Обладает ли генеральный прокурор правом законодательной инициативы

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 ноября 2008 г. № 243 “Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления”

Интенсивное обновление федерального законодательства, нормотворческая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуют повышения качества принимаемых законов и иных нормативных правовых актов, укрепления взаимодействия органов прокуратуры с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, непосредственного участия прокуратуры в законотворческом процессе.

В последние годы участие прокуратуры в правотворческой деятельности заметно активизировалось. Этому способствовало наличие у большинства прокуратур субъектов Российской Федерации права законодательной инициативы, введение должности старшего помощника прокурора субъекта Российской Федерации по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного самоуправления, использование различных форм участия в правотворческой деятельности. Вместе с тем это направление работы требует дальнейшего развития.

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации:

1.1. Обеспечить эффективное участие органов прокуратуры в законотворческой деятельности. Активнее использовать право законодательной инициативы для внесения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложений об изменении и о дополнении регионального законодательства по актуальным направлениям борьбы с преступностью, обеспечения законности, защиты прав и законных интересов граждан. В субъектах Российской Федерации, в которых прокуратура не обладает правом законодательной (нормотворческой) инициативы, ставить вопрос о предоставлении прокурорам такого права конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

1.2. Принять меры по активизации правотворческой работы в прокуратурах городов и районов. Считать участие прокуроров в разработке нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры.

1.3. Обеспечить получение исчерпывающей информации о планах законопроектной работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при необходимости вносить предложения о корректировке таких планов, инициируя рассмотрение актуальных вопросов борьбы с преступностью, коррупцией, защиты прав и свобод граждан.

1.4. Активно способствовать синхронизации законотворческих процессов на федеральном и региональном уровнях. С этой целью:

инициировать разработку и принятие законодательных актов субъектов Российской Федерации, предусмотренных принятыми федеральными законами;

в случаях рассмотрения проектов законов по вопросам совместного ведения (статья 72 Конституции Российской Федерации), подготовленных в порядке законодательной инициативы на региональном уровне, учитывать информацию правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации о наличии соответствующих законодательных инициатив по аналогичным вопросам на федеральном уровне;

при подготовке прокуратурой субъекта Российской Федерации проектов федеральных законов, предполагаемых к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, предварительно направлять их в правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации для правовой оценки и дачи заключения о целесообразности данной инициативы.

1.5. В ходе подготовки заключений по рассматриваемым в прокуратуре субъекта Российской Федерации проектам законов полнее использовать информацию о правоприменительной практике, свидетельствующую о целесообразности или нецелесообразности изменения или дополнения действующего законодательства. Анализ законопроектов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке коррупциогенности проектов нормативных правовых актов, подготовленными Генеральной прокуратурой Российской Федерации по решению Научно-консультативного совета.

Читайте также:  Кто станет заместителем генерального прокурора рф

2. На правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации возложить:

определение основных направлений и организацию планирования законопроектной деятельности в системе прокуратуры Российской Федерации;

координацию законопроектной работы структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации (включая деятельность представителей структурных подразделений в рабочих группах палат Федерального Собрания Российской Федерации), согласование разрабатываемых ими проектов законов, обеспечение сопровождения проектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;

обеспечение структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Российской Федерации информационными материалами по законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации;

организацию доступа прокуратур субъектов Российской Федерации к электронным базам данных актов субъектов Российской Федерации;

подготовку для прокуратур субъектов Российской Федерации проектов модельных законов (предложений), которые могут быть внесены в порядке законодательной инициативы в законодательные органы субъектов Российской Федерации в целях единообразного правового регулирования актуальных вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;

организацию и проведение во взаимодействии с управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации антикоррупционной экспертизы проектов законов;

подготовку методических рекомендаций и информационных писем по вопросам организации и осуществления законопроектной деятельности в системе органов прокуратуры.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Забарчука Е.Л.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный
государственный советник
юстиции
Ю.Я. Чайка

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 ноября 2008 г. N 243 “Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления”

Текст приказа официально опубликован не был

Реализация прокурором права законодательной инициативы

Право законодательной инициативы представляет собой полномочие субъектов права, определенных Конституцией РФ и федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, вносить законопроекты в органы законодательной власти РФ и ее субъектов, которые обязаны обсудить возможность принятия таких проектов к рассмотрению.

