Чем юстиция отличается от прокуратуры

Уже этой осенью Генеральная прокуратура может прекратить самостоятельное существование. Ее функции перейдут к Министерству юстиции. В рамках той же реформы буден создан единый следственный комитет, который объединит аналогичные структуры в разных силовых ведомствах.

Основную часть функций, которые сохранились за Генпрокуратурой после отделения Следственного комитета, должен получить Минюст. Прежде всего речь идет об общем надзоре — т. е. именно подчиненные Александра Коновалова получат право инициировать проверки того, как исполняются законы, практически в любых отраслях.

Функции прокуратуры сведутся к поддержанию обвинения в суде и надзору за следствием, объясняет суть реформы источник в правительстве. Ликвидировать этот орган невозможно, он упомянут в Конституции. Но ничто не мешает включить прокуратуру в состав Минюста — как подразделение, отвечающее за гособвинение. Таким образом будет воспроизведена американская модель: министр юстиции одновременно является и генеральным прокурором.

В Следственном комитете при прокуратуре, по словам его сотрудника, начали продлевать контракты с работниками. Вряд ли это стали бы делать в преддверии реорганизации.

Но, по словам сотрудника центрального аппарата МВД, реформа может начаться уже в конце сентября и затронет милицейское ведомство. Следственный комитет при МВД будет реорганизован так, чтобы стать в будущем частью единого следственного комитета. Остальные органы внутренних дел могут быть преобразованы: появится федеральная криминальная полиция, менее важные структуры станут милицией муниципального подчинения, а внутренние войска реорганизуют в новую независимую структуру, которую могут назвать национальной гвардией.

Представители Генпрокуратуры и Следственного комитета при ней перспективы слияния не комментируют.

Сериал “Тайны следствия”, без сомнения, покорил сердца миллионов телезрителей. Героиня сегодняшнего материала журнала Reconomica в чём-то схожа со Швецовой Марией Сергеевной: та же стать, те же умные, проницательные глаза, та же ответственность в работе.

Много ли мы знаем без киношных прикрас о действительной жизни сотрудников правоохранительных органов? Разве что в случаях, если кто-то из наших родственников или друзей относится к их числу. Да и то навряд ли.

По большей части мы несколько настороженно воспринимаем их, стараясь держаться по возможности подальше. А ведь это обычные живые люди! Честно исполняющие свои профессиональные обязанности следователи всех рангов и структур безусловно заслуживают нашего сочувствия их нелёгкой работе и должного уважения. Героиня попросила не указывать ее данные, дабы иметь возможность говорить откровенно. Передаем ей слово.

Профессия следователя — больше, чем работа

Научиться работе следователя можно, но так им на самом деле не стать. Следователь — это без преувеличения образ жизни. Многие молодые парни и девушки мечтают стать им, вероятно, ещё и потому что различные сериалы на нашем ТВ рисуют увлекательные истории о том, как легко раскрываются и расследуются преступления.

Реальность же настоящей работы чаще разительно отличается от придуманных сценаристами сказок. Будни реального, не киношного, следователя сложны и не привлекательны на вид, временами даже наполнены иными забавными эпизодами, но никогда они — не легки и не скучны.

Следователь. Старший лейтенант юстиции на рабочем месте.

Если вы окончательно и бесповоротно решили пойти в эту профессию, то вам просто необходимо иметь высшее юридическое образование.

Приветствуется профильное юридическое образование, которое можно получить в специализированных вузах различных структур (в зависимости от того, где вы впоследствии намерены работать).

Например, следователем в МВД будет проще устроиться, окончив специализированный институт МВД или Школу милиции. Наличие же такого профильного образования для поступления на службу в следственный комитет (СК) вовсе не обязательно, достаточно просто иметь юридическое образование.

Курсанты в профильном вузе МВД на занятиях.

С органами ФСБ намного сложнее, без профильного образования (пограничный институт или институт ФСБ) в следователи вряд ли возьмут.

