В чем обвиняли тамплиеров

22 сентября 1307 года Королевский совет принял решение об аресте братьев Ордена тамплиеров, рыцарей-храмовников, находившихся на территории Франции. Операция готовилась три недели в строжайшей тайне. Королевские чиновники, командиры военных отрядов, а также местные инквизиторы до последнего момента не знали, что им предстояло совершить. Приказы о начале арестов, поступили в запечатанных пакетах, которые разрешалось вскрыть лишь в пятницу, 13 октября.

Храмовники были захвачены врасплох, сопротивление было бессмысленно. Арестованным были приписаны преступления против религии и нравственности: богохульство и отречение от Христа, культ дьявола, распутная жизнь, различные извращения. Инквизиторы и королевские слуги вели допросы с применением жестоких пыток. В результате были получены необходимые показания. Король Франции Филипп IV собрал в мае 1308 года Генеральные штаты, чтобы заручиться их поддержкой и тем самым нейтрализовать любые возражения папы. Тот узнал об акции, проведенной Филиппом, лишь после ее свершения. Формально спор с Римом велся о том, кому надлежит судить тамплиеров, но по существу, о том, кто унаследует богатства храмовников.

Тамплиеры должны быть привержены бедности, целомудрию и послушанию. «Рыцари Христа» должны носить одежду (рясу или накидку) белого цвета, которая станет затем знаменитым символичным плащом (служитель Бога покидает жизнь мрачную, чтобы посвятить своему создателю жизнь, полную чистоты и света). Однако Орден получал богатые земельные и денежные пожертвования и вскоре разбогател, превратившись во влиятельную политическую силу, а участие в крестовых походах принесло ему воинскую славу. Финансы были одним из главнейших занятий Ордена.

Тамплиеры являются изобретателями чеков. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Ордена брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов. Таким образом, денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников. Со временем храмовники стали крупнейшими кредиторами Европы.

Кроме того, Орден вел активные строительные работы, менее чем за сто лет тамплиеры построили в Европе 80 соборов и 70 церквей. Также храмовники занимались строительством дорог, которые сами же охраняли, а на перекрестках строили комтурии, где путешественники могли остановиться на ночлег. Примечательно, что за проезд по дорогам тамплиеров не взималась таможенная пошлина.

Значительной была благотворительная деятельность Ордена. Устав предписывал храмовникам трижды в неделю кормить бедных в своих домах.

Постепенно Орден сложился в жесткую иерархическую структуру с великим магистром во главе. Они распределялись по четырем разрядам — рыцарей, капелланов, оруженосцев и слуг. По оценкам, во времена наибольшего могущества в Ордене насчитывалось около 20 тысяч членов.

Финансовая деятельность и непомерные богатства ордена вызывали зависть и вражду первых лиц, особенно французского короля Филиппа IV Красивого, который опасался усиления тамплиеров и, испытывая постоянную нехватку денег. Особые привилегии ордена вызывали недоброжелательство к нему со стороны церковного клира.

Наиболее жестоким было преследование тамплиеров во Франции. 13 октября 1307 года с 6 часов утра храмовников начали арестовывать и заключать в тюрьмы. К ним сразу же применялись пытки. В качестве свидетелей на процессах часто использовали малообразованных братьев Ордена.

Именно во Франции рыцарей Ордена Храма стали впервые сжигать на кострах. Под пытками храмовники признавались во всех грехах. Истязания были настолько ужасны, что один из рыцарей Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». Но после, на следующем допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах.

Были сожжены: 54 тамплиера в Санской епархии 12 апреля 1310 года; там же сожгли позднее еще 4 тамплиеров; в апреле 1310 года 9 тамплиеров в Санлисе; 3 тамплиеров в Пон де Л`Арк; де Молэ и де Шарнэ 18 марта 1314 года.

В других странах: в Лотарингии жгли многих, герцог Тибо Лотарингский был вассалом Филиппа IV Красивого; сожжены тамплиеры из 4 монастырей в Марбурге; возможно, сожжены 48 тамплиеров в Италии, хотя епископ Дени утверждал, что в Италии не был сожжен ни один тамплиер.

