Вправе ли орган дознания производить следственные действия

В связи с ростом преступности, отличающимся в последние годы, существенно возрос объем работы следователей, который в настоящее время значительно превышает реально допустимые нормы. Поэтому с целью создания благоприятных условий для деятельности следователей, сосредоточения их усилий на расследовании наиболее опасных, тяжких преступлений наряду с другими мерами предусматривается более широкое привлечение к процессуальной деятельности органов дознания.

Дознание в уголовном процессе, будучи одной из форм предварительного расследования, призвано способствовать осуществлению правосудия по уголовным делам.

Задача руководителей органов дознания — организовать работу подчиненных таким образом, чтобы дела, расследование которых должно производиться в порядке предварительного следствия, возбуждались, как правило, следователями.

Производство неотложных следственных действий не является формой предварительного расследования, не входит в понятие «дознание», а представляет собой самостоятельное направление уголовно-процессуальной деятельности органа дознания.

Наряду с преступлениями, относящимися к подследственности органов дознания: ст. 150 УПК устанавливает и перечень преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, то есть соответствующие уголовные дела должны быть возбуждены следователями и находиться в их производстве. Однако возможны ситуации , когда следователь по каким – либо причинам не может сразу же после обнаружения признаков преступления приступить к работе, а промедление может вызвать невосполнимую утрату улик.[8, С.56]

Вместе с тем отсутствие следователя и невозможность его участия в уголовно процессуальной деятельности не следует рассматривать как основание к тому, чтобы не реагировать на факт совершения преступления. В ожидании следователя (порой до нескольких дней) могут быть утрачены следы преступления, а также может скрыться лицо, совершившее преступление. В таких случаях закон обязанность возбуждения уголовного дела и производства по нему неотложных следственных действий возлагает на органы дознания (ст. 157 УПК).

Вопрос о правовой природе неотложных следственных действий, проводимых органом дознания по делу, по которому производиться следственные действия обязательно, в юридической литературе решается неодинаково.

Так, С.П. Сереброва выполнение органом дознания неотложных следственных действия по – прежнему считает дознанием. [15, С.313.] По мнению А.С. Есиной и Е.Н. Арестовой, производство неотложных следственных действий не является формой предварительного расследования и не входит в понятие дознания, а представляет собой самостоятельное направление уголовно процессуальной деятельности органа дознания. А.П. Кругликов считает, что неотложные следственные действия являются не чем иным, как предварительным следствием на первоначальном его этапе. [9,С.87.]

Согласно п. 19 ст. 157 УПК неотложные следственные действия – это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Как и при производстве предварительного расследования, при производстве неотложных следственных действий компетенция органов дознания ограничена по предметному принципу.

Подобного ограничения не установлено для иных должностных лиц, которые вправе (и обязаны) осуществлять неотложные следственные действия по любым преступлениям.

К органам дознания, наделенными правомочиями по производству неотложных следственных действий, закон, согласно ст. 157 УПК, относятся:

a) Органы внутренних дел Российской Федерации;

c) Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

d) Таможенные органы;

e) Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

f) Иные должностные лица:

· Капитаны морских и речных судов;

· Руководители геологоразведочных партий и зимовок , удаленных от мест расположения органов дознания;

· Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации

Перечень и объем следственных действий законом не установлен. Следовательно, орган дознания вправе производить те следственные действия и в таком количестве, в котором сочтет необходимым исходя из конкретных обстоятельств дела.

В качестве неотложных процессуальных действий могут применяться в течение 10 – суточного срока, отведенного на проведение неотложных следственных действий, и иные меры процессуального принуждения — привод, наложение ареста на имущество, обязательство о явке и так далее. Затем уголовное дело направляется руководителю следственного органа по признакам предметной подследственности. При этом следует иметь в виду, что уголовное дело может быть направлено и до истечения 10 0 суточного срока, если орган дознания сочтет, что все неотложные следственные действия выполнены.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания вправе производить по нему следственные действия и оперативно розыскные мероприятия только по письменному поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то орган дознания обязан по собственной инициативе проводить по уголовному делу оперативно – розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, с последующим уведомлением следователя о результатах работы.

Таким образом, органы дознания не вправе возбуждать уголовное дело по факту совершения преступления, если даже это преступление и отнесено к их подследственности. В таких случаях преступления приобретают иную форму расследования — предварительное следствие, и следователь должен возбудить уголовное дело и вести расследование. Если же следователь не сможет начать уголовно-процессуальную деятельность, то орган дознания в подобной ситуации, в соответствии со ст. 157 УПК РФ, вправе возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлен подозреваемый, то, при соблюдении правил подследственности (ст. 150, 151), начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из редакции п. 3 ст. 149 УПК). Если в процессе производства неотложных следственных действий не представится установить лицо, совершившее данное преступление, в этом случае орган дознания при соблюдении правил подследственности (157 УПК РФ) обязан передать уголовное дело прокурору для направления по подследственности. Срок дознания исчисляется со дня возбуждения уголовного дела (при этом текущие сутки, по правилам ст. 128 УПК, учитываются). Из этого правила следует, что все время производства неотложных следственных действий органом дознания включается в срок дознания.

Читайте также:  Когда поднимут зарплату следователям

Юриди­ческая природа неотложных следственных действий является не чем иным, как предварительным следствием на первоначальном его эта­пе.

Иными словами, предварительное следствие по делу

начинает — орган дознания путем производства по нему неотложных следствен­ных действий;

продолжает и заканчива­ет — следователь.

Действия органа дознания и следователя в подобных случаях об­разно сравнивают с действиями плотников, когда один из них на­чал строительство дома, а другой закончил, но дом они построили вместе.

Кроме того, неотложные следственные действия — это еще иправовой институт, предназначенный для установления пределов полномочий органов дознания по делам, которые, в принципе, им не подследственны.

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

не терпящие отлагательства

Орган дознания сразу после возбуждения уголовного дела, по ко­торому производство предварительного следствия обязательно, про­водит следственные действия, которые не терпят отлагательства. Промедление с их производством может привести к исчезновению и утрате, фальсификации доказательств либо затруднит их обнаруже­ние и закрепление, изъятие и исследование, либо даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от органов предвари­тельного расследования и суда, осложнит возмещение вреда, причи­ненного преступлением. А это в свою очередь затруднит достижение цели и задач уголовного судопроизводства. В силу указанных причин неотложные следственные и иные процессуальные действия должны производиться органом дознания незамедлительно.

Перечень органов дознания, которые наделены правом осущест­вления неотложных следственных действий (ч. 2 ст. 157 УПК РФ):

органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи;

органы ФСБ — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 Кодекса;

таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190,193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ.

Компетенция органов дознания, указанных в дан­ной статье УПК РФ, по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений определяется предмет­ным (родовым) признаком подследственности уголовных дел.

Неотложные следственные действия выполняются в срок не бо­лее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела органом до­знания.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Чукаева Оксана Александровна, адъюнкт Уральского юридического института МВД России.

В статье О.А. Чукаевой анализируется сущность процессуальных полномочий органа внутренних дел как органа дознания по производству неотложных следственных действий, соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: орган дознания, полномочия, неотложные следственные действия.

Раскрытие и расследование преступлений является одной из основных задач органов внутренних дел. Своевременное и оперативное реагирование на совершенное правонарушение позволяет пресечь преступление, раскрыть его, установить лицо, его совершившее.

Орган дознания обладает широчайшими полномочиями в оперативно-розыскной и административной сферах. Кроме того, законодатель возложил на орган дознания полномочия по производству неотложных следственных действий в целях скорейшего исследования обстоятельств совершенного преступления.

Читайте также:  Можно ли провести следственный эксперимент

Пункт 19 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ определяет неотложные следственные действия как действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Как справедливо отмечает В.Ю. Стельмах, «неотложные следственные действия — это процессуальная деятельность органа дознания, заключающаяся в том, что при выявлении признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, и при невозможности незамедлительного возбуждения дела тем следственным органом, который правомочен производить по нему расследование, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит в срок, не превышающий 10 суток, следственные действия, направленные на фиксацию следов преступления, после чего передает уголовное дело следователю» .

Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Академический юридический журнал. 2012. N 1 (55). С. 15.

Статья 157 УПК РФ конкретизирует процесс производства неотложных следственных действий, а также определяет субъектов их проведения.

Часть 1 указанной статьи предусматривает полномочия органа дознания по возбуждению уголовного дела и проведению по нему неотложных следственных действий при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Часть 2 ст. 157 содержит перечень субъектов, правомочных на производство неотложных следственных действий, отмечая в пункте 1, что неотложные следственные действия производят органы дознания, указанные в пунктах 1 — 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а именно дознаватели органов внутренних дел. В данной статье мы будем рассматривать только их.

УПК РФ не дает конкретное определение лица, на которое возлагается производство неотложных следственных действий, несмотря на то что одним из признаков допустимости доказательств является их получение надлежащим субъектом.

Теоретически производство неотложных следственных действий может быть поручено любому сотруднику органа дознания, но на практике чаще всего их производит либо штатный дознаватель подразделения дознания, либо оперуполномоченный или участковый уполномоченный полиции, которые временно с резолюции начальника органа дознания (его заместителя) приобретают статус дознавателя. Не лишен права на возбуждение уголовного дела и проведения по нему неотложных следственных действий и сам начальник органа дознания.

Обратим внимание: производство неотложных следственных действий является по своей природе деятельностью процессуальной в связи с тем, что она «осуществляется процессуальными способами и средствами; ведется в процессуальных формах; предполагает наличие у участвующих в нем лиц самостоятельного процессуального статуса, опосредуется уголовно-процессуальными отношениями, которые складываются между указанными лицами, ограничено системой соответствующих процессуальных гарантий законности» . Однако в силу своей специфики данный процессуальный институт тесно связан с деятельностью оперативно-розыскной, также осуществляемой органом дознания.

Гуткин И.М. Некоторые вопросы теории и практики применения законодательства об органах дознания // Формы досудебного производства и их совершенствование. Волгоград, 1989. С. 74.

Научно-практический комментарий Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (под ред. И.Н. Зубова, В.В. Николюка) включен в информационный банк согласно публикации — Спарк, 1999.

Анализируя комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», можно согласиться с мнением его авторов о взаимосвязи оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. «Оперативно-розыскные мероприятия, как и следственные действия, направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они осуществляются в различных правовых режимах и проявляются в следующем.

Во-первых, неодинакова правовая природа их производства, поскольку следователь (дознаватель) действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на комментируемом Законе.

Во-вторых, отличаются пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела.

В-третьих, различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства; итогом оперативно-розыскных, как правило, — лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после их закрепления процессуальным путем» .

Научно-практический комментарий Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (под ред. И.Н. Зубова, В.В. Николюка) включен в информационный банк согласно публикации — Спарк, 1999.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Науч.-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. 4-е изд. перераб. и доп. М., 2000. С. 9.

Таким образом, орган дознания кроме процессуальной выполняет иные присущие ему функции, т.е. в одном органе объединены и процессуальные, и непроцессуальные полномочия. Однако дифференциацию двух видов деятельности можно проследить и в самом Законе об ОРД. Так, согласно части 3 ст. 7 указанного Закона одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий является поручение органа дознания. Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод: либо органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, к органам дознания себя не относят, либо сами себе дают поручение.

Однако в случае осуществления неотложных следственных действий субъектами, не имеющими таких полномочий, доказательства, полученные в ходе их проведения, будут признаны недопустимыми. Поэтому основной вопрос состоит в следующем: может ли производить неотложные следственные действия лицо, проводящее по данному делу оперативно-розыскные мероприятия? Согласно части 2 ст. 41 УПК РФ на такое лицо возложение полномочий по проведению дознания не допускается.

Читайте также:  Что выше рангом прокуратура или следственный комитет

Как отмечает П.В. Вдовцев, «деятельность по производству неотложных следственных действий носит сугубо процессуальный характер, являясь частью расследования. Надлежащим субъектом расследования будет лицо, которое не связано и не было связано с проведением по данному делу ОРМ. С учетом этого, лицо, проводящее (проводившее) ОРМ по уголовному делу, не может быть уполномочено проводить неотложные следственные действия по данному делу» .

Вдовцев П.В. Неотложные следственные действия в российском уголовном процессе: вопросы теории, практики и законодательного регулирования: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011. С. 134, 135.

Однако прямого запрета УПК РФ не содержит, так как неотложные следственные действия к дознанию не относит, давая четкое его определение: дознание — это форма предварительного расследования (п. 8 ст. 5).

С данным мнением соглашаются не все процессуалисты. Например, Г.Д. Луковников полагает, что эффективность и успех раскрытия преступления, особенно совершенного в условиях неочевидности, зависит от своевременности и качества производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, как правило, в их сочетании. Именно в таких случаях субъект, правомочный возбудить уголовное дело, осуществлять следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, не только вправе производить их в одном лице, но и обязан, ибо орган дознания — единственный субъект, наделенный такими полномочиями» .

Луковников Г.Д. Следственные действия в схемах и определениях: Учеб.-нагляд. пособ. Ижевск: Ижевский филиал Нижегородской академии МВД России, 2007. С. 22.

Однако таких универсальных должностных лиц, обладающих практикой и возбуждения уголовного дела, и проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в органах внутренних дел найдутся единицы. Кроме того, это опять же приведет к диффузии процессуальной и непроцессуальной деятельности.

Как отмечает П.В. Вдовцев, статус должностного лица «. указанных органов дознания, производящего неотложные следственные действия, не определен. Очевидно, что данное лицо должно обладать процессуальным статусом дознавателя. Однако анализ норм УПК РФ, посвященных дознавателю, не позволяет однозначно отнести к последнему должностное лицо, производящее неотложные следственные действия» , несмотря на то, что, например, в пункте 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ законодатель наделяет начальника подразделения дознания правом поручить дознавателю наряду с другими полномочиями и производство неотложных следственных действий.

Вдовцев П.В. Указ. соч. С. 138.

Мы видим решение ситуации в следующем: необходимо внесение изменений в часть 1 ст. 41 УПК РФ и включение в него помимо поручения начальником органа дознания или его заместителем дознавателю не только производство дознания, но и производство неотложных следственных действий .

Айвазова О.В. Концепция института производства неотложных следственных действий в контексте российского уголовно-процессуального закона: Дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 97.

Такие изменения, безусловно, будут иметь ряд положительных моментов: повышение качества проведения неотложных следственных действий ввиду процессуальной грамотности дознавателя; исключение споров о возможности проведения неотложных следственных действий лицом, которое проводило (проводит) по делу оперативно-розыскные мероприятия, так как дознаватель такими полномочиями не обладает. Вместе с тем это существенно сузит круг субъектов их производства, поскольку дознаватели являются лишь частью органа дознания в целом, и не позволит органу дознания использовать при расследовании весь имеющийся у него потенциал полномочий, которыми ни один иной орган дознания не располагает.

Таким образом, требуется серьезное изменение законодательных норм УПК РФ, регулирующих производство органом дознания неотложных следственных действий.

Необходимо четкое определение субъекта органа дознания в таком многоуровневом органе, как орган внутренних дел в системе МВД России, на которое будет возлагаться производство неотложных следственных действий, — дознавателя, одновременно регламентировав механизм делегирования указанных полномочий.

В связи с этим предлагаем часть 1 ст. 41 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктами 1, 2 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем».

Пункт 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ изложить в следующей редакции:

«Неотложные следственные действия производят:

  1. дознаватель органов дознания, указанных в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи».

Библиография

Айвазова О.В. Концепция института производства неотложных следственных действий в контексте российского уголовно-процессуального закона: Дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.

Вдовцев П.В. Неотложные следственные действия в российском уголовном процессе: вопросы теории, практики и законодательного регулирования: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011.

Гуткин И.М. Некоторые вопросы теории и практики применения законодательства об органах дознания // Формы досудебного производства и их совершенствование. Волгоград, 1989.

Луковников Г.Д. Следственные действия в схемах и определениях: Учеб.-нагляд. пособ. Ижевск: Ижевский филиал Нижегородской академии МВД России, 2007.

Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Академический юридический журнал. 2012. N 1 (55).

Источники:
http://studopedia.ru/9_133018_proizvodstvo-neotlozhnih-sledstvennih-deystviy-organov-doznaniya.html
http://wiselawyer.ru/poleznoe/72409-polnomochiya-organa-doznaniya-proizvodstvu-neotlozhnykh-sledstvennykh-dejstvij

Читайте также:
Adblock
detector