Кем производится розыск скрывшегося подозреваемого обвиняемого

Розыск следователем подозреваемых и обвиняемых: понятие и значение

Задачи, стоящие перед правоохранительными органами, в том числе и органами внутренних дел, требуют совершенствования всех направлений их деятельности по борьбе с преступностью, среди которых важное место занимает розыск подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от следствия и суда.

Известно, что предупредительное значение наказания обусловливается не его жесткостью, а его неотвратимостью. Важно не то, чтобы за преступление было назначено суровое наказание, а то, чтобы ни один случай преступления не остался безнаказанным.

Уголовно-процессуальное законодательство России направлено не только на создание надежных гарантий прав и свобод личности, вовлеченной в сферу уголовного судопроизводства, ее законных интересов, но и на повышение эффективности расследования преступлений, изобличения лиц, виновных в их совершении, и назначения им справедливого наказания.

Статистика последних лет показывает, что в России число скрывшихся по уголовным делам подозреваемых и обвиняемых не уменьшается. Уклоняясь от правосудия, эти лица нередко продолжают совершать противоправные деяния. Это не способствует обеспечению гарантированной Конституцией РФ защите прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступных посягательств, и реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступные деяния. Уклонение подозреваемых и обвиняемых от уголовной ответственности препятствует также и возмещению вреда, причиненного преступлением, требует проведения трудоемких и довольно сложных мероприятий по их поиску и задержанию.

Между тем в законе отсутствует четкая правовая регламентация разыскной деятельности следователя, что приводит к различным ее толкованиям в науке и недостаточно эффективному осуществлению в практической деятельности следователей. Ситуацию усугубляет и недостаточно высокий профессиональный уровень некоторых сотрудников органов предварительного следствия, которые не всегда имеют знания, необходимые для успешного розыска подозреваемых и обвиняемых.

Недостатки в деятельности по обнаружению лиц, скрывшихся от следствия, обусловлены и неправомерным самоустранением отдельных следователей от розыска подозреваемых и обвиняемых, непринятием ими необходимых мер по предупреждению уклонения лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности.

Для активизации и повышения качества разыскной работы следователей прежде всего предполагается строгое соблюдение ими требований уголовно-процессуального закона и ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность по обнаружению подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от следствия. Кроме того, эффективность разыскной деятельности в целом в немалой мере зависит от своевременного и обоснованного принятия следователем решений об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, объявления и осуществления розыска.

Розыск в узком смысле слова — это основанная на уголовнопроцессуальном, оперативно-разыскном законодательстве и подзаконных нормативных актах комплексная система следственных и иных процессуальных действий, оперативно-разыскных мероприятий, осуществляемая уполномоченными на то законом субъектами и направленная на обнаружение местонахождения известных объектов (например, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших).

Действующий уголовно-процессуальный закон, являющийся основной правовой базой разыскной деятельности следователя, регулирует розыск только в его узком значении, так как ст. 208—210 и 238 УПК РФ регламентируют процессуальные основания и порядок объявления розыска обвиняемого и подозреваемого и не затрагивают иных аспектов данной деятельности. Поэтому в юридической литературе розыск подозреваемых и обвиняемых часто определяют как основанную на уголовно-процессуальном, оперативно-разыскном законодательстве и подзаконных нормативных актах комплексную систему следственных и иных процессуальных действий, оперативно-разыскных мероприятий, осуществляемую уполномоченными на то законом субъектами и направленную на обнаружение местонахождения подозреваемых и обвиняемых.

В ведомственных нормативных актах по вопросам разыскной работы специально подчеркивается, что розыск, так же как предупреждение и расследование преступлений, являемся одним из основных направлений деятельности правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ.

Меры, направленные на обнаружение обвиняемых и подозреваемых, местонахождение которых неизвестно, в соответствии с предписаниями уголовно-процессуального закона (ст. 209, 210 УПК РФ) и ведомственных нормативных актов относятся к компетенции следователя и органа дознания.