Пытки к тамплиерам применялись почти везде, кроме Кипра, Кастилии, Португалии, Трира и Майнца, но в тюрьму их заключали обычно не внезапно, как во Франции. С них могли брать слово чести и оставлять в своих замках — как в Англии и на Кипре; могли вообще не арестовывать, а вызывать на суд. Так делали в Трире, Майнце, Ломбарде и даже в Папской области.

В Германии меры, применяемые к тамплиерам, зависели от отношения к ним местных светских властей. Бурхард III Марбургский тамплиеров не любил и сжег рыцарей из четырех монастырей — за что их родственники причинили ему потом большие неприятности.

Тамплиеры Кипра, которых на острове было 118 братьев всех степеней (75 — рыцари), сначала несколько недель оборонялись, потом были арестованы на честное слово.

На Майорке все 25 тамплиеров с 22 ноября 1307 года закрылись в наставничестве Матте. Позже, в ноябре 1310 года, к ним присоединился Рамон Са Гвардия. На процессе 1313 года тамплиеры признаны не виновными.

3 апреля 1312 года Климент V выпустил буллу «Vox in excelso», в которой говорил, что осудить Орден за ересь нельзя, но тамплиеры добровольно сознались в заблуждениях, а это отвратит верующих, которые больше не будут вступать в Орден. Таким образом, Орден решили расформировать, все имущество тамплиеров переходило к ордену св. Иоанна.

Затем тамплиеров за исключением руководства Ордена начали выпускать из тюрем. Часть рыцарей влилась в орден св. Иоанна. Обязанность содержать бывших тамплиеров возлагалась на тех, кому перешло их имущество.

С помощью этого процесса без всякой борьбы была уничтожена конгрегация, которую считали самой гордой, самой счастливой и самой сильной в Европе. Никто не осмелился бы напасть на нее, если бы инквизиционное судопроизводство не дало в руки ловких людей необходимые средства, чтобы облечь в законную форму обыкновенный грабеж.

В настоящее время официально рыцарей ордена тамплиеров не существует, так как папа подписал буллу, ликвидирующую орден. В наше время тамплиеров православная церковь считает Еретиками.

Не так давно члены организации, называющей себя тамплиерами, направили в Ватикан письмо, в котором выразили надежду, что римская католическая церковь принесет им свои извинения за позорную казнь глав ордена и за все несправедливости, случившиеся с ведома папы 690 лет назад.

Письмо пришло в Ватикан еще на имя папы Иоанна Павла II от «Совета священников и действующего гроссмейстера».

По мнению представителей нынешнего ордена, высказанным в печати, многие признаки указывают на то, что глава католической церкви готов вновь пойти на контакт с тамплиерами.

Читайте также:  Что делать если тебя незаслуженно обвиняют

Медиаблок:

Загадки Библии: рыцари-тамплиеры (документальный фильм)

(Все материалы «Дело №…» читайте здесь )

Комментарии: 0

Часто таких псевдоеретиков обвиняли в связях с дьяволом, в поклонении ему, в совершении сатанинских мерзко-пакостных церемоний, колдовстве и тому подобных вымышленных преступлениях, в которых обвинялись в известной степени уже и катары.

Подобного же рода фантастические обвинения были выдвинуты и против ордена тамплиеров, процесс против которых, состряпанный французским королем и инквизицией, французский историк М. Мишле считает самым громким из всех, имевших место в средние века (Proces des Templiers publie par M. Michllet, Paris, v. 1, 1841, p. IV). В результате несметные сокровища этого ордена перекочевали в сундуки его судей, а признавшиеся под пытками в мифической ереси руководители ордена закончили свои дни на костре или в казематах инквизиции.

