Следователь это какой орган

Читайте также:

  1. Cтадия подготовки дел к судебному разбирательству и ее задачи
  2. I. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПАРТИИ (320 человек)
  3. I. Основные положения.
  4. I. Основные понятия и определения
  5. I. Основные этапы становления естественнонаучной картины мира. Ученые, внесшие важнейший вклад.
  6. I. Сущность земельной ренты, основные виды
  7. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  8. I. Цели и задачи изучения дисциплины
  9. I. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
  10. I. Цели и задачи процесса воспитания.
  11. I. Цели и задачи студенческого волонтерско-благотворительного сообщества
  12. I.1.3. Предмет и задачи школьной психологической службы.

Согласно ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится в зависимости от вида уголовного преступления

— следователями органов федеральной службы безопасности

— следователями органов внутренних дел Российской Федерации

— следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Все следователи имеют одинаковое правовое положение и различаются лишь компетенцией.Наиболее широкой компетенцией наделены следователи Следственного комитета при прокуратуре (уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях) и следователи органов внутренних дел.

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

4) давать органу обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

Следователь обладает процессуальной самостоятельностью: в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

На следователя возложены следующие задачи:

— выявление преступлений и изобличение лиц, причастных к их совершению;

— сбор, проверка и оценка доказательств в целях установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

— обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц, причастных к совершению преступления, в качестве обвиняемых;

— обеспечение участия обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства в производстве по указанному делу;

— установление наличия вреда, причиненного преступлением, определение его вида и размера.

В зависимости от места в структурном подразделении ведомства, в котором состоят следователи, их опыта работы и квалификации они подразделяются на следователей, старших следователей и старших следователей по особо важным делам.

Следственный комитет при прокуратуре РФ: возглавляется Председателем Следственного комитета, который одновременно является Первым заместителем Генерального прокурора РФ. Он осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через входящие в его систему Главное следственное управление, следственные управления по субъектам.

В системе ФСБ России следственные органы имеются в центральном аппарате, а также в управлениях ФСБ России по субъектам. Следственный аппарат ФС по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – ФСКН) построен аналогичным образом.

Структура:

В системе органов внутренних дел (далее – органов ВД) следственный аппарат обладает автономным статусом. В соответствии с Указом Президента РФ органы предварительного следствия в системе МВД возглавляет Следственный комитет при Министерстве ВД РФ, и он является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

В органы предварительного следствия входят:

Следственный комитет при МВД РФ;
главные следственные управления при органах ВД субъектов (их начальники назначаются министром ВД по представления начальника Следственного комитета);

следственные управления при органах ВД в районах, городах, округах, в закрытых административно – территориальных образованиях (возглавляются заместителями начальников данных органов);

Правом производства предварительного следствия также наделен руководитель следственного органа. В соответствии ст. 39 УПК РФ он уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;

2) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

3) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им прокурору.

Билет № 55. Органы дознания и должностные лица, уполномоченные производить неотложные следственные действия; их виды и основные задачи

Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Органы дознания делятся (согласно ст. 40 УПК РФ):

1) органы дознания широкой компетенции – органы и должностные лица, для которых процессуальная деятельность является одним из основных видов деятельности

2) органы дознания чрезвычайной компетенции – должностные лица, обязанные только в предусмотренных законом исключительных случаях осуществлять процессуальную деятельность

К первой категории относятся:

— иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Читайте также:  Обязан ли адвокат подписывать протокол следственного действия

— главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ.

На данные органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Ко второй категории относятся:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

На эти органы возлагаются полномочия по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий.

Основное различие – органы первой группы вправе осуществлять производство по делу в полном объеме и через прокурора направлять его в суд, тогда как органы второй наделяются такими полномочиями лишь при наступлении определенных обстоятельств, и их деятельность носит лишь вспомогательный характер.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, уполномоченное осуществлять предварительное расследование в форме дознания. Полномочиями дознавателя не может быть наделено лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные процессуальные действия, по поручению прокурора поддерживать от имени государства обвинение.

Наряду с дознавателем и начальником органа дознания определенными полномочиями наделен и начальник подразделения дознания. Данное должностное лицо имеется не во всех органах дознания, а лишь в тех из них, которые осуществляют дознание в качестве самостоятельной формы расследования.

Вообще, дознание – процессуальная деятельность дознавателя, состоящая в установлении обстоятельств преступлений небольшой или средней тяжести, формировании обвинения в целях быстрого и справедливого рассмотрения и разрешения уголовного дела в суде.

Особенности:

— в отношении дел, перечисленных в п.1 ст. 150 УПК РФ

— в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела (данный срок может быть продлен при наличии определенным оснований, но не более, чем на 12 месяцев).

При дознании в особом порядке избирается и мера пресечения в виде заключения под стражу. Если была выбрана данная мера пресечения, обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения под стражу. При невозможности выполнить данное условие должно быть предъявлено обвинение в общем порядке.

Дознание заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо составлением обвинительного акта.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В Российской Федерации предварительное следствие могут осуществлять только Следственный комитет РФ, ФСБ России, МВД России и ФСКН России.

Уголовные дела о преступлениях, подследственных этим органам, четко определены в законе (ст. 151 УПК РФ).

Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела (в форме следствия) о тяжких и особо тяжких преступлениях, посягающих почти на все охраняемые законом сферы общественных отношений (за исключением преступлений против семьи и несовершеннолетних и преступлений против собственности), например:

  • – против жизни и здоровья (например, убийство);
  • – против свободы, чести и достоинства личности (например, похищение человека);
  • – против половой неприкосновенности и половой свободы личности (например, изнасилование, развратные действия);
  • – против конституционных прав и свобод человека и гражданина (например, нарушение неприкосновенности жилища, фальсификация итогов голосования).

Кроме того, им подследственны дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

К ведению Следственного комитета РФ относится также расследование уголовных дел (в форме следствия или дознания [1] ) о любых преступлениях, если они совершены:

  • – отдельной категорией лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ (таких, как представители выборных органов власти, судьи, прокуроры, руководители следственных органов, адвокаты и т.п.), а также совершенных против этих лиц;
  • – должностными (и иными) лицами силовых и правоохранительных структур (таких, как органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел РФ, органы уголовно-исполнительной системы, военный и гражданский персонал Вооруженных Сил РФ и т.п.), а также совершенных против этих лиц (при определенных условиях).

Следователи органов внутренних дел расследуют уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, посягающие практически на все сферы общественных отношений, охраняемых уголовным законом (за исключением дел о преступлениях, которые персонально или предметно выделены для расследования органами следствия других правоохранительных учреждений). Например, дела о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности, подмене ребенка, краже, незаконном предпринимательстве, хулиганстве.

Следователи ФСБ России и следователи ФСКН России имеют достаточно узкую подследственность, определяемую специфическим назначением тех правоохранительных институтов, в состав которых они входят.

Первые расследуют дела о преступлениях, так или иначе касающихся национальной безопасности (в разных сферах общественных отношений, охраняемых уголовным законом). Например, это дела о государственной измене, шпионаже, диверсии, незаконном пересечении Государственной границы РФ.

Читайте также:  Что круче фсб или следственный комитет

Вторые расследуют дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов и прекурсоров. Например, дела о склонении к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, об организации либо содержании притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Совершенно очевидно, что подследственность уголовных дел (в представленном выше виде) является признаком институциональной организации органов следствия, без которой реализация функции расследования уголовных дел практически невозможна. Об этом красноречиво свидетельствует факт существования централизованных, иерархически устроенных и территориально организованных следственных аппаратов в каждом из вышеперечисленных многофункциональных (за исключением Следственного комитета РФ, являющегося только органом следствия) правоохранительных ведомств (учреждений). Речь идет о следующих структурах:

  • – Следственном комитете РФ и его подразделениях в составе территориальных и военно-территориальных и других специализированных органах (автономной вертикально-интегрированной структуре с подчинением высшему и территориальному руководству этого ведомства) (подробнее см. параграф 14.3 настоящей главы);
  • – Следственном департаменте МВД России и его подразделениях в составе территориальных и линейных (транспортных) органов (относительно автономной вертикально-интегрированной структуре с подчинением высшему и территориальному руководству этого ведомства) (подробнее см. гл. 15);
  • – следственных структурах органов ФСБ России (частично интегрированной структуре за счет процессуального и организационного контроля).
  • – Следственном департаменте в составе центрального аппарата ФСКН России и следственных подразделениях в составе ее территориальных органов (частично интегрированной структуре за счет процессуального и организационного контроля вышестоящих следственных органов над нижестоящими следственными органами и административно соподчиненной на уровне высшего руководства и руководства территориальных органов) (подробнее об этом см. гл. 16 данного учебника).

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (СКП России) — орган прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит:

— Главное следственное управление

— Главное управление процессуального контроля

— Главное организационно-инспекторское управление

— Главное управление обеспечения.

Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при прокуратуре России является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.

Штатная численность системы Следственного комитета установлена в количестве 16656 единиц. С военными следователями, которые тоже входят в систему Следственного комитета при Прокуратуре РФ, численность составляет 18 500 человек.

Военное следствие обеспечивается, финансируется Министерством обороны РФ, которое несет на себе бремя затрат по содержанию Следственного комитета военных следователей.

Следственный комитет при министерстве внутренних дел Российской Федерации (СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи Следственного комитета при МВД России:

— выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

— организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета;

— осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственного комитета при МВД России:

— организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
— разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

— участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;

Читайте также:  Следователь чем отличается от опера

— осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;

— организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;

— представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям ‑ интересов президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;

— координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;

— организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с другими органами государственной власти;

— организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;

— обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;

— организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;

— участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек) и расследование около 70% всех уголовных дел.

С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

Одновременно законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» производство оперативно-розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей. В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе министерства. Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел. Для следователей были установлены специальные звания юстиции.

Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г.

Следственное управление Федеральной службы безопасности проводит крупные и значимые расследования. Это расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны. Борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств. Большое количество уголовных дел связано с расследованием преступлений, посягающих на экономическую безопасность государства, а также касающихся незаконного пересечения государственной границы. Поэтому важная роль в деятельности органов безопасности отводится осуществлению предварительного следствия во главе со Следственным управлением ФСБ России.

Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.

Следователи органов безопасности нередко привлекаются для расследования коррупционных преступлений и в составе межведомственных следственно-оперативных групп, создаваемых прокуратурой.

Структура СУ почти повторяет структуру центрального аппарата ФСБ: в нее включены отделы контрразведки, экономической безопасности, борьбы с терроризмом, военной контрразведки и т.п.

В 1993 г. по указу президента РФ Следственное управление было распущено, а его следственный изолятор ‑ знаменитая Лефортовская тюрьма — передан в ведение МВД. В 1995 г. Управление было восстановлено.

Следственный департамент Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)

Основными задачами Следственного департамента ФСКН России являются:

Организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Организационное обеспечение и контроль деятельности территориальных следственных органов ФСКН России.

Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений дознания территориальных органов ФСКН России, дознавателей межрайонных, городских (районных) органов наркоконтроля, входящих в структуру территориальных органов ФСКН России, а также деятельности территориальных органов ФСКН России в сфере производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Аналитическое и методическое сопровождение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России и подразделений дознания территориальных органов ФСКН России.

Структура следственного департамента:

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Источники:
http://studme.org/33869/pravo/organy_sledstviya
http://news_enc.academic.ru/11573/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Читайте также:
Adblock
detector