Кто в суде поддерживает государственное обвинение

Государственный обвинитель – это поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Права прокурора на судебных стадиях уголовного процесса РФ.

Прокуроры не осуществляют надзора за деятельностью судов, они поддерживают государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Поэтому при осуществлении уголовного судопроизводства он наделен следующими правами:

1) получить копию постановления судьи:

а) о направлении уголовного дела по подсудности;

б) о назначении предварительного слушания;

в) о назначении судебного заседания (ч. 1 ст. 227 УПК РФ);

г) о прекращении уголовного дела на стадии подготовки к судебному заседанию (ч. 4 ст. 239 УПК РФ);

2) знакомиться с материалами дела (ч. 4 ст. 246 УПК РФ);

3) иметь время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246 УПК РФ);

4) участвовать в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 246 УПК РФ);

5) поддерживать перед судом государственное обвинение (ч. 4 ст. 246 УПК РФ);

6) отказаться в порядке и по основаниям, установленным УПК РФ, от обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ), от осуществления уголовного преследования, с обязательным указанием мотивов своего решения (ч. 4 ст. 37 УПК РФ);

7) изменять обвинение в сторону смягчения в ходе предварительного слушания (ч. 5 ст. 236 УПК РФ), а также во время судебного разбирательства вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 8 ст. 246 УПК РФ);

8) заявлять ходатайства (ст. 230 УПК РФ);

9) в начале судебного следствия по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения изложить предъявленное подсудимому обвинение (ч. 1 ст. 273 УПК РФ);

10) представлять доказательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);

11) участвовать в исследовании доказательств (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);

12) излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);

13) участвовать в прениях сторон (ст. 292 УПК РФ);

14) высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);

15) знакомиться с протоколом судебного заседания (ч. 7 ст. 259 УПК РФ).

Прокурор имеет и иные права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

А. Александров, доцент Нижегородской академии МВД РФ.

С. Белов, заместитель прокурора Нижегородской области.

Принцип состязательности и равноправия сторон в уголовном процессе находит свое проявление в требовании закона (ч. ч. 1, 2 ст. 246 УПК РФ) об обязательном участии государственного обвинителя в судебном разбирательстве по уголовным делам публичного и частнопубличного обвинения. Выполнение этого требования возложено на прокурора: согласно ч. 4 ст. 37 УПК именно он поддерживает государственное обвинение в суде, обеспечивая его законность и обоснованность.

В порядке, установленном законом, прокурор может поручить, т.е. делегировать, выполнение своих обвинительных полномочий в суде должностному лицу органа дознания — дознавателю (п. 6 ст. 5 УПК).

Следовательно, государственное обвинение, поддерживаемое дознавателем, производно от прокурорского обвинения. Поэтому наделение дознавателя полномочиями государственного обвинителя ни в малейшей мере не колеблет фундаментальный принцип прокурорской монополии на обвинительную деятельность по делам публичного и частнопубличного обвинения. В любом случае только прокурор обладает исключительными полномочиями по осуществлению публичного уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения в судах общей юрисдикции, у мирового судьи.

Дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение у мирового судьи по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК. По остальным делам, по которым предварительное расследование проводилось в форме дознания, дознавателю может быть поручено прокурором поддержание государственного обвинения в районном суде. Так, в частности, из п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК вытекает, что по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, т.е. по тем делам, которые составляют подсудность как мировых судей, так и районного суда, дознание может производиться по письменному указанию прокурора. Таким образом, дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение в районном суде по делам, подсудным районному суду, о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым предварительное расследование проводилось в форме дознания.

Читайте также:  Обвинение в воровстве какая статья

Содержание обвинительных полномочий дознавателя на стадии судебного разбирательства в УПК прямо не указано. Но его можно определить с помощью анализа норм закона и его общего смысла.

Надзирающий прокурор поручает, т.е. наделяет полномочиями на поддержание государственного обвинения должностное лицо органа дознания. Надзирающий прокурор должен принимать решение о предоставлении такого рода полномочия дознавателю при утверждении обвинительного акта. В случае согласия с приведенными в нем выводами органа дознания прокурор утверждает его и поручает, если сочтет целесообразным, поддержание государственного обвинения должностному лицу органа, производившего дознание. Понятно, что прокуроры начнут делать это, когда будут созданы реальные условия для эффективного поддержания государственного обвинения указанными должностными лицами.

В каждом случае при даче поручения такого рода дознавателю прокурор должен учитывать обстоятельства дела, необходимость защиты прав и свобод человека и гражданина, другие относящиеся к делу факторы. Законодатель, очевидно, предполагает поручение государственного обвинения именно тому дознавателю, который производил дознание. Однако, на наш взгляд, прокурор вправе поручить поддержание государственного обвинения и другому дознавателю. Очевидно, что он может адресовать свое поручение и органу дознания с тем, чтобы его начальник сам определил должностное лицо, которое будет поддерживать обвинение в суде.

