Что делает дознаватель на месте происшествия

Правильное оформление документов на месте ДТП позволяет сократить число посещений ГИБДД и страховой компании (СК) для получения страхового возмещения.

При возникновении ДТП причастным к нему водителям следует:

включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, связанные с происшествием, записать данные свидетелей ДТП;

вызвать сотрудников ГИБДД и, если это необходимо, «Скорую медицинскую помощь»;

совместно заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией;

сообщить друг другу данные о страховых полисах ОСАГО (серию и номер полиса, дату выдачи, наименование, адрес и телефон страховой компании);

уведомить, если возможно, свою страховую компанию о случившемся, согласовать дальнейшие действия, позвонив в круглосуточную диспетчерскую службу (или аналогичную, если такая имеется в СК);

оформить и получить на месте аварии от сотрудника ГИБДД справку об участии в ДТП по установленной форме.

Достаточно часто на месте происшествия сотрудник ГИБДД не принимает решения о при- влечении к административной ответственности кого-либо из водителей, участников ДТП. Такое решение принимается в группе административной практики подразделения ГИБДД по результатам разбора обстоятельств случившегося при выявлении факта административного правонарушения

1. Разбор происшествия в ГИБДД

Работа должностных лиц на месте ДТП завершается составлением целого ряда первичных процессуальных документов: протокола осмотра места происшествия, протокола осмотра транспортных средств, протокола осмотра трупа (при его наличии), справки по ДТП, схемы ДТП, объяснений причастных к аварии лиц (а также потерпевших и свидетелей), рапортов сотрудников ДПС, выезжавших на происшествие, актов медицинских освидетельствовании водителей — участников происшествия. Весь пакет перечисленных документов передается старшим должностным лицом, выезжавшим для “оформления” ДТП, в дежурную часть подразделения ГИБДД территориального УВД (в случае отсутствия человеческих жертв и тяжких травм) либо сразу в дежурную часть ОВД, УВД, ГУВД для регистрации по единой книге происшествий.

Как правило, уже на следующий день материал с присвоенным ему номером поступает либо к дознавателю ГИБДД для рассмотрения дела об административном нарушении — в случае отсутствия квалифицирующих признаков ст. 264 УК РФ, либо в следственный отдел ОВД, УВД, ГУВД к следователю, специализирующемуся на данной категории уголовных дел. Таков общий порядок.

Поскольку сейчас мы рассматриваем тот вариант разрешения обстоятельств ДТП, который относится к прерогативе дознания, остановимся сначала на том, с чем обычно сталкиваются причастные к ДТП водители, приглашенные к дознавателю ГИБДД.

По общему правилу, предусмотренному ст. 257 КоАП РСФСР, на рассмотрение дел об административных правонарушениях предусмотрен пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело протокола (постановления об административном нарушении) и других материалов дела. Попутно отмечу, что протокол об административном нарушении водителем—участником ДТП конкретных положений ПДД составляется далеко не всегда, а если составляется, то нередко содержит что угодно, только не указание вида нарушения. И это понятно, ибо на месте аварии, даже при тщательно проведенном осмотре места происшествия, не всегда можно точно определить причины случившегося, а значит и объективно назвать допущенные нарушения конкретных пунктов действующих ПДД.

Кроме этого, пятнадцатидневный срок, отпущенный административным законодательством для принятия постановления по делу, не всегда соблюдается, ибо почти автоматически продляется в силу ряда объективных обстоятельств: проведения судебно-медицинской экспертизы, назначения и проведения автотехнических исследований, неявки кого-либо из причастных к аварии лиц и т.п. Такова сложившаяся практика, хотя непосредственно административным законодательством продление сроков рассмотрения дел данной категории не предусмотрено.

Итак, вы получили приглашение явиться в подразделение ГИБДД для разбора ДТП — устное по телефону или повесткой. Думается, не стоит становиться на формальную позицию и настаивать на вызове только официальной повесткой, как того советуют многие юристы. Кроме раздражения и неприязни в свой адрес вы ничего не вызовете. Вместе с тем обращение к квалифицированному адвокату за советом перед посещением дознавателя имеет прямой смысл. Более того, возможно, будет целесообразным заключить с ним соглашение на ведение вашего дела. Тогда к дознавателю вы сможете идти уже не один. Напоминаю, ст. 250 КоАП предусматривает участие адвоката в рассмотрении административного дела. Здесь все зависит от вашего решения и финансовых возможностей.

Направляясь на разбор ДТП в подразделение ГИБДД, нужно быть готовым к тому, что придется давать повторные объяснения по существу произошедшего. Хорошо, если вы помните свои первоначальные объяснения и неукоснительно следуете изложенным выше советам. Иначе у вас могут появиться проблемы, особенно если по каким-либо причинам по отношению к вам уже возникла некая предвзятость со стороны должностного лица, сидящего в кресле напротив. Отстоять свою позицию и добиться правды можно, лишь опираясь на закон и знания своих прав.

