Что проверяет прокуратура в организации рб

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Прокуратура занимает особое место в системе органов, призванных обеспечить соблюдение законности в области трудовых правоотношений. Статья 125 Конституции Республики Беларусь определяет прокуратуру как государственный орган, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Основная работа по защите трудовых прав граждан осуществляется прокуратурой по линии общего надзора за исполнением законодательства, а также при рассмотрении судами трудовых дел и вынесении судебных решений по трудовым спорам.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства в организациях прокурорские работники осуществляют проверки практически по всем вопросам трудового законодательства.

При проверке соблюдения законодательства о прие­ме на работу выясняются следующие вопросы:

Прокуратурой Советского района г. Минска была проведена проверка по заявлению гражданина Р. о нарушении в отношении него законодательства о труде индивидуальным предпринимателем Ш.

Индивидуальный предприниматель Ш. 3 ноября 2006 г. заключила контракт с гражданином Р. сроком до 31 декабря 2006 г.

Контрактом установлен испытательный срок на два месяца.

Из изложенного видно, что срок действия контракта меньше, чем срок предварительного испытания.

Приказом от 30 ноября 2006 г. гражданин Р. уволен с работы на основании ст. 29 ТК.

В нарушение ст. 29 ТК гражданин Р. не был уведомлен нанимателем о расторжении контракта за три дня письменно с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание.

С приказом об увольнении гражданин Р. не ознакомлен. Трудовая книжка Р. не выдана, записи о работе у индивидуального предпринимателя Ш. не внесены.

В связи с выявленными нарушения­ми законодательства о труде прокурором Советского района г. Минска индивидуальному предпринимателю Ш. внесено представление об устранении нарушений законодательства о труде.

Так, при проверке соблюдения законодательства о коллективных договорах прокурор проверяет и выясняет следующие вопросы:

При проверке соблюдения законодательства о порядке ведения трудовых книжек выяснению подлежат следующие обстоятельства:

При проверке соблюдения законодательства о рабочем времени устанавливается:

ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРКЕ: ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Нормативные правовые акты, определяющие права и обязанности прокурорских работников

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок деятельности прокуратуры Республики Беларусь (далее — прокуратура), являются:

2. Основные задачи прокуратуры

В соответствии со ст.4 Закона о прокуратуре задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями (далее — надзор за исполнением законодательства).

Средством прокурорского надзора за исполнением законодательства является прокурорская проверка.

3. Основания проведения прокурорской проверки

4. Полномочия прокурора при проведении проверки

В соответствии со ст.3 Закона о прокуратуре под прокурорами понимаются действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в т.ч. транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено в Законе о прокуратуре.

В ст.27 Закона о прокуратуре закреплено, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;

— требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательными актами, и о результатах сообщить прокурору;

— вызывать должностных лиц и иных граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, истребовать от них декларации о доходах и имуществе;

— использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;

Читайте также:  Когда появилось дознание в сокращенной форме

— осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:

— опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров РБ, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;

— освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

— дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;

— в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями;

— вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;

— обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;

— составляет протоколы об административных правонарушениях;

— выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;

— выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;

— выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

На основании ст.10 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.

Должностные лица и иные граждане, в т.ч. индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в т.ч. индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке (п.2 ст.10 Закона о прокуратуре).

Лицам, вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, в случаях, предусмотренных п.2 ст.10 Закона о прокуратуре и законодательными актами, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором.

Согласно положениям п.2 ст.27 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов.

5. Сроки проведения проверки

Общий срок проведения прокурорской проверки исполнения законодательства с учетом специфики деятельности предприятия, численности работников и иных объективных факторов определяется исходя из объема проверочных мероприятий. Максимальный срок проведения прокурорской проверки законодательством Республики Беларусь не установлен.

Вместе с тем прокурорская проверка в связи с поступившими обращениями граждан или юридических лиц осуществляется с учетом сроков, установленных законодательством об обращениях граждан.

6. Оформление результатов проверки

По результатам проверки при установлении нарушений законодательства лицу либо органу, уполномоченному принимать меры по устранению выявленных нарушений законодательства и привлечению виновных к ответственности, вносятся акты прокурорского надзора, в которых отражаются выявленные нарушения.

7. Акты прокурорского надзора, вносимые по результатам проверки, и порядок их рассмотрения

Представление (ст.38 Закона о прокуратуре). Представление — акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.

Представление вносится прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания этого органа. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении представления.

Протест (ст.39 Закона о прокуратуре). Протест — акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров РБ, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Протест приносится в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, которые приняли противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершили незаконное действие), либо в суд.

В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены либо изменения противоречащих законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного действия.

Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Читайте также:  Кто будет прокурором калужской области

Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованных правового акта или решения (действия).

При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшими его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

В случае отклонения протеста прокурора или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном Законом о прокуратуре (за исключением протеста на судебные постановления), либо нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу).

Если в сроки, предусмотренные п.3 ст.39 Закона о прокуратуре, вышестоящий государственный орган, иная организация (вышестоящее должностное лицо) не отменят опротестованные правовой акт или решение (действие), прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене противоречащих законодательству правового акта или решения (действия). Подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованных правового акта или решения (действия).

Принесение, рассмотрение и разрешение протеста и заявления прокурора в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Постановление (ст.40 Закона о прокуратуре). Постановление — акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.

Постановление при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания выносится в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РБ.

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности подлежит исполнению соответствующим государственным органом, иной организацией или должностным лицом в 10-дневный срок со дня его поступления.

Иные постановления подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный прокурором или его заместителем.

