Специализированные следственно-оперативные группы.
Данные СОГ создаются для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица их совершившие, не установлены. Такая СОГ является постоянно действующим формированием, создаваемым в республиках, краях, областях, крупных городах и на транспортных узлах. Количество создаваемых СОГ и пределы обеспечиваемы
х ими территорий определяются с учетом сложившейся оперативной обстановки. Специальная следственно-оперативная группа формируется из наиболее квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит из следственной и оперативной групп, а также специалистов. Основной задачей данных групп является раскрытие умышленных убийств, в том числе убийств прошлых лет, дела о которых приостановлены за не установлением виновных. Исходя из важности поставленных задач перед такой СОГ, включенным в нее следователем и оперативным работником не может быть поручена работа не связанная с находящимися в их производстве делам об убийстве. Характерной особенностью такой группы является то, что следователь СОГ проводить расследование до момента установления лица, совершившего преступление и, после выполнения неотложных следственных действий по отысканию и проверке доказательств его виновности, по указанию руководителя прокуратуры передает дело для дальнейшего расследования по территориальности[11].
Следственно-оперативная группа, созданная для раскрытия конкретного преступления (целевая).
Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание целевой (временной) СОГ — для расследования преступлений по конкретному уголовному делу.
Такая СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою деятельность после установления лица, совершившего преступление.
Совместная следственно-оперативная группа.
Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание совместных следственно-оперативных групп (бригад) — для расследования тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, МВД, ФСБ и федеральной службы налоговой полиции. Рассмотрим деятельность такой следственно-оперативной группы на примере СОГ по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных групп. Данная СОГ (бригада) создается в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и расследованию деятельности организованной преступной группы. Инициатором создания СОГ (бригады) может быть надзирающий прокурор, следователь, принявший дело к своему производству, либо орган, осуществляющий проверку реализацию материалов оперативно-розыскной деятельности. Руководителем СОГ назначается прокурор, начальник ОВД, начальник следственного подразделения или один из следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме работы и большой численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя, создаваться штаб во главе с начальником штаба. Начальник ОВД, начальник следственного подразделения, оперативных подразделений (последние только в части проведения оперативно-розыскных действий) организованное руководство осуществляют в силу своего должностного положения. Они постоянно контролируют деятельность СОГ путем наблюдения за выполнением согласованных планов проведения следственных и оперативно-розыскных действий, заслушивают следователя — руководителя (ежедневно или еженедельно) и других членов группы о результатах их работы, а также, иногда, лично участвуют в производстве расследования, проводят допросы основных фигурантов по деду. Одновременно они осуществляют координацию действий СОГ с другими службами. При этом руководителем должен быть не просто начальник по должности, а работник следственного подразделения, то есть должностное лицо, являющееся следователем по профессии: заместитель прокурора по следствию, начальник отдела надзора за следствием и т.п. Следователи СОГ выполняют необходимые следственные действия от своего имени с указанием наименования группы и в объеме, установленном ее членами. Следователи осуществляют свою деятельность в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а оперативные работники в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с УПК РФ следователи обладают широкой процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве предварительного расследования, за исключением случаев, когда предусмотрено получение санкции прокурора; руководитель СОГ (прокурор или начальник следственного отдела) вправе давать следователю указания о производстве предварительного следствия. Такие указания даются следователю в письменной форме и являются обязательными для исполнения. Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостановить их выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора (начальника следственного отдела) или исключает данного следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и поручает его производство другому следователю. Подобным образом обстоит дело и при возникновении разногласий между следователем и оперативным работников. Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба.
4. Роль начальника следственного подразделения и начальника ОВД в организации взаимодействия
Важная и ответственная роль в управлении принадлежит руководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудникам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать дополнительными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства органом либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.
Умение, по сравнению со знаниями и навыками, является более сложным психологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с действиями по их реализации, выражается в правильном использовании знаний для решения практических задач.
2.Специализированная СОГ (постоянно действующая) — для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены. Важность такого вида СОГ трудно переоценить. В связи с подчеркиванием законодателем особого значения тех или иных охраняемых уголовным законом объектов, необходима и реакция правоприменителя, направленная на более эффективное и результативное раскрытие, расследование, а порой и выявление отдельных видов преступлений.
3.Целевая СОГ (временная) — для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу. Создание таких групп особенно востребовано на начальной стадии расследования уголовных дел при необходимости в выполнении большого количества следственных действий в условиях качественного оперативного сопровождения в максимально сжатые сроки – при собирании доказательств в ходе выполнения неотложных следственных действий, раскрытия преступления по горячим следам.
4.Совместная СОГ (бригада) — для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники Следственного комитета РФ, органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, МВД и др.
Основными задачами взаимодействия следователей с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями являются: обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений; раскрытие преступлений; своевременное изобличение лиц и привлечение их к уголовной ответственности; всестороннее полное и объективное расследование преступлений; совместная деятельность по розыску скрывшихся преступников; выявление, пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению; осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.
Одна из главных задач уголовного судопроизводства – быстрое и полное раскрытие и расследование преступления. Установление виновных лиц, совершивших преступление, процесс многогранный и трудоемкий, требующий, прежде всего, высокого профессионализма, организованности, взаимодействия и оперативности лиц, на которых такая задача возложена Законом. На первоначальном этапе расследования преступлений по горячим следам, как правило, в интенсивном порядке выполняется большой объем следственной и оперативно-разыскной работы, направленной на раскрытие преступления. Под первоначальными действиями на практике сотрудники ОВД подразумевают комплекс неотложных оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, направленных на собирание и исследование доказательственной информации о событии и лице, совершившем преступление, а также его задержание в максимально короткие сроки.
Фактор времени в рассматриваемых условиях оказывает весьма существенное влияние на тактику следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, и в первую очередь на:
— установление события преступления;
— пресечение совершаемого противоправного действия и задержание преступника с поличным;
— поиск, установление и задержание подозреваемого, скрывшегося с места совершения преступления после его совершения;
— сохранение обстановки места происшествия, выявление, фиксацию, изъятие и сохранение материальных следов преступления;
— установление круга свидетелей-очевидцев, а также полноту и достоверность их показаний;
— обнаружение похищенных предметов, вещей, денег и ценностей при их сбыте.
Первоначальный этап расследования протекает в таких специфических условиях, как внезапность возникновения ситуации, требующей неотложного реагирования, ограниченность во времени для принятия решения и их реализации, динамичность процесса расследования, быстрое изменение обстановки, недостаток информации и необходимость безотлагательного получения новых данных, противодействие раскрытию и расследованию преступлений.
— своевременная организация выезда следственно-оперативной группы для осмотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для задержания преступника;
— включение в работу всех необходимых сил и средств;
— сочетание стандартных методов расследования с индивидуальными особенностями конкретного преступления;
— определение перечня выясняемых вопросов с целью последовательного развития процесса расследования и отбора необходимых следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий;
Оперативно-разыскная деятельность (ОРД) оперативных служб и ее результаты имеют важное значение для раскрытия и расследования преступлений, в том числе и в осуществлении процесса доказывания, включая формирование, собирание, проверку и оценку показаний обвиняемого.
Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т. д.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-разыскных мероприятий.
В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных (лазерных) дисках и т. п.).
Оперативно-разыскные меры часто создают благоприятные условия для подготовки и успешного осуществления следственных действий. Они позволяют получить ценный информационный материал, который помогает понять происхождение и смысл тех или иных явлений, наметить направление расследования и оптимальные следственные версии, выяснить личность потерпевшего, установить причастность к расследуемому деянию или знающих о нем лиц, а равно решить где, как и что искать[2].
В целях наиболее эффективного взаимодействия подразделений органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений создаются СОГ.
Специализированная — для обеспечения эффективного взаимодействия подразделений органов внутренних дел в процессе производства расследования по конкретному уголовному делу, а также отдельным категориям преступлений: тяжким и особо тяжким; прошлых лет, серийным и другим, в том числе тем, по которым лица, их совершившие, не установлены.
Необходимость создания и состав СОГ данного вида определяется в каждом конкретном случае обстоятельствами, характером и особенностями совершенного преступления (преступлений).
Специализированная СОГ создается приказом начальника органа внутренних дел по предложению руководителя следственного подразделения, начальников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности либо по собственной инициативе.
Если в состав СОГ включаются несколько сотрудников оперативных подразделений или милиции общественной безопасности, один из них назначается старшим. Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, после предварительного обсуждения с руководителем СОГ, а также по его предложению.
При необходимости в приказе о создании специализированной СОГ разрешаются вопросы материально-технического обеспечения ее деятельности:
Решение о расформировании специализированной СОГ принимает начальник, ее создавший, по собственной инициативе или по предложению руководителя СОГ.
Руководитель СОГ, помимо участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и осуществляет его планирование во взаимодействии с членами группы, распределяет работу между ними, контролирует и координирует их действия, знакомится с относящимися к делу материалами оперативно-розыскной деятельности и лично несет ответственность за надлежащее использование тех из них, которые предоставлены в установленном порядке органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
При необходимости в целях разрешения вопросов организационного и материально-технического характера и наиболее эффективного функционирования следственной группы начальником органа внутренних дел издается приказ об обеспечении деятельности следственной группы.
Согласно ч.2 ст. 163 УПК РФ:
к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Согласно п.4 ч.2 ст. 38 УПК РФ:
следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
Планирование является необходимым условием четкой и производительной работы группы следователей. Без планирования работа группы невозможна вообще, удачно составленный план позволяет сократить срок расследования. Специфической особенностью планирования расследования, производимого группой следователей, является то, что в планах должна быть учтена работа нескольких сотрудников, показана взаимосвязь между осуществленными ими действиями. Это создает возможность для применения при планировании работы группы элементов сетевого планирования.
Если общим планом работы определяется лишь основные этапы расследования (сроки по тому или иному эпизоду преступной деятельности, время производства ревизий и экспертиз, ознакомления с материалами уголовного дела и т. д.), то в индивидуальных планах работы, составляемых каждым следователем, эти этапы находят свою конкретизацию.
Только с помощью планирования следователь в состоянии обеспечить неуклонное соблюдение всех требований законности, оперативность расследования, полное, всестороннее и объективное установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Планирование является непременным условием проведения предварительного расследования вместе с тем методом его научной организации.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники:
http://poisk-ru.ru/s15898t1.html
http://studopedia.ru/3_96609_organizatsiya-sozdaniya-i-raboti-sledstvenno-operativnih-grupp-soglasno-prikazu-mvd—dsp-ot-.html