Общаясь с причастными к ДТП водителями, дознаватели ГИБДД, как правило, не позволяют “заглянуть в папку с делом”, т.е. лишают их возможности восстановить ситуацию аварии на основании собранных на месте происшествия документов, в том числе схемы места ДТП, которую иногда демонстрируют фрагментарно “из-под обшлага кителя”. Водителей заставляют “вспоминать все начистоту”. Это делает невозможным проведение независимых автотехнических исследований, если, конечно, участники ДТП еще на месте аварии не скопировали себе составленную выездным дежурным ГИБДД схему ДТП. Подобный подход может быть на руку вашему “противнику” по происшествию.

Нередко всех причастных к ДТП водителей приглашают к дознавателю в одно и то же время, фактически сводя “разбор аварии” к одной большой очной ставке. По общению — его характеру, тональности, направленности — всегда можно сделать вывод о том, насколько объективно дознаватель пытается вникнуть в суть происшествия. Любые сомнения с вашей стороны в компетентности или подозрения в заинтересованности должностного лица должны выражаться в жалобе вышестоящему начальству либо прокурору. При этом ваша жалоба должна содержать не одни лишь эмоции по поводу предвзятого к вам отношения, а четкие формулировки, подтверждающие изложенное в жалобе мнение. Это могут быть конкретные высказывания дознавателя по поводу происшествия, реплики и даже действия, говорящие о заинтересованности должностного лица в определенном исходе дела.

Специально хочется обратить внимание на то, что значительное количество споров по ДТП не может быть разрешено без проведения автотехнических исследований, которые могут назначаться как дознавателем, так и производиться независимо самими участниками ДТП. В последнем случае, правда, никто не может заставить дознавателя приобщить заключение специалиста в области автотехники к материалам административного дела. Таков закон. Сами же дознаватели стараются не назначать никаких исследований, ибо их результаты могут совсем не совпадать с собственным мнением человека в форме о причинах ДТП. Кроме того, проведение автотехнических исследований возможно лишь с привлечением либо нештатных специалистов — а им нужно платить, либо в экспертных учреждениях системы МВД — а они всегда перегружены работой. Проводить или нет независимые автотехнические исследования по материалам аварии — решать только вам (желательно, чтобы вы посоветовались перед этим с адвокатом). И хотя дознаватель и не примет то, за что вы заплатите приличные деньги, утешением для вас может служить возможность приобщить консультативное мнение специалиста (так обычно именуется этот документ) к жалобе на неудовлетворяющее вас постановление органа дознания. Попутно сообщим, что в Москве, например, автотехнические исследования и экспертизы проводят несколько экспертных учреждений, в том числе Экспертно-крими-налистический центр МВД РФ, МАДИ, Бюро независимой экспертизы “Версия”.

Процесс дознания по делу об административном правонарушении завершается составлением постановления по делу, которое должностное лицо под расписку вручает водителю, признанному нарушителем нормы права (в нашем случае — действующих ПДД).

Постановление должно объявляться немедленно по окончании дознания/рассмотрения дела (ст. 263 КоАП). Срок вручения копии в соответствии с названной статьей закона — три дня. Потерпевшему, по его просьбе, также может быть вручена копия постановления.

Статья 247 КоАП РСФСР, а также п. 4 Приказа министра внутренних дел РФ № 329 от 1 июня 1993 г. обязывают орган дознания разъяснять нарушителю его права, предусмотренные законодательством, разрешать знакомиться с материалами дела, пользоваться помощью адвоката, делать из материалов дела выписки, обжаловать постановление по делу.

Таким образом, заявления должностного лица о том, что нарушителю изучать материалы дела “не положено”, поскольку они, якобы, предназначены “для служебного пользования”, — ни что иное, как грубое нарушение положений закона. Незамедлительная жалоба прокурору, думается, сделает свое дело, и материалы дознания будут представлены вам в полном объеме.

2. “Решение о виновности”

Учитывая положения Конституции РФ о том, что виновность в России устанавливает только суд, фактическое решение органа дознания по существу ДТП, названное автором “решением о виновности”, в административном праве носит название постановления.

