Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 ноября 2008 г. № 243 “Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления”
Интенсивное обновление федерального законодательства, нормотворческая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуют повышения качества принимаемых законов и иных нормативных правовых актов, укрепления взаимодействия органов прокуратуры с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, непосредственного участия прокуратуры в законотворческом процессе.
В последние годы участие прокуратуры в правотворческой деятельности заметно активизировалось. Этому способствовало наличие у большинства прокуратур субъектов Российской Федерации права законодательной инициативы, введение должности старшего помощника прокурора субъекта Российской Федерации по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного самоуправления, использование различных форм участия в правотворческой деятельности. Вместе с тем это направление работы требует дальнейшего развития.
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации:
1.1. Обеспечить эффективное участие органов прокуратуры в законотворческой деятельности. Активнее использовать право законодательной инициативы для внесения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложений об изменении и о дополнении регионального законодательства по актуальным направлениям борьбы с преступностью, обеспечения законности, защиты прав и законных интересов граждан. В субъектах Российской Федерации, в которых прокуратура не обладает правом законодательной (нормотворческой) инициативы, ставить вопрос о предоставлении прокурорам такого права конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
1.2. Принять меры по активизации правотворческой работы в прокуратурах городов и районов. Считать участие прокуроров в разработке нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры.
1.3. Обеспечить получение исчерпывающей информации о планах законопроектной работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при необходимости вносить предложения о корректировке таких планов, инициируя рассмотрение актуальных вопросов борьбы с преступностью, коррупцией, защиты прав и свобод граждан.
1.4. Активно способствовать синхронизации законотворческих процессов на федеральном и региональном уровнях. С этой целью:
инициировать разработку и принятие законодательных актов субъектов Российской Федерации, предусмотренных принятыми федеральными законами;
в случаях рассмотрения проектов законов по вопросам совместного ведения (статья 72 Конституции Российской Федерации), подготовленных в порядке законодательной инициативы на региональном уровне, учитывать информацию правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации о наличии соответствующих законодательных инициатив по аналогичным вопросам на федеральном уровне;
при подготовке прокуратурой субъекта Российской Федерации проектов федеральных законов, предполагаемых к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, предварительно направлять их в правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации для правовой оценки и дачи заключения о целесообразности данной инициативы.
1.5. В ходе подготовки заключений по рассматриваемым в прокуратуре субъекта Российской Федерации проектам законов полнее использовать информацию о правоприменительной практике, свидетельствующую о целесообразности или нецелесообразности изменения или дополнения действующего законодательства. Анализ законопроектов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке коррупциогенности проектов нормативных правовых актов, подготовленными Генеральной прокуратурой Российской Федерации по решению Научно-консультативного совета.
2. На правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации возложить:
определение основных направлений и организацию планирования законопроектной деятельности в системе прокуратуры Российской Федерации;
координацию законопроектной работы структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации (включая деятельность представителей структурных подразделений в рабочих группах палат Федерального Собрания Российской Федерации), согласование разрабатываемых ими проектов законов, обеспечение сопровождения проектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
обеспечение структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Российской Федерации информационными материалами по законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации;
организацию доступа прокуратур субъектов Российской Федерации к электронным базам данных актов субъектов Российской Федерации;
подготовку для прокуратур субъектов Российской Федерации проектов модельных законов (предложений), которые могут быть внесены в порядке законодательной инициативы в законодательные органы субъектов Российской Федерации в целях единообразного правового регулирования актуальных вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;
организацию и проведение во взаимодействии с управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации антикоррупционной экспертизы проектов законов;
подготовку методических рекомендаций и информационных писем по вопросам организации и осуществления законопроектной деятельности в системе органов прокуратуры.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Забарчука Е.Л.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации действительный государственный советник юстиции |
Ю.Я. Чайка |
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 ноября 2008 г. N 243 “Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления”
Текст приказа официально опубликован не был
Реализация прокурором права законодательной инициативы
Право законодательной инициативы представляет собой полномочие субъектов права, определенных Конституцией РФ и федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, вносить законопроекты в органы законодательной власти РФ и ее субъектов, которые обязаны обсудить возможность принятия таких проектов к рассмотрению.
