Какой прокурор утверждает обвинительное заключение

Такое решение прокурора оформляется в виде постановления.

Если есть изъяны в предварительном расследовании, прокурор не согласен с объёмом или квалификацией деяния или прокурор полагает, что обвинительное заключение составлено с нарушениями УПК, дело возвращается следователю (3). Это решение прокурора оформляется постановлением, в котором указаны основания принятия такого решения:

1. Для производства дополнительного следствия

2. Для изменения объёма обвинения

3. Для переквалификации действий обвиняемого

4. Для пересоставления обвинительного заключения

5. Для устранения недостатков

В каждом конкретном случае прокурор даёт письменные указания следователю в рамках прокурорско-надзорных отношений.

Сроки принятия решений. Есть два основных срока:

1) 10 суток – общее правило

Одновременно с анализом и рассмотрением материалов дела прокурор должен проверить законность, обоснованность меры пресечения в виде заключения под стражу с т.з. сроков применения этой меры. Прокурор имеет полномочие применить, отменить или продлить меру пресечения в виде заключения под стражу.

Зачем прокурор принимает решение о возбуждении ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста? Предельный срок содержания под стражей на досудебной стадии – 18 месяцев. Следователь всё сделал, но в момент нахождения дела у прокурора срок содержания под стражей заканчивается. Если его не продлить, то мы обвиняемого отпустим, а потом будем долго-долго его искать.

В УПК РФ в соответствии с решением КС РФ были внесены изменения. Прокурор, оценивая срок содержания под стражей или домашнего ареста, должен обеспечить законность содержания лица и применения меры пресечения до поступления дела в суд. Прокурор возбуждает ходатайство, которое суд может удовлетворить или отклонить. При поступлении дела в суд, уже он сам будет решать вопрос об обеспечении конкретной меры пресечения.

По общему правилу, в течение 10 суток прокурор должен принять соответствующее решение. В каких случаях этот срок может быть продлён?

1) Если дело достаточно сложное

2) Если дело объёмное (несколько томов), то

Вышестоящий прокурор при наличии ходатайства нижестоящего, который принял данное конкретное решение, может продлить указанный срок. Максимальный срок до 30 дней. Действующий УПК его продления не предусматривает.

При возврате дела прокурором следователю возникает конфликт интересов: процессуальной самостоятельности следователя и надзорных полномочий прокурора, с другой стороны

Когда мы рассматривали проблему процессуальной самостоятельности следователя, руководителя следственного органа как лица, осуществляющего ведомственный контроль. Есть определённые указания руководителя следственного органа, которые могут быть обжалованы. Некоторые же подлежат исполнению. Прокурор на этом этапе — фильтр, который гарантирует определённое качество УД при поступлении в суд.

Если это УД не будет соответствовать требованиям качества, то тогда суд вернёт прокурору уже дело для ликвидации тех нарушений, восполнения тех пробелов, которые имели место быть.

Действующий УПК при возложении на прокурора полномочий о возможности возвращения УД гарантирует определённую процессуальную самостоятельность следователя при получении таких указаний. Постановление прокурора о возвращении УД следователю может быть обжаловано, так как следователь имеет возможность не согласиться с этими указаниями. Для следователя установлено только 72 часа, в течение которых может быть обжаловано указание прокурора.

Указание прокурора при возвращении УД для производства дополнительных действий с согласия руководителя следственного органа обжалуется вышестоящему прокурору, при несогласии уже с согласия Председателя СК РФ всё это обжалуется Генпрокурору. Если речь идёт про ФСКН и МВД, ФСБ, то руководитель ФОИВ фактически совпадает по полномочиям с председателем СК РФ.

В данном случае тоже устанавливаются сроки – может возникнуть конфликт интересов участников процесса, следователей и прокуроров. Вышестоящий прокурор должен принять решение в течение 10 суток:

1) Признать, что следователь не прав

2) Отменить постановление нижестоящего прокурора

Если нижестоящий прокурор не прав, дело ему не возвращается, Тогда сам вышестоящий прокурор выполняет все полномочия прокурора на этой стадии – утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд вне зависимости от уровня суда и его подсудности. Вышестоящий прокурор точно так же определяет подсудность УД.

Подсудность не всегда определяется правильно. Впоследствии уже у суда может возникнуть вопрос о направлении уголовного дела по подсудности.