Обзор места происшествия и его цели. После проведения подготовительных действий дознаватель производит общий осмотр, который следует начинать с ознакомления с местом происшествия. При осмотре открытой местности при помощи компаса производит на месте происшествия ориентирование с привязкой его к нескольким постоянным объектам (столб, берег реки, дорога). При этом:

определяются границы и характер территории, подлежащей осмотру;

устанавливаются исходный пункт (точка) осмотра и способ последовательного изучения обстановки места происшествия;

решается вопрос о необходимости осмотра территории, непосредственно прилегающей к месту происшествия;

составляется план осмотра в случаях, когда обследованию подвергается, например, здание с большим количеством помещений, с указанием объекта и порядка его осмотра, технических средств, конкретного объема работы, выполняемого каждым участником осмотра;

определяются участники осмотра, в том числе специалисты, технические помощники и другие лица (сотрудники охраны, коммунальных служб, представителей администрации соответствующей организации, общественности).

В ходе общего ознакомления с местом происшествия проводятся ориентирующая и обзорная фотосъемки, а также видеосъемка с целью фиксации обстановки места происшествия, положения и взаиморасположения предметов, наличия следов.

Определение границы осмотра. Граница осмотра места происшествия — это линия, проходящая вокруг места происшествия, ограничивающая его пределы, которая определяется пространством помещения либо искусственным ограждением (маркерная лента) территории открытой местности.

Читайте также:  Чем дознаватель отличается от опера

Граница при осмотре устанавливается в ходе ознакомления с местом происшествия, зависит от характера преступления и непосредственного места его совершения (лесополоса, помещение, проезжая часть дороги и т.д.).

Как правило, граница осмотра в ходе производства следственного действия может изменяться. Установление границ осмотра определяется необходимостью отграничения места непосредственного совершения преступления от остальной территории с целью: сохранения следов и вещественных доказательств; определения путей подхода и отхода лица, совершившего преступление; поиска орудий и средств, используемых для совершения преступления; последующего выявления очевидцев преступления; выявления причин и условий совершения преступления, следов инсценировки.

Изменения в обстановке осмотра. Все изменения, которые внесены в обстановку места происшествия до прибытия дознавателя, подлежат выявлению и анализу с точки зрения восстановления обстановки происшедшего.

Изменения в обстановку могут быть внесены в результате:

погодных условий, изменившихся с момента совершения преступления;

действий лиц, совершивших преступление, направленных на сокрытие, уничтожение ими следов преступления;

неумышленных действий потерпевших и других лиц (уборка квартиры, двора после совершения преступления; оставленные следы, оброненные либо перенесенные случайными прохожими вещи, предметы, принадлежащие потерпевшему либо лицу, совершившему преступление и т.п.);

поступков свидетелей преступления, совершенных, например, при оказании помощи потерпевшему, ликвидации очевидных последствий преступления до прибытия СОГ;

действий сотрудников органов внутренних дел, прибывших на место происшествия, направленных на пресечение преступления.

При выявлении фактов внесения изменений в обстановку места происшествия дознаватель должен установить: кем, какие и с какой целью внесены те или иные изменения в обстановку происшествия; где находились предметы до их переноса, кто причастен к данному действию; где находятся предметы, которые, как показали потерпевший, очевидцы (свидетели), отсутствуют в данный момент на месте происшествия.

При обнаружении таких предметов дознаватель после проведения осмотра в процессе расследования уголовного дела должен допросить лиц, у которых они находятся в данный момент, либо которые перенесли их с места происшествия, произвести выемку предметов и их осмотр.

Поручения дознавателя другим членам СОГ. В соответствии с пунктом 1 1 части третьей статьи 41 УПК РФ дознаватель уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения.

При осмотре дознаватель поручает сотрудникам органа внутренних дел выполнение следующих действий:

охрана места происшествия;

оцепление определенных участков местности, например, лесного массива, жилого квартала;

удаление посторонних лиц;

оказание помощи потерпевшим и ликвидацию последствий происшествий;

применение служебно-розыскной собаки;

получать объяснения очевидцев преступления, лиц, которые первыми обнаружили следы преступления;

установление и проверку информации о личности потерпевшего и подозреваемого;

доставление лиц для освидетельствования в целях обнаружения на их теле особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы (ч. 1 ст. 179 УПК РФ);

проверку конкретных объектов по криминалистическим, оперативно-розыскным, оперативно-справочным и иным учетам;

обследование прилегающей к месту происшествия территории;

выявление и проверку мест возможного хранения, сбыта похищенного имущества;

определение района, получение карт, планов местности, подготовка списков улиц и нумерации домов, прилегающих к месту происшествия;

разработка перечня вопросов, которые должны быть заданы опрашиваемым лицам;

оказание иной правомерной помощи дознавателю при производстве осмотра.

Общий осмотр. В ходе общего и детального осмотра дознаватель совместно со специалистом-криминалистом проводит действия по обнаружению, закреплению и изъятию следов преступления и вещественных доказательств. Осмотр может производиться следующими способами: от периферии к центру места происшествия, продвигаясь по часовой стрелке; от центра к периферии; путем разбивки территории на участки; от места прибытия СОГ на место происшествия (вход в помещение, подъезд (подход) к участку местности, территории).