Читайте также:  Как реагировать на необоснованные обвинения

Применительно к деятельности следователя профессором А.П. Гуляевым было высказано мнение, что, являясь особым направлением деятельности следователя, розыск подозреваемых и обвиняемых может быть отнесен к числу его процессуальных функций. Данная точка зрения была поддержана и многими другими авторами.

В соответствии со ст. 209 и 210 УПК РФ следователь обязан принимать меры к установлению места пребывания подозреваемого, обвиняемого как до, так и после приостановления производства по уголовному делу.

Нельзя отрицать, что такой подход нацеливает следователя на принятие активных мер по обнаружению лица, которое затем может стать подозреваемым, обвиняемым по расследуемому им уголовному делу. К тому же, как показывает практика, уклонение лица, совершившего преступление, от органов расследования в большинстве случаев происходит непосредственно после совершения преступления. В такой ситуации невозможно завершить расследование преступления, не обнаружив лица, в отношении которого имеются доказательства, дающие основания подозревать его в совершения преступления.

Однако, строго придерживаясь смысла уголовно-процессуального закона, деятельность следователя по установлению местонахождения лица, совершившего преступление, до приобретения им процессуального статуса подозреваемого или обвиняемого не следует именовать разыскной. В данном случае происходит поиск лица, заподозренного в совершении преступления, и установление данных о его личности.

В отличие от УПК РСФСР 1960 г., где следователь не вправе был объявить розыск и поручить его органам дознания до тех пор, пока лицо не будет привлечено в качестве обвиняемого, в УПК РФ предусмотрен и розыск подозреваемого. Согласно закону (п. 2 ч. 1 ст. 208, ст. 210 УПК РФ) объектами а деятельности следователя являются подозреваемые и обвиняемые, скрывшиеся от следствия либо местонахождение которых не установлено по иным причинам. Как показывает практика и специальные исследования по вопросам разыскной деятельности, неизвестность местонахождения подозреваемого и обвиняемого, не вызванная их стремлением избежать наказания за содеянное, — весьма редкое явление.

Таким образом, деятельность следователя по розыску подозреваемых и обвиняемых — это одно из направлений его деятельности, заключающееся в проведении комплекса разыскных, следственных и иных процессуальных действий в ходе расследования преступления, имеющее целью обнаружение местонахождения подозреваемых и обвиняемых.

Предварительное следствие приостанавливается, если:

1. лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

2. подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

3. место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

4. временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору.

Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых. До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям, предусмотренным пунктами 3) и 4), об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан.

Читайте также:  Когда объявляется розыск скрывшегося подозреваемого обвиняемого

Предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя после того, как:

1. отпали основания его приостановления;

2. возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого.

Розыск подозреваемого, обвиняемого

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Общие условия судебного разбирательства

Перед тем как рассматривать общие условия судебного разбирательства необходимо рассмотреть цели и задачи судебного разбирательства.

Характеризуя процессуальную деятельность суда, осуществляющего рассмотрение уголовного дела по существу, следует отметить, что в силу конституционного принципа состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) и соответствующего принципа уголовного процесса (ст. 15 УПК РФ), суд в судебном разбирательстве:

— не вправе осуществлять уголовное преследование;

— не вправе выступать на стороне обвинения или защиты;

— не должен допускать выполнение функции обвинения, защиты и
разрешения дела по существу одним и тем же органом или одним и тем же
должностным лицом;

— должен обеспечить необходимые условия для исполнения сторо­нами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных
им прав.

Основная задача суда в стадии судебного разбирательства состоит в том, чтобы объективно, полно и всесторонне исследовать все обстоятель­ства происшедшего и на основе собранных по делу доказательств вынести справедливое, законное и обоснованное судебное решение.

Важная роль в решении стоящих перед судом задач принадлежит судье, председательствующему в судебном заседании. В соответствии с требованиями ст. 243 УПК РФ председательствующий руководит судеб­ным заседанием и принимает все предусмотренные законом меры по обес­печению состязательности и равноправия сторон.

Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет состав суда; устанавливает личности участников процесса; организует и направляет ход исследования доказательств в соответствии с установлен­ным порядком; в совещательной комнате руководит совещанием судей, предшествующим постановлению приговора; оглашает принимаемые су­дом решения; совместно с судебным приставом обеспечивает соблюдение установленного законом порядка судебного заседания; разъясняет участ­никам судебного разбирательства их права и обязанности; знакомит с рег­ламентом судебного заседания, установленным ст. 257 УПК РФ, а также выполняет иные процессуальные действия, предусмотренные законом.

Распоряжения председательствующего, предпринятые в соответст­вии с требованиями закона, обязательны для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в зале судебного заседания.

Возражения любого участника судебного разбирательства противодействий — председательствующего заносятся в протокол судебного заседа­ния (ч. 3 ст. 243 УПК РФ).

После того как были установлены цели и задачи судебного разбирательства можно перейти к рассмотрению общих условий судебного разбирательства.

Среди общих условий судебного разбирательства особого внимания заслуживают требования закона о непосредственности, устности, гласно­сти судебного разбирательства.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 678 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

СТ 210 УПК РФ

1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Читайте также:  Что делать если обвиняют в вымогательстве

3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Комментарий к Статье 210 Уголовно-процессуального кодекса

1. Производство розыска поручается органу дознания, об этом следователь указывает в постановлении, которым объявляется розыск. Следователь вправе объявить розыск путем вынесения отдельного постановления и до приостановления производства следствия, а также одновременно с приостановлением производства по делу, тогда выносится общее постановление — о приостановлении следствия и объявлении розыска.

2. Следователь обязан указать конкретный орган дознания, на который возлагается проведение розыска. Им является орган, обслуживающий территорию, на которой производится следствие.

3. Поручение органу дознания розыска обвиняемого не означает прекращения работы следователя по делу. Уголовное дело остается в производстве у следователя, поэтому он продолжает выполнять по делу возможные разыскные действия, дает поручения о розыске органу дознания, контролирует ход розыска.

4. Орган дознания выполняет разыскные и оперативно-разыскные мероприятия по розыску подозреваемого или обвиняемого и обязан периодически сообщать следователю о результатах розыска.

6. Для эффективного производства розыска следователь должен владеть максимальной информацией о личности обвиняемого, состоянии его здоровья, особых приметах, его родственниках, связях с другими лицами, возможных местах его пребывания и т.п. Недостающую информацию следователь может получать после приостановления производства по делу внеследственным путем, соответствующие поручения о сборе данных могут быть даны органам дознания.

7. После принятия решения о розыске подозреваемого или обвиняемого следователь обязан направить в орган дознания пакет документов, а именно: постановление о приостановлении производства по делу (или отдельное постановление об объявлении розыска, если решение об этом принято до приостановления производства по делу); подробную справку о личности разыскиваемого с приложением фотографии обвиняемого при ее наличии и приведением словесного портрета разыскиваемого; постановление об избрании меры пресечения при наличии к тому оснований или о задержании в соответствии с ч. 3 ст. 210 УПК обвиняемого.

8. Мера пресечения в виде заключения под стражу в такой ситуации ввиду отсутствия обвиняемого или подозреваемого и невозможности их явки в суд избрана быть не может. Исключение составляет возможность заочного избрания данной меры пресечения в отношении лица, объявленного в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК).

9. После приостановления производства по делу сроки следствия не исчисляются. При нахождении производства по уголовному делу в приостановленном состоянии следует учитывать правила о сроках давности, установленные Уголовным кодексом РФ, которые при наличии к тому оснований подлежат применению. Так, уголовные дела, приостановленные в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, по истечении сроков давности (учитываются категория преступления, его квалификация) уголовного преследования, указанных в ст. 78 УК РФ, подлежат прекращению по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Такие решения принимаются только после установления этих лиц с соблюдением положений ч. 2 ст. 27 УПК РФ .
———————————
См.: Приказ Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» (п. 1.24).

Источники:
http://studopedia.net/5_19521_rozisk-podozrevaemogo-obvinyaemogo-pravovie-osnovi-i-poryadok-ob-yavleniya-v-rozisk.html
http://upkod.ru/chast-2/razdel-8/glava-28/st-210-upk-rf

Читайте также:
Adblock
detector