На наш взгляд, целесообразнее, чтобы государственное обвинение в суде поддерживали или начальник органа дознания, или, по его письменному указанию, один из работников органа дознания, за исключением того, кто непосредственно проводил оперативно — розыскные мероприятия по данному делу. В некоторых же случаях вообще нецелесообразно поручать поддержание государственного обвинения дознавателю, который производил дознание, поскольку суду, возможно, понадобится допросить последнего в качестве свидетеля.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 УПК прокурор может дать письменные указания органу дознания и дознавателю относительно поддержания государственного обвинения в суде с изложением своего мнения относительно вида и размера наказания, возмещения ущерба, доказательств, подлежащих представлению, и т.п.

В прилагаемом к уголовному делу сопроводительном письме в суд прокурор должен указать, что государственное обвинение по делу будет поддерживать представитель органа дознания — дознаватель. Полномочия государственного обвинителя в лице дознавателя должны быть удостоверены специальным процессуальным документом. Например, письменным поручением, письмом на имя мирового судьи, председателя районного суда, составляемым прокурором. В этом документе, сопровождающем направление дела в суд, прокурор указывает представителя органа дознания, который будет поддерживать государственное обвинение, и тем самым закрепляет его наделение соответствующей обвинительной властью.

Ввиду отсутствия прямых указаний закона допустим и другой способ оформления представительства дознавателя в качестве государственного обвинителя, например, в виде письменного поручения прокурора органу дознания поддержать государственное обвинение и письменного указания начальника органа дознания соответствующему должностному лицу осуществить поддержание государственного обвинения. Наличие указанного полномочия у начальника органа дознания вытекает из ч. 1 ст. 41 УПК.

В подобном случае прокурор должен быть уведомлен о должностном лице, на которого начальник органа дознания (в соответствии с поручением прокурора) возложит выполнение функции государственного обвинителя.

Смена обвинителя, которому прокурором было поручено поддержание государственного обвинения, не может происходить иначе как с согласия надзирающего прокурора, даваемого в письменной форме.

Читайте также:  Обвинительный приговор не может быть основан на

Процессуальные документы, которыми оформляются обвинительные полномочия дознавателя в суде, должны иметь соответствующие реквизиты: печать учреждения, бланк, подпись должностного лица, имеющего процессуальное полномочие принимать такого рода решение.

На наш взгляд, было бы целесообразным создание в органе дознания специальной группы обвинителей, — из числа наиболее подготовленных к такой деятельности сотрудников. Это было бы разумно, учитывая сложность, новизну для органов дознания судебной деятельности.

В органе дознания должна быть поставлена работа по подготовке к поддержанию государственного обвинения. Для этого по каждому делу, по которому производится дознание, должны собираться копии основных процессуальных документов и из них формироваться «досье обвинителя», в котором должны содержаться все необходимые процессуальные документы для поддержания обвинения в суде.

Как известно, в прокуратуре ведется надзорное производство по делу. В случае необходимости именно материалы надзорного производства могут служить прокурору основой для подготовки к обвинению. С другой стороны, в органе дознания не заведен порядок по формированию такого рода материалов. Существует поэтому опасность, что дознаватель, которому поручат поддержание государственного обвинения, не будет иметь возможности ознакомиться с материалами дела, если он сам не производил дознание.

Впрочем, не исключен и другой вариант. Надзирающий прокурор вместе с письменным поручением будет передавать в орган дознания (дознавателю) материалы надзорного производства по уголовному делу. Последнее должно быть возвращено прокурору с докладной обвинителя о результатах обвинения и копией судебного решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 226 УПК прокурор при утверждении обвинительного акта вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкие. Такое постановление прокурора безусловно обязательно для дознавателя, выступающего в роли государственного обвинителя. Вместе с тем важно все же учитывать его отношение к изменению обвинения. Следует исходить из того, что государственный обвинитель вправе приступить к поддержанию государственного обвинения только при наличии у него внутреннего убеждения в его доказанности. Поэтому нельзя принуждать дознавателя к поддержанию государственного обвинения против его воли. В случае принципиального несогласия прокурора с позицией государственного обвинителя первый должен решить в соответствии с ч. 4 ст. 246 УПК вопрос о замене государственного обвинителя или поддержать в суде обвинение лично.

Мы считаем, что вопрос о назначении государственного обвинителя должен решаться прокурором заблаговременно. Дознаватель, который будет поддерживать обвинение, должен начать подготовку к судебному разбирательству еще до направления дела в суд и продолжать ее до начала судебного разбирательства.