Перед началом общего и детального осмотра дознаватель в соответствии с частью пятой статьи 164 УПК РФ, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства осмотра. Если в производстве осмотра участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то они также предупреждаются об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 УК РФ.

Общий осмотр заключается в последовательном изучении объектов и следов на месте происшествия. При этом осуществляются фиксация обстановки места происшествия, положения и взаиморасположения предметов, наличия следов в протоколе осмотра, планах, схемах, а также ориентирующая и обзорная фотосъемка (видеозапись). Существенная особенность общего осмотра состоит в том, что в ходе его проведения не допускается внесение изменений в обстановку места происшествия. Все объекты (предметы) и следы остаются на месте их первоначального обнаружения до проведения детального осмотра.

Распознавание инсценировок при осмотре. В ходе осмотра могут быть выявлены следы, указывающие на инсценировку преступления:

сокрытие одного преступления под видом другого (например, инсценировка кражи со взломом для сокрытия хищения, совершенного путем использования своего служебного положения);

сокрытие совершенного преступления под видом события, не имеющего признаков преступления (например, инсценировка несчастного случая);

сокрытие отдельных обстоятельств совершенного преступления путем создания ложного представления о его отдельных элементах (создание видимости совершения преступления другим лицом, в ином месте, в другое время, по иным мотивам);

сокрытие фактов аморального поведения, беспечности и иных проступков под видом совершенного преступления (например, инсценировка карманной кражи с целью сокрытия потери денег или документов).

Признаками инсценировок являются различные противоречивые обстоятельства, факты искусственного изменения обстановки, наличие признаков редких преступлений, отдельных следов и другие:

обнаруженные следы, которых не должно быть, если бы исследуемое событие было не мнимым, а реальным (следы-излишки);

следы, которые не обнаружены в силу их отсутствия, но которые с необходимостью должны были возникнуть в случае реальности инсценированного события;

обнаруженные следы, которые относятся к числу характерных для инсценированного события, однако их состояние не соответствует тому, в котором они должны находиться в сложившейся ситуации (по внешнему виду, качеству, количеству).

Процесс распознания инсценировки в ходе осмотра происходит в определенной последовательности:

дознаватель воспринимая обстановку мнимого события, выявляет противоречия между имеющейся обстановкой места происшествия и должной в данной ситуации;

сопоставляет сведения полученные из осмотра имеющейся обстановки с иными сведениями, полученными из других источников;

устанавливает действительно происшедшее на данном месте событие.

Данные об обстоятельствах инсценировки события преступления, позволяют судить о происшедшем событии, наличии или отсутствии в нем признаков преступления.

В ходе осмотра и оценки всех обстоятельств совершенного события делаются выводы: о правильности выдвинутой дознавателем версии; об имевшей место инсценировке преступления; о механизме преступления.

Для обнаружения в ходе осмотра признаков инсценировки дознавателю необходимо:

фиксировать все обнаруженные предметы и следы, что с учетом выдвинутых версий позволяет объяснить их местоположение и состояние;

не ограничиваться собиранием сведений, которые подтверждают, ранее выдвинутую версию, осуществлять дальнейший поиск следов и предметов;

сопоставлять объяснения о причине события, которые были даны конкретными лицами, с обстановкой на месте происшествия;

использовать помощь специалистов, получая у них консультацию о возможности возникновения определенных последствий в результате конкретных действий.

Отсутствие признаков инсценировки или их наличие должны быть отражены в протоколе.

Перерыв в производстве осмотра. Перерыв — это приостановка производства следственного действия на определенный период времени с последующим его возобновлением.

При производстве осмотра в УПК РФ не предусмотрен перерыв. Исходя из процессуального порядка производства иных следственных действий, в частности допроса (ч. 1 ст. 425 УПК РФ), перерыв в ходе осмотра предоставляется по усмотрению дознавателя его участникам для отдыха и приема пищи. Для совершеннолетних участников осмотра его продолжительность без перерыва не может превышать более 4 часов. Перерыв должен составлять не менее одного часа, а общая продолжительность осмотра в течение дня не должна превышать 8 часов.

Участие в осмотре несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого предполагает при его длительном производстве (более 2 часов) перерыв.

Приостанавливая осмотр необходимо принять меры к сохранению обстановки места происшествия, обнаруженных следов, вещественных доказательств. Рекомендуется изготовление протокола осмотра (планов, схем) в объеме проведенных действий. В протоколе указывается время начала перерыва с точностью до минуты и причина приостановления производства данного следственного действия.

В ходе осмотра может возникнуть необходимость приглашения специалиста того или иного профиля, переводчика, представителя, защитника, что может потребовать краткосрочного приостановления его производства.

