Что такое орган дознание определение

Найдено 5 определений термина ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ

государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФосуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

органы и лица, управомоченные проводить предварительное расследование в виде дознания. В РФ О. д. являются: а) милиция, б) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; в) органы ФСБ РФ; г) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов; д) органы государственного пожарного надзора; е) органы пограничной службы РФ; ж) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; з) федеральные органы налоговой полиции; и) таможенные органы.

органы и лица, управомоченные проводить предварительное расследование в виде дознания. В соответствии с УПК РСФСР О.д. являются: 1) милиция; 2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а т.ж. военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; 3) органы государственной безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению; 4) начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев и воспитательно-трудовых профилакториев — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждении, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; 5) органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; б) оперативные органы системы Федеральной пограничной службы РФ — по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; 7) капитаны морских судов, находящихся 6 дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; 8) Главное управление налоговых расследований и соответствующие подразделения налоговых расследований; 9) таможенные органы РФ — по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а т.ж. по делам о преступлениях, касающихся таможенного дела.

орган, которому закон разрешает производить расследование в форме дознания (см.:

Дознание). К таким органам отнесены:

— командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

— органы федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

— начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

— органы государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

— оперативные органы системы Федеральной пограничной службы РФ — по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

— капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

— федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению;

— таможенные органы РФ — по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о некоторых других преступлениях, касающихся таможенного дела.(К. Г.)

В уг. судопроизводстве РФ — гос. органы и должн. лица, уполномоченные в соотв. с УПК осуществл. дознание и др. процес. полномочия (п. 8 ст. 5). К О.д. относятся (ч. 1 ст. 40 УПК): ОВД, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соотв. с ФЗ полномочиями по осуществл. ОРД; Гл. судебный пристав РФ, гл. военный судебный пристав, гл. судебный пристав субъекта РФ, их зам., старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конст. Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений, нач. военных учреждений или гарнизонов; органы противопожарной службы. На О.д. возлагаются (ч. 2 ст. 40 УПК): дознание по уг. делам, по кот. производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уг. делам, по кот. производство предварительного следствия обязательно. Возбуждение уг. дела в порядке, установленном ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уг. делам о преступлениях, совершенных на данных судах; рук-лей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения О.д., указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, — по уг. делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уг. делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. О.д. следует отличать от некот. др. гос. и негос. субъектов (напр., частных детективов), полномочных получать информацию о преступных посягательствах. Различия можно систематизировать по двум критериям: норм.-юр. (О.д. являются только те, кот. перечислены в УПК) и функц. Отличие О.д. от: ОРО: хотя по воле законодателя к О.д. отнесены все гос. органы, полномочные осуществл. ОРД, но не все ОРО одновременно могут являться О.д. Так, Гл. развед. управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ хотя и выступает в качестве ОРО (см. ст. 13 ФЗ об ОРД), тем не менее не является самостоятельным органом исполнительной власти и, следовательно, не может быть О.д.; правоохр. органов: с одной стороны, не все О.д. являются сугубо правоохр. (напр., СВР России, ГРУ ГШ ВС РФ), а с др. — не все правоохр. органы одновременно являются О.д. (в част., органы прокуратуры). См. Дознаватель, Следователь. Шатило К.Д. Дознание в советской милиции: А.д. к.ю.н. — М., 1960; Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие. — Л., 1984; Болотин СВ. Органы дознания в системе уголовно-процессуальных правоотношений: А.д. к.ю.н. — М., 1990; Уголовный процесс /Под ред. В.П. Божьева. — М., 1998; Томин В.Т., Поляков М.П. Развитие уголовно-процессуального законодательства на постсоветском пространстве: констатации, оценки, прогнозы. — Н. Новгород, 1999; Есина А.С. Процессуальная компетенция органов дознания системы МВД России: А.д. к.ю.н. — М., 2001; Комментарий к УПК РФ /Под общ. ред. В.В. Мозякова. — М., 2003.

Читайте также:  Как прокуратура проверяет дипломы

Найдено схем по теме ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ — 0

Найдено книг по теме ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

1. ДОЗНАНИЕ КАК ФОРМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.. 5

2. Органы дознания: основные понятия, учреждения, являющиеся органами дознания.. 8

3. Основные должностные лица органа дознания.. 13

3.1 Начальник органа дознания. 13

3.2 Дознаватель. 15

Уголовно-процессуальная деятельность является неотъемлемой частью работы органов дознания Российской Федерации. Зачастую ситуация складывается таким образом, что орган дознания оказывается государственным учреждением, куда поступает первичная информация о преступлении. Решая непосредственные задачи по охране общественного порядка, безопасности личности и борьбе с преступностью, сотрудники этих органов обязаны немедленно отреагировать на поступившую информацию, в том числе принять уголовно-процессуальные меры, то есть начать действовать в качестве органа дознания.

