Что объединяет следователя и дознавателя

Процессуальные полномочия следователя определены в ст. 38 УПК РФ. Следователь уполномочен:

  • 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
  • 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
  • 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
  • 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора, вынесенное в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ;
  • 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Полномочия дознавателя определены в ст. 41 УПК РФ. Дознаватель уполномочен:

  • 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  • 2) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • 3) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой ст. 226 и частью четвертой ст. 226.8 УПК РФ решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;
  • 4) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Кодексом.

Дознаватель также самостоятелен в ходе расследования преступлений, как и следователь в вопросах о возбуждении уголовного дела о преступлениях, отнесенных к подследственности органов дознания, в вопросах планирования расследования, выдвижения версий, выбора и тактики производства следственных действий.

Вместе с тем их полномочия различаются:

  • 1) в отдельных случаях, предусмотренных законом, когда процессуальные решения дознавателя требуют согласования с начальником органа дознания, поскольку в противном случае решение не будет иметь юридической силы. Например, обвинительный акт требует утверждения у начальника органа дознания. В то же время обвинительное заключение приобретает юридическую силу итогового документа с момента его подписания следователем, и не требуется письменного утверждения у руководителя следственного органа. То есть следователь обладает по ряду вопросов большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватель;
  • 2) но отношению к указаниям прокурора.

На основании ст. 37 УПК РФ пределы полномочий прокурора при осуществлении надзора за деятельность органов дознания шире, чем за органами предварительного следствия. Так, например, прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, о производстве отдельных процессуальных действий. Для органов предварительного следствия подобное ходатайство с прокурором не согласовывается.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора. Указания прокурора, данные дознавателю обязательны для него. При этом дознаватель вправе обжаловать указания прокурора — вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Читайте также:  Может ли следователь давать интервью

И.Г. ХИСМАТУЛЛИН,

дознаватель ООД МОБ Дальневосточного УВДТ

Взаимоотношения органов предварительного следствия и специализированных подразделений дознания органов внутренних дел нельзя назвать идеальными. Нормы уголовно-процессуального законодательства после вступления их в силу в 2002 году породили новые противоречия и разногласия, а также обострили прежние. Одна из основных проблем взаимодействия следователей и дознавателей — расследование уголовных дел по преступлениям, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ и возбужденным в отношении неустановленного лица.

В правоприменительной практике дознавателей органов внутренних дел возникают ситуации, когда они в течение 10 дней проводят наряду с неотложными другие следственные действия. В результате дознаватели передают в следственные подразделения органов внутренних дел на транспорте уголовные дела, по которым все или почти все возможные следственные действия в отсутствии лица, совершившего преступление, выполнены. Следователю остается лишь по истечении срока предварительного следствия (зачастую 2 месяцев) вынести постановление о приостановлении уголовного дела по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Впоследствии эти уголовные дела будут считаться как расследованные следователями.

Предлагаемый Следственным комитетом при МВД России законопроект о внесении изменения в ст. 223 УПК РФ, разрешающий производство дознания в отношении неустановленных лиц, проблему не решит. Следователи снимут с себя обязанность по выездам на место происшествия и расследованию примерно по 800 тыс. преступлениям в год, полностью устранившись от их раскрытия[1].

С молчаливого согласия начальников милиции общественной безопасности штатные дознаватели передаются в оперативное управление следственных подразделений при органах внутренних дел. Откровенно злоупотребляя своим положением, отдельные руководители следственных подразделений воспринимают дознавателей как подсобный аппарат для выполнения черновой работы, ставя свои узковедомственные интересы выше решения общих милицейских задач. Специализированные подразделения дознания горрайорганов внутренних дел фактически превращены в постоянно действующие следственно-оперативные группы, обслуживающие следственные подразделения[2].

У сотрудников и руководства ВНИИ МВД России сложилось мнение о невозможности объединения двух органов предварительного расследования — следствия и дознания[3]. Аргументы, выдвигаемые ими в обоснование отрицательной позиции к объединению органов расследования, не опровергают, а, наоборот, в очередной раз убедительно доказывают возможность такого объединения.