В конце XIII в. тамплиеры были изгнаны из Палестины, многие из них вернулись во Францию, которой правил тогда король Филипп IV Красивый, стремившийся всемерно укрепить свою власть над феодальными сеньорами. Постоянные распри с ними и продолжительная война против фламандцев и англичан истощили королевскую казну. В поисках средств Филипп стал фальшивомонетчиком: он выпустил низкопробную монету. Он конфисковал имущество евреев и изгнал их из страны. Но всего этого ненасытному королю оказалось недостаточнр: его расходы явно превышали доходы от налогов и грабежей. Филипп обратил внимание на орден тамплиеров, которому он задолжал полмиллиона ливров, что его особенно тяготило. Сперва Филипп пытался навязать ордену своего сына на пост гроссмейстера. Когда из этой затеи ничего не получилось, то король и его советники решились на более рискованную, но все же сулившую им успех операцию: обвинить храмовников в ереси, получить с помощью инквизиции у них соответствующие признания и на этом основании конфисковать в пользу королевской казны их богатства. Правда, чтобы грабеж носил характер законной операции, грабителям следовало заручиться благословением папы римского, которому тамплиеры непосредственно подчинялись. Филипп без особого труда преодолел это препятствие. Папа Климент V, бывший архиепископ Бордо Бертран де Гот, был креатурой Филиппа, получил папскую тиару при его поддержке.

Будучи отвергнут Римом, Климент V установил свою резиденцию в Авиньоне, где по существу находился под контролем французского короля. Хотя этот контроль и тяготил папу, он тем не менее, выполняя волю своего покровителя, согласился покрыть своим авторитетом расправу над орденом тамплиеров. Напомним, что речь идет о том самом Клименте V, который с таким ожесточением преследовал Апостольских братьев и по распоряжению которого были подвергнуты изуверской казни Дольчино и его последователи.

Вдохновленный идеей присвоить сокровища тамплиеров, Филипп Красивый начал осуществлять свой коварный план с того, что поручил своему приближенному — министру Ногарэ и инквизитору Франции Имберту тайно собрать компрометирующие орден данные.

И тот и другой ретиво и изобретательно принялись выполнять королевское поручение. Интересно отметить, что Ногарэ был внуком казненного в свое время инквизицией катара, что, возможно, способствовало тому энтузиазму, какой он проявлял в деле разгрома ордена тамплиеров, одного из оплотов католической церкви. Что же касается инквизитора Имберта, то, будучи личным исповедником короля, он был душой и телом предан своему повелителю.

13 сентября 1307 г. Филипп Красивый, ссылаясь на просьбу инквизитора, отдал секретный приказ арестовать всех тамплиеров, проживающих во Франции, и на­ложить секвестр на все их имущество под предлогом, что они собирались покинуть страну, захватив свои сокровища.

Нетрудно вообразить, какое впечатление написанный в таких выражениях приказ произвел на полицейские власти Франции.

Операция по поимке тамплиеров была проведена основательно, в застенки инквизиции попали почти все члены ордена во главе с гроссмейстером Жаком де Молэ (1244-1314) и его наместником (визитатором) Гуго де Перо. Только восемь тамплиеров избежали ареста, покончив жизнь самоубийством.

Король приказал держать арестованных в строгом одиночном заключении, комиссарии инквизиции должны были допрашивать их поодиночке и обещать им прощение взамен за признание; в случае отказа повиноваться арестованных следовало предупредить, что против них будут применены пытки, упорствующих же ждет костер. Показания тамплиеров, скрепленные печатью инквизиторов, должны были немедленно доставляться королю. Разумеется, засадить за решетку всех членов столь могущественного и заслуженного ордена, против которого никогда не выдвигалось никаких крамольных обвинений, было дело нешуточное даже для французского короля и всесильной инквизиции. Поэтому делу тамплиеров сопутствовала необычайная для деятельности инквизиции пропагандистская кампания, которая должна была убедить общественное мнение в том, что арестованные действительно были повинны в ереси.

На следующий день после того, как почти все храмовники во главе с их гроссмейстером Жаком де Молэ оказались в застенках св. трибунала, инквизитор собрал в соборе Парижской богоматери магистров Парижского университета и членов соборного капитула и ознакомил их с предъявленными ордену обвинениями.

Между тем инквизитор Имберт не терял даром времени. Он и его сотрудники с 19 октября по 24 ноября допросили 138 храмовников с таким успехом, что все, за исключением трех, сознались в предъявленных им обвинениях. Столь же эффективно велось следствие и в провинции.