Прокурор должен принять на себя обязанность по поддержанию государственного обвинения по любому делу, когда этого требует защита публичного интереса, включая и те случаи, когда орган дознания не может обеспечить должный уровень поддержания обвинения в суде.

На представителя органа дознания, выступающего в качестве государственного обвинителя, распространяются правила, содержащиеся в ч. 5 ст. 246 УПК, — он пользуется всеми процессуальными правами государственного обвинителя как стороны в деле. В то же время самостоятельно распоряжаться обвинением, например отказаться от его поддержания полностью или частично или изменить обвинение, он, не получив на это согласия надзирающего прокурора, не может.

Окончательное решение относительно пределов и самой судьбы уголовного преследования в конечном счете принадлежит только прокурору. Только прокурор полномочен как изменять пределы обвинения (ч. 5 ст. 236, ч. 8 ст. 246 УПК), так и отказаться от него (п. п. 13, 16 ч. 2 ст. 37, ч. 7 ст. 246).

Обвинитель — дознаватель, придя к выводу о недоказанности обвинения или о наличии иных оснований для прекращения уголовного преследования, должен обратиться к прокурору для принятия соответствующего решения. С этой целью дознаватель должен просить суд об отложении судебного разбирательства (ч. 1 ст. 253 УПК). Затем ему следует сообщить об этом прокурору. Прокурор, в соответствии с ч. 4 ст. 246 УПК, в этом случае сам вступает в дело, заменяя ранее участвовавшего обвинителя. В возобновившемся судебном заседании прокурор по результатам исследования обстоятельств дела вправе или отказаться от обвинения, или принять иное решение.

Читайте также:  В чем иван грозный обвиняет курбского

Следуя именно такой логике, законодатель только прокурору предоставил право принесения апелляционного представления на приговор или постановление мирового судьи, не вступившие в законную силу.

Согласно ч. 4 ст. 354 УПК право внесения апелляционного или кассационного представления принадлежит государственному обвинителю. Однако в других нормах УПК, регламентирующих порядок апелляционного или кассационного производства, говорится только о прокуроре (ст. ст. 370, 385 УПК).

Следовательно, дознаватель — обвинитель обязан незамедлительно сообщить надзирающему прокурору о решении суда по делу, с тем чтобы тот использовал 10-дневный срок для принесения апелляционного (кассационного) представления на незаконное или необоснованное решение суда в порядке, предусмотренном УПК. Вполне оправданной будет практика представления дознавателем прокурору проекта представления в суд второй инстанции.

Таким образом, мы исходим из того, что поддержание государственного обвинения в суде дознавателем является для него продолжением обвинительной деятельности, начатой в период досудебной подготовки материалов уголовного дела. А для прокурора надзор за обвинительной деятельностью дознавателя является формой руководства публичным уголовным преследованием.

Лицо, поддерживающее от имени государства Обвинение в суде при рассмотрении уголовных дел. В СССР Г. о. выступают прокуроры, их заместители и помощники. Поддержание государственного обвинения — одна из форм осуществления прокурором надзора за точным исполнением законов. Г. о. принимает участие в исследовании доказательств в судебном заседании, даёт заключение по вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, участвует в судебных прениях, представляя суду свои соображения по поводу доказанности обвинения, применения уголовного закона и меры наказания и по др. вопросам. Существенное место в речи Г. о. занимают анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения по устранению этих причин и условий. Если Г. о. придёт к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения, предъявленного подсудимому, он обязан отказаться от обвинения, изложив суду мотивы отказа. Суд в этих случаях обязан продолжить разбирательство дела и разрешить на общих основаниях вопрос о виновности, исходя из рассмотренных доказательств и доводов всех участников судебного разбирательства. В зарубежных социалистических странах государственное обвинение в суде также поддерживает прокурор. В буржуазных государствах функцию Г. о. выполняют различные должностные лица, имеющие право осуществлять уголовное преследование. В США обвинение в Верховном суде США по делам исключительной важности поддерживает Атторней-генерал, в др. федеральных судах — атторнеи. В Великобритании для поддержания обвинения в судах по делам, затрагивающим интересы короны (государства), в 1879 была учреждена должность директора публичных преследований. Обвинителями выступают и др. должностные лица, в том числе и должностные лица полиции. Во Франции, согласно УПК 1958, государственное обвинение в судах поддерживают прокуроры, состоящие при каждом уголовном суде. В Швейцарии, ФРГ, Бельгии, Мексике, Венесуэле и др. Г. о. также являются прокуроры, состоящие либо при судах, либо при министерствах юстиции.

Источники:
http://wiselawyer.ru/poleznoe/10427-podderzhanie-gosudarstvennogo-obvineniya-sude-novaya-doznavatelya
http://gufo.me/dict/bse/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

Читайте также:
Adblock
detector