Какова периодизация истории прокуратуры в россии

Тема:Возникновение и развитие прокуратуры в РФ

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.

Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)– что означает –

забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых, в осуществлении обвинения в суде.

В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIY веке, причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.

К XIY веку в европейских странах, в особенности в Испании, уже твердо сформировался процесс инквизиционный, пришедший на место процессу публичном, гласному, состязательному. Это явилось побудительным мотивом для трансформации основ организации и деятельности прокуратуры.

Прокуратура Франции послужила прообразом прокуратуры России и до настоящего времени эталоном прокуратуры Западных стран.

1. Становление российской прокуратуры.

Создание российской прокуратуры связано с госу­дарственными реформами, осуществленными Петром I. Выдающаяся заслуга Петра I состоит в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата. Вначале это был институт фискалов, а затем — прокуроров.

Указ Петра I о создании прокуратуры состоялся 12 января 1722 г. Тогда же при Правительствующем Се­нате была учреждена должность генерал-прокурора, ко­торому предписывалось надзирать за законностью дея­тельности государственных органов. Вместе с тем, по замыслу Петра I, прокуратура наделялась и существен­ными функциями по защите прав граждан.

Прокуратура создавалась в России как орган импе­раторской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению постоянный надзор и контроль за действия­ми и решениями Сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора Петр Iвыразил словами: «Сей чин яко око наше». С тех пор в общественном сознании и закрепилось представление о прокуроре как об «оке государевом».

Функции прокуратуры были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Тем не менее основным назна­чением прокуратуры практически на всех этапах ее существования (вплоть до 1864 года) был надзор за исполнением законов всеми государственными и обще­ственными органами, а также российскими подданными.[2, c. 123]

Общая обязанность прокурора состояла в осущест­влении функции наблюдать за тем, «чтобы закон не был никем нарушен и в случае замеченных нарушений при­нимать меры к восстановлению оного».

В отдельные периоды отечественной истории (осо­бенно во времена царствования Екатерины II и Павла I) генерал-прокурор выступал не только как блюститель законности, но и как министр юстиции, финансов, внутренних дел 1 . Начиная с 1802 года, когда было создано Министерство юстиции, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции, а губернская про­куратура стала превращаться в орган юстиции на местах.

Судебная реформа 1864 года знаменовала собой по­ворот прокуратуры от положения всеобщего блюстителя законности, «ока государева», к функции обвинитель­ной власти — «обличения обвиняемых перед судом». Отцы судебной реформы 1864 года — русские правове­ды ввели прокурора в уголовное судопроизводство, лик­видировали инквизиционный процесс, но вместе с ним — и так называемый общий надзор, осуществляв­шийся прокуратурой в дореформенный период.

Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г. вверяло прокурорский надзор в судах обер-про­курорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокуро­ра. Полномочия прокуроров конкретизировались Уста­вами уголовного и гражданского судопроизводства. По Уставу уголовного судопроизводства, например, прокуроры осуществляли надзор за деятельностью судеб­ных следователей, могли присутствовать при производ­стве любых следственных действий, давать указания следователю, контролировать взятие обвиняемого под стражу, требовать дополнительного расследования (ст.ст. 278—287 Устава). По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.

Обвинительный акт направлялся прокурором в суд. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддер­живал обвинение, выступал в суде с обвинительной речью. После вынесения приговора он имел право на принесение апелляционного или кассационного про­теста.

В таком виде российская прокуратура просущество­вала до 1917 года.

После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы. Однако в 1921 году со всей ост­ротой встал вопрос о воссоздании института прокурор­ского надзора. Беззаконие в стране приняло угрожаю­щие размеры.[1, c. 114]

2. Развитие советской прокуратуры.

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г., когда Председателем ВЦИК было подписано Положе­ние о прокурорском надзоре. Этому предшествовала ожесточенная идеологическая борьба по вопросам фор­мирования и подчинения органов прокуратуры. Про­тивники проекта Положения о прокурорском надзоре, представленного на сессию ВЦИК Народным комисса­риатом юстиции, выступали против централизации ор­ганов прокуратуры и независимости их от местных органов. Они выступали за «двойное» подчинение про­куроров — центральной прокурорской власти и губерн­ским исполкомам.

В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В.И. Ленин, написавший «О «двойном» под­чинении и законности». В этом письме были изложены принципы организации и деятельности советской про­куратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении нашли последо­вательное закрепление принципы единства и централи­зации прокурорской системы и ее независимости от местных влияний.