О том, какими средствами пытались инквизиторы вырвать признание у арестованных, говорит большое число погибших во время следствия тамплиеров. В Париже таких жертв инквизиции было 36, в Сансе — 25 и т. д.

Подобного же рода противоречия встречаются в показаниях тамплиеров и по всем другим пунктам обвинения. Но это отнюдь не смущало инквизиторов и Филиппа Красивого. Они-то прекрасно знали, что все эти обвинения не стоят выеденного яйца и сочинены ими же самими с единственной целью — добиться осуждения ордена и завладеть таким образом его богатствами и сокровищами, накопленными в результате грабежей на Востоке и эксплуатации тысяч братьев-служителей. В данном случае грабитель более могущественный грабил грабителя менее сильного, обычное явление в классовом обществе. Новым являлось то, что этот разбой происходил под богоугодным предлогом искоренения ереси и с согласия римского папы.

Как всегда, когда церковь обнаруживала новую ересь, инквизиция, чтобы отяготить вину тамплиеров, не довольствовалась констатацией их собственных (сочиненных в данном случае ею же самою) еретических заблуждений, но приписывала им крамольные верования других еретических учений, осужденных ранее церковью. В частности, тамплиеры обвинялись в том, что они разделяли заблуждения манихеев, гностиков и других еретиков прошлого. Хотя некоторые из арестованных и в этом признались, вряд ли следует доказывать, что в их признаниях, полученных в результате деятельности палача, имелась хоть какая-то доля истины.

Папа Климент V одобрил действия французской инквизиции, потребовав только отдать их имущество под контроль двух кардиналов, надеясь, не без основания, урвать себе соответствующую долю. Филипп не возражал, учитывая, что предложенные папой кардиналы были, как и он сам, его креатурами.

Однако несколько месяцев спустя Климент V, по-видимому опасаясь, что Филипп оставит его без обещанной награды, неожиданно запретил французским инквизиторам и епископам продолжать следствие по; делу тамплиеров, присвоив лично себе дальнейшее его; ведение.

Такое поведение папы, пытавшегося набить себе цену, вызвало ярость Филиппа. Он обвинил главу католической церкви в потворстве еретикам, что было равносильно обвинению в ереси.

Вскоре после заключения соглашения по приказу Филиппа из Парижа были направлены папе, находившемуся в Пуатье, 72 арестованных храмовника. Папа побоялся личной встречи с Молэ и другими иерархами ордена: ведь они могли отречься от своих показаний и разоблачить как его действия, так и его покровителя Филиппа. Климент V отдал приказ задержать Молэ и других иерархов ордена на полпути, остальные же были доставлены в Пуатье. Здесь кардиналы — доверенные лица Филиппа подвергли узников предварительной обработке, угрожая в случае отказа от ранее сделанных признаний сжечь их как еретиков-рецидивистов. Только после того, как кардиналы убедились, что их жертвы хорошо усвоили предназначенную им роль, тамплиеров представили кардинальской коллегии во главе с папой, перед которой несчастные полностью подтвердили вырванные у них ранее инквизицией клеветнические показания.

Вслед за этим папа разразился новой серией булл, в которых орден тамплиеров всячески поносился и христианские князья призывались принять против него самые решительные репрессивные меры.

Однако преследование тамплиеров, по-видимому, встретило в среде церковной иерархии и феодалов значительное сопротивление. Поэтому папа был вынужден лавировать. 12 августа 1309 г. он создал под председательством Нарбонского архиепископа комиссию, перед которой арестованные тамплиеры получили возможность выступить в защиту своего ордена. Гроссмейстер Молэ и другие руководители тамплиеров, ссылаясь, что они подсудны только папе и недостаточно квалифицированны выступать в роли адвокатов своего ордена, отказались дать показания комиссии. Но среди рядовых тамплиеров нашлись более мужественные люди, чем их вожди. Мно­гие из них отреклись перед комиссией от показаний, вырванных у них угрозами и пытками.