Кроме того, возможны ситуации, когда кому-либо из участников осмотра необходима медицинская помощь, пришли в негодность технические средства, требующие их замену или ремонт, изменились погодные условия, нет возможности проводить осмотр при естественных условиях (ночное время), что также предполагает приостановку производства осмотра.

Перерыв в осмотре возможен в случае, когда объектом осмотра являются крупногабаритные предметы, при этом погодные или временные условия (ненастье, ночное время) не позволяют это сделать тщательно.

Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью дознавателя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. В протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов (ч. 3 ст. 177 УПК РФ).

Детальный осмотр. Детальный осмотр — это непосредственное изучение конкретных объектов (предметов) и следов, обнаруженных на месте происшествия. При этом объекты допустимо передвигать с места их расположения, изучать на предмет обнаружения неявных, скрытых признаков, отыскания невидимых следов преступления, используя технические средства. Все обнаруженные признаки, свойства фиксируются в протоколе осмотра, а также приемами узловой и детальной фотосъемки.

Все обнаруженные объекты (предметы), следы осматриваются на месте производства следственного действия, если для этого не требуется продолжительного времени, а также имеются соответствующие условия. В случае их отсутствия, данные предметы изымаются, о чем делается отметка в протоколе. Их осмотр производится по месту производства предварительного расследования.

Читайте также:  Должна ли прокуратура предупреждать о внеплановой проверке

Фиксация местоположения предмета (вещественного доказательства) и его признаков. До изъятия предмета с места происшествия и приобщения его к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства, предмет подлежит фиксации путем описания в протоколе осмотра и отображения его в плане, схеме, фотографирования, применения видеозаписи.

Фотографирование выполняется по правилам судебной фотографии путем выполнения обзорной (с привязкой предмета к окружающей обстановке), узловой (фиксация предмета с близлежащими объектами) и детальной (крупный план предмета) съемки.

При невозможности фотографирования или применения видеозаписи осуществляется зарисовка предмета на отдельном листе бумаги, который является приложением к протоколу осмотра. Следует учитывать, что фотографирование, видеозапись, зарисовка не заменяют описания предмета в протоколе осмотра, данные способы фиксации дополняют друг друга.

При фиксации предмета путем описания его в протоколе осмотра необходимо указать точное расположение предмета относительно других объектов обстановки места происшествия. При этом отмечают расстояние от предмета до опознавательных точек (например, входная дверь, край дороги, отдельно стоящий объект, стена), форму предмета (длина, ширина, высота, цвет), характерные признаки предмета (материал, надписи, маркировки), имеющиеся дефекты и повреждения, состояние предмета в целом и его отдельных частей; следы, обнаруженные на нем.

В протоколе осмотра и приложениях к нему (схема, планы, зарисовки) фиксируются также состояние и особенности поверхности, на которой находился предмет.

Изъятие и упаковка предметов с места происшествия. Изъятие предметов производится путем непосредственного извлечения с места их обнаружения для приобщения в качестве самостоятельного вещественного доказательства, а также путем его изъятия с предметом-носителем.

Завершающим этапом работы с предметом — вещественным доказательством на месте происшествия является его упаковка, которая осуществляется с целью сохранности самого предмета, следов, находящихся на нем для обеспечения подлинности.

Вид упаковки предмета зависит от особенностей его формы, веса, габаритов, состава и др. Наиболее распространенной и универсальной является упаковка в бумагу или полиэтилена в виде плотных пакетов. На наружной поверхности пакета делают надписи о его содержимом, удостоверяемые подписями дознавателя и понятых, с указанием даты, времени и места изъятия предмета. При упаковывании предмета в жесткую емкость к ней крепится бумажная бирка с указанием вышеуказанных сведений. Каждый предмет упаковывается отдельно, что указывается в протоколе.

Проверка и оценка результатов осмотра производится в соответствии со статьями 17, 87 и 88 УПК РФ и позволяет дознавателю:

квалифицировать совершенное деяние;

принять обоснованные процессуальные решения, в том числе о возбуждении уголовного дела;

определить направление расследования и вдвинуть версии;

запланировать проведение различных процессуальных действий.

Все обнаруженные следы и предметы проверяются и оцениваются дознавателем путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, с целью подтверждения или опровержения проверяемого события.

Важнейшим составляющим условием производства осмотра места происшествия является участие в осмотре представителей разных служб органов внутренних дел, специалистов различного профиля и представителей общественности – понятых (на усмотрение следователя (дознавателя)).

Согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации ответственным за проведение осмотра места происшествия является следователь (дознаватель), именно он организует и руководит действиями всех участников осмотра места происшествия (принцип единого руководства). Это означает, что его указания являются обязательными для всех участников осмотра.