Когда я пришла на службу в СК, а это было лет 10 тому назад, была ещё прокуратура. Мы проходили простые тесты, предъявляли документы об образовании, проходили собеседование с представителями руководства — и готово.

Читайте также:  Дают ли квартиры прокурорам

Сейчас соискатели на должность следователя проходят полиграф и должны обладать глубокими знаниями уголовно-процессуального законодательства, вплоть до новейших изменений пленумов Верховного и Конституционного Судов.

В МВД принцип приёма на работу практически такой же, только у них требуется ещё и наличие медицинского заключения, в котором намного больше пунктов, чем в заключении для СК. В ФСБ отбор строжайший ещё на стадии поступления в специализированный институт.

Следователь обязан добывать необходимые доказательства по уголовным делам. Это его ежедневные рутинные заботы. Доказательная база любая: как доказывающая вину, так и опровергающая причастность подозреваемого к совершению данного конкретного преступления.

Также следователь занимается разработкой версий преступлений, принимает в расчёт мотивы, назначает экспертизы. Если преступник установлен, доказательная база не вызывает сомнений, то уголовное дело направляется в суд.

Если преступник ещё не изобличён, то средствами следствия проверяются все возможные подозреваемые, могущих быть причастными к совершению расследуемого преступления. Работа — в основном с бумагами.

Доказательства собирать помогают оперативники и многочисленные эксперты.

Но можно и в “поле” выйти. Это в случае, если к тебе свидетель не идёт. Значит берёшь “ноги в руки” и идёшь к нему сам. Иногда даже едешь, в деревню какую-нибудь например.

Разница между следователями СКР (Следственный Комитет России) и МВД в том, что в МВД есть должности участковых, оперуполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних (ПДН), которые сразу же по устному требованию и характеристику напишут, и справку принесут, и человека найдут, а в СКР — их нет.

Следователь СКР пишет соответствующие поручения, но не факт, что они будут незамедлительно исполнены.

Есть, конечно, случаи, когда создаются межведомственные группы по отдельным делам, но это на местах, в районах — редкость. Раньше в СКР и экспертов своих-то не было, но теперь есть собственная экспертная служба, что несомненно является большим плюсом.

Когда такой службы не было, необходимые экспертизы назначали непосредственно в МВД, Минюсте и других структурах, что, к сожалению, отражалось на сроках их исполнения. Но о сроках скажу позже.

Что тут скажешь.

Большую часть работы приходиться выполнять мне самой. В МВД всю мелкую работу выполняют помощники следователей: заполняют статистику, возят запросы, бегают по мелким поручениям. В СКР помощники следователей заняты на канцелярской работе и помогают исключительно с документооборотом, поэтому у нас следователь — делает всё сам.

У следователей есть и дежурства, разница в том, что следователь МВД, дежуривший сутки, утром идёт домой отдыхать, а в СКР — отдыхать не идёт никто. Если ночью было совершено убийство, то домой уже не уйдёшь.

Было дело, трое суток всем отделом не спали. Случилось убийство трёх лиц, весь отдел работал: сначала осматривали, потом кто-то дело возбуждал, кто-то экспертизы назначал, свидетелей допрашивали, преступника задерживали, а на четвертый день снова на работу пошли.

Заработная плата зависит не только от оклада, но и от региона, в котором проходит служба. В северных районах зарплата намного выше из за различных коэффициентов (северный, районный). Складывается она из оклада, районных коэффициентов, доплаты за сложность и напряженность, стаж, должность и звание.

Конечно, предусмотрены все социальные гарантии и — никаких зарплат в конвертах. Квартальные премии также предусмотрены. При этом иногда я думаю, что поездки “на трупы”, ежедневное соприкосновение с чужим горем, потерей близких, не стоят никакой оплаты.

Была у меня одна женщина, у которой убили дочь, она каждый день ходила и просила найти преступника, плакала …а я вместе с ней. Сделать вид, что тебе всё равно не всегда получается. Некоторые случаи пропускаешь, что называется, через себя. Это никакими деньгами не возместишь.