Современная трактовка дознания выглядит следующим образом. Дознание — форма предварительного расследования преступлений наряду с предварительным следствием подразделяется на дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Вся уголовно-процессуальная деятельность осуществляется специальными уполномоченными государственными органами и должностными лицами, среди которых отдельное место отводится органам дознания.

Орган дознания — это учреждение или должностное лицо, ни которое законом возложена обязанность производить направленную на обеспечение расследования уголовно процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у неё информации о возможном совершении преступления.

Дополнения, внесенные в УПК РФ в июне — июле 2003 г., изменили отдельные законодательные положения касательно субъектов производства дознания, а также самого порядка производства расследования в данной форме. В этой связи возникла необходимость в теоретическом переосмыслении и уточнении некоторых вопросов относительно производства дознания в органах дознания.

Согласно п. 8 ст. 5 УПК РФ[2] под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном УПК РФ. Дознание осуществляется с момента возбуждения уголовного дела в срок 20 суток. Если дознание необходимо продлить, его срок может быть продлен прокурором на 10 суток.

Дознание как вид процессуальной деятельности и форма предварительного расследования по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу в отношении конкретных лиц и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, но распространяет на них правила производства предварительного следствия за некоторым исключением.

УПК РФ определяет орган дознания как государственный орган и должностное лицо, уполномоченное осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Дознание осуществляется различными органами и связано с их основными функциями.

Читайте также:  Как вести себя при вызове в прокуратуру

Органы дознания принимают необходимые оперативные решения и меры, которые требуются для предупреждения и пресечения преступлений.

Дознаватель возбуждает дело с согласия прокурора и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Исключения из общих положений о следствии упрощают процессуальную форму расследования: отдельная процедура привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления обвинения отсутствует.

Для дознания установлен более короткий срок, чем для следствия. Особенности дознания обусловлены тем, что в этой форме расследуется дело, когда оно возбуждается в отношении конкретного лица, а установление обстоятельств преступления не представляет сложности.

Дознание — это упрощенная форма следствия по определенным категориям уголовных дел. Дознаватель обязан при соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые следственные действия, собрать, проверить и оценить доказательства для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.[3]

В соответствии с порядком избрания меры пресечения дознаватель может возбудить перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу определенного подозреваемого при обязательном согласии прокурора. Когда подозреваемый находится под действием уже избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт составляется в десятидневный срок. Если обвинительный акт по каким-либо причинам не составлен и обвинение подозреваемому не предъявлено в установленный срок, избранная мера пресечения отменяется.

Согласно ст. 158 и 225 УПК РФ дознание заканчивается составлением обвинительного акта, в котором определяется обвиняемое лицо и на основе которого государственный обвинитель поддерживает обвинение в суде. Дознание также может быть закончено прекращением уголовного дела или уголовного преследования.

Таким образом, дознание — форма предварительного следствия, выполняющая те же задачи, что и следствие, но в упрощенной форме и по определенной категории дел. Дознание в уголовном процессе — это вид предварительного следствия, осуществляемый уполномоченными на то законом должностными лицами и органами.[4] Оно состоит:

— в совершении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, по которым проводится предварительное следствие;

— в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Полный перечень органов дознания — учреждений следующий: органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенных органы Российской Федерации, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, органы Министерства юстиции Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения): командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, капитаны морских судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок и глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками милиции.[5]

Милиция в РФ — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст.ст. 1, 7 Закона РФ «О милиции»)[6] .

В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (Структура криминальной милиции, утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года N 925 «О подразделениях криминальной милиции»)[7] .

И еще один момент. В период действия УПК РСФСР в юридической литературе превалировала точка зрения, в соответствии с которой органы дознания могут осуществлять и уголовно-процессуальную, и оперативно-розыскную деятельность. Причем уголовно-процессуальная деятельность не только сочетается с ОРД, но и носит по отношению к ней вторичный характер.

