Кто дает указания следователю

Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (что бы следователь не действовал в противоречии со своим внутренним убеждением).При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель и их функции в уголовном процессе.

Органы дознания- государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. От имени органа дознания вправе выступать исключительно начальник органа дознания.

Начальник органа дознания- должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель (например, начальник РОВД);

Начальник подразделения дознания- должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (например, начальник отдела дознания РУВД);

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, и принявшее конкретное уголовное дело к своему производству;

· лицо, замещающее должность дознавателя в конкретном государственном органе,

· иное должностное лицо, которому начальником органа дознания поручено провести дознание(делается это строго в письменной форме обычно в виде резолюции на документе, являющемся поводом для возбуждения уголовного дела).

Однако в процессуальном смысле дознаватель — это всегда лицо, в надлежащем порядке принявшее конкретные материалы или конкретное уголовное дело к своему производству для проведения проверки сообщения о преступлении или дознания.

Дознание может проводится и группой дознавателей (по уголовному делу в случае его сложности или большого объема), это новая норма, непонятная, так как всегда считалось, что дознание проводится по несложным делам.

А) виды органов дознания

Во-первых, это органы, полномочные проводить дознание в полном объеме. Перечень этих органов исчерпывающе дан в УПК РФ–дознаватели МВД, пограничных органов ФСБ, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной, таможенных органов РФ;

Во-вторых, законодатель наделил ряд должностных лиц правом возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия. Это ситуации, когда по объективным причинам иных российских правоохранительных органов поблизости нет и быть не может. Перечень этих лиц указан в УПК РФ – капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания; глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Б) функция дознавателя: легальный аспект

Так же, как и следователь, кроме того, что в отличие от следователя, дознаватель несамостоятелен.

Обжалование дознавателем письменных указаний прокурора, начальника органа или подразделения дознания ни в каком случае не приостанавливает исполнения полученных указаний(даже если это вопросы квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения) и тем более не влечет обязательную передачу дела другому дознавателю. Прокурор может давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, т.е. разговор может идти о полноценном процессуальном руководстве дознанием со стороны прокурора.В отношении следователя, у прокурора такие полномочия сейчас есть только при направлении материалов дела для производства дополнительного следствия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Читайте также:

  1. I.Целеустремленность характеризуется ясностью перспективной и промежуточных целей, ясностью частных задач, планомерностью действий для достижения цели.
  2. IV. Учет дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог
  3. А. При поведении следственных действий
  4. Аддитивность воздействий по взаимодействующим телам.
  5. Анализ взаимодействий в действии.
  6. Анализ действий следователя по подготовке и проведению осмотра места происшествия
  7. Б-12. Видеозапись как средство фиксации криминалистически значимой информации. Применение видеозаписи при производстве следственных действий.
  8. БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
  9. БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
  10. ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ СЕВЕРНОЙ ГРУППЫ ПО РАЗГРОМУ ПРОТИВНИКА ЮЖНЕЕ ТИХОРЕЦКА
  11. Взаимодействие е органом дознания по обмену и реализации полученной информации.
  12. Взаимодействие следователя и оперативно — розыскных органов в процессе расследования преступлений.
Читайте также:  Как давать показания следователю

Формы взаимодействия следователя и оперативно-розыскных органов в процессе расследования преступлений. 361

Различают процессуальные и не процессуальные формы взаимодействия.

Процессуальные формы:

1. Выполнение розыскных действий и оперативно-розыскных мероприятий органами дознания по поручению следователя. При необходимости выполнения розыскных действий или оперативно-розыскных мероприятий следователь направляет соотв органу дознания поручение о производстве данных мероприятий. В розыскном поручении сообщаются сведения о преступнике и излагаются факт данные, кот-е, по мнению следователя, надо знать исполнителю задания, указывается причина обращения к органу дознания и излагается само задание.

В данном поручении следователь лишь ставит задачи перед органом дознания, которые следует решить, но не определяет пути и средства их решения. Исполнитель сам определяет хар-р оперативно-розыскных мероприятий, силы и тех средства, для решения поставленных задач,

и несет полную ответ-ть за проводимые им мероприятия.

