Чем занимается следственный комитет в беларуси

Следственный комитет был образован в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия, усиления защиты прав и законных интересов граждан в досудебном уголовном производстве. Следственный комитет Республики Беларусь – государственный централизованный, военизированный правоохранительный орган и орган предварительного следствия, подчиненный Президенту Республики Беларусь и осуществляющий в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

Основными задачами Следственного комитета являются:

* всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;

* защита прав и законных интересов граждан, соблюдение законности при проверке, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;

* определение основных направлений совершенствования следственной работы и их реализация, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;

* руководство подчиненными органами предварительного следствия, осуществление процессуального контроля за их деятельностью;

* выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

Структуру Следственного комитета Республики Беларусь составляют:

1) центральный аппарат Следственного комитета;

2) управления Следственного комитета по областям и г. Минску;

3) районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета.

Кроме того, в подчинении Следственного комитета могут находиться организации, необходимые для обеспечения его деятельности, которые создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Президента Республики Беларусь.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь.

Оперативно-розыскная деятельность проводится органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, с соблюдением конспирации, проведением оперативно-розыскных мероприятий гласно и негласно, направленная на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, собственности от преступных посягательств, обеспечение безопасности общества и государства.

В рамках оперативно-розыскной деятельности осуществляется ряд оперативно-розыскных мероприятий: оперативный опрос; наведение справок; сбор образцов; исследование предметов и документов; оперативный осмотр; наблюдение; проверочная закупка; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, контроль в сетях электросвязи (ст. 18).

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел и доказательств по ним, а также для подготовки и осуществления следственных (судебных) действий и оперативно-розыскных мероприятий и в иных случаях (ст. 49).

Интерпол был образован в 1923 г. Его высшими руководящими и исполнительными органами являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет и Генеральный секретариат. Интерпол обеспечивает международное сотрудничество государств в области борьбы с международной уголовной преступностью (контрабанда, наркобизнес, терроризм, бандитизм на внутренних и международных линиях гражданской авиации, розыск преступников и без вести пропавших, розыск произведений искусства и др.) путем кооперации и координации действий полиции разных стран.

Назначение Интерпола – быстрый обмен информацией в целях предупреждения и расследования преступлений транснациональной направленности.

Национальное центральное бюро (далее НЦБ) Интерпола в Республике Беларусь создано в 1993 г. и действует в составе Главного управления криминальной милиции.

В целях улучшения взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов Республики Беларусь с правоохранительными органами иностранных государств в борьбе с преступностью, защите прав и законных интересов личности, постановлением МВД и Прокуратуры Республики Беларусь от 30 апреля 2003 г. № 108/13, утверждена Инструкция об обеспечении информационного взаимодействия в рамках Интерпола. В соответствии с ней НЦБ Интерпола в Республике Беларусь содействует предоставлению необходимой информации указанным органам; объявляет лиц в международный розыск, обеспечивает ведение правоохранительными органами розыска и задержания преступников на территории Республики Беларусь, а также выполняет ряд других функций.

Читайте также:  Как законно не получать повестку к следователю

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 161 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Следственный комитет является военизированной организацией, имеет официальные геральдические символы.

Следственный комитет подчиняется Президенту Республики Беларусь.

В подчинении Следственного комитета могут находиться организации, обеспечивающие деятельность Следственного комитета.

Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, правовые акты Президента Республики Беларусь, уголовно-процессуальное законодательство, иные акты законодательства и международные договоры Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора Республики Беларусь.

Деятельность Следственного комитета осуществляется на принципах:

  • законности;
  • открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не определено иное, – граждане), о государственных секретах, тайне предварительного следствия и иной охраняемой законодательными актами тайне;
  • единства системы Следственного комитета и централизации управления;
  • независимости при осуществлении своих полномочий от деятельности других государственных органов, политических партий, других общественных объединений и иных организаций.

Основными задачами Следственного комитета являются:

  • всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;
  • защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;
  • совершенствование следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;
  • выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
  • участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности;
  • осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями, в том числе правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств, международными организациями, и гражданами в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие Следственному комитету в выполнении возложенных на него задач.

Граждане могут добровольно оказывать содействие Следственному комитету в выполнении возложенных на него задач.

Систему Следственного комитета составляют:

  • центральный аппарат Следственного комитета;
  • управления Следственного комитета по областям и г. Минску;
  • районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета.
Читайте также:  Обязан ли следователь присутствовать при производстве экспертизы

Егор Степанович, чем, по-вашему, была вызвана необходимость создания Следственного комитета?
Система, когда независимость следователя была в большей степени номинальна, работала недостаточно эффективно. Этим прежде всего и была вызвана необходимость создания нового правоохранительного органа.

Следует отметить, что идея создания в Беларуси единого органа предварительного расследования не нова. Этот вопрос уже однажды обсуждался на самом высоком уровне, причем цели и задачи ставились абсолютно такие же, как и сейчас, — обеспечение независимости следствия и объективности при расследовании уголовных дел. Попытка создать такой государственный орган была предпринята в начале 2000-х. Был создан Следственный комитет при МВД, и он, в принципе, хорошо себя зарекомендовал. Но руководители территориальных органов МВД захотели, чтобы следствие осталось в их подчинении.

