Кто назначает прокурора в украине

Читайте также:

  1. I. Объект, предмет и функции курса
  2. I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
  3. I. Основные модели социальной политики за рубежом
  4. II. НЕОФРЕЙДИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
  5. III Функции маркетинга
  6. III. Основные направления государственной политики в области развития инновационной системы
  7. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  8. NGN: основные составляющие, технология, важнейшие функции, архитектура.
  9. Q72) Основные тектонические области России
  10. VII. Функции управления
  11. Автоматизированные функции универсальных швейных машин
  12. АДАПТАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ

Система органов прокуратуры Украины

Прокуратура Украины— это единая система госу­дарственных органов, которые осуществляют прокурор­ский надзор за соблюдением и правильным применени­ем законов.

Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный про­курор Украины, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины с со­гласия Верховной Рады Украины. Верховная Рада Укра­ины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности. Срок пол­номочий Генерального прокурора Украины — 5 лет.

Прокуратура Украины составляет единую систему, в которую входят (табл. 7):

1) Генеральная прокуратура Украины;

2) прокуратура Автономной Республики Крым;

3) прокуратуры областей;

4) городов Киева и Севастополя (на правах област­ных);

5) военные прокуратуры регионов (на правах област­ных);

6) городские, районные и межрайонные прокуратуры, военные прокуратуры гарнизонов;

7) специальные прокуратуры (экологические, транс­портные).

Подобно органам исполнительной власти, органы про­куратуры построены по иерархическому принципу. Все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и все прокуроры — Генеральному прокурору. Срок их полномочий — пять лет.

В соответствии с Конституцией и законами Украины на прокуратуру Украины прокуратура осуществляет следующие функции:

1) поддержание государственного обвинения в суде. Задача прокурора — в обвинительной речи обосновать применение к подсудимому уголовного закона;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Ос­нованием представительства в суде интересов граждани­на является его неспособность по уважительным причи­нам самостоятельно защитить свои нарушенные или ос­париваемые права, а государства — наличие нарушений или угрозы нарушений государственных интересов;

3) надзор за соблюдением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие (к ним относятся: милиция, налоговая милиция, органы безопасности Ук­раины, таможенные органы, органы государственного пожарного надзора, органы пограничной охраны и неко­торые другие);

2) 4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера,

связанных с ограничением личной свободы граждан. Прокуратура обязана осуществлять надзор за соблюде­нием законов в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, учреждениях по исполнению уго­ловных наказаний, психиатрических больницах со стро­гим и усиленным наблюдением.

Читайте также:  Как устроиться в прокуратуру общественным помощником

До создания системы государственных органов, на которые будет возложена функция досудебного следствия, органы прокуратуры осуществляют также расследова­ние ряда преступлений, как правило, тяжких и особо тяжких.

Кроме того, Генеральный прокурор Украины и под­чиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов.

| следующая лекция ==>
Понятие, система и задачи правоохранительных органов в Украине | Высший Совет юстиции Украины

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Сегодня доверие граждан к ГПУ находится на беспрецедентно низком уровне в 10%.

Ликвидировав функцию общего надзора, Украина сделала серьезный шаг на пути создания европейской системы органов прокуратуры. Пока мы находимся в самом начале пути, пишет ZN.ua.

Прокурорский корпус проходит через регулярные испытания, от исхода которых зависит доверие граждан ко всей правоохранительной системы страны. Во избежание пробуксовки реформ сегодня необходимо решить три задачи: качественно обновить прокурорских кадров, минимизировать политическое давление на прокурорский корпус и, самое главное, — обеспечить неукоснительное следование букве Закона. Без решения этих задач невозможно будет изменить ценностную матрицу прокуроров и повлиять на их мотивацию. А следовательно — доверие граждан к одному из фундаментальных правоохранительных органов грозит остаться на сегодняшнем беспрецедентно низком уровне в 10%.

Важный прецедент

Среди главных политических новостей последнего времени — открытие Квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров дисциплинарного производства в отношении одного из руководителей Генеральной прокуратуры. В соответствии с Законом, с момента открытия производства и до вынесения решения по делу, имя прокурора, в отношении которого поступила дисциплинарная жалоба, не может быть обнародовано. Ранее Комиссия уже рассматривала жалобу на этого прокурора и не находила в его действиях состава дисциплинарного проступка. Однако сейчас жалобу на его действия подали лично Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко и руководитель Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник.

Десталинизация прокуратуры

Функции прокуроров были четко очерчены новым Законом и сведены к поддержанию государственного обвинения в суде, защите прав несовершеннолетних, надзору за следственными органами и исполнением судебных решений. Существенным изменением также стало изъятие статьи о Генеральной прокуратуре из текста Конституции и лишение прокуроров функции досудебного следствия. В 2017 г. эта функция перешла в ведение нового правоохранительного органа — Государственного бюро расследований.

За качеством работы и чистотой прокурорских рядов теперь следят два отраслевых органа: Генеральная инспекция и Квалификационно-дисциплинарная комиссия. Задача первой — выявлять нарушения в работе прокуроров, задача второй — блюсти чистоту рядов: определять степень наказания провинившихся и рекрутировать в систему новые кадры. Оба органа являются открытыми для граждан, а в состав Комиссии делегированы представители академической науки и адвокатского корпуса.

Читайте также:  Какая зарплата у военного прокурора округа

За время работы Комиссия получила 1802 жалобы. По результатам разбирательств 120 прокуроров были привлечены к дисциплинарной ответственности. 27 прокуроров — уволены из органов прокуратуры, а еще 49 — вынесены выговоры.

В общем, с формальной точки зрения, на уровне институтов и законов, в системе органов прокуратуры внедрены базовые элементы европейской правовой культуры. Но это не конец пути, а его начало.

Сила инерции

Всего с момента объявления кадрового набора в 2017 г. документы на занятие вакансий в районных прокуратурах подали 727 претендентов. На этапе первоначального отсева было отказано 134 кандидатам. К тестам допущены 593 претендента, а к выполнению практических заданий — 438. По итогам всех этих процедур непосредственно к обучению в Академии на днях приступили 308 слушателей. Это и есть наш первый качественно новый набор будущих прокуроров, находящихся сегодня в фокусе внимания всего юридического сообщества.

Именно поэтому задача следующего этапа реформы прокуратуры состоит в повышении качества государственного обвинения в суде. И базовой мерой, которая поможет решить эту проблему, является обеспечение максимально возможного уровня независимости прокурорского корпуса. Ныне эта независимость ограничена процедурой назначения генерального прокурора. Как известно, его назначает Верховная Рада по представлению президента. Она же решает вопрос об отставке. Избранный по такой системе сроком на 6 лет генеральный прокурор просто не может считаться независимым от влияния политических сил. Это очевидно при анализе назначений заместителей генпрокурора, как правило, представляющих ту или иную политическую силу, поддержавшую в парламенте кандидатуру шефа. При такой ситуации неудивительно, что большинство генеральных прокуроров в нашей новейшей истории не доработали до окончания срока полномочий и лишались должностей при малейшей перемене политического расклада.

Наконец, еще одна существенная проблема на пути реформы органов прокуратуры имеет достаточно широкий характер и не решается быстро. Это — неудовлетворительная подготовка кадров юридическими вузами страны. Что в корне отличает нашу ситуацию от европейской, где репутация вуза и академическая порядочность его студентов автоматически гарантируют высокое качество образования выпускника.

Следовать духу и букве закона

Одним из важнейших факторов успеха реформ является постоянное следование не только духу Закона, но и его букве. Ценности реформ не должны приноситься в жертву корпоративным интересам, а изменения должны стать необратимыми. Если прокуратуру лишили функции следствия, то 1000 следователей прокуратуры должны искать новое место работы в установленные для этого сроки. Если функция общего надзора ликвидирована, нельзя злоупотреблять должностными правами для неправомерного давления на бизнес.

Читайте также:  Почему прокуратура не работает а занимается отписками

Следование духу и букве Закона — это концентрация на правилах, а не на исключениях. Эта проблема также выходит за пределы органов прокуратуры и охватывает страну в целом.

Хочется проиллюстрировать ее примером из собственного опыта. Как-то я гостил у товарища в Европе. Мы были на машине, и ему нужно было попасть в банк. 40 минут мы кружили в поисках парковки. В итоге нашли место, где можно было припарковаться исключительно на 10 минут. Тогда он попросил меня следить за временем и каждые 10 минут покупать новый талончик, оплачивая время стоянки в паркомате. Иначе нарушение было бы тут же отмечено полицией, а размер штрафа — весьма внушительным.

Прогресс реформ в Украине в целом, и в органах прокуратуры в частности, во многом зависит от того, позволим мы себе исключения из правил или будем преданно следовать им согласно нами же утвержденному плану. На сегодня ситуация является пограничной, и выбор нужно делать сейчас. Кредит доверия граждан не бесконечен.

1. Генеральний прокурор України призначається на посаду Президентом України за згодою Верховної Ради України.

2. Строк повноважень Генерального прокурора України становить п’ять років. Одна і та сама особа не може бути призначена на посаду Генерального прокурора України більше ніж на один строк.

3. На посаду Генерального прокурора України може бути призначений громадянин України, який:

1) має вищу освіту та стаж роботи в галузі права або досвід роботи у законодавчому та/або правоохоронному органі не менше п’яти років;

2) володіє державною мовою;

3) має високі морально-ділові, професійні якості та організаторські здібності;

4) та стосовно якого відсутні обставини, передбачені частиною шостою статті 27 цього Закону.

4. Президент України надсилає до Верховної Ради України письмове подання про надання згоди на призначення кандидата на посаду Генерального прокурора України.

5. Порядок надання згоди на призначення на посаду Президентом України Генерального прокурора України встановлюється Регламентом Верховної Ради України.

6. Рішення Верховної Ради України про відмову у наданні згоди на призначення на посаду Генерального прокурора України є підставою для письмового подання Президента України про надання згоди на призначення іншого кандидата.

Источники:
http://nk.org.ua/ukraina/kakaya-genprokuratura-nujna-ukraine-141984
http://xn--80aagahqwyibe8an.com/zakon-ukrajiny/stattya-priznachennya-generalnogo-prokurora-107458.html

Читайте также:
Adblock
detector