Вопросы организации взаимодействия между сотрудниками органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе и при производстве осмотра места происшествия, регламентируются нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами (приказы МВД России, инструкции, указания).

При получении сообщения о преступлении для обеспечения наиболее эффективного производства осмотра места происшествия и других неотложных следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий формируется дежурная следственно-оперативная группа (СОГ), в состав которой, как правило, входят:

˗ следователь либо дознаватель (исходя из подследственности);

˗ сотрудники оперативных подразделений;

˗ сотрудники экспертно-криминалистических подразделений;

˗ специалист-кинолог (в случае необходимости использования служебной собаки);

˗ преданные силы (сотрудники иных служб органов внутренних дел).

В соответствии с требованиями УПК РФ к осмотру места происшествия могут привлекаться: эксперт, специалист, понятые, переводчик, потерпевший, представитель потерпевшего, свидетель, подозреваемый и другие участники уголовного судопроизводства.

Следователь (дознаватель) является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, предусмотренной ст. 38 (ст. 41) УПК РФ, осуществлять расследование по уголовному делу и самостоятельно принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа (для дознавателя – согласие прокурора) (см. прил. 3, 4).

В ходе подготовки и производства осмотра на месте происшествия следователь (дознаватель):

˗ руководит следственно-оперативной группой и участниками осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованность действий участников по установлению пострадавших, свидетелей и очевидцев происшествия, лиц, совершивших преступление, а также принимает меры к обнаружению, фиксации и изъятию следов преступного деяния;

˗ при необходимости привлекает к участию в осмотре места происшествия специалистов (ст. 168 УПК РФ), а также других сотрудников полиции;

˗ опирается на помощь других участников осмотра места происшествия, учитывает их замечания и советы;

˗ с учетом полученной на месте происшествия информации делает предположительные суждения и умозаключения, выдвигает версии и планирует осуществление неотложных мероприятий, направленных на закрепление следов преступления и его раскрытие.

˗ разрешает в случаях, предусмотренных законом, допуск к месту происшествия лиц, которые официально не участвуют в осмотре (например, представителей средств массовой информации);

˗ в соответствии с ч. 7 ст. 164 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в осмотре должностное лицо органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность (о чем делается запись в протоколе осмотра);

˗ производит осмотр места происшествия, заносит в протокол данные, которые являются результатом его восприятия, и несет персональную ответственность за ход и результаты указанного следственного действия.

Сотрудники полиции обеспечивают охрану места происшествия и поддерживают порядок, не допуская посторонних лиц к месту осмотра.

По указанию следователя (дознавателя) устанавливают свидетелей и очевидцев, а также участвуют в отыскание следов и объектов, имеющих отношение к преступному деянию.

˗ осуществляют оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, направленные на выявление, установление, обнаружение и задержание виновных лиц;

˗ обнаруживают похищенное имущество, места его сбыта и хранения;

˗ устанавливают орудия преступления;

˗ устанавливают личность неопознанного трупа;

˗ осуществляют проверки изъятых предметов по оперативным и криминалистическим учетам;

˗ принимают меры, направленные на выявление очевидцев происшествия и установление свидетелей;

˗ сообщают оперативному дежурному по органу внутренних дел о характере преступления, приметах лиц, его совершивших, особенностях похищенного имущества и предоставлении иной информации, добытой в ходе осмотра места происшествия;

˗ выполняют поручения следователя (дознавателя), информируют последних о результатах проведенных мероприятий.

По поручению следователя (дознавателя), а также по собственной инициативе специалист-кинолог применяет служебную собаку [8] .

˗ определяет границы осмотра в целях применения служебной собаки;

˗ уточняет время совершения преступного деяния, изучает обстоятельства совершения преступления, выясняет количество преступников, их приметы, направления движения (пути их подхода и отхода), а также иную информацию, имеющую значение для розыска лиц, подозреваемых в совершении преступления;

˗ совместно со следователем (дознавателем) и оперативным сотрудником принимает решение о применении служебной собаки для розыска лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, с помощью носителей (предметов и объектов) запаховых следов, обнаруженных на месте происшествия;

˗ совместно с иными сотрудниками принимает участие в преследовании и задержании лица (лиц), подозреваемого в совершении преступления;

˗ по результатам применения служебной собаки составляет акт о применении служебной собаки, а в случае невозможности применения служебной собаки — рапорт с указанием причин ее неприменения.