Поясните, пожалуйста, принципиальное отличие между следствием СК, милиции и прокуратуры? Как новое ведомство взаимодействует с этими структурами?
Несмотря на предусмотренную Уголовно-процессуальным кодексом независимость следователя, он все равно напрямую подчинялся руководителю структурного подразделения своего ведомства, будь то в милиции или прокуратуре. Поэтому принципиальное различие заключается в том, что на сегодняшний день оперативные подразделения, следователи и надзорные органы полностью разделены.

В связи с созданием СК были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии с ними были расширены полномочия начальников следственных подразделений в части отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Ранее отмена постановления о прекращении уголовного дела, приостановлении или об отказе в возбуждении уголовного дела была прерогативой прокурора. Сейчас этими полномочиями наделены начальники следственных подразделений.

Начальник следственного подразделения вправе сам продлевать сроки проведения проверки по находящимся в производстве подчиненного ему подразделения материалам и сроки следствия по уголовным делам.

Полномочия за милицией остались все те же, кроме расследования уголовных дел. Милиция как орган дознания вправе возбуждать уголовное дело, производить первоначальные следственные действия сроком до 10 дней, по истечении которого уголовное дело должно передаваться в Следственный комитет. Прокурор также вправе возбуждать уголовное дело и передавать его в соответствии с подследственностью и компетенцией в КГБ или СК или же сам вести его расследование. В полномочиях прокурора — создание следственной группы из следователей различных правоохранительных органов.

При поступлении к прокурору уголовного дела для передачи в суд он также вправе направить его на дополнительное расследование. У прокурора остались все полномочия, касающиеся дачи санкций на прослушивание, обыск, избрание меры пресечения и так далее. Следователи как выезжали на места происшествий, так и выезжают. Окончательную точку в расследовании дела по-прежнему ставит суд.

Какие дела расследует ваше ведомство?
Мы расследуем в основном преступления против собственности, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, половой неприкосновенности, конституционных прав граждан и должностные преступления. Отмечу, что в отличие от СК России при создании нашего ведомства был использован иной подход, в соответствии с которым 98% дел расследуют следователи СК, остальные — КГБ.

Читайте также:  Как ввести в заблуждение следователя

Как будет контролироваться качество расследуемых дел? Чьи это обязанности?
С полной уверенностью могу сказать, что работа следователей СК не будет бесконтрольной. За сотрудниками прокуратуры осталось право на надзор. Кроме того, работу подчиненных контролируют руководители подразделений Следственного комитета. В частности, руководитель следственного подразделения вправе самостоятельно отменять незаконные и необоснованные решения следователя.

Также в УСК имеется управление процессуального контроля, призванное не допустить нарушения закона как со стороны следователей, так и их непосредственных начальников. Еще раз напомню, что структурные, территориальные подразделения Следственного комитета подчиняются председателю СК и Президенту Беларуси, перед которым несут ответственность за возбуждение уголовных дел, их расследование, привлечение к уголовной ответственности.

Какие правовые документы регламентируют непосредственно деятельность следователей управления Следственного комитета?
Непосредственно деятельность следователей СК довольно четко прописана в Уголовно-процессуальном кодексе. Кроме того, с целью более единообразного применения закона на практике, имеются различного рода методические рекомендации, пособия и иные вспомогательные документы. Следствие ведь было и раньше, изменилась лишь форма, принципиальных законодательных новшеств в этой части нет. И в них, на мой взгляд, нет необходимости.

С какими вопросами могут обратиться в УСК простые граждане?
Каждый гражданин имеет право обратиться к нам и сообщить о готовящемся или совершенном преступлении.
СК — это государственный правоохранительный орган предварительного следствия, осуществляющий полномочия в сфере досудебного производства. То есть люди также могут обращаться по вопросам расследования уголовных дел.
У человека появился выбор: идти к прокурору, который в свою очередь может удовлетворить или не удовлетворить его жалобу, или к начальнику следственного подразделения.

Какое внимание уделяется расследованию уголовных дел прошлых лет? Переданы ли в УСК такие дела?
Уголовные дела органов внутренних дел, финансовых расследований и прокуратуры переданы в СК. То есть дел, расследование которых не окончено, не поступивших в СК, нет. Уголовные дела, производство которых было приостановлено, также переданы СК. Мы обязаны их расследовать.

Расскажите, пожалуйста, о технической стороне создания УСК: численности, специальной форме, знаках отличия, из каких структур преимущественно пришли сотрудники, как осуществлялся отбор и т.д.
Штатная численность УСК по Минской области составляет 819 человек. Работающие сотрудники — это в основном бывшие следователи органов внутренних дел, финансовых расследований и прокуратуры. То есть органов, которые и раньше занимались расследованием дел, люди, знающие свою работу. В своем деле они профессионалы. До службы в УСК была проведена аттестация следователей на соответствие занимаемой должности. В основу отбора лег в первую очередь уровень профессионализма. Вопрос формы прорабатывается, а пока сотрудники носят ту, что была выдана по прежнему месту службы.
Беседовала Виктория МОСКАЛЕНКО. .

Источники:
http://sk.gov.by/ru/about-comitet-ru
http://news.21.by/other-news/2012/02/18/467592.html

Читайте также:
Adblock
detector