Какие виды деятельности осуществляет прокурор

Прокуратура сегодня — это «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ» (п.1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Помимо этого, прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами (п.3 там же).

Большое внимание органами прокуратуры придаётся участию их представителей в рассмотрении уголовных дел судами I инстанции, как одному из направлений их деятельности, расставляя при этом акцент на особой роли прокурора, осуществляющего поддержание государственного обвинения и именующегося при выполнении этой функции государственным обвинителем.

Целью настоящего исследования является анализ законодательства и правоприменительной практики, регулирующих положение прокурора при выполнении обязанностей стороны обвинения в суде.

Профессиональные особенности деятельности прокуроров определяются содержанием прокурорской деятельности в целом и складывающимся разделением труда внутри прокуратуры. Существует серьёзная разница между прокурорами-руководителями и прокурорами-исполнителями (прокуроры отделов, помощники) по объёму ком?етенции. Прокурор руководитель принимает все решения в рамках ком?етенции органа; прокурор-исполнитель только готовит их. Прокурорская деятельность осуществляется в строго процедурно-нормативном порядке, которые определяет содержание работы отдельных прокуроров и означает, что основные виды действий осуществляются ими на основе предоставленных им полномочий, в форме, предусмотренной законом, и при наличии существующих оснований. Это влечёт различную сте?ень самостоятельности и ответственности прокуроров, порождая, во всяком случае, необходимость основательного овладения материально-правовыми и процессуальными нормами и, главное, постоянного уважения к ним. Конечно, деятельность прокуратуры, хотя и распространяется на все сферы жизни общества, не только направляется, но и ограничивается законом. Как известно, прокурор не вмешивается в оперативно-хозяйственную или социально-культурную деятельность: ограничивая себя, он реализует только на нарушения закона. Реальное содержание различных направлений прокурорского надзора, разумеется, может и должно меняться в зависимости от реального социального развития и потребностей правоохраны. Но работа прокурора в этой области инициируется на основе закона, осуществляется в рамках закона и прямо указанными в законе методами (предупреждение, беседа, протест и пр.) В отличие от судьи и в значительной мере от следователей отдельные прокуроры обладают значительно меньшей должностной самостоятельностью. Практически все важнейшие решения принимаются от имени прокурора, возглавляющего орган прокуратуры, а соответственно и должны быть им утверждены или санкционированы. В сфере прокурорской деятельности невозможно автоматическое применение закона, а, следовательно, усмотрение прокурора играет самую серьёзную роль. Как профессионалов это обязывает прокуроров к самостоятельному мышлению, к овладению соответствующими приёмами правореализационной техники. Самостоятельность прокурорской деятельности должна быть подкреплена определёнными гарантиями.

1. основные направления деятельности прокуратуры (отрасли надзора):

1) надзор за исполнением конституции и законов (общий надзор)

ü федеральными органами исполнительной власти (министерствами, государственными

ü представительными, законодательными и исполнительными органами власти

ü органами контроля

ü органами военного управления

ü органами местного управления

ü руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Сюда же относится надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми этими субъектами.

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Читайте также:  Является ли помощник прокурора прокурором

3) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, осуществляющих наказание и иные меры государственно-правового принуждения

4) участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

5) участие прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел.

Отрасли надзора различаются между собой по следующим признакам:

а) предмет надзора

б) круг поднадзорных субъектов

в) полномочия прокурора в данной отрасли

г) применяемые прокурором правовые средства надзора

Предмет надзора – это то, на что направлена деятельность прокуратуры. Это исполнение закона поднадзорными субъектами. Закон может исполняться активно или пассивно. К предмету также относятся факты неисполнения закона.

Круг поднадзорных субъектов – это органы исполнительной власти разных уровней, контрольные органы, руководители и органы управления организаций.

Полномочия прокурора различаются по отраслям: в одних отраслях прокурор имеет более властные полномочия, в других – менее.

Правовые средства надзора – это те действия (акты) прокурора, которые он может совершать (издавать) для выявления и реагирования на нарушение закона.

2. комплексные направления деятельности прокуратуры:

Они образуются из элементов нескольких отраслей надзора с целью последовательной борьбы с определённого вида правонарушениями.

1) уголовное преследование преступлений, выявленных в ходе общенадзорной проверки

3) надзор за исполнением природоохранного законодательства не указаны в ФЗ

5) надзор за исполнением налогового законодательства организационно

6) надзор за исполнением законодательства о труде не оформлены

3. организационные направления:

1) координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью

2) участие прокуратуры в правотворческой деятельности

3) международное сотрудничество органов прокуратуры.

Координация деятельности правоохранительных органов

в борьбе с преступностью

Координация– это согласование, приведение в порядок, в соответствие.

Применительно к деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью: координация – это приведение в соответствие (согласованность) действий разных правоохранительных органов.

Цель – повышение эффективности борьбы с преступностью за счёт комплексного использования потенциальных возможностей каждого правоохранительного органа.

Формы координации:

1) совместное изучение преступности

2) совместная разработка мероприятий по борьбе с преступностью

3) координационные совещания руководителей правоохранительных органов

4) создание рабочих групп

5) подготовка совместных указаний для различных органов.

Организационные способы координации осуществляют генеральный прокурор и подчинённые ему органы (на них возложена инициатива и ряд организационных полномочий по подготовке совместных решений и контролю за их исполнением).

Координируемые субъекты обладают самостоятельностью.

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности

Прокуроры могут формулировать и вносить предложения по изменению и дополнению существующих законов, а также разработке новых нормативных актов.

С этой целью прокуратура обращается в соответствующие органы.