В соотв с УПК РФ поручение д.б. исполнено не позднее 10 суток с момента его поступления в орган дознания. Результаты розыскных мероприятий излагаются в актах, рапортах, справках, письмах, которые орган дознания направляет следователю.

2. Выполнение розыскных действий и оперативно-розыскных мероприятий органами дознания по постановлению следователя.В соотв с УПК РФ следователь принимает меры

по розыску лица, подлежащего привлечению в кач-ве обвиняемого по делу, находящемуся у него в производстве. Для организации данного розыска следователь выносит постановление. Розыск обвиняемого м.б. объявлен во время предвар-го следствия, о чем следователь выносит отдельное

постановление о розыске, либо одновременно с приостановлением произ-ва по уг делу, о чем указывается в постановлении о приостановлении предвар-го следствия .

Для объявления розыска скрывшегося обвиняемого следователь должен направить в орган

дознания следующие документы:

а) постановление о привлечении разыскиваемого в кач-ве обвиняемого;

б) справку о личности разыскиваемого;

в) постановление об избрании меры пресечения или постановление об его приводе.

Производство розыска поручается конкретному ОВД, кот выполняет необходимые розыскные действия и оперативно-розыскные мероприятия и периодически сообщает о результатах розыска следователю.

Следователь вправе поручать органам дознания проведение отдельных следств-х действий: допроса, обыска, личного обыска задержанного преступника, получение образцов для сравн-го исследования, освидетельствование, дактилоскопирование задержанного и т.п..

Такие поручения следователь может давать:

-при большом объеме работы по уг делу, находящемуся в его произ-ве;

-при значительном удалении от места произ-ва предварительного расследования района, где необходимо произвести следств действия;

-при необходимости одновременно или в кратчайший срок провести серию обысков, допросов или комплекс следственных действий.

В поручении дается перечень следственных действий с указанием вопросов, которые следует выяснить. Следователь не должен поручать органу дознания следственных действий, которые требуют особо квалифицированного исполнения (следственный эксперимент, назначение экспертизы, предъявление обвинения и допрос обвиняемого) Произ-во таких действий следователь обязан выполнять сам.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1. Процессуальные полномочия следователя

2. Процессуальные полномочия руководителя следственного органа

3. Взаимодействие следователя и руководителя следственного органа

Список использованных источников

Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и т.д.

Выше перечисленные задачи решаются в ходе предварительного следствия. Следует отметить, что именно следователь является представителем правоохранительных органов, осуществляющим государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции. Перед руководителем следственного органа так же лежит важная задача по координации и контролю действий следователей.

Целью написания данной контрольной работы является изучение полномочий, данных Уголовно-процессуальным законодательством следователям и руководителям следственных органов, в вопросах касающихся предварительного следствия по делам подследственности данных органов, а так же взаимодействия между ними.

Читайте также:  Можно ли провести следственный эксперимент

1. Процессуальные полномочия следователя.

Согласно ст. 38 УПК РФ следователь – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

К основным полномочиям следователя, независимо от его принадлежности к тому или иному органу следствия, относятся:

¾ возбуждение уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ;

¾ принятие уголовного дела к своему производству или передача его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

¾ самостоятельное направление хода расследования, принятие решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

¾ дача органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получение содействия при их осуществлении;

¾ обжалование с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221, решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

¾ осуществление иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.

Следователями проводится предварительное расследование в форме предварительного следствия по всем уголовным делам, за исключением указанных в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального Кодекса РФ (УПК РФ), то есть дел для которых проводится предварительное расследование в форме дознания. Согласно ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие проводится:

1. Следователями Следственного Комитета РФ:

a. по преступлениям, предусмотренным статьями 105 – 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 – 133, 136 – 149, 198 – 199.2, 170.1, 185 – 185.5, 205, 205.1, 205.2, 208 – 212, 215, 215.1, 216, 217, 227, 237 – 239, 246 – 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 263, 263.1, 269, 270, 271, 279, 282, 282.1, 282.2, 285 – 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298 – 305, 317, 318, 320, 321, 328, 332 – 354 и 356 – 360 УК РФ;

b. о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 УПК РФ;

c. о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

2. Следователями органов Федеральной Службы Безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй – четвертой, 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 275 – 281, 283, 284, 322 частью второй, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 УК РФ;

3. Следователями органов Внутренних Дел РФ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой – третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 134, 135, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй – четвертой, 159 частями второй – четвертой, 160 частями второй – четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 166 частями второй – четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 188 частями второй – четвертой, 191 – 193, 195 – 197, 201, 202, 204 – 206, 208 – 210, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 – 227, 228 частью второй, 228.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частью второй, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 – 274, 290 – 293, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частью второй и 330 частью второй УК РФ;

Читайте также:  Где учат на следователя прокуратуры в москве

4. Следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй – четвертой, 228 частью второй, 228.1, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей УК РФ.

Каждый из вышеуказанных органов, производящих следствие по уголовным делам своей подследственности руководствуется кроме УПР РФ, соответственно, нормативно-правовыми актами, такими как:

2. Процессуальные полномочия руководителя следственного органа.

Следователь и руководитель следственного органа являются субъектами уголовного процесса и отнесены к числу участников со стороны обвинения.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Руководитель следственного органа имеет важные процессуальные полномочия. В целом их можно охарактеризовать как выполнение функции уголовного преследования в форме руководства предварительным следствием.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа вправе давать следователю указания лишь по следующим вопросам:

¾ о направлении расследования;

¾ производстве отдельных следственных действий;

¾ привлечении лица в качестве обвиняемого;

¾ об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения;

¾ о квалификации преступления и об объеме обвинения;

¾ личное рассмотрение сообщений о преступлениях;

¾ участие в проверке сообщений о преступлениях.

По своему общеупотребительному смыслу направление расследования – это:

— выдвижение следователем версий, т.е. подлежащих следственной и оперативно-розыскной проверке предположений, касающихся, прежде всего, события преступления, лиц, виновных в его совершении, форм их вины и мотивов действий, а также других фактических обстоятельств дела;

— определение квалификации инкриминируемых преступлений;

— определение вопросов и обстоятельств, которые необходимо выяснить по каждой версии, эпизоду или по делу в целом (т.е. объема обвинения);

— определение источников доказательственной информации, подлежащих исследованию;

— определение следственных действий, необходимых по данному делу.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа вправе утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. Возникает вопрос, распространяются ли указанное полномочие на прекращение дела по всем основаниям или лишь по основаниям, предусмотренным ст. 25, ст. 28 и ст. 427 УПК РФ. В трех названных случаях закон специально требует согласия руководителя следственного органа на прекращение дела следователем. Распространение этих специальных правил на все остальные случаи прекращения дел было бы, на наш взгляд, неоправданным расширительным толкованием данной нормы. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа, вправе отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. Если бы он предварительно утверждал постановление следователя о прекращении дела, то его полномочие по отмене ранее утвержденного им же постановления означало бы, по существу, право отменять свои собственные решения. Однако это не согласуется с п. 7 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, по смыслу которого отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа вправе только вышестоящий руководитель следственного органа. Впрочем, можно было бы предположить, что постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу утверждает нижестоящий руководитель следственного органа, а отменять вправе вышестоящий, однако подобная юридическая конструкция неудачна, поскольку полномочие вышестоящего руководителя, ввиду большого объема работы, может превратиться в длительную и формальную процедуру. Представляется, что данную норму следует толковать ограничительно — полномочие руководителя следственного органа по утверждению постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу распространяется лишь на те случаи, когда получение согласия руководителя прямо предусмотрено в норме, устанавливающей условия прекращения дела по тому или иному основанию.

Источники:
http://studopedia.su/18_37959_vipolnenie-sledstvennih-deystviy-organami-doznaniya-po-porucheniyu-sledovatelya.html
http://mirznanii.com/a/350015/sledovatel-rukovoditel-sledvennogo-otdela-i-ikh-polnomochiya

Читайте также:
Adblock
detector