Чем отличается дознаватель от оперуполномоченного

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. № 2417-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ана Роберта Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 61 и частью первой статьи 62 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р.С. Ан оспаривает конституционность пункта 1 части первой статьи 61 УПК Российской Федерации, закрепляющего, что судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу, и части первой статьи 62 того же Кодекса, предусматривающей, что при наличии оснований для отвода судья, прокурор, следователь, дознаватель, секретарь судебного заседания, переводчик, эксперт, специалист, защитник, а также представители потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика обязаны устраниться от участия в производстве по уголовному делу.

Как следует из представленных материалов, Р.С. Ан за совершение ряда преступлений осужден приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 8 апреля 2010 года к наказанию в виде лишения свободы. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 июня 2010 года приговор изменен и срок назначенного наказания снижен. В основу приговора помимо иных доказательств были положены показания свидетелей, допрошенных 14 декабря 2007 года оперативным уполномоченным Управления по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел по Республике Карелия, который сам с 23 апреля 2007 года, т.е. на момент проведения допроса, являлся свидетелем по данному уголовному делу.

Сторона защиты, как утверждает в своей жалобе Р.С. Ан, неоднократно ходатайствовала о признании доказательств, полученных с участием названного сотрудника органа дознания, недопустимыми, указывая, что, будучи допрошенным в качестве свидетеля, он должен быть отведен от дальнейшего участия в производстве по уголовному делу и не вправе в рамках предварительного расследования проводить допросы свидетелей; ходатайства, однако, удовлетворены не были. Суды же, рассмотревшие уголовное дело заявителя в первой и кассационной инстанциях, пришли к выводу о допустимости оспариваемых доказательств, мотивировав свое решение тем, что допросы свидетелей проводились оперативным уполномоченным по поручению следователя, в производстве которого находилось уголовное дело.

Заявитель полагает, что пункт 1 части первой статьи 61 и часть первая статьи 62 УПК Российской Федерации не соответствуют статьям 2, 17, 18, 19 (часть 1), 45, 46, 49 (части 2 и 3), 50 (часть 2), 52 и 123 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют оперативному уполномоченному сотруднику органа дознания участвовать в производстве по уголовному делу, в том числе выполнять поручения следователя, после того, как этот сотрудник был допрошен по делу в качестве свидетеля.

2. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью государства и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, являются непосредственно действующими, определяют деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2, 17 и 18). Гарантируя каждому государственную защиту прав и свобод (статья 45, часть 1) и закрепляя принципы презумпции невиновности (статья 49), состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве (статья 123, часть 3), Конституция Российской Федерации тем самым предусматривает возложение на соответствующих должностных лиц функции уголовного преследования от имени государства, в том числе функцию доказывания виновности обвиняемого в совершении преступления в предусмотренном федеральным законом порядке (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 1627-О-О).

3. Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, возложено на орган дознания, осуществляющий и иные полномочия. Так, помимо дознания на него, в частности, возлагается выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (пункт 2 части второй статьи 40 УПК Российской Федерации), а также обязательных письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, оказание содействия при их осуществлении (пункт 4 части второй статьи 38 УПК Российской Федерации).

Читайте также:  Можно ли поменять дознавателя

При этом орган дознания, осуществляя от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения, должен руководствоваться в своей деятельности конституционным принципом состязательности сторон, в силу которого функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо, а также принципами уголовного судопроизводства, в том числе принципом законности (статья 7 УПК Российской Федерации). Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, иные сотрудники органа дознания, включая дознавателей и оперативных сотрудников, обязаны строго следовать установленной процедуре досудебного производства по уголовным делам, их деятельность должна отвечать требованиям объективности и беспристрастности. В ином случае законность процессуальной деятельности субъекта доказывания может быть поставлена под сомнение применительно как к самому процессу собирания доказательств, так и к их дальнейшей оценке.

