Что проверяет прокуратура по антикоррупционной деятельности

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

М-1124/2014 М-1124/2014 от 21 июля 2014 г.

именем Российской Федерации

21 июля 2014 года г. Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,

при секретаре Булыгиной В.В.,

представителя прокуратуры Пасечник Е.И.,

У С Т А Н О В И Л:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с право охранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Вопреки тому толкованию, которое даётся данной норме в вынесенном представлении, она не предусматривает общеобязательного перечня мер, которые должны быть внедрены в любой организации. Данная норма предусматривает лишь рекомендации относительно возможных мер по противодействию коррупции, не устанавливая их исчерпывающего перечня, а также объема и содержания принимаемых мер.

ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила антикоррупционного поведения работников организации. Данные правила являются для заявителя достаточной мерой по профилактике и предупреждению коррупционных правонарушений, с учётом специфики деятельности и таких факторов, как размер компании, род деятельности, совокупность рисков и география деятельности компании, текущая ситуация, особенности корпоративной культуры.

Кроме того, Методические рекомендации Минтруда не являются нормативно-правовым актом, так как они не были выражены в установленной для нормативно-правовых актов форме, а также не были зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке, в связи с чем, ссылка прокурора на указанные Методические рекомендации, которые не носят обязательный характер, несостоятельна.

Представитель заявителя Тодчук Р.А. в судебном заседании также просил удовлетворить заявление по изложенным в нем доводам, поскольку, полагал, что представление прокурора не основано на законе. Методические рекомендации, на которые ссылается прокурор в своем представлении, не могут быть нарушены заявителем, поскольку, носят рекомендательный характер. Выводы прокурора, изложенные в представлении, носят оценочный субъективный характер. Кроме того, требования прокурора о рассмотрении представления с его участием, о привлечении виновных лиц к ответственности не основаны на законе.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно части 1 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 1. Основные положения > Статья 3. Право на обращение в суд’ target=’_blank’>3 и статьи 245 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Пунктом третьим Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:

— нарушены права и свободы гражданина;

— созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Согласно указанным Правилам, в целях предотвращения коррупции работник МУП обязан получить предварительно согласие работодателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (п.2.14), заниматься предпринимательской деятельностью (п.3.1.4), допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органов местного самоуправления, если это не входит в его должностные обязанности.

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Читайте также:  Прокуратура что проверяет на предприятии

Под функциями по контролю и надзору понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения (инспекции, ревизии, проверки).

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам, по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Под разрешительными функциями понимается выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам (удостоверения, лицензии, разрешения, аккредитации).

Под регистрационными функциями понимается регистрация актов, документов, прав, объектов, осуществляемая в целях удостоверения фактов установления, изменения или прекращения правового статуса субъектов.

Перечисленные функции по мнению прокуратуры района повышают уровень коррупционных рисков предприятия – заявителя.

Организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции.

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ст.13.3 Федерального закона № 273 организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Статья 13.3 Федерального закона введена в действие Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ.

Требование прокурора о рассмотрении представления с его участием также не свидетельствует о нарушении прав заявителя. Поскольку, присутствие прокурора позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении представления вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к допущенным нарушениям.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур — вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы заявителя не были нарушены.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Сбитнева Ю.Д.

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2014 г.

Дата публикации: 02.12.2018 2018-12-02

Статья просмотрена: 1363 раза

В данной статье автор, на основании анализа существующей практики, раскрывает существующие проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, а также предлагает возможные пути совершенствования такой деятельности. Автором сделан особый акцент на борьбе с коррупционными проявлениями в правоохранительной системе России.

Ключевые слова: прокуратура, коррупция, государство, законодательство, закон, Российская Федерация.

Прокуратура, являясь важным государственно-правовым институтом по противодействию коррупции, обладает широким спектром надзорных полномочий. К компетенции прокуратуры отнесен надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства, контроль исполнения требований, предъявляемых к поведению и действиям должностных лиц, при наличии конфликта интересов; надзор за полнотой и достоверностью сведений о доходах и расходах чиновников и членов их семей; за выполнением государственными служащими запретов и ограничений. Кроме того, у прокуратура также наделена особыми полномочиями по применению способов административного принуждения, а также по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Читайте также:  Как изменились полномочия прокурора

Генеральная прокуратура в качестве приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией определила следующие: повышение качества и эффективности следствия и дознания; усиление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания; повышение эффективности сотрудничества следователей, дознавателей, прокуроров при выявлении и расследовании коррупционных преступлений; согласованность деятельности всех правоохранительных органов.