Если до 1864 года российская прокуратура была учреждением надзорного типа, затем в основном осу­ществляла условное преследование, то с 1922 года был создан смешанный тип прокуратуры, она стала выпол­нять функции и надзора за исполнением законов, и уголовного преследовании.

Поначалу созданная прокуратура не была самостоя­тельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1933 года, при Верховном Суде СССР осу­ществляла надзор за законностью в стране во взаимо­действии с органами юстиции. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором респуб­лики.[5, c.87]

Важное событие в истории прокуратуры — принятие 10 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР». Постановлени­ем ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нем были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурор­ского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюде­ние) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Читайте также:  Что делает дознаватель в гаи

Известный этап в жизни прокуратуры был связан с периодом массовых репрессий, когда деятельность пра­воохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные учреждения (ОГПУ, НКВД, МГБ). Неблаговидная миссия обвинителей в довоенных и послевоенных тайных и «гласных» процес­сах существенно компрометировала прокурорскую сис­тему в целом. В это время и сами органы прокуратуры, в особенности военной, понесли тяжелые потери.

В период так называемой «хрущевской оттепели», знаменующей отказ от бесчеловечной сталинской уго­ловной политики, очередным важным этапом в разви­тии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Поло­жения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли органов прокуратуры в его обеспечении. В Поло­жении были определены задачи, полномочия прокуро­ров, средства прокурорского реагирования на обнару­женные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Были преобразованы и органы военной прокурату­ры. Из Положения о военной прокуратуре, утвержден­ного 14 декабря 1966 г., следовало, что военная проку­ратура входит в систему органов советской прокуратуры и подотчетна Генеральному прокурору СССР.

Принятие Конституции СССР 1977 года обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР. Такой Закон был принят 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы органи­зации и функционирования органов советской проку­ратуры, основные направления их деятельности. В раз­витие этого Закона было принято и новое Положение о военной прокуратуре, утвержденное 4 августа 1981 г.[3, c.69]

3. Прокуратура Российской Федерации.

Распад Союза, новые политико-правовые и эконо­мические условия нашей жизни, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, становлением подлинного федерализма во взаимоотношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, развитием рыночных отношений, суще­ственно изменили место и роль прокуратуры.

Российской прокуратуре уже более 280 лет. Ее создание связано с государственными реформами в России, проведенными Петром I. После образования Правительствующего сената появилась необходимость создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем — прокуроров.

Введение должности генерал-прокурора было произведено указами Петра I в 1722 г. Этому должностному лицу предписывалось надзирать за законностью деятельности Сената, а впоследствии и всех иных государственных органов. При обнаружении нарушения закона оно было обязано предложить исправить ошибку, а в случаях неподчинения — «протестовать и оное дело остановить».

Постепенно прокуроры стали занимать важное место в государственном аппарате. Произошло образование прокурорского корпуса. Прокуроров по предложению генерал-губернаторов избирал Сенат. Они осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учреждений, докладывали генерал-губернаторам о выявленных недостатках. Обнаружив нарушение, прокурор сначала устно предлагал устранить его, а при неподчинении устному распоряжению мог принести письменный протест в орган, нарушивший закон, а далее — в соответствующую коллегию или в Сенат.

Принесение протеста на незаконный акт приостанавливало его действие. Если сведения о нарушениях закона поступали к вышестоящему прокурору, то он обязан был принять меры к быстрому и правильному рассмотрению дела.

Примерно в это же время помимо центральной создается и губернская прокуратура, начало которой положили прокуроры надворных судов. Но с созданием Министерства юстиции (1802 г.) министр юстиции стал одновременно занимать должность генерал-прокурора, а губернская прокуратура начала превращаться в орган юстиции на местах.

В 1864 г. прокуратура получила полномочия по надзору «при судебных местах». Принятый тогда закон вверил прокурорский надзор в судах обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора. В это время начали закладываться основы организации прокуратуры как государственного учреждения, базирующегося на иерархической дисциплине, единоначального и независимого от местных, административных и судебных органов.

Совокупность полномочий прокуроров конкретизировалась уставами уголовного и гражданского судопроизводства. Так, по Уставу уголовного судопроизводства прокуроры осуществляли наблюдение за деятельностью судебных следователей, могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, контролировать взятие под стражу обвиняемого, требовать дополнительного расследования (ст. 278—287 Устава). По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.

