Что такое прокуратура при петре

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Городской классический лицей

«Прокуратура при Петре I и его преемниках. Генерал-прокурор П.И. Ягужинский»

Выполнил: ученик 10 кл. «Г»

При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью монарха. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные го­сударственные структуры — Петр Великий твердой и уве­ренной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую думу сменил Правительствую­щий сенат; приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям. С организацией Святей­шего синода император добился полного подчинения церк­ви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление. Существенно обнов­лялось и российское законодательство — в первой половине XVIII века в год в среднем издавалось по 160 указов. И это — лишь малая часть тех преобразований, которые провёл в жизнь один из величайших монархов, когда-либо правивших Россией. Их просто не счесть: чего стоит лишь одно строительство новой столицы — Санкт-Петербурга, по праву признанного одним из красивейших городов мира? А строительство флота и первые морские победы, а также торговые отношения, расширенные при помощи этого же флота? Изменения коснулись также и внутренней стороны российской жизни: Пётр поменял стиль жизни части народа путём «европеизации» быта и, в частности, костюмов. Правда, среди историков есть мнения о некой искусственности Петровской европеизации, так как она, по их мнению, проходила и проявлялась только внешне, но это уже другой, не менее обширный вопрос. Также, нельзя пропустить один из важнейших этапов развития не только России, но и мирового развития — становление России империей в 1721 году.

Но нельзя забывать или преуменьшать другую выдающуюся заслугу Петра I. Он впервые задумался о создании в России органов, специально предназначен­ные для контроля и надзора за соблюдением законов. Примером ему и прочим правителям из других стран послужила Франция, принявшая в 1586 году закон о прокуратуре. А аналогичным органом в России стал институт фискалов.

22 февраля 1711 года был издан указ о Правительствую­щем сенате: «Определили быть для отлучек наших Прави­тельствующий сенат для управления». Сенат учреждался в качестве коллегиального органа. В него входили первона­чально десять высших сановников России — сподвижников Петра I: граф И.А. Мусин-Пушкин, князь П.Голицын, М.Долгорукий и др. Функции Сената тогда не были четко определены. Впоследствии он стал решать вопросы финан­сов, управления различными отраслями хозяйства, правосу­дия и т.п. Сенат стал высшим управленческим и судебным органом. Сюда направляли со всей России на окончательное рассмотрение и решение многие дела. Только император мог пересмотреть «приговор» или определение Сената.

Указами от 2 и 5 марта 1711 года учреждалась долж­ность фискалов. Их глава, обер-фискал состоял при Сенате, но назна­чался непосредственно государём. Фискалы образовывались при всех центральных и местных органах: коллегиях, кан­целяриях, судах и др. В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать» о всех наруше­ниях закона, злоупотреблениях и воровстве и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой целью они прин имали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников.

Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фис­кальной службы множество недостатков. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответст­венности, многие фискалы не прочь были поживиться за счет тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихо­имстве и злоупотреблениях. Широко распространённое взяточничество среди фискалов объяснялось также тем, что им не полагалось жалованья, и им попросту не на что было жить. Их стали почти открыто нена­видеть, так что само слово «фискал» люди относили к та­ким же бранным, как, например, «шпион», «доноситель».

Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправда­лись не полностью. Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган — Правительст­вующий сенат. Правда, иногда император поручал контро­лировать сенатскую деятельность своим наиболее доверен­ным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии. Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не удовлетворяло Петра I.

Император понимал, что нужно создать новое учрежде­ние, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими госу­дарственными учреждениями. Таким органом стала проку­ратура. Указ о ней состоялся 12 января 1722 года. В нём от­мечалось: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-про­курору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору».

Прокуратура создавалась в России как представительный орган прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительст­вующего сената, других центральных и местных учрежде­ний. Суть самой должности прокурора ее основатель Пётр I выразил такими словами: «Сей чин яко око наше, стряпчий по делам государственным».

Читайте также:  Где находится прокурор

27 апреля того же года Пётр издаёт указ о должности генерал-прокурора и всех прокуроров, в котором говорилось об их полномочиях, правах и обязанностях. По этому указу генерал-прокурор должен постоянно находиться в Сенате и следить за постоянным точным пониманием и исполнением закона, а также, как и все прокуроры, доносить императору о делах. Прокуроры могли писать протесты на людей, отклонивших замечания прокуроров, но если донос был ложным, что нередко ради корысти делали фискалы, прокуроры наказывались. Также, прокуроры должны были осуществлять надзор за заключёнными и надзор за следствием по уголовным делам.