Градус психологического напряжения иногда зашкаливает. В МВД в моральном плане легче, там никого не убивают. В основном кражи, грабежи, разбои, вымогательства — не всё, что предусмотрено в УПК РФ. Категория дел у каждой структуры своя, строго определённая.

Читайте также:  Как пройти пфл прокуратура

При этом следователь любой структуры всегда связан сроками. Мы все живём часами, сутками, месяцами. Срок задержания, срок проверки, срок следствия, срок предоставления дела… Нарушать их нельзя никак!

Скатилась звезда на погоны… Про карьерный рост

Сразу скажу, что до начала карьерного роста “доживают” не все. Многие в первые же дни такой работы понимают, что это не их путь. Уходят. Те, кто остаются, могут достичь значительных высот. Сначала я была следователем, полгода трудилась без званий, показывая свои способности и профпригодность.

Через полгода каждого вновь принятого на работу ожидает аттестация: смотрят показатели, задают вопросы по работе. Если всё хорошо, то аттестуют, и вы — уже лейтенант юстиции. Звания в последующем присваиваются через определенный срок и называются “очередными”.

Плох тот лейтенант, который не мечтает стать генералом.

Есть ещё и должности. В различных структурных подразделениях они различны. Так, в моём отделе предусмотрены должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

Естественно, чем лучше ты работаешь, тем выше должность, но ответственность и сложность дел, которые будут тебе поручать, растёт вместе с должностью. Сотрудники, показывающие высокие показатели в службе, пользующиеся уважением и авторитетом, конечно же, могут быть назначены на должность заместителей и руководителей отделов, как районных, так и региональных.

Плюсы и минусы профессии

Даже не знаю, чего больше, думаю, что поровну. Из плюсов:

  • Стабильная зарплата.
  • Соцпакет.
  • Возможность карьерного роста.
  • Служение государству.
  • Зависимость от сроков.
  • Стрессы.
  • Минимум свободного времени.
  • Ненормированный рабочий день.
  • Работа в выходные и праздники.

Если выбираешь этот путь

Если вы всерьёз подумываете о работе следователем, спросите прежде себя:

Готовы ли вы не спать по ночам, сталкиваться с человеческими потерями и горем, не теряя самообладания?

Готовы ли вы неукоснительно выполнять распоряжения и указания вышестоящего начальника?

Готовы ли вы всё свободное время уделять этой работе?

Если да, то добро пожаловать в следователи. Следователь не просто работа — это действительно образ жизни. Путь со множеством препятствий. Придётся полюбить свой выбор и уже не сходить с этой дороги. Выбор за вами. Желаю успеха!

СОВМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ПО ВЕДОМСТВУ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ И ПРОКУРАТУРЫ ПО УЧРЕЖДЕНИЮ СУДЕБНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ 1864 ГОДА

Никонов В. А., прокурор Ленинского района г. Нижнего Новгорода, кандидат юридических наук.

20 ноября 1864 г. в Царском Селе император Александр II утвердил судебные Уставы, а также Учреждение судебных установлений, в котором были закреплены новые принципы судоустройства. Судебные органы были разделены на две основные части: мировая юстиция (мировые судьи, съезды мировых судей) и общие судебные места (окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда). Учреждение судебных установлений кардинальным образом изменило систему органов прокуратуры. Вместо губернских прокуроров при каждом суде учреждались прокуроры и их товарищи (заместители). В съездах мировых судей прокурорские обязанности исполнял один из товарищей прокурора окружного суда. При кассационных департаментах Сената состояли обер-прокуроры и их товарищи, в общем собрании кассационных департаментов Сената прокурорские обязанности исполнялись одним из обер-прокуроров этих департаментов. Из товарищей прокурора окружного суда одни состояли при самом суде, а другие — в других городах округа по особому расписанию. При каждом окружном суде и при судебной палате состоял особый прокурор и определенное штатами число товарищей прокурора. Например, на 31 января 1913 г. штатная численность российской прокуратуры составляла 1170 человек: три обер-прокурора Сената, 26 их товарищей, 14 прокуроров судебных палат, 67 их товарищей, 109 прокуроров окружных судов и 951 их товарищ . ——————————— Российское законодательство X — XX веков. Т. 8. // Судебная реформа. М., 1991. С. 98.