Обжалование решения прокурора приостанавливает исполнение этого решения. Если обвинительное заключение возвращается следователю, то при обжаловании его исполнение приостанавливается. Если решение не обжалуется, оно подлежит обязательному исполнению.

Если всё хорошо. Согласившись со следователем, признав качественное производство предварительного расследования и составление обвинительного заключения в соответствии с нормами УПК, прокурор направляет ОЗ в суд, но при этом обязательно уведомляет участников процесса (обвиняемого, защитника, потерпевшего, гражданского истца, ответчика, их представителей) о том, в какой суд направлено УД.

На этом этапе на прокурора возлагается обязанность разъяснить этим субъектам право заявить ходатайство о проведении предварительного слушания. Это одна из форм подготовки УД к слушанию, к назначению судебного заседания. Ст. 229 УПК РФ устанавливает случаи, когда проведение предварительного слушания обязательно. К таким ситуациям относится, например, наличие ходатайства о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей. Это может быть ситуация при заявлении участником процесса ходатайства о признании доказательства недопустимым в рамках уголовного судопроизводства.

На этом полномочия прокурора не исчерпаны. Обвинительное заключение составляет следователь, но его копию вручает обвиняемому прокурор.

Прокурор окончательно утверждает объём обвинения, соглашается или не соглашается с квалификацией деяния. Фактически, прокурор ставит точку на стадии предварительного расследования, в процессе формирования предварительного обвинения.

При наличии ходатайства копия обвинительного заключения вручается защитнику и потерпевшему.

На прокуроре лежит ещё одна обязанность – найти обвиняемого. Если он находится в местах ограничения свободы, то копия обвинительного заключения вручается через администрацию места содержания под стражей, например, СИЗО. В материалах УД обязательно должна быть расписка обвиняемого о получении им копии обвинительного заключения.

А если он не хочет получать? Отказывается подпись ставить в камере. Сам факт вручения обвинительного заключения очень важен. Есть определённые сроки, в течение которых мы не можем начать следующую стадию, стадию судебного разбирательства.

Сроки мы будем определять по дате вручения обвинительного заключения, чтобы у обвиняемого был промежуток времени подготовить свою позицию, подготовиться к отражению данного конкретного обвинения, если он того хочет, если он не хочет, чтобы у него было достаточно времени хотя бы на то, чтобы прочитать обвинительное заключение.

Обвинительное заключение по отдельным категориям УД иногда составляет целый том – читать его и читать.

Если в местах ограничения свободы лицо отказывается получить копию обвинительного заключения, то составляется рапорт, что была предпринята попытка вручить копию обвинительного заключения, в подписи данное лицо отказалось. В камере копию оставляют, разворачиваются и уходят.

Если обвиняемый не содержится под стражей, а находится на свободе. Его приглашают для получения соответствующих копий обвинительного заключения. Если лицо не является, с ним пытаются связаться ещё раз. В конце концов составляется рапорт. Вручение копий является обязательным. Если обвиняемый находится на свободе, не является к прокурору, то в материалах УД должны быть отражены попытки найти или пригласить обвиняемого для получения обвинительного заключения. Если они не увенчались успехом, прокурор может отправить материалы УД в суд, не вручая копию обвинительного заключения. В материалах Уд тогда должно быть обязательно указано о попытках вручить эту копию.

Читайте также:  Как сложилась жизнь марины лебедевой обвинившей стрельцова

1) Если лицо находится на свободе, оно фактически отказывается от добровольного получения копии

2) Лицо само определяет возможность реализации своих прав или отказывается от такой возможности

Для прокурора наличие таких бумаг, подтверждающих его усилия, фактически сводит на нет возможность суда возвратить уголовное дело прокурору. Невручение копии обвинительного заключения рассматривается как существенное нарушение права обвиняемого узнать, в чём он обвиняется, и права подготовиться к защите своей позиции. Отказ обвиняемого от такого права не должен быть негативным для всех остальных субъектов. Прокурор, если обвиняемый не является для получения ОЗ, имеет право направить дело в суд без вручения соответствующего акта.

Как же права обвиняемого? Эти права никоим образом не будут нарушены. При наличии уважительных причин и попыток прокурора вручить копию ОЗ, эта процедура будет осуществлена в суде I инстанции. Неделя, которая даётся на ознакомление с обвинительным заключением, будет учтена и соблюдена.

Если в суде обвиняемый будет говорить, что ему никто ничего не вручал и не искал, это не будет учтено, если в деле есть материалы о попытках ему что-нибудь вручить. Если же в материалах УД нет следов деятельности прокурора, оно возвращается прокурору.

Причины, по которым копия ОЗ не была вручена обвиняемому, обязательно должны быть указаны в материалах уголовного дела.

Дознание.

Вторая форма предварительного расследования, которую мы именуем как дознание. Дознание – узнавание каких-то обстоятельств и т.д. В некоторых государствах нет вообще предварительного следствия как такового, осуществляется дознание или предварительная подготовка материалов дела для суда. Например, по действующему УПК Украины. Там нет предварительного следствия, материалы собираются, передаются в суд, и суд фактически ведёт судебное следствие: оценивает доказательства, собирает дополнительные доказательства в полном объёме.

Дознание – это неоднородная форма:

1) В общем порядке

2) В сокращённой форме

Дознание в сокращённой форме появилось чуть больше года назад в 2013 году. Дознание в общем порядке – явление более древнее. Они отличаются сроками, процессуальным порядком. Речь идёт о некоторых ситуациях, когда дознание в сокращённой форме проводить невозможно. Мы попробуем всё это проанализировать.

Общими положениями для обеих форм дознания являются:

1. При производстве дознания в полной мере должны соблюдаться права и законные интересы участников процесса, здесь нет никаких изъятий.

2. Все процессуальные действия при производстве дознания осуществляются по общим правилам – общие правила производства процессуальных действий для дознания и следствия. Никаких изъятий. Защитник, переводчик специалист, можно назначать экспертизу, применять любые меры пресечения на сегодняшний день.

Посмотрим сначала общий порядок дознания, а потом определим изъятия из него при проведении дознания сокращённой форме.

Общий порядок дознания.

Они существенно отличаются от сроков предварительного следствия. Здесь есть максимальный предельный срок производства дознания, которого не было при производстве ПС. Общий срок производства дознания до 30 суток со дня возбуждения УД.

В отличие от срока предварительного следствия, срок дознания продлевается прокурором. Прокурор продлевает до 30 суток.

Если необходимо произвести экспертизу, срок может быть продлён прокурором района, города и соответствующими военными прокурорами до 6 месяцев, в которые включаются все сроки, которые были ранее.

В исключительных случаях прокурор субъекта РФ может продлить срок дознания до 12 месяцев, если это связано с исполнением запроса о правовой помощи.

Органы, осуществляющие дознание

Дознание, по общему правилу, производят органы дознания (ст. 40, 151, 157 УПК РФ). Это органы, которые не являются специализированными органами расследования. Дознание для них деятельность, производная от их основной, например:

2) Командир войсковой части по своей сути не является органом дознания, но, если это связано с определённой незаконной деятельностью военнослужащего на территории войсковой части или при исполнении своих служебных обязанностей, либо со служебной деятельностью военнослужащего, командир войсковой части выполняет функцию органа дознания

3) МЧС, а в частности, Служба противопожарной безопасности – наши соседи – была организована не как орган дознания, а для обеспечения противопожарной безопасности, нормативов, связанных с этой деятельностью. Они проводят дознания в связи с делами о поджогах, нарушении пожарной безопасности

4) Таможенные органы. Если мы посмотрим ТК РФ [который не действует], на органы таможни возлагается функция обеспечивать экономические интересы в пределах экономической границы РФ, обеспечивать соблюдение законодательства, связанного с перемещением товаров через экономическую границу РФ и т.д. Уголовно-наказуемые нарушения, вытекающие из деятельности данного органа, являются предметом рассмотрения таможенных органов как органов дознания. В ТК РФ [который не действует] есть специальные статьи, посвящённые деятельности таможни как органа дознания РФ

5) Руководители исправительно-трудовых учреждений и т.д. Достаточно большой перечень, его можно долго перечислять.

Процессуальные нормы действуют точно так же, как и для предварительного следствия. Есть некоторые исключения, когда дознание могут проводить следователи. Если мы посмотрим ч. 3 ст. 151 УПК, в целом ряде случаев следователи могут осуществлять дознание по делам, по которым проводится дознание, а не предварительное следствие. Следователи осуществляют дознание в тех случаях, когда преступление совершено специальным субъектом – сотрудником МВД, ФСБ и т.д. (Определённый специальный субъект, который являлся соответствующим должностным лицом).