Одновременно с этими казнями соборы примиряли с церковью и выпускали на свободу тех тамплиеров, которые, признавшись в ереси, отрекались от нее. Таких было подавляющее большинство.

В этих условиях в октябре 1311 г. во Вьенне близ Лиона собрался XV вселенский собор, которому предстояло окончательно решить судьбу тамплиеров. На нем присутствовало около 300 епископов из Франции, Италии, Венгрии, Англии, Ирландии, Шотландии и других католических стран. Обстановка на соборе была накаленной. Климент V, опасаясь, что на него может быть произведено покушение, окружил себя сильной охраной. Он предупредил и Филиппа, чтобы тот принял меры предосторожности.

Во время следствия гроссмейстер Молэ и другие высшие чины ордена, опасаясь костра, по существу предали своих братьев, подтвердив все нелепейшие обвинения инквизиции.

Как уже было сказано, папа обещал судить их сам или через своих полномочных представителей.

Папского суда Молэ и его коллегам по несчастью пришлось дожидаться в заточении долгих семь лет. Суд над ними состоялся только 18 марта 1314 г. В этот день на эшафоте, возведенном перед собором Богоматери в Париже, заняли места гроссмейстер ордена Молэ, магистр Нормандии Жофруа де Шарнэ, визитатор Франции Гуго де Перо и магистр Аквитании Годфруа де Гонвиль. Учитывая, что все четверо сознались и раскаялись в своих еретических заблуждениях, церковный суд во главе с тремя кардиналами, представлявшими Климента V, осудил их на пожизненное тюремное заключение.

Но когда, казалось, на этом и завершится последний акт бесподобного дела тамплиеров, судьба распорядилась иначе. Не успел один из кардиналов зачитать приговор, как со своих мест поднялись Молэ и Жофруа де Шарнэ, одетые в шутовские одежды кающихся грешников, и громогласно заявили, что вовсе не признают себя еретиками, а считают себя виновными в позорной измене ордену, который они, спасая свои головы, обвинили в вымышленных преступлениях. Орден был чист и свят, утверждали они, обвинения же, возведенные на него, как и их прежние признания,- ложь и клевета.

Что касается имущества и сокровищ тамплиеров, то хотя Вьеннский собор постановил передать их ордену госпитальеров, по существу они остались в руках французской короны и светских князей, завладевших ими.

Филипп не только завладел всеми сокровищами тамплиеров, но еще заставил госпитальеров в виде компенсации уплатить ему 200 тыс. ливров (Lecler J. Vienne, p. 95-96). Всего же, по подсчету некоторых историков, упразднение ордена принесло этому королю огромный куш в 12 млн. ливров (Lobet M. La tragique Histoire du l’Ordre du Temple. Bruxelles 1954. p. 112). Этого показалось мало его преемнику Людовику X, который ухитрился получить с госпитальеров еще 50 тыс. ливров.

История сыграла еще более злую шутку над французским королевским домом. В революцию 1789 г. Людовик XVI был заточен в Тампле, где некогда помещалось руководство тамплиеров во Франции. Оттуда его отвезли на гильотину.

Ренэ Жилль в известной степени прав: запрет ордена тамплиеров способствовал укреплению французской короны, однако прошли столетия, монархия изжила себя, и Людовику XVI пришлось заплатить головой не только за свои преступления, но и за преступления своих предшественников.

Прошло свыше шести столетий после процесса над орденом тамплиеров и казни его руководителей, а книги об этих событиях продолжают появляться. О них пишут, как будто они произошли только вчера. Мудрая богиня Клио, всевидящая и всезнающая, действительно никого и ничто не забывает, никому и ничего не прощает.

Ватикан публикует документы, оправдывающие тамплиеров

Ватикан решил опубликовать книгу с архивными документами, рассказывающими о процессе над членами знаменитого и таинственного ордена тамплиеров, которых в начале XIV века признали еретиками, отрекшимися от Христа, и сожгли на костре. Книга воспроизводит так называемый Шинонский список — протокол допроса руководителей ордена, который представители Папы Римского Климента V провели 17-20 августа 1308 года во французском замке Шинон (откуда и название документа).