Конечно, все прокуроры были хорошо материально обеспечены, чтобы предотвратить взяточничество в их среде по причине безденежья.

И прокуратура не обманула Петровы ожидания. При нём надзорные органы и прокуроры исправно выполняли свои функции, чего добивался Пётр. Все дела рассматривались быстро и по существу; не было ложных доносов и, с другой стороны, мало какое нарушение закона могло пройти незамеченным в Сенате и других присутственных местах. Однако при преемниках Петра прокуратура пришла в упадок. При Екатерине I все дела решал Тайный Совет, а Анна Иоанновна полностью зависела от Бирона, о чём подробнее будет рассказано позже. Только Елизавета решила продолжать дела отца. Ещё до неё, в 1840 году генерал-прокурором назначается Н. Трубецкой, который был на этой должности 19 лет и пережил 8 царствований. Он издал указ о необходимости прокурорам проявлять особую «заботу и ревность» в уголовных (колодничьих, как их тогда называли) делах. При нём также была образована школа юнкеров, где учились будущие юристы, прокуроры.

При Екатерине II генерал-прокурор становится над Сенатом, он ведёт внутренние дела, возглавляет тайные экспедиции, получает большие полномочия. А на местах прокуроры были независимы от губернаторов и осуществляли за ними строгий надзор, докладывая о малейшем правонарушении. Появляются должности стряпчих по гражданским и уголовным делам, а также уездные стряпчие.

В 1802 году М.М. Сперанский и Александр I учреждают 8 министерств. И министр юстиции был одновременно и генерал-прокурором вплоть до 1917 года. Первым министром юстиции был всего 1 год знаменитый писатель, поэт и политик Г.Р. Державин. Он был очень активным прокурором, боролся с казнокрадством, взяточничеством, злоупотреблением. На него начали поступать жалобы от разных чиновников и начальников, что он не даёт им служить и мешает в работе. И Александр I был вынужден уволить его, сказав при этом знаменитые слова «Ты слишком ревностно служил».

В 1837 году, в год смерти А.С. Пушкина, на базе его родного, Царскосельского лицея был основан правовой факультет и, таким образом, было положено начало школе прокуроров. Так как в лицее учились почти только дворяне, то вероятность попадания в прокуроры простых людей была минимальна.

Об этом же, в частности, говорили и «Основные положения о прокуратуре», принятые Государственным Советом в 1862 году:

1. Основная функция прокуратуры — наблюдение за точным и абсолютным соблюдением закона.

2. Все прокуроры назначаются государём из дворян и несменяемы.

3. Хорошее материальное обеспечение прокуроров, чтобы не брали взяток.

4. У прокуроров должна была быть хорошая профессиональность и выдающиеся особенности.

В результате судебной реформы 1864 года прокуратура вошла в состав суда на правах строгой автономии, а министр юстиции продолжал исполнять обязанности генерал-прокурора.

Но вернёмся назад. Необходимо отметить, что должность генерал-прокурора, установленную Петром I в 1722 году, за все время ее существования, вплоть до ок­тябрьских событий 1917 года, — почти два столетия — за­нимали 33 человека. Первым в их ряду стоял сподвижник Петра I, один из «птенцов гнезда Петра Великого» генерал-аншеф, обер-шталмейстер, кабинет-министр и дипломат, кавалер всех высших орденов Российской империи, граф Павел Иванович Ягужинский, о котором и пойдёт речь в данном реферате.

Министры юстиции Временного правительства, не одновременно Генерал-прокуроры

Этот раздел не завершён.

Литература

Примечания

  1. ↑Генерал-прокурор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — главное лицо в сенате, наблюдающее за правильным решением дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕНЕРАЛ ПРОКУРОР лат.; этимологию см. генерал и прокурор. Лицо, наблюдавшее за правильным решением дел… … Словарь иностранных слов русского языка

генерал-прокурор — а, м. général procureur. Генерал прокурОр. 1722. ПСЗ 6 480. // Сл. 18 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

генерал-прокурор — генерал прокурор, генерал прокурора … Орфографический словарь-справочник

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — одна из высших государственных должностей в императорской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 г. одновременно и министерство юстиции … Юридический словарь

Читайте также:  Прокуратура является ли органом государственной власти

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — одна из высших государственных должностей в имперской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 одновременно и министр юстиции … Большой Энциклопедический словарь

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — ГЕНЕРАЛ ПРОКУРОР, одна из высших государственных должностей, введена Петром I в начале 18 в. Г. п. надзирал за соблюдением законности в действиях государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 одновременно и министр юстиции. Источник:… … Русская история

Генерал-прокурор — одна из высших государственных должностей в императорской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 одновременно и министр юстиции. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук … Политология. Словарь.

