Где у нас прокурор кавказская пленница

— Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика, 32 цитаты

Следуй за своим вдохновением, и Вселенная откроет тебе двери там, где раньше были стены.

Никогда не возвращайся в то место, где однажды был счастлив.

Идите так далеко, как только можете видеть. И когда вы туда доберетесь, вы сможете видеть еще дальше.

Вы можете купить руки человека, но купить его душу невозможно. Его душа — то место, где рождаются энтузиазм и преданность.

Нет ничего более полезного для нервов, чем побывать там, где никогда не был.

Чудо всегда ждет нас где-то рядом с отчаянием.

Говорят, что хорошо там, где нас нет. Но что может помешать нам сделать так, чтобы было хорошо и там, где мы есть?

Да, я мечтатель! И я горжусь этим, ибо именно благодаря своей мечтательности я могу найти дорогу в полной темноте, а затем увидеть рассвет раньше, чем все остальное человечество.

Чаще всего выход там, где был вход.

Да здравствует наш суд…
Download.

…а тост без вина – это всё равно, что брачная ночь без невесты…
Download.

Аполитично рассуждаешь, аполитично рассуждаешь, клянусь, честное слово! Не понимаешь политической ситуации! Ты жизнь видишь только из окна моего персонального автомобиля, клянусь, честное слово! 25 баранов в то время, когда наш район ещё не полностью расс
Download.

Бамбарбия! Кергуду! Что он сказал? Он говорит: если вы откажетесь, они вас… зарэжут… Шутка! Шутка!
Download.

Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!
Download.

Ви не оправдали оказанного вам високого доверия!
Download.

Вы же просили в 3-ёх экземплярах!
Download.

Да отсохнет его карбюратор во веки веков!
Download.

Да, плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь.
Download.

Жить, как говорится, хорошо! А хорошо жить ещё лучше! Точно!
Download.

И бесплатная путёвка… В Сибирь!
Download.

…и сорвал торжественное открытие Дворца Бракосочетания. Затем, на развалинах часовни… Простите… часовню… тоже я развалил? Нет, это было до вас – в XIV-ом веке.
Download.

Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но… не имею желания. Так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями…
Download.

…иначе – memento more! Моментально. В море.
Download.

Минуточку! Будьте добры, помедленнее. Я записываю…
Download.

Мне теперь из этого дома есть только 2 пути: или я её веду в загс, либо она меня ведёт к прокурору. Не надо… Сам не хочу.
Download.

Мы вас вылечим. Алкоголики – это наш профиль.
Download.

Нет – я ж не пью… А я пью? Что тут пить?!
Download.

Нэ беспокойся. В морге тебя переоденут.
Download.

Правильно. Будем ждать… Сдавай!
Download.

Прекратим эту бесполезную дискуссию…
Download.

Так выпьем же за кибернетикэ!
Download.

У меня будет к вам небольшое, но ответственное поручение…
Download.

Это… как его… волюнтаризм! В моём доме – не виражаться…
Download.

Это студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица!
Download.

Эээ-нее… Торопиться не надо. Торопиться не надо!
Download.