Согласно Конституции РФ Генпрокурор РФ не значится среди субъектов законодательной инициативы (ст. 104). Тем не менее органы прокуратуры не находятся в стороне от законотворческого процесса.

Так, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что право законодательной инициативы, наряду с депутатами, высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ, представительными органами местного самоуправления, может быть предоставлено конституцией (уставом) субъекта РФ иным органам. В настоящее время конституциями (уставами) субъектов РФ региональным прокурорам предоставлено право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти.

Анализ соответствующих норм показывает, что в субъектах РФ по-разному регламентируется право законодательной инициативы прокуратуры. В отдельных регионах это право предоставлено органам прокуратуры областного уровня, в других — непосредственно руководителям прокуратур.

Формы и порядок взаимодействия органов прокуратуры с законодательными (представительными) органами власти конкретизированы организационно-распорядительными документами Генпрокурора РФ.

Согласно Положению, утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.09.2007 N 144, одним из направлений правотворческой деятельности прокуратуры является инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры (п. 1.2). С момента получения законодательным (представительным) органом государственной власти проекта закона возникает определенное правоотношение, представляющее собой процесс правотворчества.

1) принятие решения на законодательную инициативу, которое закрепляется в плане работы (общем или отдельном), утверждаемом прокурором субъекта РФ.

2) подготовка законопроекта:

    • формулирование идеи законопроекта (системы научных и вненаучных суждений о необходимости принятия новых, изменения или отмены действующих законодательных норм, предмете и основных методах законодательной регламентации, ее целях и ожидаемом результате);
    • разработка концепции законопроекта (включающей: общий замысел, основные идеи, важнейшие характеристики, примерный план содержания, сроки его принятия, период проверки качества и эффективности действия).
Читайте также:  Что проверяет прокуратура в учебных заведениях

3) разработка текста законопроекта (создание для подготовки проектов законов рабочей группы, в которую включаются прокурорские работники, а также сотрудники иных органов власти и организаций).

4) формирование экспертного заключения по проекту закона, внесенным в порядке законодательной инициативы, на его соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству.

Важное значение в современных условиях приобретает возможность прокуроров активно влиять на нормотворческие процессы на муниципальном уровне, тем более что нередко имеется логическая зависимость между вносимыми в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ в порядке реализации права законодательной инициативы законопроектами и развивающими их положения на уровне муниципальных образований нормативными правовыми актами. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проекты муниципальных правовых актов могут вносить субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом муниципального образования. Порядок внесения таких проектов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (ст. 46).

В настоящее время в целом ряде субъектов РФ указанным правомочием наделены все прокуроры городов и районов, которыми оно активно используется в первуюочередьдляобеспеченияточногосоответствияфедеральному законодательству уставов и модельных правовых актов муниципальных образований.

Мельников Ю., заместитель прокурора Приморского края, кандидат юридических наук.

Володина И., старший помощник прокурора края.

Конституция Российской Федерации, к сожалению, не наделила Генерального прокурора правом законодательной инициативы. Между тем в некоторых субъектах РФ согласно их уставам либо конституциям прокуроры обладают таким правом.

На наш взгляд, это расширяет возможности прокурора в сфере осуществления надзора за соблюдением конституционных прав граждан, а также за соответствием федеральному законодательству нормативных актов субъекта Федерации. В случае необходимости для устранения нарушений закона прокурор не только реализовывает полномочия по внесению протестов или представлений в законодательные (представительные) органы с предложениями или требованиями об отмене, принятии либо изменении того или иного нормативного акта, но и представляет его в цельном виде, с учетом анализа состояния законности в регионе. Кроме того, обращение прокурора — одного из самых квалифицированных юристов в крае, области или республике — с конкретным законопроектом расценивается депутатами как гораздо более весомое, чем предложения их коллег. Это связано с тем, что прокурор не является членом политической партии, не связан с лоббированием интересов тех или иных предпринимательских или финансовых кругов в регионе, аргументирует принятие законопроекта конкретными данными правоприменительной практики.