Шинонский список, ссылки на который часто встречались в различных источниках, долгое время считался пропавшим. Однако в 2001 году молодая итальянская исследовательница Барбара Фрале (Barbara Frale) обнаружила его, работая в ватиканских архивах. Публикация организована Секретным архивом Ватикана и Итальянским культурным фондом Scrinium. Презентация должна состояться 25 октября. Первый экземпляр книги будет вручен непосредственно Папе Бенедикту XVI.

Издание уникально, о чем отчасти свидетельствует его цена: по данным агентства Reuters, книгу большого формата, которая продается в футляре из мягкой кожи, можно будет приобрести за 5900 евро. Впрочем, книга, как любое серьезное научное издание, не предназначена ни для широкой коммерческой продажи, ни для широкой публики — тираж составляет всего 799 экземпляров. В первую очередь она появится в университетских библиотеках и в центрах исследований по медиевистике.

В книге представлены репродукции латинских текстов очень высокого качества, снабженные соответствующими исследовательскими комментариями. Как отметила Барбара Фрале, публикация Шинонского списка является чрезвычайно значимым событием, потому что до сих пор оригинальные документы о процессе над тамплиерами не были доступны исследователям.

Однако еще более значимым представляется тот факт, что, по словам самой же Фрале, публикация Шинонского списка поможет по-новому взглянуть на роль Святого Престола в процессе над тамплиерами и провести переоценку ранее устоявшихся представлений, во многом негативных.

История возникновения ордена Тамплиеров, или «Бедных рыцарей Христа и храма Соломона», восходит к первому крестовому походу, в ходе которого 15 июля 1099 крестоносцы взяли Иерусалим. В 1118 году вассал графа Шампанского Гуго де Пайен вместе с Годфруа де Сент Омером основали орден для защиты паломников, направлявшихся в Святую землю, от разбойников и грабителей.

Члены ордена «обещали навечно жить, как обыкновенные каноники, без имущества, согласно обетам целомудрия и послушания». Поскольку собственного пристанища у рыцарей не было, король Иерусалима Бадуэн II разрешил им расположиться в крыле своего дворца, построенного на месте Храма Соломона, откуда собственно и пошло название «рыцари храма», «храмовики» и тамплиеры (temple — храм).

Изначально рыцарей было девять, и девять лет они жили, никого не принимая в свой круг. В 1128 году на Соборе в Труа папа Гонорий II утвердил орден Храма и его устав. Первым магистром стал Гуго де Пайен. Рыцарям была положена белая одежда, символизирующая чистоту помыслов и здоровье плоти, оруженосцам — одежда коричневого цвета. В 1147 году им разрешили нашивать с левой стороны красный крест.

Последующие наместники престола Святого Петра своими буллами даровали тамплиерам множество привилегий, в том числе освобождение от налогов, безраздельное право на военную добычу, но главным стало то, что тамплиеры стали подчиняться церкви, а не феодалам. Более того, в 1199 году Папа Иннокентий III даже духовенству запретил отлучать рыцаря или капеллана Храма.

Все это привело к тому, что орден тамплиеров в скором времени стал могущественной и богатой организацией, располагающей крепостями на Ближнем Востоке и собственными монастырями-командорствами в Европе, которые занимались сбором финансовых средств.

Ситуация осложнилась после 1291 года, когда мусульмане вытеснили христиан из Святой земли. Тамплиеры были вынуждены вернуться в Европу, но при этом цель существования ордена — защита паломников, направлявшихся в Святую землю — отчасти потеряла смысл. Многочисленный и хорошо вооруженный орден, подчиненный Папе, представлял очевидное неудобство для европейских монархов, которые к тому же стремились прибрать к рукам легендарные богатства ордена Храма.

13 октября 1307 года по приказу французского короля Филиппа Красивого большинство тамплиеров, находившихся во Франции, были арестованы по обвинению в ереси. Их обвинили в том, что они отреклись от Христа.