Н.И. Скударева не указывает конкретный максимальный срок дознания, необходимый для принятия решения, поэтому ее утверждение спорно, так как продление срока расследования может превышать первоначальный срок предварительного следствия. Однако с мнением Н.И. Скударевой нельзя не согласиться, но необходимо учитывать тот факт, что возможность продления срока дознания может расхолаживать дознавателей и провоцировать их на волокиту, особенно в тех случаях, когда у дознавателя в производстве находится не более двух-трех дел. Если у дознавателя появится возможность продления срока дознания свыше 30 суток, возникнет соблазн не проявлять должной собранности и расторопности при производстве дознания.

Продление (в исключительных случаях) срока дознания до 2 месяцев с согласия прокурора, вероятно, облегчило бы работу дознавателей, но нивелировало бы различия между двумя формами расследования. По мнению С.Л. Масленкова, в этом и заключается проблема, что дознание по сути своей — производство более скорое, нежели следствие. Увеличение сроков приводит к стиранию хронологических границ между дознанием и предварительным следствием, и утрачивается одно важнейшее преимущество дознания — быстрота[6].

Качество производства дознания за последние 3 года имеет положительную динамику, и статистические данные Дальневосточного УВДТ отражают общероссийскую статистику. Так, доля уголовных дел, переданных в следственные подразделения (от находившихся в производстве) по окончании максимального срока дознания (30 суток) в 2004 году составило 20,8%, в 2005 году — 16%, за 6 месяцев 2006 года — 14,1% (за аналогичный период 2005 года — 14, 9%).

Читайте также:  Чем следователь отличается от адвоката

Все чаще ставится под сомнение норма ст. 223 УПК РФ о производстве дознания только в отношении конкретного лица. Если законодатель пойдет на поводу у сторонников внесения поправок в ст. 223, это не приведет к положительному решению сложившихся проблем при производстве дознания и вызовет не развитие, а движение вспять норм УПК РФ. При всех недоработках УПК РФ необходимо исполнять требование законодателя, установившего производство дознания только в отношении конкретного лица и в кратчайший срок.

Продление срока дознания возможно только в исключительных случаях на 10—15 суток.

В Дальневосточном УВДТ (Петропавловск-Камчатское ЛОВДТ, ЛОВД в аэропорту г. Магадана и Николаевский-на-Амуре ЛОВДТ) сложилась практика совмещения должности дознавателя с исполнением обязанностей следователя, что негативно отражается на работе как следственных органов, так и подразделений дознания. Так, в 2002—2005 гг. дознаватели в год направляли в суд в среднем по три-четыре уголовных дела, подследственных органам дознания.

Объединение следственных подразделений и подразделений дознания позволит решить ряд проблем, в том числе устранить причины, препятствующие объединению двух органов расследования, обеспечит тесное и эффективное взаимодействие служб органов внутренних дел и следствия, а также оперативное сопровождение уголовных дел, подследственных органам дознания. Проблемы и трудности, связанные с объединением, можно устранить путем внесения поправок в УПК РФ. Представляется возможным и улучшение показателей процессуальной деятельности подразделений дознания, что может быть подтверждено или опровергнуто только после эксперимента, проведенного в каком-либо УВД-УВДТ. При объединении сотрудники оперативных подразделений обязаны будут осуществлять сопровождение по всем уголовным делам, включая те, которые в настоящее время расследуют дознаватели. Объединение позволило бы дознавателей именовать следователями дознания.

Специализированные подразделения дознания до объединения органов расследования можно вывести из службы милиции общественной безопасности и для повышения статуса дознавателей и улучшения их работы образовать отделы (отделения) дознания (специализированные подразделения дознания при УВД-ОВД). Выведение подразделений дознания из службы милиции общественной безопасности и наделение их статусом следственных подразделений — одна из основных задач по улучшению процессуальной и организационной деятельности подразделений дознания. Можно предложить золотую середину — специализированные подразделения дознания при органах внутренних дел (как следственные отделы при органах внутренних дел), где начальник подразделения дознания является заместителем начальника органа внутренних дел, а значит, и органа дознания. Тогда логично будут толковаться нормы п. 17 ст. 5 и ч. 1

ст. 41 УПК РФ, а также приказов МВД России, регламентирующих организацию и производство дознания. Если невозможно объединить следственные подразделения с подразделениями дознания службы милиции общественной безопасности, то для повышения статуса и решения организационных и процессуальных проблем производства дознания специализированным подразделениям дознания необходимо обрести определенную самостоятельность путем вывода их из службы милиции общественной безопасности.

Передача уголовных дел по истечении максимального срока дознания в следственные подразделения неизбежна, а внесение поправок в УПК РФ о продлении срока дознания свыше 30 суток нецелесообразно. Переданные в следственные органы уголовные дела небольшой и средней тяжести нередко расследуются свыше 3—4 месяцев, а иногда и до 6 месяцев, особенно дела, возбужденные в отношении неустановленного лица.

1 См.: Рябцев Н. Проблемные вопросы раскрытия и расследования преступлений небольшой и средней тяжести // Общественная безопасность. 2005. № 14. С. 45.

Читайте также:  Может ли следователь закрыть дело до суда

2 См.: Рябцев Н. Указ. ст. С. 43—44.

3 См.: Гирько С.И., Скударева Н.И. Судьба дознания в милиции — мотивация реформирования. — М., 2003; Гирько С.И., Скударева Н.И., Осипов Д.В. Материалы Всероссийского совещания — семинара руководителей подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации 25—26 октября 2005 г. — М., 2005. С. 159.

4 Скударева Н.И. Быть или не быть специализированному дознанию в органах милиции: Мат-лы Всерос. совещания — семинара руководителей подразделений дознания ОВД РФ (25—26 октября 2005 г.). — М., 2005. С. 79.

6 См.: Масленков С.Л. О предопределенности несовершенства современного дознания // Следователь. 2004. № 6. С. 16.

В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование.

Полномочия следователя: возбуждать уголовное дело (с согласия прокурора); принимать уголовное дело к своему производству и направлять его другому следователю или дознавателю в соответствии с правилами подследственности (или по указанию, или через прокурора); самостоятельно направлять ход расследования; принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкция прокурора; давать органу дознания письменные поручения о производстве отдельных следственных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В ст. 88 УПК закреплено четкое правило, согласно которому следователь по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе вправе признать доказательство недопустимым. Оно не подлежит включению в обвинительное заключение (обвинительный акт).

В случае возникновения права на реабилитацию не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда.

В связи с отсутствием полномочий по возбуждению уголовного дела, расширением полномочий начальника следственного отдела и прокурора, двойным контролем (надзором) при получении разрешения на производство следственных действий необходимо сделать вывод о том, что процессуальная самостоятельность следователя значительно сузилась.

В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель уполномочен: самостоятельно проводить дознание, за исключением случаев, когда требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения. Случаи, когда требуется согласие начальника органа дознания:

— продление срока проверки заявления; задержание (ст. 91 УПК);

— утверждение обвинительного акта (ст. 225 УПК).

Во всех остальных случаях дознаватель действует самостоятельно. Проводя дознание в отношении конкретных лиц, дознаватель руководствуется правилами, которые применяются к предварительному следствию, к производству следственных действий и прекращению уголовного дела, с изъятиями, установленными гл. 32 УПК. Дознаватель вправе избрать такую же меру пресечения, как и следователь, за исключением залога.

Источники:
http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%B8-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%85-%D0%B4%D0%B5%D0%BB
http://students-library.com/library/read/79008-polnomocia-sledovatela-i-doznavatela-ih-shodstva-i-razlicie

Читайте также:
Adblock
detector