Статья 124 Учреждения судебных установлений определяла, что прокурорский надзор вверяется обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора. Таким образом, законодательно закреплялось структурное вхождение прокуратуры в систему Министерства юстиции. В связи с подчинением Министерству юстиции органы прокуратуры составляли систему, которая в определенной мере копировала систему общих судебных мест. Окружной суд учреждался на несколько уездов, судебная палата учреждалась в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей. Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената и прокуроры судебных палат назначались на должности по представлению министра юстиции именными высочайшими указами. Товарищи обер-прокуроров и прокуроров судебных палат, прокуроры окружных судов определялись по представлению министра юстиции Высочайшей властью, товарищи прокуроров окружных судов назначались министром юстиции по представлению прокурора судебной палаты. В 1802 г. впервые произошло совмещение постов министра юстиции и генерал-прокурора, их занял Г. Р. Державин. В период подготовки и проведения Судебной реформы 1864 г. в должности министра юстиции и генерал-прокурора состоял Д. Н. Замятнин. Последним министром юстиции и генерал-прокурором являлся П. Н. Малянтович, который исполнял свои обязанности до 7 ноября 1917 г. . ——————————— См.: Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Российские прокуроры. 1722 — 1917. М.: РОССПЭН, 2002.

Читайте также:  Вправе ли прокурор

В соответствии с Положением о местных органах юстиции РСФСР от 21 августа 1920 г. отделы юстиции осуществляли наблюдение за выполнением всеми советскими органами узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства . ——————————— СУ РСФСР. 1920. N 90. Ст. 465.

28 мая 1922 г. было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому прокуратура учреждалась в составе Наркомюста РСФСР. На прокуратуру возлагались следующие функции. 1. Осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовных преследований против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений. 2. Непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и органов дознания в области раскрытия преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов Госполитуправления. 3. Поддержание обвинения в суде. 4. Наблюдение за правильностью содержания под стражей. В Положении определялась структура органов прокуратуры, устанавливался порядок назначения на должность работников прокуратуры . ——————————— См.: Горшенин К. П. Указ. соч. С. 31.

Прокуратура РФ в настоящее время имеет образ смешанного (надзорно-обвинительного) типа . Указанные функции прокуратуры сложились в ходе ее векового исторического развития в условиях изменения законодательства в соответствии с особенностями российской государственности. На различных этапах сочетание прокуратурой РФ надзорной и обвинительной функции положительно воспринимается населением страны. Согласно данным социологического опроса судебная власть в лице суда занимает восьмое место, между тем как прокуратура резко выдвинулась в сознании общества на передний план и занимает среди различных властных структур пятое место. В 1993, 1995, 1997 гг. она ничем не привлекала внимание опрошенных и находилась в самом конце списка политических институтов, которые вызывают доверие населения. Значительно меньшее значение придают опрошенные законодательной власти . ——————————— См.: Клочков В. В. Функции прокуратуры: понятие, соотношение с деятельностью, классификация // Прокуратура, законность, государственный контроль. М., 1995. С. 7. См.: Российская газета. 2004. 25 мая.

Результаты деятельности прокуратуры РФ и данные социологических опросов граждан неопровержимо свидетельствуют о том, что прокуратура достаточно эффективно реализует свои полномочия по защите нарушенных прав и свобод граждан, а также публичных интересов Российской Федерации. В настоящее время не имеется реальных оснований для сокращения функций прокуратуры, включения ее в систему Министерства юстиции РФ и изменения ст. ст. 77, 83, 112, 116, 117 Конституции РФ.

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector