Что представляет собой прокуратура рф

1. Понятие, задачи и место прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации

2. Принципы организации и деятельности прокуратуры

3. Нормативные акты, регулирующие деятельность прокуратуры

4. Основные направления деятельности (функции) прокуратуры. Понятие и виды (отрасли) прокурорского надзора

5. Система органов прокуратуры

6. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители: порядок наделения полномочиями, исключительные полномочия

7. Генеральная прокуратура Российской Федерации: ее структура, компетенция

8. Территориальные прокуратуры субъектов Российской Федерации: их структура и полномочия

9. Краевые, областные, городские, районные прокуратуры, их структура и компетенция

10. Специализированные прокуратуры: их виды, структура и компетенция

11. Прокурор, помощник прокурора и следователи прокуратуры, их основные функции

12. Рассмотрение и разрешение органами прокуратуры жалоб и иных обращений граждан и организаций

13. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокуроров и следователей

14. Порядок назначения и увольнения работников прокуратуры Российской Федерации. Классные чины и аттестация

15. Правила поощрения и наложения взысканий

1. Понятие, задачи и место прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующие институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, составляют в целом систему правоохранительных органов.

В результате, к правоохранительным органам можно отнести: суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, нотариат. Это те органы, которые составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д. Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

2. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства и централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства определяет положение, по которому вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

Принцип независимости прокуратуры от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается надзору за исполнением федеральных законов, а также единообразному их пониманию и толкованию.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолировано от общественности, от граждан. При этом органы прокуратуры должны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной защищаемой законом тайны.

Помимо этого в ранг принципа деятельности прокуратуры возведена ее обязанность информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Кроме того, нельзя, конечно же, забывать и о принципе законности. Для прокуратуры данный принцип означает прежде всего, что она должна действовать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, уставами иных субъектов РФ, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными договорами (соглашениями).

3. Нормативные акты, регулирующие деятельность прокуратуры

4. Основные направления деятельности (функции) прокуратуры. Понятие и виды (отрасли) прокурорского надзора

Цель прокурорской деятельности определяется в ч.1 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ею является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из этого, под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров – по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечение виновных к ответственности.

Читайте также:  Кто прокурор в г шахты

Читайте также:

  1. CТРУКТУРА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ
  2. I.2. Значимые для развития туризма изменения, происходящие в России
  3. II. Основы создания, деятельности, состав и структура поисково-спасательной службы МЧС России
  4. II.1. Роль Г.К.Жукова в подготовке контрнаступления и на его начальном этапе.
  5. III. Основные задачи и функции поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России.
  6. III. ОТЧЕТНОСТЬ ПО МСФО В РОССИИ
  7. K1] 8. Философская мысль России 1 страница
  8. K1] 8. Философская мысль России 2 страница
  9. K1] 8. Философская мысль России 3 страница
  10. K1] 8. Философская мысль России 4 страница
  11. K1] 8. Философская мысль России 5 страница
  12. K1] 8. Философская мысль России 6 страница

Прокуратура является одним из важнейших элементов государственного аппарата и правоохранительных органов в частности. Определяя концепцию развития прокуратуры на современном этапе, следует учитывать ее роль в правовом демократическом государстве, а также тот факт, что развитие прокуратуры должно осуществляться в соответствии с потребностями общества и государства. Значит, все изменения, происходящие в стране не должны проходить мимо прокуратуры.

В дальнейшем развитии прокуратура претерпела множество изменений, но вопрос о ее полномочиях остается открытым на современном этапе. Взглянем в Конституцию РФ (гл.7 ст.129), где закреплены принципы единства и централизации системы прокуратуры, порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ и иных прокуроров, но не определено положение прокуратуры в системе органов государственной власти, ее функции, полномочия. В Конституции РФ указывается, что прокуратура представляет собой систему.

Очевидно, что перед нами встает задача определить статус, полномочия и место прокуратуры в механизме российской государственности, так как в настоящее время возникают проблемы, связанные с тем, что в одних случаях прокуратура лишается важных полномочий, необходимых для эффективного осуществления надзора, а в других случаях на нее возлагаются новые обязанности, которые порой вообще сложно отнести к надзору.

В результате реформы 2007-2008 был образован Следственный комитет РФ, произошли крупные преобразования, а именно прокурор оказался лишен большинства надзорных полномочий в отношении следствия. Основной целью, которая преследовалась при принятии Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ, было разделение следствия и надзора. Следствие изъяли из компетенции прокуратуры, но почему из компетенции прокуратуры фактически оказался изъят также и надзор за ним? Формально прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, но оставленные ему полномочия не позволяют оперативно устранять выявленные нарушения законов и прав граждан.

Изменения, внесенные в УПК РФ Законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ 3 и включившие в число поводов к возбуждению уголовного дела постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, были одной из попыток решения данной проблемы, так как реально действенными их отметить нельзя в связи с тем, что массовость такого явления, как необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, требует более эффективного средства прокурорского реагирования, чем бесконечная переписка прокурора с руководителем следственного органа[704].

Со временем правозащитная функция прокуратуры получила свое дальнейшее развитие. На прокуратуру теперь возложены обязанности по защите прав не только граждан, но и юридических лиц и предпринимателей. Деятельность прокуратуры по защите прав предпринимателей сейчас является одним из ключевых участков ее работы, так как российское общество живет в развитой экономической системе, сфера бизнеса и предпринимательства расширяется с каждым днем, новые предприятия, постоянные изменения в экономике ведут к возникновению новых проблем. При этом новые полномочия, возложенные на прокуратуру в этой сфере, существенно отличаются от полномочий, традиционно реализуемых прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законов. Эти полномочия, по сути, весьма условно можно отнести к надзорным.

1) формирование и утверждение ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

2) согласование выездных внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

Правовое регулирование деятельности прокуратуры, как никакого другого органа, страдает правовой неопределенностью. Как уже отмечалось выше, в одних, безусловно важных для государства и общества сферах прокуратура наделяется широкими, но, в общем-то, не характерными для нее полномочиями, а в других – необоснованно их лишается. Это, в частности, касается такого направления деятельности прокуратуры, как участие в правотворчестве. Я думаю, что в сфере законодательства прокуратура могла бы внести огромный вклад. Кроме того, осуществление надзорной функции прокуратуры требует расширение полномочий.

Подводя итоги, получаем, что законодательное обеспечение деятельности прокуратуры нуждается в совершенствовании на четко обозначенной концептуальной основе. Поэтому в первую очередь необходимо определить место и роль прокуратуры в системе государственных органов, а также обозначить ее основные функции на конституционном уровне. Кроме того, что это положит конец дискуссиям об отнесении прокуратуры к какой-либо из ветвей власти, определение статуса прокуратуры в Основном законе страны обеспечит стабильность и повысит в конечном итоге эффективность ее деятельности.

А.А. Галимова*

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


О прокуратуре, как правило мы вспоминаем при ущемлении наших прав либо при проведении прокурорской проверки. В настоящей статье предлагается рассмотреть общие аспекты деятельности прокуратуры.

В целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет свои полномочия на принципах законности, независимости, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Читайте также:  Заместители генерального прокурора кем назначаются

Система прокуратуры РФ состоит из:

  • Генеральной прокуратуры РФ, которая возглавляется Генеральным прокурором РФ и структура которой включает в себя главные управления, управления и отделы на правах управлений.
  • Прокуратуры субъектов РФ и приравненных к ним военные и иные специализированные прокуратуры, образованы в соответствии с национально-государственным устройством Российской Федерации, это прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области. В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии и формируются управления и отделы. Прокуратуры субъектов РФ возглавляются соответствующими прокурорами.
  • Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами и могут состоять из отделов. Специализированные прокуратуры РФ — это система органов военной прокуратуры РФ, природоохранные прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания или иных мер принудительного характера.

Система прокуратуры РФ

Прокурорский надзор


Основная функция прокуратуры РФ — осуществление надзора за исполнением действующего законодательства. Прокурорский надзор осуществляется по четырём направлениям:

Проведение проверок с участием прокурора деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей является прокурорским надзором по соблюдению Конституции РФ и исполнению законов.


Рассмотрение жалоб граждан на действия или бездействия должностных лиц государственных органов, организаций является прокурорским надзором по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Контроль соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судами меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных по стражу

  • законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  • соблюдения установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  • законности исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Полномочия прокурора


Для эффективного осуществления прокурорского надзора прокурор наделен соответствующими полномочиями в рамках каждого вида надзора.

В частности, прокурор в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уполномочен:

  • рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  • принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерб
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемой организации, иметь доступ к их документам и материалам и пр.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами


В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и охраняемых законом интересов физически и юридических лиц, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства. При этом предъявление прокурором исков (заявлений) в суды является средством его реагирования на установленные нарушения закона, восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Часть 2 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения.

  • путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, — как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;
  • путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;
  • путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Гражданский процессуальный закон предусматривает категории дел, в рассмотрении которых прокурор принимает обязательное участие.

Обязательное участие прокурора в судебном деле


Это заявление об оспаривании нормативного правового акта, которое рассматривается с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора.

С обязательным участием прокурора рассматриваются также дела по заявлениям об усыновлении, о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, по заявлениям об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством.

Читайте также:  Брак с целью дознания ли уилкинсон

Семейный кодекс РФ также предусматривает обязательное участие прокурора по делам о лишении родительских прав (ст. 70), о восстановлении в родительских правах (ст. 72), об ограничении в родительских правах (ст. 73).

Участие прокурора в суде


В суде второй инстанции прокурор принимает участие в апелляционном и кассационном производстве. На основании ст. 320 ГПК РФ на решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Статья 331 предусматривает также, что на определение мирового судьи прокурор может принести представление в районных судах в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо если это определение исключает возможность дальнейшего движения дела.

В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после состязания сторон и в необходимых случаях использует свое право на принесение протеста на принятое судом решение.

Вступление прокурора в процесс арбитражного судопроизводства возможно только посредством заявления им иска, подачи апелляционной или кассационной жалобы по делу, возбужденному по иску прокурора, а также путем инициирования производства в суде надзорной инстанции.

Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ.

При рассмотрении уголовных дел в судах прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, опротестовывает приговоры, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал в их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

Прокурорская проверка


Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

При этом необходимо отметить, что прокуратура не должна подменять собой деятельность государственных контролирующих органов.

Лицо, в отношении которого проводится проверка вправе при вынесении прокурором постановления давать свои пояснения по делу, в случае не согласия с результатами и выводами по проверке – представлять свои возражения, замечания, получать копию постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Меры прокурорского реагирования

  • Опротестование противоречащих закону актов (протест прокурора).
  • Обращение в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.
  • Возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.
  • Внесение представления об устранении нарушений закона в орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочным устранить нарушение закона.
  • Объявление предостережения.

Ответственность за неисполнение требований прокурора


Требования прокурора обязательны для всех лиц и органов власти. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Так, ст. 17.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Анализ практики применения прокурорами ст. 17.7 КоАП показал, что наиболее типичными поводами для вынесения прокурорами постановлений по ст. 17.7 КоАП были случаи: непринятия мер по устранению выявленных нарушений закона по результатам рассмотрения представления прокурора; непредставления или несвоевременного (с нарушением сроков) представления ответов о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования; неисполнения требований о представлении истребуемой информации или документов, необходимых в надзорной деятельности; неявки, как правило, должностных лиц для дачи объяснений по фактам нарушения законов.

Кроме того, поводы для инициирования процедуры административной ответственности прокурорами усматривались в: неисполнении требований о рассмотрении актов прокурорского реагирования в установленный Законом о прокуратуре срок; отказе в удовлетворении законных требований прокурора; отказе в проведении проверки по требованию прокурора; нарушении сроков представления информации по запросу прокурора; совершении правонарушений после объявления предостережений о недопустимости нарушения закона; неисполнении требований по внесению в нормативные правовые акты органов местного самоуправления изменений в связи с вступлением в силу новых норм федерального законодательства.

Необходимая справочная информация:

Телефон Справочной службы по обращениям в Генеральную прокуратуру РФ: (495) 987-56-56

Адрес Генеральной прокуратуры РФ: 125993 ГСП-3, Россия, Москва, ул. Большая Дмитровка, д.15А.


Генеральный прокурор — Чайка Юрий Яковлевич.

  • Центральный федеральный округ: Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации Начальник управления Букреев Константин Николаевич Адрес: 125993, ГСП-3, ул. Большая Дмитровка, д.15А.
  • Московская область: Прокуратура Московской области — Прокурор Московской области Захаров Алексей Юрьевич. Адрес: ГСП-6, 107996, Москва, Малый Кисельный пер., д. 5.
  • Город Климовск Московской области: Прокуратура г. Климовск Московской области 142184, Московская область, город Климовск, ул. Первомайская, дом 2 Прокурор города Юдин Дмитрий Владимирович.

Источники:
http://studopedia.su/14_33661_rol-prokuraturi-rossii-na-sovremennom-etape.html
http://www.kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/organy-vlasti-v-sfere-zdravookhraneniya/prokuratura-rf/

Читайте также:
Adblock
detector