Прокуратура сегодня — это «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ» (п.1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Помимо этого, прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами (п.3 там же).
Большое внимание органами прокуратуры придаётся участию их представителей в рассмотрении уголовных дел судами I инстанции, как одному из направлений их деятельности, расставляя при этом акцент на особой роли прокурора, осуществляющего поддержание государственного обвинения и именующегося при выполнении этой функции государственным обвинителем.
Целью настоящего исследования является анализ законодательства и правоприменительной практики, регулирующих положение прокурора при выполнении обязанностей стороны обвинения в суде.
Профессиональные особенности деятельности прокуроров определяются содержанием прокурорской деятельности в целом и складывающимся разделением труда внутри прокуратуры. Существует серьёзная разница между прокурорами-руководителями и прокурорами-исполнителями (прокуроры отделов, помощники) по объёму ком?етенции. Прокурор руководитель принимает все решения в рамках ком?етенции органа; прокурор-исполнитель только готовит их. Прокурорская деятельность осуществляется в строго процедурно-нормативном порядке, которые определяет содержание работы отдельных прокуроров и означает, что основные виды действий осуществляются ими на основе предоставленных им полномочий, в форме, предусмотренной законом, и при наличии существующих оснований. Это влечёт различную сте?ень самостоятельности и ответственности прокуроров, порождая, во всяком случае, необходимость основательного овладения материально-правовыми и процессуальными нормами и, главное, постоянного уважения к ним. Конечно, деятельность прокуратуры, хотя и распространяется на все сферы жизни общества, не только направляется, но и ограничивается законом. Как известно, прокурор не вмешивается в оперативно-хозяйственную или социально-культурную деятельность: ограничивая себя, он реализует только на нарушения закона. Реальное содержание различных направлений прокурорского надзора, разумеется, может и должно меняться в зависимости от реального социального развития и потребностей правоохраны. Но работа прокурора в этой области инициируется на основе закона, осуществляется в рамках закона и прямо указанными в законе методами (предупреждение, беседа, протест и пр.) В отличие от судьи и в значительной мере от следователей отдельные прокуроры обладают значительно меньшей должностной самостоятельностью. Практически все важнейшие решения принимаются от имени прокурора, возглавляющего орган прокуратуры, а соответственно и должны быть им утверждены или санкционированы. В сфере прокурорской деятельности невозможно автоматическое применение закона, а, следовательно, усмотрение прокурора играет самую серьёзную роль. Как профессионалов это обязывает прокуроров к самостоятельному мышлению, к овладению соответствующими приёмами правореализационной техники. Самостоятельность прокурорской деятельности должна быть подкреплена определёнными гарантиями.
1. основные направления деятельности прокуратуры (отрасли надзора):
1) надзор за исполнением конституции и законов (общий надзор)
ü федеральными органами исполнительной власти (министерствами, государственными
ü представительными, законодательными и исполнительными органами власти
ü органами контроля
ü органами военного управления
ü органами местного управления
ü руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций.
Сюда же относится надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми этими субъектами.
2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
3) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, осуществляющих наказание и иные меры государственно-правового принуждения
4) участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
5) участие прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел.
Отрасли надзора различаются между собой по следующим признакам:
а) предмет надзора
б) круг поднадзорных субъектов
в) полномочия прокурора в данной отрасли
г) применяемые прокурором правовые средства надзора
Предмет надзора – это то, на что направлена деятельность прокуратуры. Это исполнение закона поднадзорными субъектами. Закон может исполняться активно или пассивно. К предмету также относятся факты неисполнения закона.
Круг поднадзорных субъектов – это органы исполнительной власти разных уровней, контрольные органы, руководители и органы управления организаций.
Полномочия прокурора различаются по отраслям: в одних отраслях прокурор имеет более властные полномочия, в других – менее.
Правовые средства надзора – это те действия (акты) прокурора, которые он может совершать (издавать) для выявления и реагирования на нарушение закона.
2. комплексные направления деятельности прокуратуры:
Они образуются из элементов нескольких отраслей надзора с целью последовательной борьбы с определённого вида правонарушениями.
1) уголовное преследование преступлений, выявленных в ходе общенадзорной проверки
3) надзор за исполнением природоохранного законодательства не указаны в ФЗ
5) надзор за исполнением налогового законодательства организационно
6) надзор за исполнением законодательства о труде не оформлены
3. организационные направления:
1) координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью
2) участие прокуратуры в правотворческой деятельности
3) международное сотрудничество органов прокуратуры.
Координация деятельности правоохранительных органов
в борьбе с преступностью
Координация– это согласование, приведение в порядок, в соответствие.
Применительно к деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью: координация – это приведение в соответствие (согласованность) действий разных правоохранительных органов.
Цель – повышение эффективности борьбы с преступностью за счёт комплексного использования потенциальных возможностей каждого правоохранительного органа.
Формы координации:
1) совместное изучение преступности
2) совместная разработка мероприятий по борьбе с преступностью
3) координационные совещания руководителей правоохранительных органов
4) создание рабочих групп
5) подготовка совместных указаний для различных органов.
Организационные способы координации осуществляют генеральный прокурор и подчинённые ему органы (на них возложена инициатива и ряд организационных полномочий по подготовке совместных решений и контролю за их исполнением).
Координируемые субъекты обладают самостоятельностью.
Участие прокуратуры в правотворческой деятельности
Прокуроры могут формулировать и вносить предложения по изменению и дополнению существующих законов, а также разработке новых нормативных актов.