Однако обращение прокурора не влечёт юридических последствий, поскольку генеральный прокурор не наделён официально правом законодательной инициативы.

Этим вопросом в Прокуратуре занимается Управление правового обеспечения.

Международное сотрудничество органов прокуратуры

Международное сотрудничество генеральной прокуратуры и других прокурорских органов основано на следующих актах:

ü международные договоры, соглашения

ü правила, конвенции:

— Всеобщая декларация прав и основных свобод человека

— Конвенция о правах ребёнка

Читайте также:  Что выносит прокуратура по результатам проверки

— Пекинские правила (о несовершеннолетних)

— Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней

— Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными

— Конвенция о выдаче преступников и др.

Эти акты касаются охраны прав человека, защиты нарушенных прав, борьбы с преступностью, осуществления правосудия.

Особого внимания заслуживает Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (сокращённое название: Минская конвенция) от 22 января 1993 г. Эта конвенция была подписана в Минске представителями государств – бывших членов СССР. Согласно этой конвенции: граждане государств – бывших членов СССР имеют право обращаться свободно и без ограничений в органы, осуществляющие правосудие этих государств.

Генеральной прокуратурой подписан ряд договоров о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами стран – бывших членов СССР (например: с Таджикистаном, с прибалтийскими республиками).

Направления (формы) сотрудничества:

1) направление и исполнение разовых поручений и запросов об оказании правовой помощи

§ вопросы возбуждения уголовных дел

§ вопросы производства отдельных процессуальных действий

§ вопросы вызова свидетелей

§ вопросы выдачи документов

2) постоянное сотрудничество с правоохранительными органами, занимающимися борьбой с транснациональной организованной преступностью (Интерполом, Европолом):

ü обмен информацией

ü взаимные консультации

ü проведение совещаний

ü обмен делегациями специалистов для передачи опыта работы.

Международное сотрудничество осуществляется через Генеральную прокуратуру и её территориальные подразделения.

В рамках прокуратуры существует специальное подразделение – Международное правовое управление.

Акты ген. прокурора, предписывающие, каким образом должно осуществляться сотрудничество:

v Приказ № 50 от 3 августа 1998 г. «Об организации международного сотрудничества

v Приказ № 35 от 26 июня 2002 г. – касается вопросов организации сотрудничества в

сфере уголовного судопроизводства.

Также действуют указания ген. прокурора.

Помимо отраслей выделяются также участки и подотрасли надзора.

Подотрасли надзора – это более специализированные виды, чем отрасли; это части отраслей. Например: отрасль – общий надзор, подотрасль – надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи, участок – надзор за исполнением законодательства о труде несовершеннолетних.

Система и содержание

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Понятие прокурорского надзора и его видов

Под прокурорским надзором понимают особый вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры на основании действующих норм законодательства, который направлен на установление, поддержание и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов человека, социума и государства.

Характерные черты прокурорского надзора

Современные исследователи выделяют ряд черт, характеризующих прокурорский надзор, которые выражаются в следующем:

  • Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется специализированной системой органов, носящих централизованный характер. Данный вид надзорной деятельности не может осуществляться никакими другими организациями, за исключением органов прокуратуры.
  • Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.
  • Содержание деятельности по надзору в рамках прокуратуры говорит о том, что данный вид деятельности является самостоятельным. Он не связан с какой-либо ветвью государственной власти, то есть, он находится в обособленном положении.
Читайте также:  Что такое прокуратура при петре

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Виды прокурорского надзора

Современные исследователи выделяют несколько следующих видов прокурорского надзора:

  • Надзор за исполнением законов в учреждениях, которые исполняют наказания;
  • Надзор за исполнением норм законодательства судебными приставами;
  • Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие;
  • Надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина;
  • Надзор за исполнением норм законодательства органами государственной власти.

Рассмотрим некоторые из данных видов более подробно.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Специфику данной отрасли надзора составляет сфера общественных отношений, связанная с правами и свободами граждан.

Предметом данной отрасли надзорной деятельности является соблюдение норм Конституции РФ, которые содержат закрепление прав и свобод граждан и человека. Помимо этого, в предмет данного направления надзорной деятельности входят все нормативные акты, которые связанны с данными конституционными нормами.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В состав предмета этого направления надзорной деятельности входят отдельные части трудовых отношений, избирательных, социальных и иных прав. Переменными, которые непосредственно влияют на осуществление данной категории прав, являются юридические/физические лица, государственные организации и их представители.

Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие

Цель данного вида прокурорского надзора состоит в обеспечении всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела. Современное уголовно-процессуальное законодательство устанавливает границы деятельности прокурорского надзора в данной сфере.

Оперативно-розыскную деятельность и деятельность, связанную с процедурами предварительного следствия осуществляют органы внутренних дел, органы госбезопасности и пограничной службы, а так же иные органы и службы в чью компетенцию входят данные действия.

Предметом данного вида надзора стало соблюдение, закрепленных в конституции, прав и свобод, установленные этапы рассмотрения заявлений/сообщений о подготовке совершения правонарушений, выполнение действий по оперативно-розыскным мероприятиям и проведению расследования, законность решений, которые принимаются органами, проводящими данные мероприятия.

В связи с объемностью предмета данного надзорного вида на практике в его пределах выделяются более мелкие подотрасли. Наиболее важные виды законодательных актов закреплены в специальных приказах Генпрокурора.

Следует отметить, что проверке законности могут быть подвергнуты только правовые акты.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:
http://cyberpedia.su/10xdb18.html
http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/prokurorskiy_nadzor/prokurorskiy_nadzor_i_ego_vidy/

Читайте также:
Adblock
detector