Генерал-прокурор — в России с 12.01.1722 г. высший правительственный чиновник, наблюдавший за законностью деятельности гос ного аппарата, глава Сената, а с 1802 г. (учреждение министерств) также и министр юстиции. Надзор осуществлялся через подчиненных Г. п.… … Энциклопедия права

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — одна из высших государственных должностей в Российской Империи. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 г. одновременно и министерство юстиции … Юридическая энциклопедия

генерал-прокурор — <<генерал прокур<>о<>р>> генерал прокурора; м. В России в 18 19 вв.: высший гражданский чин, в обязанности которого входило наблюдение за законностью государственного аппарата; лицо в таком чине. * * * генерал прокурор одна из высших… … Энциклопедический словарь

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Шобухин Владимир Юрьевич

В статье рассматриваются предпосылки возникновения и тенденции развития прокуратуры России в период 1722-1864 гг. Характеризуются особенности правового статуса прокуратуры и прокурорских работников. Отмечается важность роли генерал-прокурора как помощника императора в решении государственных дел. Выявляется эволюция целей, задач и функций прокуратуры в указанный период времени. Исследуется взаимодействие прокуроров с законодательными и судебными органами, органами управления.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Шобухин Владимир Юрьевич,

Tendencies of Development of Prosecution Service of Russia in the Period of 1722-1864

The article is devoted to foundation and development of prosecution service in Russia in 1722-1864. Basic features of legal status of prosecution service and officials are analyzed. The importance of the general-prosecutor as the emperor’s assistant in decision of important state matters is stressed. Development of aims, tasks and functions of the prosecution service in aforementioned period of time is demonstrated. The author examines interaction between prosecution service and legislative, judicial and governmental bodies.

Тенденции развития прокуратуры России в период 1722—1864 гг.

Возникновение российской прокуратуры приходится на XVIII столетие и обусловлено объективной потребностью эффективного государственного контроля, который носители власти, в особенности Петр I, пытались установить, предпринимая неоднократные попытки учредить государственные органы и ввести самостоятельные должности с обязанностями наблюдения за деятельностью чиновничьего аппарата.

Шобухин Владимир Юрьевич — заместитель директора Института прокуратуры УрГЮА, кандидат юридических наук, доцент.

в сознании людей фискалы стали ассоциироваться с ябедниками.

Деятельность в России фискальной службы не дала ожидаемого результата, более того, выявились существенные недостатки в ее организации. Во-первых, фискалы зависели от органов государственной власти, за деятельностью которых были призваны осуществлять надзор; во-вторых, они очень быстро погрязли во взяточничестве и в злоупотреблениях служебными полномочиями. В 1715 г. была предпринята попытка учредить должность генерал-ревизора, однако и она не привела к существенным изменениям в сфере государственного надзора и оказалась нежизнеспособной.

При Петре I российской прокуратуре отводилась важная роль в системе органов государственной власти. Так, представляя сенаторам первого генерал-прокурора П. И. Ягу-жинского, Петр I сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте, а хотя бы вам показалось, что он посту-

По своим личным качествам П. И. Ягужинский характеризовался как умный, деятельный, хотя и самолюбивый, человек, довольно быстро занявший ключевые позиции в государственных делах. Петр I часто поручал ему ведение розыска (т. е. следствие по делам). В своей деятельности в качестве генерал-прокурора П. И. Ягужинский основное внимание сосредоточил на контроле за повседневной работой Сената. Если дело касалось интересов закона, он не боялся противостоять даже членам царской фамилии. Будучи приближенным к императору и пользуясь его полным доверием, П. И. Ягужинский оказывал огромную поддержку подчиненным ему прокурорам, стараясь вывести их из-под влияния учреждений, при которых они состояли1.

1 См.: Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. От первого прокурора России до последнего прокурора Союза. М., 2001. С. 12—14.

прокуроры были призваны осуществлять надзор).