4. Согласно Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (статья 50, часть 2). Конкретизируя данное конституционное требование, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень нарушений, влекущих признание доказательств по уголовному делу недопустимыми, относя к ним все доказательства, полученные с нарушением его положений (статья 75).

В качестве одной из гарантий соблюдения законности в уголовном судопроизводстве статьей 61 УПК Российской Федерации закреплен перечень обстоятельств, исключающих участие в производстве по уголовному делу судьи, прокурора, следователя и дознавателя: так, указанные лица не могут участвовать в производстве по делу, если уже имеют в нем иной процессуальный статус либо состоят в родственных отношениях с любым из участников производства по делу. Положения статьи 62 УПК Российской Федерации, в свою очередь, устанавливают обязанность этих лиц при наличии названных оснований устраниться от участия в деле (часть первая); в случае, если такое лицо не устранилось от участия в деле, отвод может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями (часть вторая).

Вопрос о конституционности положений статей 61 и 62 УПК Российской Федерации уже рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, в целях обеспечения беспристрастности участников уголовного судопроизводства и разделения процессуальных функций уголовно-процессуальный закон запрещает судье, прокурору, следователю и дознавателю участвовать в производстве по уголовному делу, если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела, в частности если они являются по этому делу свидетелями (определения от 16 декабря 2008 года № 1080-О-П и от 13 октября 2009 года № 1233-О-О).

В силу положения пункта 1 части первой статьи 61 УПК Российской Федерации лицо, допрошенное по уголовному делу как свидетель, не может участвовать в производстве по данному делу в качестве дознавателя. Между тем функции, аналогичные выполняемым по уголовным делам дознавателем, могут быть реализованы как начальником подразделения дознания, так и оперативными сотрудниками органа дознания, которые, наряду с иными полномочиями, выполняют письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий, направленных на сбор доказательств, и тем самым фактически участвуют в уголовном судопроизводстве на стороне обвинения. Такого рода обязанности, исполняемые в ходе предварительного расследования сотрудниками органа дознания, включая сотрудников его оперативных подразделений, носят публичный характер, что предполагает их независимость и беспристрастность и несовместимо с наличием у них личной заинтересованности в исходе уголовного дела, которая может отразиться на оценке имеющихся в деле доказательств, поставить под сомнение объективность этих доказательств при принятии решений по делу.

Соответственно, нормы части первой статьи 61 УПК Российской Федерации об обстоятельствах, исключающих участие указанных в ней лиц в производстве по уголовному делу, распространяются и на оперативных сотрудников органа дознания, что означает недопустимость их привлечения — предполагающего, по сути, выполнение процессуальных функций стороны обвинения — к участию в расследовании уголовного дела, в том числе по поручению следователя, данному в порядке пункта 4 части второй статьи 38 УПК Российской Федерации, если они уже являются по этому уголовному делу свидетелями; иное может породить сомнения в достоверности добытых ими доказательств.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Оспаривались нормы, запрещающие участвовать в производстве по уголовному делу лицам, которые подлежат отводу.

Так, судья, прокурор, следователь, дознаватель не могут участвовать в производстве, если они являются потерпевшими, гражданскими истцами, ответчиками или свидетелями по данному уголовному делу.

По мнению заявителя, эти положения неконституционны.

Причина — положения на практике позволяют оперуполномоченному сотруднику органа дознания участвовать в производстве по уголовному делу, в т. ч. выполнять поручения следователя, после того, как этот же сотрудник был допрошен как свидетель.

КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

Читайте также:  Чем юрист отличается от прокурора

В силу УПК РФ лицо, допрошенное по уголовному делу как свидетель, не может участвовать в производстве по этому же делу в качестве дознавателя.

Между тем функции, аналогичные выполняемым по уголовным делам дознавателем, могут быть реализованы как начальником подразделения дознания, так и оперативными сотрудниками органа дознания.

Данные лица, наряду с иными полномочиями, выполняют письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий, направленных на сбор доказательств. Тем самым они фактически участвуют в уголовном судопроизводстве на стороне обвинения.

