокурора РФ могут не касаться так это Следственный комитет.

Вопросы, которые регулируются этими документами, могут охватывать все наиболее важные аспекты деятельности Прокуратуры РФ. В нормативно-правовых актах могут затрагиваться аспекты организационного характера, социального или материального обеспечения сотрудников системы Прокуратуры, а также ряд других вопросов, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Так, можно выделить несколько нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ:

1. Приказы. Этот тип нормативного акта относится к категории ведомственных. В его основе положения Конституции Российской Федерации, международных соглашений РФ, Закона о прокуратуре и прочие федеральные законодательные акты. Генеральный прокурор РФ имеет право издавать приказы по основным вопросам, касающимся организации работы системы Прокуратуры, особенностей реализации мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников системы.

Чаще всего приказы Генерального прокурора РФ касаются следующих вопросов – организации управления и надзора в структурах прокуратуры, организации и надзора за соблюдением Законов РФ, проведения мероприятий розыскного характера, организации выполнения Законов на транспорте и так далее.
Приказы Генпрокурора РФ, как форма нормативно-правового акта, могут быть разграничены сферами ведения и касаться ряда других проблем правого и организационного характера.

2. Указания – это нормативно-правовой акт, изданный Генеральным прокурором РФ, который регулирует более узкие направления работы структуры. Так, указания Генпрокурора России могут быть направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля исполнения вопросов приватизации и выполнения ряда других задач. Указания руководителя прокуратуры могут издаваться на основании следственного опыта Генпрокурора или материалов Прокуратуры РФ. Кроме этого, результатом выпуска указания может быть предварительно проведенная проверка.

3. Распоряжения – акты нормативно-правового характера, которые связаны с реализацией кратковременных (чаще всего разовых) задач.

4. Положения — акты, с помощью которых проще регулировать статус отделов и подразделений системы прокуратуры, порядок выполнения мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников всех органов прокуратуры и так далее.

5. Инструкции помогают четко распределить обязательства каждого отдельно взятого органа, а также технологию ведения некоторых направлений деятельности, к примеру, вещественных доказательств, хранения документов, учета статистики, делопроизводства и так далее.

Нормативно-правовые акты (или акты распорядительного характера) время от времени обобщаются и публикуются. Некоторые сборники актов, указаний, приказов, положений и прочих актов могут быть прокомментированы НИИ Генпрокуратуры РФ. Кроме этого, все нормативно-правовые акты Генпрокурора можно найти в печатном издании «Законность».

Читайте также:  Может ли прокурор заключать мировое соглашение

Данное должностное лиц выполняет функцию руководителя Генеральной прокуратуры. В связи и с этим у него есть следующие права:

2. Заниматься вопросами реорганизации, формирования или ликвидации структур, органов, отделов прокуратуры, определять их функциональные задачи, права и статус.

4. Определять структуру Генпрокуратуры России и устанавливать штат подразделений с учетом фонда оплаты труда, устанавливать общую численность персонала, определять полномочия каждого из подразделений.

5. Назначать и снимать с должности всех работников прокуратуры, которые находятся ниже его по рангу:

— в Генпрокуратуре России – руководителей всех главных управлений, отделов, главных помощников, советников, старших прокуроров, помощников по особым поручениям и так далее;
— прокуроров всех субъектов РФ, а также приравненных к ним прокурорских работников;
— заместителей прокуроров субъектов РФ, прокуроров регионов страны (районов, городов);
— ректоров образовательный (в том числе и научных) заведений страны, работающих в системе прокуратуры РФ.

6. Вводить новых сотрудников в число коллегии Генпрокуратуры России.

7. Утверждать график приема людей заместителями, а также начальниками других подразделений, план работы Генпрокуратуры России, план проверок работы подразделений прокуратуры.

8. Выступать в роли председателя на заседания коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов или Генпрокуратуры.

9. Менять и устанавливать новый порядок принятия Присяги прокурорами.

10. Определять новые сроки и утверждать измененный порядок аттестации работников органов прокуратуры.