На сегодняшний день прокуратурой РФ проводится системный анализ и мониторинг состояния законности, в том числе в сфере исполнения и соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе и антикоррупционного законодательства. Прокуратура на регулярной основе обобщает имеющиеся в ее распоряжении статистические данные, а также информационно-аналитические материалы в данной сфере, на основании которых проводится активная разработка мер по усилению эффективности прокурорского надзора и координирования деятельности правоохранительных органов. Прокуратура занимает центральное место в системе противодействии коррупции, однако, на мой взгляд, представляется целесообразным наладить в этой сфере более тесное ее сотрудничество с другими правоохранительными органами, и в целом со всем государственно-правовым механизмом. Кроме того, повышению эффективности антикоррупционной деятельности прокуратуры будет способствовать привлечение к этой борьбе представителей общественности, создание общественных комиссий и советов, всесторонняя поддержка общественного контроля над деятельностью государственных органов [4].

По моему мнению, деятельность прокуратуры по противодействию коррупции можно условно разделить на несколько уровней. Квалифицирующим параметром для такого деления могут выступать методы противодействия коррупции.

Так, 1-й уровень заключается в деятельности прокуроры по противодействию коррупции на этапе принятия нормативно-правовых актов. Ключевым звеном данного уровня является проводимая прокуратурой антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Посредством этого этапа реализуется превентивная функция прокуратуры, осуществляется профилактика совершения коррупционных деяний.

2-й уровень — реагирование на непосредственные проявления коррупции. В рамках данного уровня прокуратура принимает и обрабатывает обращения граждан по фактам совершения правонарушений коррупционной направленности, применяет меры прокурорского реагирования, проводит проверки, обращается в компетентные органы и так далее. Кроме того, существенная функциональная нагрузка возложена на правоохранительные органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, надзор за деятельностью которых является еще одной функцией прокуратуры на этой стадии.

3-й уровень — борьба с коррупцией на стадии проведения предварительного следствия и дознания по уголовным делам, коррупционной направленности. Надзор за исполнением законов Следственным комитетом РФ, который осуществляет следствие, в том числе и по делам коррупционной направленности, возложен на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров на основании полномочий, предоставленных федеральным законодательством.

Относительно борьбы с коррупцией непосредственно в правоохранительных органах, важно отметить, что причиной передачи полномочий по расследованию дел отдельному органу — следственному комитету — был тот факт, что ранее прокуратура, осуществляя функции следствия, самостоятельно осуществляла надзор за ним. Такая двойственная компетенция предоставляла возможность для существования протекционизма и попустительства. На сегодняшний день уголовное дело, при наличии соответствующих оснований, может быть возбуждено в отношении работника Следственного комитета РФ, равно как и в отношении прокурорского работника, при этом такое дело возбуждается и расследуется следователями СК РФ, а надзор за законностью следствия осуществляется прокуратурой.

Факты коррупции в правоохранительных органах, в том числе в органах прокуратуры, могут быть устранены исключительно путем принятия следующих мер: проведения оптимизации системы правоохранительных органов с целью устранения необоснованного дублирования функций и полномочий; соблюдение в правоохранительных органах принципа специализации, при этом необходимо стремиться к повышению уровня профессионализма сотрудников; установление достойного уровня оплаты труда работников правоохранительных органов, оптимизация их числа и усиление их ответственности.

Деятельность по искоренению коррупции в правоохранительной системе должна базироваться на принципах гласности и прозрачности работы правоохранительных органов. Однако важно отметить, что применение данных принципов должно находиться в прямой зависимости от критериев разумности и целесообразности, и ни в коем случае не иметь отрицательного влияния на исполнение функций правоохранительных органов. Кроме того, видится необходимым изменение идеологии работы правоохранительной системы с карательной на правозащитную [5].

Совершенствование технической оснащенности правоохранительных органов, внедрение в их работу новейших и эффективных информационных технологий также будет способствовать совершенствованию деятельности по противодействию коррупции. Кроме того, невозможно отрицать важность налаженного международного информационного обмена: заключение международных соглашений о проведении совместных оперативных мероприятий; о взаимной правовой помощи, в том числе связанной с выдачей лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, получения информации о банковских счетах, доступа к ним и возможности наложения на них ареста.

На мой взгляд, положительного эффекта можно добиться путем проведения массовых стажировок российских специалистов в странах, успешно реализовавших программу борьбы с коррупцией. Ну и, конечно, весомую роль сыграет издание современной учебной и методической литературы по борьбе с коррупцией для студентов юридических специальностей. Процесс борьбы с коррупцией осложняется целым рядом причин различного характера: морально-нравственными, политическими, демографическими, финансовыми и, конечно, правовыми. Поскольку коррупция представляет собой системное явление, меры борьбы с ней, не могут ограничиваться только юридическими. На сегодняшний день приоритетной, на мой взгляд, задачей органов прокуратуры по противодействию коррупции становится правовое антикоррупционное просвещение. Очевидной представляется недостаточность исключительно законодательных запретов в деле борьбы с коррупцией как с глобальным явлением. Именно поэтому, задача по изменению отношения, как общества, так и самих чиновников к коррупционным процессам приобретает особую значимость.