— Я начинал журналистом: во время войны работал в прессе, в послевоенные годы публиковал фельетоны, сатирические куплеты во многих центральных газетах, в том числе и в «Труде». Специализировался на юмористических диалогах для эстрады и сочинял цирковые репризы. В свое время мы с Юрием Никулиным много чего придумали в его Цирке на Цветном бульваре. А с Леонидом Гайдаем меня познакомил автор «Трактористов» и «Кубанских казаков» Иван Пырьев, который тогда руководил 2-м объединением «Мосфильма». Другой наш сценарист — Морис Слободской был дружен с Гайдаем еще с 50-х, вместе они сняли сатирическую комедию «Жених с того света». Мы втроем сразу почувствовали себя командой единомышленников. Собирались обычно у меня дома за старенькой портативной машинкой «Эрика», на которой я до сих пор работаю.
ГАРЕМ ДЛЯ КОММУНИСТА
«Кавказская пленница» — наша вторая картина. После оглушительного успеха «Операции «Ы», которую только в первый год проката посмотрел каждый третий гражданин Советского Союза, мы решили продолжить приключения Шурика — незадачливого студента-очкарика, названного нами сначала Владиком. Однако чиновники сразу же приказали его переименовать, полагая, что Владик — это ВладЛен, то есть сокращенное Владимир Ленин. А следовательно, у зрителей могли возникнуть нежелательные ассоциации с вождем мирового пролетариата.
Подходящий сюжет сложился из нескольких публикаций в провинциальной прессе, рассказывавших о подлинных случаях, когда на Кавказе в республиках с мусульманскими традициями партийные боссы устраивали себе гаремы. Правда, предметом купли-продажи становились в основном местные девушки, и вряд ли кто-либо посягнул бы на свободу приехавшей погостить к тетке русской «красавицы, комсомолки, спортсменки».
Как нам разрешили это снимать? Очевидно, Гайдай, войдя в обойму успешных режиссеров, получил некоторую свободу действия. На кинематографе государство зарабатывало огромные деньги. Хотя партийному идеологу Суслову приписывают фразу: «Мы идеологией не торгуем». Дескать, советскую власть не интересует: есть сборы или нет, главное — чистота коммунистической идеологии. Но это лукавство. В те годы кинопрокат составлял существенную строку госбюджета наряду с торговлей водкой и нефтью.
КАК МЫ ДУРИЛИ НАЧАЛЬСТВО
Курировавший нас Иван Пырьев был сложным человеком. Горячо ратуя за развитие комедийного жанра, он в то же время грубо и не к месту вмешивался в съемочный процесс, часто действуя по принципу: лучше хуже, но по-моему. Так, ему очень не понравилась песенка «Если б я был султан», которую написал Александр Зацепин на наши слова. Обычно этот постоянный композитор Гайдая работал с поэтом Леонидом Дербеневым. Но здесь был особый случай, требовались сатирические куплеты — как раз наша специализация. Мы так радовались, когда песня была готова и Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев вдруг заявляет: «Выбросить! Она тормозит действие». Все наши попытки переубедить его были тщетными. Мы приуныли. Тогда симпатизировавший мне человек из окружения Пырьева посоветовал: «Отложите это дело. Пусть он остынет и позабудет». Мы так и сделали. А через некоторое время опять показали Ивану Александровичу ту же песню, сократив ее всего на один куплет. Я был уверен, что он возмутится и с треском выгонит нас из кабинета. Но Пырьев послушал и просиял: «Это как раз то, что надо! Ведь можете, если захотите». Вот так песня осталась в фильме. Мы тогда дали друг другу слово никому не рассказывать, как дурили знаменитого режиссера и, в общем-то, хорошего человека, но за давностью лет, когда я остался единственным участником тех событий, думаю, можно нарушить молчание.
Когда много лет спустя выходила книжка наших сценариев, мы хотели туда дать полный текст песни «Если б я был султан». Но ни на «Мосфильме», ни у нас он не сохранился. Мы уже потеряли надежду, когда одна моя знакомая сказала, что в детском саду, куда ходит ее внучка, эту песню поют полностью. И действительно — это был тот самый утерянный вариант. Представьте себе детей, поющих «Если б я был султан, я б имел трех жен». Мы обалдели. Каким образом это попало в детский сад? Загадка.