11. С учетом заслуг присваивать новые чины сотрудникам подразделений Прокуратуры Российской Федерации.

13. Менять по своему усмотрению на основе Законов РФ образец удостоверения сотрудника органов Прокуратуры.

14. Менять порядок личных дел сотрудников структуры, определять полномочия прокуроров, подавать представление о снятии с депутатов или членов Федерального собрания неприкосновенности, обращаться к Пленумам ВАС РФ и ВС РФ по вопросам дачи разъяснений касательно практики административных, уголовных, арбитражных и гражданских дел.

15. Участвовать в заседаниях органов исполнительной и местной власти, а также структур коммерческого и некоммерческого характера. При необходимости Прокурор РФ может оформлять обращение к Конституционном Суду РФ касательно грубых нарушений (если таковые имели место) свобод и прав граждан РФ.

16. Участвовать в заседаниях ВС РФ (Верховного Суда России), Пленума ВАС (Высшего Арбитражного Суда) России, Президиума ВАС РФ, палат Федерального Собрания (их комитетов, комиссий).

17. Издавать нормативно-правовые акты (указания, приказы, распоряжения и прочие документы), обязательные для выполнения, а также давать поручения своему подчиненному персоналу по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.

18. Пересматривать и менять решение, касающееся нарушений законодательства РФ, а также приостанавливать исполнение приговора по сметной казни.

Кроме перечисленных выше, Генеральный Прокурор РФ имеет право направлять главе государства представление о снятии с должности лица высших органов власти, давать свою оценку ситуации и принимать решение по выдаче иностранного гражданина в случае совершения им преступления на территории России и так далее.

Руководитель системы Прокуратуры России, кроме своих прав, имеет еще и ряд обязательств:

— раз в год делать доклады перед главой государства и Федеральным Собранием России о состоянии дела в стране относительно уровня правопорядка и законности;
— проводить прокурорский надзор;
— отвечать не выполнение тех или иных задач, которые возложены на структуры прокуратуры РФ;
— выполнять прочие обязательства.

С момента распада СССР и создания Российской Федерации генеральной прокуратурой страны управляли семь человек:

1. Степанков Валентин Георгиевич руководил прокуратурой в период с 1991 по 1993 год. За годы руководства запомнился личным участием в аресте главы Минобороны СССР Дмитрия Язова. Голосовал за ратификацию беловежского соглашения. В 1992 году получил чин государственного советника юстиции.


2. Казанник Алексей Иванович. Был назначен на должность Генерального прокурора РФ в 1993 году, но уже 12 марта следующего года подал в отставку. Назначение Казанника А.И. запомнилось грубым нарушением Конституции РФ. Его назначил Президент РФ, хотя на тот период это мог сделать только Верховный Совет. Подал в отставку из-за постоянного давления со стороны Администрации Президента по поводу амнистирования участников событий 91-го и 93-го годов.

3. Ильюшенко Алексей Николаевич – исполнял обязанности Генерального прокурора РФ с 26 февраля по 25 апреля 1994 года. Официально не был утвержден Советом Федерации.

4. Гайданов Олег Иванович – исполнял обязанности Генпрокурора до 08.10.1995 года.


5. Скуратов Юрий Ильич руководил системой Прокуратуры России с 1995 по 1999 год. В период деятельности участвовал в расследовании дел около 800 крупных чиновников, которые разворовывали государственные финансы путем использования своего служебного положения, и подозревались в махинациях с государственными краткосрочными облигациями. В 1998 году уголовное дело было возбуждено уже против самого Скуратова Ю.И. (дело Mabetx, связанное с реконструкцией Московского кремля).

7. Чайка Юрий Яковлевич руководит Генеральной прокуратурой России с 2006 года. В 2011 году вновь назначен на эту должность и работает на ней по сей день.

Источники:
http://www.lawmix.ru/comm/5783
http://utmagazine.ru/posts/8875-generalnyy-prokuror-rf

Читайте также:
Adblock
detector