С этой целью прокуратура обращается в соответствующие органы.
Однако обращение прокурора не влечёт юридических последствий, поскольку генеральный прокурор не наделён официально правом законодательной инициативы.
Этим вопросом в Прокуратуре занимается Управление правового обеспечения.
Международное сотрудничество органов прокуратуры
Международное сотрудничество генеральной прокуратуры и других прокурорских органов основано на следующих актах:
ü международные договоры, соглашения
ü правила, конвенции:
— Всеобщая декларация прав и основных свобод человека
— Конвенция о правах ребёнка
— Пекинские правила (о несовершеннолетних)
— Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней
— Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными
— Конвенция о выдаче преступников и др.
Эти акты касаются охраны прав человека, защиты нарушенных прав, борьбы с преступностью, осуществления правосудия.
Особого внимания заслуживает Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (сокращённое название: Минская конвенция) от 22 января 1993 г. Эта конвенция была подписана в Минске представителями государств – бывших членов СССР. Согласно этой конвенции: граждане государств – бывших членов СССР имеют право обращаться свободно и без ограничений в органы, осуществляющие правосудие этих государств.
Генеральной прокуратурой подписан ряд договоров о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами стран – бывших членов СССР (например: с Таджикистаном, с прибалтийскими республиками).
Направления (формы) сотрудничества:
1) направление и исполнение разовых поручений и запросов об оказании правовой помощи
§ вопросы возбуждения уголовных дел
§ вопросы производства отдельных процессуальных действий
§ вопросы вызова свидетелей
§ вопросы выдачи документов
2) постоянное сотрудничество с правоохранительными органами, занимающимися борьбой с транснациональной организованной преступностью (Интерполом, Европолом):
ü обмен информацией
ü взаимные консультации
ü проведение совещаний
ü обмен делегациями специалистов для передачи опыта работы.
Международное сотрудничество осуществляется через Генеральную прокуратуру и её территориальные подразделения.
В рамках прокуратуры существует специальное подразделение – Международное правовое управление.
Акты ген. прокурора, предписывающие, каким образом должно осуществляться сотрудничество:
v Приказ № 50 от 3 августа 1998 г. «Об организации международного сотрудничества
v Приказ № 35 от 26 июня 2002 г. – касается вопросов организации сотрудничества в
сфере уголовного судопроизводства.
Также действуют указания ген. прокурора.
Помимо отраслей выделяются также участки и подотрасли надзора.
Подотрасли надзора – это более специализированные виды, чем отрасли; это части отраслей. Например: отрасль – общий надзор, подотрасль – надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи, участок – надзор за исполнением законодательства о труде несовершеннолетних.
Система и содержание
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Понятие прокурорского надзора и его видов
Под прокурорским надзором понимают особый вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры на основании действующих норм законодательства, который направлен на установление, поддержание и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов человека, социума и государства.
Характерные черты прокурорского надзора
Современные исследователи выделяют ряд черт, характеризующих прокурорский надзор, которые выражаются в следующем:
- Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется специализированной системой органов, носящих централизованный характер. Данный вид надзорной деятельности не может осуществляться никакими другими организациями, за исключением органов прокуратуры.
- Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.
- Содержание деятельности по надзору в рамках прокуратуры говорит о том, что данный вид деятельности является самостоятельным. Он не связан с какой-либо ветвью государственной власти, то есть, он находится в обособленном положении.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Виды прокурорского надзора
Современные исследователи выделяют несколько следующих видов прокурорского надзора:
- Надзор за исполнением законов в учреждениях, которые исполняют наказания;
- Надзор за исполнением норм законодательства судебными приставами;
- Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие;
- Надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина;
- Надзор за исполнением норм законодательства органами государственной власти.
Рассмотрим некоторые из данных видов более подробно.
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Специфику данной отрасли надзора составляет сфера общественных отношений, связанная с правами и свободами граждан.
Предметом данной отрасли надзорной деятельности является соблюдение норм Конституции РФ, которые содержат закрепление прав и свобод граждан и человека. Помимо этого, в предмет данного направления надзорной деятельности входят все нормативные акты, которые связанны с данными конституционными нормами.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
В состав предмета этого направления надзорной деятельности входят отдельные части трудовых отношений, избирательных, социальных и иных прав. Переменными, которые непосредственно влияют на осуществление данной категории прав, являются юридические/физические лица, государственные организации и их представители.
Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие
Цель данного вида прокурорского надзора состоит в обеспечении всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела. Современное уголовно-процессуальное законодательство устанавливает границы деятельности прокурорского надзора в данной сфере.
Оперативно-розыскную деятельность и деятельность, связанную с процедурами предварительного следствия осуществляют органы внутренних дел, органы госбезопасности и пограничной службы, а так же иные органы и службы в чью компетенцию входят данные действия.
Предметом данного вида надзора стало соблюдение, закрепленных в конституции, прав и свобод, установленные этапы рассмотрения заявлений/сообщений о подготовке совершения правонарушений, выполнение действий по оперативно-розыскным мероприятиям и проведению расследования, законность решений, которые принимаются органами, проводящими данные мероприятия.
В связи с объемностью предмета данного надзорного вида на практике в его пределах выделяются более мелкие подотрасли. Наиболее важные виды законодательных актов закреплены в специальных приказах Генпрокурора.
Следует отметить, что проверке законности могут быть подвергнуты только правовые акты.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источники:
http://cyberpedia.su/10xdb18.html
http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/prokurorskiy_nadzor/prokurorskiy_nadzor_i_ego_vidy/