О результатах рассмотрения постановления сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Постановление до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

Предписание (ст.41 Закона о прокуратуре). Предписание — акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Предписание направляется государственному органу, иной организации, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящему государственному органу, иной организации (вышестоящему должностному лицу), правомочным устранить такое нарушение.

Предписание должно содержать указание на акт законодательства, который нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю.

Государственный орган, иная организация, должностное лицо или индивидуальный предприниматель могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, если иное не предусмотрено законодательными актами, который обязан рассмотреть жалобу в 10-дневный срок со дня ее поступления, и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

Официальное предупреждение (ст.42 Закона о прокуратуре). Официальное предупреждение — акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется должностному лицу, иному гражданину, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.

При несогласии с официальным предупреждением должностное лицо, иной гражданин, в отношении которых оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, если иное не предусмотрено законодательными актами. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

Порядок обжалования мер, принятых по результатам проверки. В соответствии с п.3 ст.9 Закона о прокуратуре гражданин, в т.ч. индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.

8. Ответственность за неисполнение законных требований и решений прокурора

В случае неисполнения должностными лицами и гражданами законных требований и решений прокурора, принятых по результатам проверки исполнения законодательства, предусмотрена административная ответственность ст.23.1, 23.2, 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Михаил Вавуло, начальник управления информации и связей с общественностью
Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

Ровно месяц назад, начав нашу образовательную правозащитную рубрику с конкретных, живых историй борьбы наших граждан за соблюдение своих прав, мы в каждом своем примере постоянно подчеркивали и отмечали — делать это необходимо грамотно и желательно с помощью компетентного защитника, грамотного юриста, адвоката. И вот один из наших читателей спросил: «А почему вы все указываете на адвокатов и совершенно упускаете из вида такой существенный метод защиты своих прав, как прокурорское реагирование с возможным принесением протеста? Разве это не более действенно и эффективно, чем помощь адвоката при обращении в суд?»

Читайте также:  Брать ли целевое в прокуратуру

И тут я должен признаться, что данный вопрос меня одновременно и обрадовал, и удивил. Ибо сам я довольно часто сталкиваюсь с обратной реакцией. А именно: когда, обращаясь ко мне с просьбой подсказать координаты грамотного адвоката, компетентного в той или иной области, люди выражают крайнее изумление, если я рекомендую им иной раз вместо адвоката обратиться с жалобой в прокуратуру. «Как это так? С каких это пор прокуратура стала заниматься защитой граждан, а не, наоборот, — привлечением их к ответственности? Разве их основная функция не содействие обвинению?» — удивляются они. Почему, откуда такое странное мнение? Задумавшись, я ответил себе так: Действительно, из многочисленных публикаций в СМИ мне и самому нередко случалось замечать, что в каком-либо запутанном, но победоносном в итоге разбирательстве все лавры достаются либо адвокату, либо мудрому судье, но никак не работникам прокуратуры. Неужели потому, что их роль в таких случаях сама собой разумеющаяся? Мол, что они? Против доводов защитника не выступили — и на том спасибо. Ибо еще с советских времен прокурор в нашем сознании ассоциируется скорее с грозным обличителем и гонителем, ревнителем не закона, а «государственного интереса», чем с защитником и союзником в борьбе с произволом и беззаконием.

— Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо отталкиваться от ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», в которой закреплены задачи и направления деятельности прокуратуры. Вот в ней-то и сказано: «Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов». В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет свой надзор и реагирует на жалобы и заявления как физических, так и юридических лиц. И если кто-то считает, что в случае предъявления человеку обвинения наша задача — подтвердить это обвинение в суде, то он глубоко заблуждается. Возможно, этот стереотип — пережиток советских времен (где роль работника прокуратуры чаще всего можно было видеть лишь в кино в качестве государственного обвинителя в уголовном процессе), или просто результат правовой безграмотности.

Прокуратура ведь создана для того, чтобы осуществлять надзор за законностью, в том числе и решений, принимаемых работниками органов внутренних дел. Работники прокуратуры имеют широкие полномочия для активного реагирования на нарушение законных прав и интересов граждан. Так, прокуратура еще надзирает (продолжу цитату из ст. 4) за «точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями; исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания; соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении; соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера».

— С одной стороны – да. У нас имеются полномочия проводить проверки по заявлениям граждан и юридических лиц, но… если это находится в компетенции прокуратуры. В таком случае мы можем восстанавливать нарушенные права граждан. Пример. Поступило к нам в 2011 году обращение гражданина, в котором он попросил провести проверку по следующим обстоятельствам: у его сестры, проживающей в своей квартире, оказалась значительная задолженность по коммунальным платежам и она (после неоднократного привлечения к административной ответственности) подлежала переселению в другое жилое помещение меньшей площади в связи с неуплатой указанных платежей. Приняв данное обращение к своему производству, мы провели проверку и выяснили, что данная гражданка признана судом недееспособной в силу соответствующего психического здоровья – и соответственно она не могла осознавать значение своих действий (мы говорим об уплате коммунальных платежей), а органы опеки (которые должны были закрепить за ней опекуна, выполняющего все необходимые обязательства) оказались незадействованными при исполнении решения суда. В связи с чем и нарушались права гражданина. По результатам рассмотрения жалобы «на незаконные действия со стороны должностных лиц» она нашла свое подтверждение в ходе нашей проверки. Так в результате прокурорского реагирования справедливость и законность были восстановлены.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источники:
http://www.busel.org/texts/cat5vn/id5qwaced.htm
http://news.tut.by/society/280137.html

Читайте также:
Adblock
detector