Обвинительный акт прокурор направлял в суд. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор выступал в суде с обвинительной речью. После вынесения приговора он имел право на принесение апелляционного или кассационного протеста.

В подобном виде российская прокуратура просуществовала до 1917 г. 20 декабря 1917 г. уже упоминавшимся Декретом о суде № 1 прокуратура была упразднена. Ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Однако первые годы существования советской власти показали насущную необходимость создания единого органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов. В это время под эгидой Народного комиссариата юстиции РСФСР началась работа по подготовке проекта возрождения российской прокуратуры.

На сессии ВЦИК, обсуждавшей проект Положения о прокурорском надзоре, представленный НКЮ РСФСР, развернулась борьба по вопросам формирования и подчинения органов прокуратуры. Противники проекта выступали против централизации органов прокуратуры и независимости их от местных органов. Они вносили предложения о «двойном» подчинении прокуроров — центральной прокурорской власти и губисполкомам.

Авторы проекта обвинялись в том, что закрепление в Положении принципов единоначалия и строгого подчинения прокуроров центральной прокурорской власти — прокурору республики, их независимость от местных органов повлекут за собой «нарушение Конституции». Это изображалось как «проявление недоверия местным органам власти», «высокомерие центра» и т. п. Представленный НКЮ РСФСР проект не был принят.

Следивший за ходом разрешения вопроса о прокуратуре, но не присутствовавший по болезни на заседании сессии ВЦИК В. И. Ленин написал свое известное письмо «О «двойном» подчинении и законности», где обосновывалась необходимость иметь такой государственный орган, который смог бы обеспечить единообразное понимание и исполнение законности в государстве. В этом письме были сформулированы принципы организации и деятельности советской прокуратуры, которые нашли закрепление в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г.

Созданная прокуратура не была самостоятельным органом. Долгое время она частично находилась в составе Наркомюста РСФСР, а частично — при Верховном Суде СССР, осуществляя надзор за законностью в стране в тесном взаимодействии с судами и органами юстиции.

Значительным событием в истории прокуратуры явилось принятие 20 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР.

Читайте также:  Можно ли из полиции перевестись в прокуратуру

Одновременно с этим произошла ликвидация Прокуратуры Верховного Суда СССР. В Положении были закреплены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора, которые в определенной мере сохранились и поныне: общий надзор; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции; надзор за предварительным расследованием; надзор (наблюдение) за правильным и единообразным применением законов судебными органами; надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Значительный отрезок времени из жизни советской прокуратуры связан с периодом, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована тем, что на первый план вышли карательные учреждения, приоритет которых признавался высшими органами государственной власти. Только в середине 50-х годов были предприняты попытки по укреплению законности, по созданию правовой базы развития государства.

Очередным важным этапом в развитии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили дальнейшее развитие идеи о назначении законности в государстве и о роли органов прокурорского надзора в ее неуклонном обеспечении. В Положении были определены задачи, полномочия прокуроров, средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве. Многие из норм Положения были впоследствии включены в основы уголовного и гражданского судопроизводства, исправительно-трудового законодательства.

Подверглись преобразованию и органы военной прокуратуры. Их система и структура, полномочия военных прокуроров, соотношение их функций с деятельностью территориальных прокуроров — все это нашло отражение в Положении о военной прокуратуре, утвержденном 14 декабря 1966 г. Из него следовало, что военная прокуратура входит в общую систему органов прокуратуры и подотчетна Генеральному прокурору СССР.

С принятием Конституции 1977 г. связаны дальнейшие шаги по обеспечению надлежащего надзора за законностью. Одним из них было решение о выработке Закона о прокуратуре СССР. Такой Закон был принят 30 ноября 1979 г. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы организации и деятельности органов советской прокуратуры, основные направления их деятельности.

Вскоре после принятия этого Закона состоялось внесение соответствующих корректив и в регламентацию организации и деятельности военной прокуратуры. Взамен раннее действовавшего Положения 1966 г. было утверждено 4 августа 1981 г. новое Положение о военной прокуратуре.

В 70-х и 80-х годах на органы прокуратуры возложено множество не свойственных прокурорскому надзору обязанностей, которые в значительной степени отодвинули на второй план ее главные функции по надзору за законностью. Прокурорам были приданы дополнительные полномочия, но и они в итоге не решили всех проблем, стоящих перед прокуратурой, особенно в сфере охраны прав и законных интересов граждан.