На троих
Мне не раз приходилось слышать, что якобы у Гайдая были натянутые отношения с троицей Никулин — Вицин — Моргунов. Это не совсем так. После короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и особенно «Операции «Ы» они стали невероятно популярными. Однако Гайдай к Балбесу, Трусу и Бывалому охладел, считая этих персонажей «отработанным материалом». Тут он был глубоко не прав. И мне стоило усилий его разубедить. Нас рассудила «Кавказская пленница», где эти персонажи блестяще вписались в сюжет, дополнив замечательный дуэт Владимира Этуша и Фрунзика Мкртчяна.
Мы, трое сценаристов, ненавидели так называемый «теоретический юмор» — это когда зритель должен смеяться в том или ином месте фильма, но не смеется. Собираясь у меня дома, каждый приносил, как говорил Гайдай, «с собою в клюве» какие-то заготовки, которые со словами «ну, в закрома» доставали и сводили воедино. Однажды я опрометчиво сказал Гайдаю, что долго смеяться могут только идиоты. Потом, когда я просил разрешения дописать смешную сцену, он мне возражал: «Вы же сами сказали, что долго смеяться могут только идиоты, поэтому ничего дописывать не будем». Гайдай считал, что комедия, как искусство грубое и понятное каждому, не должна быть затянутой. Помню, мы у него выпрашивали лишние три секунды, чтобы вставить какую-то смешную фразу, а он нам говорил: «Лишние три секунды на экране так же томительны, как лишних три часа в реальной жизни». А однажды во время спора я ему сказал: «Леня, я не могу вам сейчас доказать свою правоту, но я печенкой чую, что делать надо именно так». Неожиданно этот аргумент подействовал на Гайдая, и на экране этот эпизод получился хорошо. В другой раз Морис Слободской меня попросил: «Скажи, что печенкой чуешь, пусть он с нами согласится». Но я уже не злоупотреблял этой фразой.
ОНА ПРИГЛЯНУЛАСЬ БРЕЖНЕВУ
Готовая картина вызвала много нареканий у чиновников. Госкино готовилось положить ее «на полку», а нас занести в черные списки неблагонадежных авторов. Спас случай. Как-то в пятницу вечером на студию позвонили из аппарата Брежнева и попросили прислать на дачу к генсеку «что-нибудь новенькое и веселое». Ничего подходящего не нашлось, кроме «забракованной» комедии Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону тогдашнего председателя Госкино СССР Алексея Романова «с очередной победой советского кинематографа». Знал бы Брежнев, как после первого просмотра Романов кричал на нас, называя картину «ярой антисоветчиной».
«Кавказскую пленницу» стали готовить к прокату. Однако фразу из финала: «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» — сочли издевательской и потребовали убрать. Мы пришли в отчаяние, потому что считали: это удачная концовка. Без нее финал ослабевал. Чтобы сохранить эту фразу я робко предложил заменить слово «советский» на «наш». И чиновники с облегчением вздохнули: это же совсем другое дело! Но скажите, что изменилось по существу? Ничего. Вот на какую ерунду уходили последние ресурсы мозга. Вот так приходилось работать.
Я не раз слышал суждение: когда Гайдай перестал работать с Костюковским и Слободским, он уже ничего оригинального не снял. Не согласен. Со своим новым сценаристом Владленом Бахновым он потом блестяще экранизировал булгаковскую пьесу «Иван Васильевич меняет профессию». Но «золотое десятилетие Гайдая» все же прошло. Изменилось время и зритель. И, будем честны, Гайдай тоже изменился. Но я так скажу: при всех нервах, ссорах, муках, конфликтах годы нашей совместной работы вспоминаю как счастливейшее время в своей жизни.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ
— Нет, я не пью!
— А я пью? Что тут пить?!
* * *
— Птичку жалко!
* * *
— . а тост без вина — это все равно что брачная ночь без невесты.
* * *
— Жить, как говорится, хорошо!
— А хорошо жить — еще лучше!
* * *
— Чей туфля. А! Мое!
* * *
— Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии.
* * *
— Либо я ее веду в загс, либо она меня ведет к прокурору.