Согласно Конституции РФ Генпрокурор РФ не значится среди субъектов законодательной инициативы (ст. 104). Тем не менее органы прокуратуры не находятся в стороне от законотворческого процесса.
Так, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что право законодательной инициативы, наряду с депутатами, высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ, представительными органами местного самоуправления, может быть предоставлено конституцией (уставом) субъекта РФ иным органам. В настоящее время конституциями (уставами) субъектов РФ региональным прокурорам предоставлено право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти.
Анализ соответствующих норм показывает, что в субъектах РФ по-разному регламентируется право законодательной инициативы прокуратуры. В отдельных регионах это право предоставлено органам прокуратуры областного уровня, в других — непосредственно руководителям прокуратур.
Формы и порядок взаимодействия органов прокуратуры с законодательными (представительными) органами власти конкретизированы организационно-распорядительными документами Генпрокурора РФ.
Согласно Положению, утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.09.2007 N 144, одним из направлений правотворческой деятельности прокуратуры является инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры (п. 1.2). С момента получения законодательным (представительным) органом государственной власти проекта закона возникает определенное правоотношение, представляющее собой процесс правотворчества.
1) принятие решения на законодательную инициативу, которое закрепляется в плане работы (общем или отдельном), утверждаемом прокурором субъекта РФ.
2) подготовка законопроекта:
-
- формулирование идеи законопроекта (системы научных и вненаучных суждений о необходимости принятия новых, изменения или отмены действующих законодательных норм, предмете и основных методах законодательной регламентации, ее целях и ожидаемом результате);
- разработка концепции законопроекта (включающей: общий замысел, основные идеи, важнейшие характеристики, примерный план содержания, сроки его принятия, период проверки качества и эффективности действия).
3) разработка текста законопроекта (создание для подготовки проектов законов рабочей группы, в которую включаются прокурорские работники, а также сотрудники иных органов власти и организаций).
4) формирование экспертного заключения по проекту закона, внесенным в порядке законодательной инициативы, на его соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству.
Важное значение в современных условиях приобретает возможность прокуроров активно влиять на нормотворческие процессы на муниципальном уровне, тем более что нередко имеется логическая зависимость между вносимыми в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ в порядке реализации права законодательной инициативы законопроектами и развивающими их положения на уровне муниципальных образований нормативными правовыми актами. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проекты муниципальных правовых актов могут вносить субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом муниципального образования. Порядок внесения таких проектов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (ст. 46).
В настоящее время в целом ряде субъектов РФ указанным правомочием наделены все прокуроры городов и районов, которыми оно активно используется в первуюочередьдляобеспеченияточногосоответствияфедеральному законодательству уставов и модельных правовых актов муниципальных образований.
Мельников Ю., заместитель прокурора Приморского края, кандидат юридических наук.
Володина И., старший помощник прокурора края.
Конституция Российской Федерации, к сожалению, не наделила Генерального прокурора правом законодательной инициативы. Между тем в некоторых субъектах РФ согласно их уставам либо конституциям прокуроры обладают таким правом.
На наш взгляд, это расширяет возможности прокурора в сфере осуществления надзора за соблюдением конституционных прав граждан, а также за соответствием федеральному законодательству нормативных актов субъекта Федерации. В случае необходимости для устранения нарушений закона прокурор не только реализовывает полномочия по внесению протестов или представлений в законодательные (представительные) органы с предложениями или требованиями об отмене, принятии либо изменении того или иного нормативного акта, но и представляет его в цельном виде, с учетом анализа состояния законности в регионе. Кроме того, обращение прокурора — одного из самых квалифицированных юристов в крае, области или республике — с конкретным законопроектом расценивается депутатами как гораздо более весомое, чем предложения их коллег. Это связано с тем, что прокурор не является членом политической партии, не связан с лоббированием интересов тех или иных предпринимательских или финансовых кругов в регионе, аргументирует принятие законопроекта конкретными данными правоприменительной практики.