Такого рода обязанности, исполняемые в ходе предварительного расследования сотрудниками органа дознания, включая сотрудников его оперативных подразделений, носят публичный характер.

Это предполагает, что они не должны иметь личной заинтересованности в исходе уголовного дела, которая может отразиться на оценке имеющихся в деле доказательств, поставить под сомнение их объективность при принятии решений по делу.

Соответственно, оспариваемые нормы распространяются и на оперативных сотрудников органа дознания.

Это означает, что недопустимо привлекать таких сотрудников к участию в расследовании уголовного дела, в т. ч. по поручению следователя, если они уже являются в том же деле свидетелями.

Иное может породить сомнения в достоверности доказательств, добытых такими лицами.

Завершая обучения в ВУЗе на юридическом факультете или профильное среднее училище по специальности юрист, каждый в праве выбирать как строить свою карьеру и свой жизненный путь, многие выбирают службу в органах внутренних дел.

Кто такой дознаватель

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

Дознаватель проводит досудебное расследование в соответствии с законом, а его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной.

Особенности дознавателя

Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.
  1. В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
  2. Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.

Возбуждение уголовного дела

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ.

Форма предварительного расследования

Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

  • проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
  • принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях. Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:
  • осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
  • применять меры принуждения, которые разрешены законом;
  • действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
  • осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.
Читайте также:  Где у нас прокурор кавказская пленница

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

  1. на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
  2. на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
  3. на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
  4. на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Возмещение причиненного вреда

При этом согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В остальных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 214 и 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Что такое незаконные действия

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Дознаватель. Функции те же, что и у следователя, однако они обладают меньшей степенью свободы. Ряд процессуальных решений, таких как отказ в возбуждении уголовного дела, обвинительный акт, возбуждение и прекращение уголовного дела, должны быть завизированы руководителем отделения милиции или прокурором. Кроме того, дознаватели расследуют уголовные дела преимущественно малой и средней тяжести (где максимальная санкция не превышает пяти лет). То есть кражи и угоны — это подследственность дознания, а если выявлено более серьезное преступление, дело передают следователю.

Оперативник — кадровый офицер, имеет звание, соответственное ведомственной принадлежности (МВД, ФСБ, ФСКН, СВР, ГРУ). Если говорить о работе внутри страны, то их должностными обязанностями являются поиск и поимка преступников. Обладают достаточно широким арсеналом средств, который включает в себя агентуру, прослушивание телефонных переговоров и просмотр корреспонденции, наружное наблюдение. Некоторые из оперативных подразделений могут внедрять своих сотрудников в те или иные структуры, если существует подозрение, что там происходит что-то противозаконное. Основная масса документов не носит процессуального характера, то есть они не являются доказательствами.

Опрос и допрос. Большинство граждан путают эти понятия, хотя разница между ними огромная. Опрос проводится оперативниками, а допрос — следователями, опрос не является доказательством для суда, тогда как допрос предназначен только для судейских. От того, что было написано во время опроса, можно смело и безнаказанно отказаться, за отказ от показаний, данных в ходе допроса, грозит уголовная ответственность. Отличить их достаточно просто. Если вам надо поставить свою подпись не только после ваших показаний, но и под разъяснением прав (свидетеля, потерпевшего), значит, вас допрашивают, если же вы подписываетесь только после своих показаний — вас просто опросили. Упрощая ситуацию, можно сказать: если вы ставите больше двух подписей на одном листе, вы на допросе, все остальное им не является.

На место совершения любого преступления прежде всего выезжает оперативник. Убедившись, что преступление действительно совершено, он вызывает следователя или дознавателя (зависит от тяжести преступления). Прибывший следователь составляет протокол осмотра места происшествия, где документирует следы

Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.

Источники:

http://expert.ru/expert/2007/32/silovye_organy/

Читайте также:
Adblock
detector