Сотрудники экспертно-криминалистического подразделения и специалисты привлекаются к осмотру места происшествия следователем (дознавателем) согласно ч. 1 ст. 168 УПК РФ и осуществляют процессуальные полномочия специалиста, предусмотренные ст. 57, 58 УПК РФ (см. прил. 5-7). Эксперт (специалист) обладает специальными знаниями, что и является основным критерием привлечения его к осмотру места происшествия с целью содействия в обнаружении, закреплении, изъятии предметов и документов, применения технических средств. Таким образом, специалист-криминалист при производстве осмотра места происшествия оказывает помощь следователю (дознавателю):

˗ сориентироваться в специфической обстановке и уяснить характер происшествия;

˗ правильно описать в протоколе места происшествия особенности отдельных осматриваемых объектов и их состояние (механизмы, детали, части машин, части тела и т.д.);

˗ в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке невидимых или слабо видимых следов;

˗ в сохранении предметов и следов преступления, отборе сравнительных и контрольных образцов;

˗ при производстве исследования предметов и следов на месте происшествия для получения информации об обстоятельствах преступления и о лицах, причастных к его совершению;

˗ рекомендациями в необходимости и целесообразности применения технических средств;

˗ в полном и точном отражении в протоколе осмотра места происшествия сведений, полученных в результате применения технических средств;

˗ в выдвижении следственных версий, относительно произошедшего события и лица (лиц), совершившего его.

Специалист, приглашенный для осмотра места происшествия, должен быть не только компетентен в вопросах, которые необходимо разрешить на месте происшествия, обладая соответствующими навыками, но и быть не заинтересованным в исходе разбирательства по делу. Это является решающим критерием для привлечения специалиста к осмотру места происшествия. Кроме специалиста-криминалиста, для производства осмотра места происшествия, могут привлекаться специалисты любого другого профиля, исходя из характера преступления, а также вида следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия.

Специалист в соответствии с ч. 3 ст. 58 УПК РФ вправе:

˗ отказаться от участия в осмотре, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

Читайте также:  Кто генеральный прокурор республики узбекистан

˗ задавать вопросы участникам осмотра с разрешения следователя (дознавателя);

˗ знакомиться с протоколом осмотра, в котором участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие его права.

Согласно ч. 4 ст. 58 УПК РФ специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя) для производства осмотра и разглашать данные, ставшие ему известными в связи с участием в осмотре, если он был заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Участковый уполномоченный полиции, как правило, не входит в состав следственно-оперативной группы, однако в соответствии с действующим законодательством обязан участвовать в раскрытии преступления, совершенном на вверенном ему участке [9] .

В этих целях участковый уполномоченный обязан:

˗ информировать следователя (дознавателя), оперативного сотрудника о характере совершенного преступления и месте его совершения, о пострадавших лицах, о лицах, имеющих отношение к рассматриваемому событию;

˗ по поручению следователя (дознавателя) принимать меры по охране места происшествия, установлению и оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим;

˗ выполнять поручения следователя (дознавателя) по установлению возможных очевидцев происшедшего и иных лиц, причастных к совершению преступления или располагающих сведениями о преступлении и преступнике;

˗ оказывать содействие оперативным сотрудникам в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

В ходе осмотра места происшествия следователь (дознаватель) и участвующие в осмотре сотрудники органов внутренних дел должны постоянно обмениваться полученной информацией, анализировать ее и согласовывать свои дальнейшие действия.

Понятой – это не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое следователем (дознавателем) к участию в осмотре места происшествия для удостоверения факта, содержания, хода и результатов осмотра (ст. 60 УПК РФ) (см. прил. 8). Участие понятых в осмотре места происшествия является одной из гарантий законности, объективности и всесторонности следственного действия. Однако законодатель предусмотрел возможность проведения осмотра места происшествия без участия понятых. Причем данное решение принимает следователь (дознаватель) самостоятельно. [10] Следственный осмотр без участия понятых может быть произведен в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случае опасности для жизни и здоровья людей, о чем делается запись в протоколе осмотра. [11]

Понятой должен быть не простым статистом в ходе осмотра места происшествия, а активным участником, стараясь запомнить ход и результаты осмотра, чтобы в случае необходимости подтвердить факт осмотра и внести ясность при возникновении спорных вопросов, то есть выступить в качестве свидетеля по уголовному делу.

Понятые в соответствии с ч. 3 ст. 60 УПК РФ вправе:

˗ делать по поводу этого осмотра заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

˗ знакомиться с протоколом осмотра;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие их права.

Понятые согласно ч. 4 ст. 60 УПК РФ не вправе:

˗ уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя);

˗ разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Потерпевшие и свидетели привлекаются к осмотру места происшествия, когда без их участия нельзя определить объект, нуждающийся в осмотре, или границы осмотра, когда невозможно определить место посягательства, когда они могут уточнить, какие изменения были внесены в вещную обстановку или они первыми обнаружили преступление (см. прил. 9 — 13).