Много нового в теорию и практику прокурорского надзора внес Закон о прокуратуре РФ, принятый 17 января 1992 г. Этим Законом, в связи с произошедшими в нашем обществе и государстве изменениями, были существенно ограничены объем и полномочия прокурорского надзора по сравнению с тем, что было ранее. Однако этот Закон был принят в то время, когда еще действовала Конституция РСФСР 1978 г.

В истекшее после 1992 г. десятилетие изданы новая Конституция РФ и ряд законов, имевших отношение к организации и основам деятельности прокуратуры. Все это привело к тому, что 17 ноября 1995 г. состоялось одобрение Закона о прокуратуре, приведенного в соответствие с Конституцией РФ и призванного способствовать дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов. В 1999 г. и этот вариант Закона о прокуратуре был еще раз существенно дополнен и изменен.

страны — Сенат действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указами. Генерал-прокурор был вправе предлагать Сена ту принимать решения по вопросам, не урегулированным правом, т.е. наделялся определенными полномочиями и в сфере правотворчества. Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же Генерал-прокурор подчинялся только императору. Первым Генерал-прокурором Сената был П. И. Ягужинский (с 1722 по 1736 г.).

Осуществляли прокуроры надзор и за законностью в деятельности других государственных органов. К примеру, они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов. Они также были вправе вносить предложения но устранению иных нарушений законов.

Прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности государственных органов, должностных лиц и издаваемых ими правовых актов.

После смерти Петра I прокуратура фактически бездействовала, в особенности в период царствования Анны Иоанновны, т.е. по существу была ликвидирована. Она была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I. Полностью же прокуратура сформировалась как орган надзорного типа при Екатерине II. В значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В этом большую роль сыграло принятое в 1775 г. Учреждение о губерниях, в котором были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров.

На губернских прокуроров и подчиненных им прокуроров возлагались, в частности, такие задачи, как:

В период царствования Павла 1 прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры как в центре, так и на местах. Однако, несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным надзорным органом.

С созданием в 1802 г. Министерства юстиции министр юстиции одновременно стал занимать должность Генерал-прокурора, а губернские прокуратуры стали входить в состав органов юстиции на местах.

В 1862 г. Государственный Совет принял Основные положения о прокуратуре, в которых весьма четко было определено назначение прокуратуры — наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи. В этом основополагающем акте были закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры: единство и централизация органов прокурорского надзора, строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, их независимость от местных органов при принятии решений. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались от должности императором, а нижестоящие прокуроры — Генерал-прокурором Российской империи.

С принятием судебных уставов в 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. Одновременно закон подчинял прокурору полицейское дознание, возлагал на него обязанность вести наблюдение за производством предварительного следствия, в котором сочетались руководство действиями судебного следствия и надзор за законностью его действий и решений. Так, по Уставу уголовного судопроизводства прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, требовать дополнительного расследования. По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.

Читайте также:  Что проверяет прокуратура в бюджетной организации

Хотя прокуроры и состояли при судах, но не были им подконтрольны. Наоборот, прокурор наблюдал за соблюдением судами правил их устройства и делопроизводства, участвовал в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников и опротестовывал незаконные решения по ним, направлял свои характеристики на судей министру юстиции. При рассмотрении судами уголовных дел прокуроры выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров. Они также осуществляли надзор за соблюдением законности в местах отбывания наказаний, назначенных судами. При рассмотрении судами гражданских дел прокуратура выполняла лишь законоохранную функцию.

Датой воссоздания российской прокуратуры следует считать 28 мая 1922 г., когда III сессия ВЦИК утвердила Положение о прокурорском надзоре. Этим Положением на прокуратуру возлагались следующие задачи:

  • • надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан;
  • • опротестование противоречащих закону постановлений и распоряжений;
  • • возбуждение уголовного преследования против лиц, нарушающих уголовные законы;
  • • наблюдение за деятельностью органов, производящих расследование;
  • • поддержание государственного обвинения в суде;
  • • наблюдение за правильностью содержания заключенных.