Данный вопрос особо актуален в субъектах РФ в силу ряда особенностей национального и регионального характера, менталитета. Исходя из вышеизложенного, для эффективного противодействия коррупции и влияния на ее детерминанты требуется проведение длительной, последовательной работы, важнейшую роль в которой должна играть прокуратура. Кроме того, работа прокуратуры должна быть конструктивной, с продуманной позицией и стратегическим направлением, чтобы не воспроизвести опыт советской прокуратуры периода застоя, когда прокурорский надзор осуществлялся буквально за всем, включая вопросы расписания отправки и прибытия железнодорожных составов.

Читайте также:  Кто будет прокурором сахалина

По данным Transparency International Россия по-прежнему занимает место в нижней части рейтинга восприятия коррупции, что крайне негативно сказывается, как на социально-экономическом развитии и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции.

Коррупционное бремя чрезмерно для российской экономики и ломает ей хребет, наносит вред интересам всего государства, подрывает авторитет власти и законов, а, либерализация наказаний за коррупцию не работает должным образом. Об этом заявил Владимир Путин на заседании Совета по противодействию коррупции в октябре 2013 г. Президент отметил, что только 8 % взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы.

Конкретные направления деятельности прокуратуры по предупреждению и борьбе с правонарушениями коррупционной направленности определены в программных документах и законодательных актах, принятых в последние годы. Закон о противодействии коррупции обязывает прокуроров в пределах своих полномочий координировать деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Реагирование на вскрытые правонарушения выглядит следующим образом: прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд; прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; при выявлении в ходе проверок нарушений закона, не носящих уголовно- или административно-наказуемый характер, прокурор вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу полномочным устранить допущенные нарушения; в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, предусмотренных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности.

Прокурорам принадлежит организующая роль в координации деятельности правоохранительных органов, вменено осуществление надзора за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с коррупцией. Для достижения целей и задач координационной деятельности ее участники используют различные формы взаимосогласованных совместных действий, определенных Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Наиболее значимыми и распространенными на наш взгляд являются организация и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, создание и функционирование межведомственных рабочих групп. Следует заметить также, что на органы прокуратуры, наряду с координацией борьбы с преступностью, возлагаются и полномочия по профилактике и предупреждению преступности. Эти нормы закреплены в статьях 4 и 5 Закона о противодействии коррупции [2].

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. На эффективность поддержания государственного обвинения влияет ряд факторов, среди которых правильно организованное взаимодействие государственных обвинителей со следователями и эффективность назначенного наказания. Следует признать, что коррумпированные должностные лица часто скрывают свои активы под именами своих родственников, супругов и других лиц. В связи с этим в качестве дополнительного наказания к осужденным за коррупционное преступление предлагается применять конфискацию семейного имущества. Такой опыт использовался в Италии в борьбе с организованной преступностью и оказался весьма эффективным. Благодаря этому опыту удалось снизить политическое влияние мафии на севере и юге Италии. В 1999 г. Россия присоединилась к Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию, а в 2003 году подписала Конвенцию против транснациональной организованной преступности. Обе эти Конвенции предусматривают выявление, розыск, наложение ареста и конфискацию орудий, имущества, доходов полученных от коррупции. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции [1] России конфискация в УК должна быть. Следует ужесточать уголовное законодательство, конфисковывать семейное имущество коррупционеров, оставляя им при этом социальный минимум и применять в качестве наказания реальные сроки лишения свободы. Необходимо формировать в сознании общества, что воровать у общества и государства, это не только не престижно, но и позорно.

Государство и общество заинтересованы в наибольшей эффективности деятельности прокуратуры, которая приводила бы к реальным позитивным изменениям в сфере законности и правопорядка. На мой взгляд, такой эффективности будет способствовать появление специализированной прокуратуры, к компетенции которой будет отнесен вопрос противодействия коррупции, наряду с существующими специальными прокуратурами. Требования к кадровому составу в прокуратуре, специализирующейся на противодействии коррупции должен быть особо жестким, а контроль ее деятельности должен осуществляться исключительно генеральной прокуратурой, чтобы исключить возможность оказания давления на нее со стороны любых других органов, в том числе органов прокуратуры субъектов Российской Федерации. Эффективность деятельности такой прокуратуры должна обеспечиваться особым профессионализмом ее сотрудников, наличием у них богатого опыта работы в сфере борьбы с коррупцией и отличной, не омраченной никакими сомнительными фактами, репутации.

Вышеизложенные предложения, как представляется, должны дать возможность прокуратуре, совместно с другими правоохранительными органами в итоге более системно организовать противодействие коррупции по всем направлениям.

Источники:
http://sudact.ru/regular/doc/ba9RjNQ4x0Yt/
http://moluch.ru/archive/234/54361/

Читайте также:
Adblock
detector