В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Участие в осмотре места происшествия потерпевших, свидетелей, подозреваемого, обвиняемого, их представителей, законных представителей, защитника, представителей администрации учреждения или предприятия, а также других лиц может быть объяснено необходимостью и целесообразностью, с одной стороны, и нормами УПК РФ – с другой.

По окончании осмотра места происшествия потерпевший вправе знакомиться с протоколом данного следственного действия, произведенного с его участием, и подавать на него замечания (п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ).

Согласно ст. 56 УПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.

Потерпевший и свидетель не вправе разглашать данные, ставшие им известными в ходе осмотра, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. За разглашение указанных данных потерпевший и свидетель несут ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Кроме того, на основании ст. 164 УПК РФ потерпевший и свидетель предупреждаются об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК РФ, за дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний в ходе осмотра.

Потерпевшим и свидетелям, участвующим в осмотре места происшествия, следует разъяснять нормы ст. 51 Конституции Российской Федерации, согласно которым они вправе отказаться давать показания против себя и своих близких родственников.

Потерпевший и свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя). При неявке по вызову без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу (ч. 1 ст. 113 УПК РФ).

Подозреваемый и обвиняемый (см. прил. 14-17). Привлечение указанных лиц к осмотру места происшествия возможно, если есть их согласие и желание принять участие в осмотре. Следователь (дознаватель) принимает решение о целесообразности такого участия.

В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо:

˗ в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленным гл. 20 УПК РФ;

˗ которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ;

˗ к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;

˗ которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.

Согласно ст. 47 УПК РФ обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесены:

˗ постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

Подозреваемый и обвиняемый вправе участвовать с разрешения следователя (дознавателя) в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания. [12]

Привлекая подозреваемого или обвиняемого к осмотру места происшествия, необходимо быть достаточно внимательным и наблюдательным за их поведением, поскольку будущее этих лиц во многом зависит и от результатов осмотра места происшествия. Они могут попытаться сокрыть следы преступления или уничтожить их, а также аналогично поступить по отношению к другим доказательствам.

Кроме того, подозреваемый и обвиняемый вправе:

˗ отказаться давать показания против себя и своих близких родственников;

˗ пользоваться помощью переводчика бесплатно;

˗ пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно;

˗ давать показания и объясняться в процессе осмотра на родном языке или языке, которым они владеют;

˗ заявлять ходатайства и отводы;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя);

˗ защищаться иными средствами и способами, не запрещенными уголовно-процессуальным кодексом. [13]

При осмотре места происшествия иногда возникают обстоятельства, требующие присутствия переводчика.

Согласно ст. 59 УПК РФ переводчик – лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве, в случаях, предусмотренных УПК РФ, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Привлечение переводчика возможно, если возникает необходимость, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый не владеют или недостаточно владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, а также для лиц, нуждающихся в сурдопереводе.

Привлечение переводчика к осмотру места происшествия необходимо и в случае обнаружения документов, требующих немедленного перевода.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 УПК РФ переводчик вправе:

˗ задавать вопросы участникам осмотра в целях уточнения перевода;

˗ знакомиться с протоколом осмотра и делать замечания по поводу правильности записи перевода, подлежащие занесению в протокол;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие его права.

В соответствии с ч. 4 ст. 59 УПК РФ переводчик не вправе:

˗ осуществлять заведомо неправильный перевод;

˗ разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве переводчика, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ;

˗ уклоняться от явки по вызовам следователя.

За заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования переводчик несет уголовную ответственность по ст. 307 и 310 УК РФ (ч. 5 ст. 59 УПК РФ).

Помимо указанных в осмотре могут принимать участие и иные участники уголовного судопроизводства, в том числе — оперативный дежурный по органу внутренних дел, руководитель следственного подразделения и ответственный от руководящего состава органа внутренних дел.

Руководитель следственного подразделения и ответственный от руководящего состава органа внутренних дел выезжают на место происшествия при получении сообщения о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в иных случаях, когда требуется их присутствие (резонансное преступление, преступление против малолетнего или несовершеннолетнего и др.) с целью обеспечения контроля за организацией деятельности следственно-оперативной группой.

Оперативный дежурный по органу внутренних дел не только организует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы, но и координирует работу всех сотрудников полиции, задействованных при осмотре места происшествия: обмен информацией, проверка по имеющимся банкам данных, принимает меры к пресечению преступления, к его раскрытию, привлекая дополнительные силы и средства органов внутренних дел.

Источники:
http://m.studwood.ru/1150429/pravo/posledovatelnost_deystviy_doznavatelya_osmotre_mesta_proisshestviya
http://lawbook.online/kriminalisticheskaya-taktika/uchastniki-osmotra-mesta-70065.html

Читайте также:
Adblock
detector