* * *
— Барбамбия киргуду!
— Он говорит: если вы откажетесь, они вас зарежут. Шутка!
* * *
— Все ясно, это белая горячка!
— Да-да, горячий и совсем белый!
* * *
— Мы вас вылечим. Алкоголики — это наш профиль.
* * *
— Могу я видеть прокурора?
— Можете. Где у нас прокурор?
— В шестой палате, где раньше Наполеон был.
* * *
— Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!
* * *
— Короче, Склифосовский!
Ляпы на экране
Когда Трус, Балбес и Бывалый загоняют Нину в пещеру, а потом оттуда все выбегают, за ними гонится дикий медведь. в наморднике.
* * *
Тренируясь, Шурик снимает ботинки, лезет в спальный мешок и сваливается в реку. Но когда потом они с Ниной мокрые сидят и дрожат на берегу, Шурик обут в те самые снятые ботинки.
* * *
Когда Варлей вытаскивает Шурика из реки, на ней полосатая футболка. А когда после просушки они идут в лагерь, то героиня уже в белой футболке.
Недостающий куплет
из песни «Если б я был султан»:
Если все три жены
Мне нальют по сто,
И того триста грамм —
Это кое-что!
Но когда на бровях
Я вернусь домой,
Мне скандал предстоит
С каждою женой.
По следам боевой славы
Сейчас в Крыму в окрестностях Алушты, где снимали фильм, предприимчивые люди разработали туристический маршрут: «По следам съемок кинокомедии «Кавказская пленница». Туристам предлагается искупаться в реке, где тонул Шурик, посидеть в тени ореха, с ветки которого свалился герой Никулина, заглянуть в «медвежью» пещеру, сфотографироваться у камня, на котором героиня Варлей отплясывала твист под «Песенку о медведях». От желающих отбоя нет.
ВЛАДИМИР ЭТУШ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР:
— На съемочной площадке у Гайдая работалось легко, он охотно поощрял импровизацию. Так, я совершенно спонтанно придумал фразы для моего героя «шляпу сними», «садись пока», «горячий, совсем белый», «комсомолка, спортсменка». И с тех пор знакомые и незнакомые люди часто в шутку разговаривают со мной текстом моего товарища Саахова. Нравится ли «Кавказская пленница» моей жене Елене? Об этом поговорите с ней сами. А на мою жизнь эта комедия повлияла очень сильно. Она принесла мне невероятную популярность. Когда несколько лет назад в ГУМе проводился аукцион личных вещей знаменитых актеров, то шляпу товарища Саахова купили за три с половиной тысячи долларов. Я из этой суммы ничего не получил — акция была благотворительной, но мне, конечно, было приятно. А в 60-е по горячим следам успеха фильма мы собирались делать продолжение. Вместе со сценаристами Костюковским и Слободским придумали такую фабулу. После суда товарищ Саахов попадает на зону, где его обязывают руководить лагерной самодеятельностью — занятие, унизительное для кавказца. И поскольку он не может найти желающих на женские роли, ему самому приходится их играть. А это уже совсем никуда не годится по всем «понятиям». После своих тюремных злоключений Саахов в финале выходит на свободу и приезжает на родину, рассчитывая возобновить чиновничью карьеру, но с удивлением обнаруживает, что его прежнюю должность занимает Нина. Жаль, что этот замысел не дали осуществить. Он был обречен на успех. Не верится, что «Кавказской пленнице» уже 40. Как быстро летит время! Отрадно, что фильм не устарел, его любят и до сих пор смотрят миллионы зрителей.
ВИКТОРИНА «ТРУДА»
1) Сколько баранов отдал за Нину товарищ Саахов?
2) Куда получил герой Фрунзика Мктрчяна туристическую путевку от своего начальника?
3) От какой эпидемии делали уколы героям Никулина, Вицина и Моргунова?
4) С каким диагнозом Шурика упрятали в психушку?
5) Что показывали по телевизору в финальной сцене расправы с героем Владимира Этуша?
Ценные призы ждут первых трех дозвонившихся с правильными ответами в редакцию по телефону (495) 200-06-76 в понедельник, 10 апреля с 11 до 13 часов по московскому времени. Удачи!

Читайте также:  Кто прокурор демского района

Источники:
http://www.otrezal.ru/kino/1538.html
http://www.trud.ru/article/08-04-2006/102842_v_plenu_u_kavkazskoj_plennitsy.html

Читайте также:
Adblock
detector