Во главе прокуратуры стоял Прокурор Республики, который одновременно являлся Народным Комиссаром Юстиции. Организационно прокуратура входила в состав Народного Комиссариата Юстиции. Назначение, перемещение и отстранение от должности прокуроров в соответствии с Положением производилось Прокурором Республики [1] .

Данное Положение о прокурорском надзоре регулировало нс все вопросы организации и деятельности прокуратуры. В частности, оно не содержало норм, определяющих особенности организации военной прокуратуры, порядок ее деятельности, специфику функций и решаемых ею задач. Эти вопросы нашли закрепление в специальных нормативных актах, в частности в Положении о военных трибуналах и военной прокуратуре, введенном в действие постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.08.1926, где определялась структура военной прокуратуры, задачи, стоящие перед ней, а также раскрывались полномочия военных прокуроров.

Особенность развития законодательства о прокурорском надзоре состояла в том, что длительное время структура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров в основном регулировались законодательством о судоустройстве [2] .

Важное значение для развития прокурорского надзора имело Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 24.07.1929. В соответствии с указанным Положением Прокурор Верховного Суда Союза ССР руководил деятельностью прокуроров и возглавлял в союзном масштабе надзор за законностью деятельности ОГПУ. Хотя отдельные полномочия Прокурора Верховного Суда Союза ССР распространялись на прокуроров союзных республик, последние в его подчинении не находились. В союзных республиках прокуратура строилась на началах централизации с подчинением Прокурору Республики всех нижестоящих прокуроров.

Дальнейшим шагом в развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение постановлением ЦИК СССР № 84 и СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 Положения о прокуратуре Союза ССР. В соответствии с Положением в составе центрального аппарата Прокуратуры Союза ССР для непосредственного руководства органами военной прокуратуры была образована Главная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором — старшим помощником Прокурора Союза ССР. Прокуратура

была выведена из состава Верховного Суда Союза ССР и учреждалась как самостоятельный орган. Однако прокуроры союзных республик оставались в системе республиканских народных комиссариатов юстиции.

  • • Главная военная прокуратура;
  • • Главная прокуратура железнодорожного транспорта;
  • • Главная прокуратура водного транспорта;
  • • отдел общего надзора;
  • • уголовно-судебный отдел;
  • • гражданско-судебный отдел;
  • • следственный отдел;
  • • отдел по специальным делам;
  • • отдел по надзору за местами заключения;
  • • иные подразделения организационного и управленческого характера.

Огромное значение в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре имело утверждение постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 Конституции (Основного Закона) Союза ССР, которая в ст. 113 возложила на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР.

Прокуратура была выделена в самостоятельную, единую, строго централизованную систему государственных органов, действовавшую независимо от местных органов и подчинявшуюся только Генеральному прокурору СССР. Принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора от местных властей получили конституционное закрепление.

Следующим этапом развития законодательства о прокурорском надзоре стало утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положение о прокурорском надзоре в СССР, изданное на основе Конституции СССР 1936 г. Положение конкретизировало функцию высшего надзора применительно к основным его отраслям, определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора.

Положение обязывало всех прокуроров опротестовывать противоречащие закону приказы и другие правовые акты, необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов, а также вносить в государственные и общественные организации представления об устранении нарушений закона и причин, способствующих этим нарушениям.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.12.1966 № 558-VII было утверждено новое Положение о военной прокуратуре, которое определяло задачи, стоящие перед органами военной прокуратуры, закрепляло полномочия военных прокуроров и военных следователей, раскрывало вопросы организации и комплектования военных прокуратур.

Основополагающие положения о прокурорском надзоре были закреплены в Конституции (Основном Законе) Союза ССР, принятой Верховным Советом СССР 07.10.1977. В ней в отличие от ранее действовавшей Конституции СССР 1936 г. давался подробный перечень органов, за точным и единообразным исполнением законов которыми осуществляли надзор прокуроры (ст. 164). В ст. 168 Конституции СССР 1977 г. было закреплено, что прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР. Эта Конституция определяла порядок назначения, подотчетность Генерального прокурора СССР и срок его полномочий, а также порядок назначения нижестоящих прокуроров.

Конституции союзных и автономных республик последовательно воспроизвели провозглашенные в Конституции СССР 1977 г. положения [3] .

Источники:
http://cyberpedia.su/8xcf1f.html
http://studme.org/230633/pravo/istoriya_stanovleniya_razvitiya_prokuratury_rossii

Читайте также:
Adblock
detector