В соответствии с Уставом Приморского края прокурор края обладает правом законодательной инициативы и успешно им пользуется, в том числе для защиты социальных прав граждан.
Так, Законодательным Собранием Приморского края в марте 2007 г. был удовлетворен протест прокурора края на отдельные положения Закона края «Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемным семьям в Приморском крае» и дано поручение профильному комитету подготовить изменения в этот Закон. Однако подготовленный законопроект был отклонен депутатами на пленарном заседании. В результате из-за политических амбиций некоторых депутатов оказались «замороженными» некоторые меры социальной поддержки приемных родителей в крае. В этой ситуации совершенно логичным и правильным, на наш взгляд, было решение прокурора края о внесении в порядке законодательной инициативы законопроекта о соответствующих изменениях в указанный Закон. Прокурорский законопроект был рассмотрен на ближайшем заседании, сразу принят в трех чтениях, проблема социальной поддержки приемных семей была снята.
В случае издания новых федеральных законов, с целью скорейшего приведения в соответствие с ними краевого законодательства, прокурор края в необходимых случаях также использует право законодательной инициативы.
В прошлом году внесены изменения в ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части дополнительного условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, а также порядка принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении членов избирательных комиссий и зарегистрированных кандидатов. Так как приморский законодатель не торопился с внесением соответствующих изменений в избирательное законодательство края, а на начало декабря 2007 г. были назначены выборы депутатов Государственной Думы РФ и выборы в органы местного самоуправления в 11 районах края, что не позволяло медлить с законотворческой работой, прокурор края в порядке законодательной инициативы внес законопроекты о внесении изменений в Избирательный кодекс Приморского края, в законы Приморского края «О референдуме Приморского края» и «О местном референдуме в Приморском крае». Все законодательные инициативы прокурора были своевременно рассмотрены, законы приняты в предложенной прокуратурой редакции.
Право законодательной инициативы прокурор использует и в ходе осуществления надзора за законностью правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Решением краевого суда по заявлению прокурора края признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельные положения Закона «О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края», однако в установленный законом шестимесячный срок соответствующие изменения в указанный правовой акт Законодательным Собранием края не внесены. Вместе с тем в первом чтении депутатами был принят новый Закон «Об установлении требований к игорным заведениям, расположенным на территории Приморского края», на который прокуратурой дано заключение о его противоречии федеральному законодательству, в частности ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Назревала тупиковая ситуация в регулировании размещения объектов игорного бизнеса в крае, что затрагивало интересы значительного количества предпринимателей. В этой обстановке прокурор края внес представление в Законодательное Собрание об устранении нарушений п. 2 ст. 9 ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и одновременно, в порядке законодательной инициативы, им был внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Приморского края «О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Приморского края».
Это верное решение помогло законодательному органу, принявшему на ближайшем заседании внесенный прокурором края закон сразу в трех чтениях, уложиться в установленный законодателем срок приведения краевого закона в соответствие с федеральным и избежать процедуры досрочного прекращения полномочий депутатов.
Следует отметить, что реализовывать право законодательной инициативы стало гораздо проще после введения в штат прокуратуры за счет внутренних резервов должности старшего помощника прокурора по взаимодействию с представительными и исполнительными органами. Естественно, прокурорские законопроекты должны быть безукоризненно подготовлены в правовом отношении. В то же время необходима их соответствующая «обкатка» в профильных комитетах. Постоянное взаимодействие старшего помощника с членами этих комитетов, планомерная и качественная работа с ними с учетом авторитета прокуратуры позволяет убедить депутатов в необходимости принятия предлагаемых прокуратурой законов.
Источники:
http://jurkom74.ru/ucheba/uchastie-prokuraturi-v-pravotvorcheskoy-deyatelnosti/realizatsiya-prokurorom-prava-zakonodatelnoy-initsiativi
http://wiselawyer.ru/poleznoe/32482-pravo-zakonodatelnoj-iniciativy-prokurora