Кто такой начальник подразделения дознания

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю;

3) проверять материалы уголовного дела;

4) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Органы дознания можно разделить на две группы.

К первой группе относятся перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК. Их уголовно-процессуальные функции:

— производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, в порядке, установленном гл. 32 УПК.

— выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК.

Для всех указанных органов расследование преступлений не является единственной или основной функцией, в силу чего дознание в данном случае направлено на обеспечение предварительного следствия и лишь по некоторой категории дел, не представляющих большой сложности и не характеризующихся повышенной опасностью, дознание заменяет собой предварительное следствие. На органы дознания возлагается также обязанность выполнения отдельных поручений следователя.

Ко второй группе органов дознания относятся закреплённые в ч. 3 ст. 40 УПК. Полномочия их сводятся лишь к праву возбудить уголовное дело в порядке ст. 146 УПК и производству неотложных следственных действий по делам о преступлениях, совершённых по месту их нахождения или в пределах их территории. Наделение указанных лиц процессуальными полномочиями вызвано отсутствием в месте их расположения другого органа дознания, поэтому осуществление ими процессуальных функций является вынужденным обстоятельством и носит эпизодический характер.

Читайте также:  Какие виды прокуратуры есть

Подследственностьмежду разными органами дознания определяется ст. 150 и 151 УПК.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное следствие в форме дознания, а также его заместитель. Уголовно-процессуальные полномочия начальника подразделения дознания предусмотрены только в отношении подчинённых ему дознавателей. Полномочия закреплены в ч. 1 ст. 40.1.

Дознаватель (п. 6 ст. 5 УПК) – должностное лицо органа дознания, полномочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Ст. 41 УПК закрепляет процессуальные полномочия дознавателя.

Дознаватель является самостоятельным участником уголовного процесса и самостоятельно направляет ход расследования уголовного дела. Он также как и следователь несёт персональную ответственность за законность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограничена. Это проявляется в том, что для него указания прокурора, начальника подразделения дознания и органа дознания обязательны. В соответствии с УПК он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору, а указания начальника подразделения дознания – начальнику органа дознания или прокурору, однако обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю;

3) проверять материалы уголовного дела;

4) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

22. Потерпевший: понятие и процессуальное положение. Частный обвинитель. Представители потерпевшего и частного обвинителя.

Потерпевший — физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании лица потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда (ст. 42 УПК). В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

Признание потерпевшим не зависит от волеизъявления лица, которому причинен ущерб.

Лицо признается потерпевшим не только при оконченном преступлении, но и по делам о приготовлении к преступлению или покушению на совершение преступления, так как основанием для признания лица потерпевшим служат только данные о фактическом причинении морального, физического или имущественного вреда.

Если вследствие преступления наступила смерть, то права потерпевшего переходят к одному из близких родственников, которые перечислены в ст. 34 УПК.

По окончании предварительного следствия потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе и с помощью технических средств. В случае, если в деле несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с материалами, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему.

Потерпевший может иметь представителя (адвоката), расходы на которого отнесены к процессуальным издержкам, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета в случае имущественной несостоятельности потерпевшего. По решению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего может быть допущено и иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший.

Потерпевший имеет право участвовать в следственных действиях, производимых по его ходатайству с разрешения следователя, участвовать в судебном разбирательстве в судах первой, второй и надзорной инстанций, выступать в судебных прениях, ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии со ст. 166, 186, 193,241 УПК.

Перечень прав потерпевшего, приведенный в ст. 42 УПК не является исчерпывающим. Потерпевший также имеет право быть извещенным о дате и времени судебного разбирательства, высказываться о порядке исследования доказательств в ходе суда, предоставлять суду формулировки решений по вопросам, которые разрешаются судом при постановлении приговора, знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить на него замечания, и т.д.

В суде потерпевший с разрешения председательствующего может давать показания в любой момент судебного следствия.

Частный обвинитель — лицо (потерпевший или его законный представитель и представитель), подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде. Лицо становится частным обвинителем с момента принятия судом заявления к своему производству (ст. 43 УПК).

Частный обвинитель вправе выдвигать и поддерживать обвинение (ст. 22 УПК). Он представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, предъявляет и поддерживает гражданский иск по уголовному делу. В данном случае права частного обвинителя совпадают с полномочиями государственного обвинителя, предусмотренными ч. 4—6 ст. 246 УПК.

Представителем частного обвинителя может быть только адвокат, но не близкий родственник или иное лицо (ст. 45 УПК).

Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

Законные представители — родители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится потерпевший.

Этими представителями могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, — также иные лица, правомочные представлять его интересы, т.е. представители на основе доверенности и иных гражданско-правовых документов. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть допущены один из близких родственников либо иное лицо, о допуске которого он ходатайствует.

23. Подозреваемый: Понятие, процессуальное положение.

Подозреваемый: лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело;

• лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления;

• лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента:

— вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место нахождения подозреваемого не установлено;

— фактического его задержания. В этом случае органы расследования обязаны уведомить об этом родственников подозреваемого не позднее 12 часов с момента задержания.

Подозреваемый получил право по новому УПК РФ: на получение копии о возбуждении в отношении него уголовного дела, либо копии протокола задержания, либо копии постановления о применении к нему меры пресечения; пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела или фактического задержания и иметь свидания с ним наедине и конфиденциально до первого допроса; участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя.

Также подозреваемый имеет право:

давать показания либо отказаться от дачи показаний (при согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК);

возражать против обвинения;

заявлять ходатайства и отводы;

давать показания на языке, которым он владеет, пользоваться услугами переводчика бесплатно;

приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

Кроме этого, подозреваемый (как и другие участники уголовного судопроизводства) не может допрашиваться непрерывно более 4 часов, перерыв должен быть не менее 1 часа, а общая продолжительность допроса в течение дня не может превышать 8 часов (ст. 187 УПК);

подозреваемый (обвиняемый) вправе ходатайствовать о применении технических средств в ходе допроса (ст. 189 УПК);

подозреваемый (обвиняемый) и его защитник имеют широкие права при назначении и производстве экспертизы (ст. 198 УПК);

подозреваемый (обвиняемый) имеет право на участие в судебном разбирательстве его жалобы (ст. 125 УПК), право на реабилитацию в случаях, указанных в ст. 133 УПК.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 7 ; Нарушение авторских прав

Источники:
http://studopedia.ru/5_14694_organ-doznaniya-doznavatel-nachalnik-podrazdeleniya-doznaniya-ih-protsessualnie-polnomochiya.html
http://lektsii.com/2-6611.html

Читайте также:
Adblock
detector
Читайте также:

  1. A) способ познания окружающего мира с помощью сигналов и символов, воспринимаемых органами чувств
  2. X. На основании акта государственного органа.
  3. А) понятие и задачи
  4. Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах
  5. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
  6. Адвокатура. Понятие, задачи и виды юридической помощи
  7. Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
  8. Административное право. Предмет, метод, источники и задачи
  9. Алгоритм решения транспортной задачи в сетевой постановке методом сокращения невязки
  10. Алгоритм решения транспортной задачи линейного программирования методом потенциалов