Читайте также:  Работник прокуратуры вправе заниматься какой деятельностью

Исключение из окончательной редакции Указа «О должности генерал-

После смерти Петра I статус прокуратуры подвергся серьезным преобразованиям. Прокуратура была практически упразднена. Как отмечается в литературе, смерть Петра I и возведение на престол Екатерины I привели к сосредоточению фактической власти в руках аристократии, что не могло не сказаться на положении генерал-прокурора, а затем и всей прокуратуры. Генерал-прокурор нужен был Петру I для надзора за вельможами, а в условиях, когда монарх находился в их власти, должность генерал-прокурора была излишней.

При Екатерине I отмечается значительный отход от установленного Петром I порядка осуществления высшего надзора прокуратуры за соблюдением законов в стране, сужается государственное значение прокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора2. Утратил свои позиции и Сенат. В 1727 г. были упразднены надворные суды, а с ними и должности прокуроров при надворных судах.

2 См.: Бессарабов В. Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1722—1864) // Журнал российского права. 2002. № 8.

Заметных результатов удалось достичь Екатерине II. Во времена ее правления статусу прокуратуры было придано важное значение. В задачи прокуроров входила не только борьба с нарушениями закона, но и их предупреждение. Генерал-прокурор в своем статусе возвысился над Сенатом. Ему было поручено ведение важнейших государственных дел, включая в ряде случаев и вопросы отправления правосудия. С разделением в 1763 г. Сената на шесть департаментов генерал-прокурор был официально прикреплен к первому, в котором решались наиболее важные государственные вопросы и находились дела Тайной экспедиции, Канцелярии конфискаций, охраны прав дворянского сословия, финан-

3 Веретенников В. И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатеринин-ского времени. Харьков, 1915. С. 180—181.

4 См.: Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Указ. соч. С. 15—17.

сов, издания законов и др. Более того, работой Тайной экспедиции, являвшейся органом политического преследования и имеющей в государственном механизме очень сильные позиции, руководил генерал-прокурор, который таким образом был основным проводником идей Екатерины II, касающихся вопросов карательной политики. В остальных департаментах состояли обер-прокуроры. Позднее (в 1764 г.) генерал-прокурору было предложено сконцентрировать свою деятельность только на посещении общих собраний департаментов, где обращать особое внимание на разрешение ими государственных, секретных и других важных вопросов.

3. о ленивых в исполнении должности,

4. о медлении в исполнении повелений,

5. о медлении по делам в производстве, 6. о нарушении правил благочиния и о всяком причиняющемся мно-

5 Кони А. Ф. Избранные произведения. Т. 4. М., 1980. С. 123.

В период правления Павла I штаты прокуратуры были значительно сокращены, особенно на местах, чему способствовала ликвидация в 1796—1800 гг. верхних земских судов, верхних расправ, губернских магистратов, при которых состояли прокуроры и стряпчие. Однако в целом статус прокуратуры сохранял первостепенное значение в государстве. Это был активно действующий правительственный орган. Генерал-прокурору со стороны императора Павла I оказывалось большое доверие. Без участия генерал-прокурора не решалось ни одно важнейшее государственное дело. Круг вопросов, в разршешении которых принимал участие генерал-прокурор, был разнообразный. Сюда относились прокурорские, судебные, административные, финансовые, полицейские, военные, хозяйственные и другие дела.

6 См.: Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Указ.

лад императору7. Большое внимание уделялось обеспечению независимости прокуроров на местах.

В период судебной реформы 1864 г. надзорные полномочия прокуратуры были существенно ограничены. А. Ф. Кони, анализируя данное новшество в статусе российской прокуратуры, основанное на опыте западноевропейских государств, писал, что оно «быть может, и выходило красивым с теоретической точки зрения, но противоречило условиям нашей административной жизни и шло вразрез с внутренними потребностями нашего губернского строя. В торопливом осуществлении страстного желания поскорее расчистить для новых насаждений место, поросшее бурьяном и полусгнившими деревьями, был сруб-

7 См.: Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. С. 105.

Бессарабов В. Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1722—1864) // Журнал российского права. 2002. № 8.

Веретенников В. И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатеринин-ского времени. Харьков, 1915.

Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. От первого прокурора России до последнего прокурора Союза. М., 2001.

Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб., 1993.

Кони А. Ф. Избранные произведения. Т. 4. М., 1980.

Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 5. М., 1968.

Скуратов Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 1997. № 3.

8 Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1968. Т. 5. С. 21.

9 Скуратов Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 1997. № 3. С. 6.

Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/629017
http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-prokuratury-rossii-v-period-1722-1864-gg

Читайте также:
Adblock
detector