В законе прямо указано на недопустимость совмещения участником уголовного судопроизводства оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Так, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

В пользу утверждения о том, что органы дознания не осуществляют ОРД, свидетельствует и сравнительный анализ положений п. 24, 36.1 ст. 5, ст. ст. 40, 41, 89 УПК РФ. Так, согласно п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты ОРД представляют собой сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, а не УПК РФ. Статья 89 УПК РФ устанавливает, что в процессе доказывания запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. Конституционный Суд РФ в своем решении прямо указал, что результаты ОРД сами по себе являются не доказательствами по уголовному делу, а лишь сведениями об источниках процессуальных доказательств. Таким образом, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности ни ОВД, ни их оперативные подразделения не являются субъектами доказывания, что не позволяет рассматривать их в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения (органа дознания).

Читайте также:  Прокуратура передала дело в суд что дальше

Рассмотрим еще один интересный, на наш взгляд, вопрос. И законодатель в п. 24 ст. 5 УПК РФ, и авторы, работы которых по соответствующей проблематике были нами изучены, признают за органом дознания право на осуществление расследования в форме дознания. По УПК РСФСР непосредственное осуществление полномочий органа дознания по производству дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия было необязательным, возлагалось на специально уполномоченное лицо, которое именовалось в законе лицом, производящим дознание. На то обстоятельство, что данное лицо в процессе своей уголовно-процессуальной деятельности реализует полномочия именно органа дознания, указывало то обстоятельство, что наиболее важные его процессуальные акты и решения (постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, задержание подозреваемого и др.) приобретали юридическую силу с момента утверждения начальником органа дознания. По сути, лицо, производящее дознание, нельзя было с полным правом считать самостоятельным субъектом уголовного процесса, скорее это лицо, реализующее определенную совокупность полномочий иного субъекта уголовного процесса — органа дознания. В связи с этим понятно, в каком смысле законодатель указал в качестве субъекта производства дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, именно орган дознания, а не лицо, фактически реализующее его полномочия в данной сфере.

Однако в УПК РФ законодатель использовал иной подход к определению круга государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование. Глава 6 УПК РФ предусматривает двух самостоятельных участников уголовного судопроизводства — орган дознания (ст. 40 УПК РФ) и дознавателя (ст. 41 УПК РФ), им посвящены отдельные нормы, каждому из них присущ собственный процессуальный статус. При этом в законе наличествует указание на то, что правом производства дознания наделен и орган дознания (п. 24 ст. 5 УПК РФ), и дознаватель (ст. 41 УПК РФ). В силу ч. 1 ст. 156 УПК РФ дознание начинается с момента возбуждения уголовного дела. Часть 1 ст. 146 УПК РФ устанавливает, что возбуждение уголовного дела может осуществляться и органом дознания, и дознавателем в пределах их компетенции. Соответственно, возникает вопрос: если совершено преступление, по уголовному делу о котором производство предварительного следствия не является обязательным, то к чьей компетенции относится возбуждение уголовного дела, а стало быть, и последующее расследование в форме дознания — органа дознания или дознавателя? По нашему мнению, этот вопрос должен быть решен в пользу дознавателя, а не органа дознания. Полноценная аргументация данного вывода предусматривает детальное рассмотрение компетенции органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя как участников уголовного судопроизводства, что предусматривает значительный текстовой объем и должно стать предметом отдельного рассмотрения. Поэтому сейчас ограничимся лишь некоторыми соображениями по данному вопросу, изложив их в качестве тезисов, которые будут нами должным образом обоснованы в последующих работах.

Тезис первый. Правом производства дознания обладает дознаватель (в случаях, предусмотренных законом, — следователь). При этом не имеет значения, является ли дознаватель правомочным либо уполномоченным начальником органа дознания на производство дознания, они пользуются одинаковыми процессуальными полномочиями, указанными в ст. 41 УПК РФ, их процессуальный статус един.

Тезис второй. Орган дознания наделен правом осуществления не дознания, а неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным (и некоторыми другими полномочиями). Указание в п. 24 ст. 5 УПК РФ на право органа дознания осуществлять дознание не корреспондирует с иными положениями УПК РФ, законодатель автоматически перенес данное предписание из УПК РСФСР, без учета концептуальных изменений в новом законе. С появлением в законе нового участника уголовного судопроизводства (дознавателя) традиционные представления о понятии и роли органа дознания в уголовном судопроизводстве нуждаются в переосмыслении.

Источники:
http://mirznanii.com/a/35149/ponyatie-organa-doznaniya
http://m.studwood.ru/1438123/pravo/ponyatie_organ_doznaniya

Читайте также:
Adblock
detector