Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий
Комментарий к статье 157 УПК РФ:
1. Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступление. Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.). При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении передается по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145. Под неотложной ситуацией принято понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, которые явно указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий может реально повлечь: а) утрату следов преступления; б) сокрытие лиц, его совершивших; в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.
2. По буквальному толкованию ч. 1 ст. 157 содержание данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 19 ст. 5 к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Однако содержание указанной деятельности нуждается в расширительном толковании. В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить:
1) неотложные процессуальные действия: а) возбудить уголовное дело (см. ком. к ч. 4 ст. 146); б) выполнить неотложные следственные действия (в узком смысле слова) по обнаружению и фиксации следов преступления; в) применить неотложные меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого — ст. ст. 91, 92; избрание и применение меры пресечения — ст. 100; наложение ареста на имущество — ст. 115, ч. 5 ст. 165; обязательство о явке — ст. 112; привод — ст. 113);
2) процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др. Смотрите ком. к ст. 144;
3) действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например доставление, охрану места происшествия, опрос граждан.
В отличие от ст. 119 УПК РСФСР УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, поэтому конкретные следственные действия определяются по ситуации. Однако к неотложным не могут быть отнесены любые следственные действия. Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными процессуальными действиями те из них, которые связаны с принятием основных решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого. По смыслу комментируемой статьи орган дознания не вправе производить вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; исключительно проверочные следственные действия — следственный эксперимент и проверку показаний на месте; прекращение уголовного дела (кроме как по п. п. 1, 3 и 4 ст. 24), приостановление уголовного дела и др.
3. В комментируемой статье четко предусмотрена деятельность органа дознания, а не дознавателя. Из этого следует, что: а) неотложные следственные действия производит должностное лицо органа дознания (необязательно штатный дознаватель), а его решения по общему правилу должны утверждаться начальником органа дознания; б) на должностное лицо органа дознания в этом случае не распространяются требования ч. 2 ст. 41 УПК. Ему не запрещено проводить по делу оперативно-розыскные мероприятия.
4. Данный институт может применяться по аналогии: а) для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно до передачи дела по подследственности; б) для следователей при производстве ими дознания или следствия в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК случаях.
5. Часть 3 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ обязывает орган дознания направить уголовное дело руководителю СО, а не прокурору. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151), а также возможность производства неотложных следственных действий при производстве дознания (ч. 5 ст. 152), следует признать, что уголовное дело после выполнения неотложных следственных действий может передаваться и прокурору для продолжения расследования в форме дознания. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлена «дознавательская» подследственность, то при соблюдении требований ст. ст. 150, 151 начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из ред. п. 3 ст. 149 УПК).
6. При применении положений части 4 комментируемой статьи следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Розыскные меры (которые не являются оперативно-розыскными) органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя (п. 38 ст. 5 УПК). О поручении следователя см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152.
Производство неотложных следственных действий предусмотрено ст. 157 УПК. В соответствии с ч. 1 данной статьи при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146
УПК, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.
Неотложные следственные действия — это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК).
С точки зрения предварительного расследования, подразделяемого на первоначальный и последующий этапы, следственные действия приобретают характер неотложности на его начальном этапе. Поэтому очень важно для обеспечения полного, всестороннего и качественного расследования каждого преступления по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и по уголовным делам, по которым оно необязательно, чтобы соответственно орган дознания и дознаватель (следователь) правильно определяли производство необходимых неотложных следственных действий.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 УПК неотложные следственные действия производят:
1) органы дознания, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2—6
ч. 2 данной статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198—199 4 УК;
- 2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;
- 3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 173 1 , 173 2 , 174, 174 1 , 189, 190, 193, 193 1 , ч. 3 и 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200 1 , ст. 200 2 , 226 1 , 229 1 УК, выявленных таможенными органами Российской Федерации;
- 4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
- 5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;
- 6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК.
Согласно ч. 3 ст. 157 УПК после производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК. Следователь, приняв к своему производству уголовное дело, должен выяснить, какие неотложные следственные действия были произведены органом дознания и решить, есть ли необходимость в повторном производстве некоторых из них для дополнительного собирания доказательств.
После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативнорозыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).
Дознание в уголовном процессе, являясь одной из форм расследования преступлений, призвано способствовать осуществлению правосудию по уголовным делам, как форма расследования оно носит процессуальный характер. Это означает, что все принимаемые в ходе дознания решения и проводимые действия должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству.
Задача руководителей органов внутренних дел — таким образом организовать работу подчиненных, чтобы дела, расследование которых должно производится в порядке предварительного следствия, возбуждались, как правило, следователями. В то же время, от быстроты и оперативности в деятельности органов предварительного расследования зависят своевременное обнаружение и закрепление доказательств, обнаружение и изобличение виновных по уголовному делу, максимальное сокращение разрыва во времени между фактом совершения преступления и вынесением приговора.
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК).
Необходимость в этом возникает в ситуациях, когда следователь не имеет возможности своевременно приступить к расследованию. Если следователь возбуждает уголовное дело, которое ему не подследственно, он также производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.
Дознаватель, возбудив уголовное дело небольшой тяжести в отношении конкретного лица, но, установив, что оно подследственно другому органу дознания, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).
В своей работе я попробую разораться, какие именно следственные действия законодатель подразумевает под неотложными следственными .
Законодательное понятие неотложных следственных действий.
Дознание – это производство следственных действий “ по горячим следам”, вызванное необходимостью эффективного пресечения преступления непосредственно в момент его совершения или непосредственно после совершения, сопровождаемое, как правило, задержанием подозреваемых лиц и производством других неотложных следственных действий по обнаружению, сохранению и закреплению доказательств.
Под неотложными закон понимает следственные действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК).
В отличии от УПК РСФСР новый УПК не устанавливает перечень неотложных следственных действий. Исходя из буквального толкования этого определения, это значит, что любые следственные действия могут стать неотложными.
Критерием неотложности служит опасность утраты или деформации доказательств, сокрытия лиц, подозреваемых в преступлении. Незамедлительно надо производить осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование, допрос подозреваемого, обыск. Не рекомендуется медлить с производством действий, благодаря которым предположительно может быть получен значительный объем информации, например, с допросом потерпевшего. В случае причинения преступлением материального ущерба уже на первоначальном этапе расследования целесообразно запланировать меры по обеспечению возмещения ущерба, в частности, обыск у подозреваемого, наложение ареста на его имущество или поручение органу дознания поиска похищенного. 1
Вместе с тем проведение неотложных следственных действий не должно заменять собой предварительное следствие. Орган дознания не может проводить следственные действия, не являющиеся неотложными, он также не вправе производить процессуальные действия, которые предопределяют исход расследования и могут бытьвыполнены только следователем, например, предъявлять обвинение, избирать меру пресечения, прекращать или приостанавливать производство по делу, составлять обвинительное
заключение и т. д.
1. Процессуальное действие – следственное, судебное или иное действие (п. 32 ст. 5 УПК).
Орган дознания вправе не только производить неотложные следственные действия по возбужденному им уголовному делу, но и, в отличие от дознавателя, осуществлять по нему предусмотренные законом необходимые розыскные и оперативно-розыскные мероприятия.
Полномочия органа дознания по проведению неотложных следственных действий, осуществлению розыскной и оперативно-розыскной деятельности возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ч. 1 ст. 41 УПК). Вместе с тем не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие или санкция прокурора и (или) судебное решение (ч. 4 ст. 20, ст. 144-146, 148, 149, 165 и др. УПК).
В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК).
1 См. Лукашевич В.З. “ Уголовный процесс“: Учебник, Спб,2005.
Компетенция органов дознания.
Закон разграничивает компетенцию органов дознания по проведению неотложных следственных действий в зависимости от функций соответствующих органов и правил о предметной и персональной подследственности (ч. 2 ст. 157 УПК), в случаях, предусмотренных п. 4, 5 ч. 2 ст. 157 УПК, значение имеет и место совершения преступления:
2. Дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, подследственным следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2 ст. 228, ст. 228.1, ст. 229, ч. 2, 3 ст. 230, ч. 2 ст. 231, ч. 2 ст. 232, ч. 2, 3 ст. 234
3. Органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 1|51 УПК.
4. Таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ.
5. Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.
6. Начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.
Кроме перечисленных органов дознания проведение неотложных следственных действий закон возлагает и на должностных лиц, непосредственно к органам дознания не отнесенных, но которым в определенных ситуациях предоставляются полномочия органов дознания. Согласно ч. 3 ст. 40 УПК такими лицами являются: а) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; б) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; в) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Эти должностные лица вправе возбуждать уголовные дела, проводить неотложные следственные действия, незамедлительно уведомляя об этом прокурора. Постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК).
Перечень неотложных следственных действий.
Уголовно-процессуальное регулирование проведения следственных действий дознавателем имеет свои особенности. Они обусловлены деятельностью органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (п. 1 ч. 2 ст. 40, глава 32 УПК), и по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40, ст. 157 УПК). В отличие от первого вида деятельности при расследовании преступлении, по которым производство предварительного следствия обязательно. орган дознания может проводить только неотложные следственные действия
Источники:
http://studme.org/174551/pravo/proizvodstvo_neotlozhnyh_sledstvennyh_deystviy
http://mirznanii.com/a/43911/neotlozhnye-sledstvennye-deystviya