Во время обряда посвящения в орден новичок якобы должен был плюнуть на распятие, поскольку крест являлся всего лишь орудием казни. Кроме того, испытуемые якобы должны были поцеловать присутствовавших на церемонии членов ордена в поясницу и пупок. Тамплиеров обвиняли в содомии. При этом в пример приводили печать ордена, где два рыцаря сидят один за другим на одном коне. Утверждалось, что тамплиеры поклонялись идолу Бафомету — огромной голове с горящими глазами и бородой — и черной кошке, а также занимались ворожбой и колдовством.

В процессе дознания к тамплиерам применялись пытки, многие сознавались в том, что отреклись от Христа, однако потом «повторно впадали в ересь», заявляя, что признания были выбиты у них насильно, что «пытка спрашивает, а боль отвечает». В этой связи многие историки утверждали, что Святой Престол предал рыцарей ордена Храма, уступив давлению и отдав их в руки французского короля. Папа Климент V якобы боялся повторить судьбу своих предшественников Бонифация VIII и Бенедикта XI, которые были убиты по указанию Филиппа.

Шинонский список, напротив, дает основания предполагать, что Ватикан пытался противодействовать Филиппу Красивому. По результатам допроса, который провели в замке Шинон посланные Папой кардинал-епископ Беренгар (Berengar), кардинал-епископ Стефан (Stephane) и кардинал-диакон Ландольф (Landolf), руководители ордена тамплиеров, в том числе Великий магистр Жак де Моле, были оправданы. Их не признали еретиками.

Выводы папских посланников во многом соответствовали взглядам самого Папы, который, как утверждает Барбара Фрале, хотя и признавал за рыцарями-храмовиками ряд нарушений и злоупотреблений, никогда не считал их виновными в ереси, как, например, тех же альбигойцев. По мнению исследовательницы, процесс над тамплиерами, проходивший с 1307 по 1312 год, можно рассматривать как эпизод политической борьбы между Святым Престолом и Филиппом Красивым.

С учетом ряда фактов можно предположить, что Святой Престол старался вывести тамплиеров из-под удара. В тех областях, где следствие вели священники, так или иначе подконтрольные французскому монарху, тамплиеров признавали виновными, зато перед лицом специальной папской комиссии им почти удалось оправдаться. По крайней мере, 600 членов ордена укрепились в решимости защищаться до конца, как представляется, в надежде на оправдание.

В октябре 1311 года во Вьенне XV Вселенский собор отказался распустить орден тамплиеров, из 140 кардиналов лишь четверо проголосовали за роспуск. Тогда на Собор во главе войска явился Филипп Красивый и, угрожая расправой, вынудил Климента V фактически единолично распустить орден. Собравшимся на Соборе святым отцам было приказано молчать под страхом отлучения от церкви. В 1312 году Папа подписал буллу о роспуске ордена Храма, но вновь не в интересах Филиппа Красивого: имущество было передано другому ордену — госпитальерам. Однако Филипп все же добился своего, изъяв у госпитальеров крупную сумму в качестве компенсации за ущерб казне во время «праведного расследования».

Таким образом, Клименту V все же пришлось уступить грубой силе. 18 марта 1314 года Великий магистр ордена Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарне предстали перед папским судом в Париже и были приговорены к пожизненному тюремному заключению. В ответ они вновь прилюдно заявили, что оговорили себя под пытками. По приказу Филиппа Красивого в тот же вечер их сожгли на маленьком наносном «Еврейском» острове на Сене как повторно впавших в ересь.

Однако тамплиеры были осуждены лишь во Франции. В Германии, Испании, Португалии, Шотландии и на Кипре они были оправданы, хотя владения ордена в большинстве случаев перешли к светским властям. В Англии после короткого ареста их также освободили. Весьма вероятно, что в какой-то степени это было обусловлено позицией Святого Престола. Тем не менее, перед казнью Жак де Моле проклял обоих политических противников — и Филиппа Красивого, и Климента V, — призвав их в течение года явиться на Божий Суд.

Климент V умер 20 апреля, а Филипп Красивый погиб на охоте 29 ноября 1314 года.

Источники:
http://scisne.net/a-475?pg=17
http://lenta.ru/articles/2007/10/12/templar/

Читайте также:
Adblock
detector