Из чего состоит прокуратура рф

Понятие, система и структура органов прокуратуры

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Генеральная прокуратура РФ состоит из Академии Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ и специализированных прокуратур.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы на правах управлений:

  • 1) Главное организационно-аналитическое управление;
  • 2) Отавное управление кадров;
  • 3) Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства;
  • 4) Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;
  • 5) Главное управление по надзору за следствием;
  • 6) Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;
  • 7) Управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью;
  • 8) Управление по надзору за расследованием особо важных дел;
  • 9) Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
  • 10) Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
  • 11) Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;
  • 12) Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
  • 13) Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
  • 14) Правовое управление;
  • 15) Главное управление международно-правового сотрудничества;
  • 16) Управление взаимодействия со средствами массовой информации»;
  • 17) Первый отдел (на правах управления);
  • 18) Управление делами;
  • 19) Управление документационного и методического обеспечения;
  • 20) Управление по рассмотрению обращений и приему граждан;
  • 21) Протокольный отдел (на правах управления)»;
  • 22) Отдел контрольно-ревизионной работы;
  • 23) Управление Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе;
  • 24) Управление Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе;
  • 25) Управление Генеральной прокуратуры РФ в Центральном федеральном округе;
  • 26) Управление Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Западном федеральном округе;
  • 27) Управление Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе;
  • 28) Управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе;
  • 29) Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе;
  • 30) Управление Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе;
  • 31) Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации».
Читайте также:  Когда чайка стал генпрокурором

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

Генеральный прокурор РФ руководит всей системой органов прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда Генеральный прокурор РФ устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Он также назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждено приказом Генерального прокурора РФ от 03.01.1996 № 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации научно-консультативного совета».

В структуре Генеральной прокуратуры РФ на основании приказа Генерального прокурора РФ от 23.10.1998 № 207-ш «Об образовании информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации» сформирован информационно-аналитический центр. Информационно-аналитический центр создан на правах управления в целях обеспечения Генерального прокурора РФ необходимой аналитической информацией для принятия оптимальных решений и мер по предупреждению и борьбе с преступностью.

На управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены следующие полномочия:

  • 1) координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;
  • 2) надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;
  • 3) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;
  • 4) надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД России.

При выполнении своих функций управления Генеральной прокуратуры РФ не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.

Территориальные прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ образованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством Российской Федерации. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.

Читайте также:  Ломовский в какой власти принадлежит прокуратура

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ соответствующие прокуроры. Руководители прокуратур субъектов РФ имеют первого заместителя и заместителей, которые также назначаются на должность Генеральным прокурором РФ.

В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), а также других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ сформированы управления и отделы. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ.

Прокуроры субъектов РФ могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и иных административно-территориальных единиц. Они уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей и следователей и их помощников.

По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Специализированные прокуратуры

Структуру специализированных прокуратур составляют:

  • – прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях субъектов РФ;
  • – прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;
  • – природоохранные прокуратуры (Удмуртская, Брянская, Владимирская, Красноярская и др.);
  • – межрайонные природоохранные прокуратуры (Башкирская, Татарская, Калужская, Липецкая, Березниковская и др.);
  • – Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура;
  • – транспортные прокуратуры (Балтийская, Калининградская, Камская, Северо-Западная, Западно-Сибирская, Дальневосточная и др.);
  • – Московская межрегиональная транспортная прокуратура;
  • – прокуратура комплекса «Байконур»;
  • – прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (г. Сэров Нижегородской области, г. Межгорье республики Башкортостан, г. Заречный Пензенской области, г. Мирный Архангельской области, гг. Озерск, Снежинск, Трехгорный Челябинской области и др.);
  • – прокуратуры Московского и Петербургского метрополитена;
  • – военные прокуратуры.

Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Читайте также:  Какие предметы нужно сдавать в прокуратуру

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Природоохранные прокуратуры созданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура – Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранительной прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ.

На Волжскую межрегиональную природоохранительную прокуратуру возложены следующие полномочия:

  • – надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;
  • – уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.

Транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел на транспорте, оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной полиции.

Прокуратуры на особо режимных объектах. В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции территориальных, военных и других специализированных прокуратур» действуют две специализированные прокуратуры в закрытых административно-территориальных образованиях с подчинением непосредственно Генеральной прокуратуре РФ (г. Межгорье и комплекс «Байконур»).

Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обслуживающих их режим и непосредственное функционирование, подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector