Может ли прокурор области назначать следователей

Прокуроры городов и районов назначаются на должность и осво­бождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчине­ны и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокуро­ру РФ. Заместитель прокурора города (района), помощник прокурора города (района) назначаются на должность прокурором субъекта Фе­дерации. Отбор кандидатов на эти должности и представление их в вышестоящую прокуратуру на утверждение есть непосредственная обязанность прокурора города (района). Кроме того, в компетенцию прокурора города (района) входит назначение на должность и осво­бождение от нее работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.

Штатная численность прокуратур городов (районов) устанавлива­ется Генеральным прокурором РФ.

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей изложены в ст.40, 48 Закона о прокуратуре.

· гражданство РФ и отсутствие другого гражданства;

· высшее юридическое образование, полученное в вузе, имеющем гос.аккредитацию;

· обладание необходимыми профессиональными и моральными качествами;

· годность по состоянию здоровья;

· отсутствие судимости, в том числе снятой и погашенной;

· не быть лишенным по решению суда права занимать гос.должность гос.службы.

· пройти процедуру оформления допуска к сведениям гос.тайны, если исполнение обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений;

· прокурорские работники не должны быть подчинены или подконтрольны непосредственно близкому родственнику или свояку;

· не должность прокурора города, района и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем не менее 3 лет;

· на должность прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, со стажем работы не менее 5 лет (Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должность названных прокуроров лиц с опытом работы по юр.специальности на руководящих должностях в органах гос.власти);

· на должность помощника прокурора и следователя в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юр.специальности в вузе, имеющем аккредитацию, и окончившие 3 курс;

· на должность военных прокуроров и следователей назначаются лица годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание (в исключительных случаях на указанные должности могут назначаться гражданские лица).

Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Основания освобождения прокуроров от должности.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

Законом установлен ряд требований к лицам, назначаемым на должности прокуроров. Основное – гражданство РФ. В случае, если кандидат отвечает всем требованиям, с ним при назначении на должность заключается трудовой договор.

Лица, замещающие должности прокуроров ежегодно представляют сведения о себе и членах своих семей, сведения о полученных ими доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения.

Прекращение службы в прокуратуре возможно как по собственному желанию, так и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры.

Назначение прокурорского надзора состоит в обеспечении соблюдения законности органами дознания и предварительного следствия.

Сущность прокурорского надзора характеризуется его предметом.

Предмет – надзор над исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в который входят:

-соблюдение прав и свобод человека и гражданина

-установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях

-порядок проведения расследования

-законность решений, принимаемых указанными органами.

Значение предмета данного направления прокурорского надзора определяется тем, что деятельность органов дознания и предварительного следствия затрагивает многие из конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Задачи прокурорского надзора:

-своевременное принятие предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона

-принятие мер, направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление

Понятие прокурора содержится в ст. 5 п. 31: Прокурор – генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

Читайте также:  Следственный комитет с какой буквы

В ст. 37 УПК прокурор выполняет 2 функции:

1) уголовное преследование (обвинительная функция);

2) надзор за исполнением законов.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора зависят от ведомственной подчиненности органов дознания и следствия (ст.37 ч. 2,3):

«2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Ст. 66 Ч.1, СТ. 67 Ч.1 – по рассмотрению отводов;

Ст. 124 – по рассмотрению жалоб на следователей и дознавателей;

Ст. 221, 222 — по рассмотрению уголовных дел с обвинительным заключением поступивших от следователя;

Ст. 226 – от органа дознания;

Ст. 439 ч.5 – в отношении невменяемых лиц.

Все полномочия могут осуществлять только прокуроры и их заместители.

Помощники и прокуроры отделов могут осуществлять полномочия по ст. 37 ч.2 п.1,2,3,10,11,16.

Функция уголовного преследования (обвинительная функция):

Как в досудебном производстве, так и на судебных стадиях.

В досудебном производстве:

1) возбуждать уголовные дела частного обвинения в случаях предусмотренных ч.4 ст.20, ч.3 ст. 318, постановлением КС РФ от 27.06.2005г;

2) возбуждает уголовные дела частно-публичного обвинения в случаях предусмотренных ч. 4 ст. 20, ч.2 ст. 147;

3) вправе возбуждать любое уголовное дело публичного обвинения;

4) самостоятельно расследовать любое уголовное дело независимо от подследственности.

На судебных стадиях:

Участвует в судах 1,2 и надзорной инстанции в качестве государственного обвинителя и является равноправной стороной состязательного процесса.

Ст. 37 ч.4,5: «4. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

Ст. 246: Статья 246. Участие обвинителя

1. Участие в судебном разбирательстве обвинителя обязательно.

2. Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.

3. По уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший.

4. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.

Читайте также:  Могут ли девушки работать следователем

5. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

6. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.

7. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

8. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения путем:

1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;

2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;

3) переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.

9. Пересмотр определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения допускается лишь при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств в соответствии с главой 49 настоящего Кодекса.

10. Прекращение уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения, равно как и изменение им обвинения, не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.

Ст.354, 402 – право гособвинителя обжаловать судебное решение.

Постановление КСРФ от 8 декабря 2002 года.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Полномочия прокурора при надзоре за предварительным следствием несколько у́же полномочий, предоставленных ему УПК РФ при надзоре за дознанием. Например, прокурор не вправе давать следователю указания о направлении расследования, отменять часть постановлений следователя, разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы. Он не вправе отстранить следователя от проведения расследования. Он не дает согласия следователю на осуществление процессуальных действий, допускаемых на основании решения суда. Перечисленные полномочия реализуются руководителем следственного органа в рамках ведомственного контроля. Однако полномочий прокурора достаточно, чтобы выявить и устранить допущенные в процессе расследования нарушения закона. В частности, прокурор вправе:

  • • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства; по мотивированному письменному запросу ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела;
  • • требовать от следственных органов устранения нарушений закона, допущенных в ходе предварительного следствия; истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;
  • • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями нижестоящего прокурора и принимать по ней решение;
  • • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
  • • передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования и передавать их следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.

В соответствии с ч. 9 ст. 172 УПК РФ копия постановления следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого направляется прокурору. Прокурор должен проверить это постановление с точки зрения фактического соответствия материалам дела, полноты и правильности формулировки обвинения, правильности квалификации содеянного, соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства в процессе предъявления обвинения.

Читайте также:  Как выглядит печать следственного комитета

На завершающем этапе следствия прокурор вправе утверждать обвинительное заключение по уголовному делу или возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано последним в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела. Обжалование возможно только с согласия руководителя следственного органа. Жалоба приносится вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением – Генеральному прокурору РФ. В этом случае требуется согласие на принесение жалобы Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Осуществляя надзор, прокурор рассматривает и разрешает жалобы на следователя, дознавателя и нижестоящего прокурора. Жалоба подлежит рассмотрению в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях допускается рассмотрение жалобы в течение 10 суток. Своим постановлением прокурор отказывает в се удовлетворении или удовлетворяет ее полностью или частично, разъяснив заявителю порядок дальнейшего обжалования вынесенного постановления вышестоящему прокурору или в суд.

Анализируя полномочия прокурора в этой отрасли надзора, можно сделать вывод о том, что ход расследования в значительной степени зависит от него и направляется им, поскольку именно от прокурора зависит принятие наиболее важных процессуальных решений по делу.

Осуществляя процессуальное руководство при расследовании уголовных дел, надзирая за законностью расследования, прокурор принимает решения, которые находят свое выражение в актах прокурорского надзора.

Актами прокурорского надзора в данной отрасли являются постановление, указание, требование, согласие на проведение определенных действий и принятие определенных решений (отказ в даче согласия). Рассмотрим каждый из них.

Постановление. Своим постановлением он отменяет незаконные решения следователя и дознавателя, возвращает уголовное дело для производства дополнительного расследования, прекращает уголовное дело, расследованное в форме дознания, исключает недопустимые доказательства. Постановление выносится прокурором и в других случаях.

Указание. Прокурор вправе истребовать любое уголовное дело у дознавателя, изучить его и дать письменные указания, которые обязательны для исполнения. Указание может касаться, например, направления расследования, производства следственных и иных процессуальных действий, необходимости проведения по делу оперативно-розыскных мероприятий.

Требование. Требование применяется прокурором в связи с необходимостью устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования. Оно может быть обращено как к следователю, так и к дознавателю.

Согласие. Прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога. Он дает ему согласие о производстве следующих следственных действий: осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих лиц; обыск в жилище; выемка в жилище; личный обыск, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ; выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию, разрешение о ее выемке и осмотре в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров; эксгумация трупа, при отсутствии согласия близких родственников умершего; выемка документов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; выемка предметов, находящихся в ломбарде; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. С согласия прокурора дознаватель применяет иные меры процессуального принуждения, такие как временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности; наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Согласие прокурора требуется при производстве следующих процессуальных действий: продление срока содержания под стражей, помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебнопсихиатрической экспертизы, реализация или уничтожение вещественных доказательств, указанных в подп. «в» п. 1, подп. «б», «в» п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК РФ.

Источники:
http://studopedia.ru/8_144104_prokurorskiy-nadzor-za-zakonnostyu-doznaniya-predvaritelnogo-sledstviya-i-uchastie-prokurora-v-sude-razlichiya-v-polnomochiyah.html
http://studme.org/70433/pravo/polnomochiya_prokurora_nadzore_predvaritelnym_sledstviem

Читайте также:
Adblock
detector