В соответствии с Уставом Приморского края прокурор края обладает правом законодательной инициативы и успешно им пользуется, в том числе для защиты социальных прав граждан.

Так, Законодательным Собранием Приморского края в марте 2007 г. был удовлетворен протест прокурора края на отдельные положения Закона края «Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемным семьям в Приморском крае» и дано поручение профильному комитету подготовить изменения в этот Закон. Однако подготовленный законопроект был отклонен депутатами на пленарном заседании. В результате из-за политических амбиций некоторых депутатов оказались «замороженными» некоторые меры социальной поддержки приемных родителей в крае. В этой ситуации совершенно логичным и правильным, на наш взгляд, было решение прокурора края о внесении в порядке законодательной инициативы законопроекта о соответствующих изменениях в указанный Закон. Прокурорский законопроект был рассмотрен на ближайшем заседании, сразу принят в трех чтениях, проблема социальной поддержки приемных семей была снята.

Читайте также:  Какие дела возбуждает дознаватель

В случае издания новых федеральных законов, с целью скорейшего приведения в соответствие с ними краевого законодательства, прокурор края в необходимых случаях также использует право законодательной инициативы.

В прошлом году внесены изменения в ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части дополнительного условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, а также порядка принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении членов избирательных комиссий и зарегистрированных кандидатов. Так как приморский законодатель не торопился с внесением соответствующих изменений в избирательное законодательство края, а на начало декабря 2007 г. были назначены выборы депутатов Государственной Думы РФ и выборы в органы местного самоуправления в 11 районах края, что не позволяло медлить с законотворческой работой, прокурор края в порядке законодательной инициативы внес законопроекты о внесении изменений в Избирательный кодекс Приморского края, в законы Приморского края «О референдуме Приморского края» и «О местном референдуме в Приморском крае». Все законодательные инициативы прокурора были своевременно рассмотрены, законы приняты в предложенной прокуратурой редакции.

Право законодательной инициативы прокурор использует и в ходе осуществления надзора за законностью правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Решением краевого суда по заявлению прокурора края признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельные положения Закона «О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края», однако в установленный законом шестимесячный срок соответствующие изменения в указанный правовой акт Законодательным Собранием края не внесены. Вместе с тем в первом чтении депутатами был принят новый Закон «Об установлении требований к игорным заведениям, расположенным на территории Приморского края», на который прокуратурой дано заключение о его противоречии федеральному законодательству, в частности ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Назревала тупиковая ситуация в регулировании размещения объектов игорного бизнеса в крае, что затрагивало интересы значительного количества предпринимателей. В этой обстановке прокурор края внес представление в Законодательное Собрание об устранении нарушений п. 2 ст. 9 ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и одновременно, в порядке законодательной инициативы, им был внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Приморского края «О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края».

Это верное решение помогло законодательному органу, принявшему на ближайшем заседании внесенный прокурором края закон сразу в трех чтениях, уложиться в установленный законодателем срок приведения краевого закона в соответствие с федеральным и избежать процедуры досрочного прекращения полномочий депутатов.

Следует отметить, что реализовывать право законодательной инициативы стало гораздо проще после введения в штат прокуратуры за счет внутренних резервов должности старшего помощника прокурора по взаимодействию с представительными и исполнительными органами. Естественно, прокурорские законопроекты должны быть безукоризненно подготовлены в правовом отношении. В то же время необходима их соответствующая «обкатка» в профильных комитетах. Постоянное взаимодействие старшего помощника с членами этих комитетов, планомерная и качественная работа с ними с учетом авторитета прокуратуры позволяет убедить депутатов в необходимости принятия предлагаемых прокуратурой законов.

Источники:
http://jurkom74.ru/ucheba/uchastie-prokuraturi-v-pravotvorcheskoy-deyatelnosti/realizatsiya-prokurorom-prava-zakonodatelnoy-initsiativi
http://wiselawyer.ru/poleznoe/32482-pravo-zakonodatelnoj-iniciativy-prokurora

Читайте также:
Adblock
detector