Возникает вопрос, кто продлевает для этой категории УД сроки производства дознания. Если дознание производится следователем СК РФ, то продление срока дознания по уголовным делам осуществляется руководителем следственного органа – органа, управления, отдела следственного комитета. Не прокурор продлевает срок дознания, а руководитель следственного органа в этом случае. Порядок продления сроков в этом случае определяется ст. 223 УПК – продление сроков для органов дознания. Руководитель следственного органа в этом случае обладает теми же полномочиями, что и прокурор при продлении срока дознания.

Подследственность (ст. 150-151 УПК РФ)

В ст. 150 указано, какие УД подлежат расследованию в форме дознания, а какие в форме предварительного следствия. Ст. 151 делит эти дела между разными органами, чтобы никому не было обидно.

Уведомление о подозрении

Дела могут возбуждаться по факту, а могут в отношении конкретного лица. Практически до окончания дознания лицо имеет статус не обвиняемого, а подозреваемого. Это специфика дознания. Обвинительный акт, который является окончательным документом, как раз и ставит лицо в положение обвиняемого.

Лицо признаётся подозреваемым с момента возбуждения УД в отношении конкретного лица, применения меры пресечения, задержания и ещё в одном случае – с момента составления уведомления о подозрении.

Порядок составления уведомления о подозрении определяется Главой 32 УПК РФ, регламентирующей дознание (ст. 223.1).

Появилась статья уже после того, как кодекс действовал во всю, что следует из значка.

Почему законодатель решил ввести норму, которая определяет процессуальное положение лица в качестве подозреваемого на данном конкретном этапе.

Читайте также:  Кого корнилов обвинял в бедственном положении страны

Не всегда дело возбуждается в отношении конкретного лица. При производстве дознания применить меру пресечения в виде заключения под стражу мы можем на очень ограниченный срок. Мы собрали сведения и готовы, но у нас не было инструмента, при помощи которого мы могли признать лицо подозреваемым. Это некий вариант постановления о признании лица подозреваемым, но в более мягком виде.

Это уведомление должно быть вручено в течение трёх суток, в течение трёх суток с момента вручения мы должны лицо допросить. Фактически, это уведомление ставит лицо в положение подозреваемого.

В уведомлении обязательно должно быть указано:

1) В чём подозревается данное конкретное лицо

2) Разъяснены права подозреваемого. С момента признания лица подозреваемым фактически оно получает право иметь защитника, а не просто адвоката, который хоть и пользуется всеми правами ст. 53 в более активном воплощении. [Видимо, здесь допущена ошибка. Правила ст. 53 УПК РФ распространяются на защитника, а не на адвоката]

Когда мы говорим о появлении подозреваемого, сторона защиты существенно расширяется. Появляются активные субъекты. Введением института уведомления о подозрении мы обеспечиваем права заинтересованных лиц. Уже никто не может упрекнуть дознавателя или орган дознания в том, что он допрашивает потенциального подозреваемого в качестве свидетеля, хоть и разъясняя ему ст. 51 Конституции, но, тем не менее, подозреваемый может ставить вопросы перед экспертом, заявлять отводы свидетелю, эксперту, специалисту, переводчику и т.д. Свидетель же может заявить отвод переводчику, в отношении эксперта и специалиста уже достаточно сложно, тем более, в отношении следователя.

Уведомление вручается подозреваемому. Копия уведомления направляется прокурору. Зачем? Прокурор, как и в случае с предварительным следствием ведёт определённое надзорное производство и собирает в нег овсе основные документы, касающиеся данного конкретного УД

Особенности действия норм УПК при производстве дознания

Нормы УПК при производстве дознания действуют в том же объёме, что и при предварительном следствии, но есть и исключения:

Содержание под стражей

Срок применения меры пресечения в виде заключения под стражу. По общему правилу, этот срок должен составлять не более 10 суток до дня составления обвинительного акта. Если дознаватель применяет меру пресечения в виде заключения под стражу, он должен закончить дознание в течение 10 суток.

Есть исключения. Если в этот срок невозможно составить обвинительный акт, то должно быть предъявлено обвинение. Предъявление обвинения проводится в общей процедуре.

При невозможности составить обвинительный акт, предъявляется обвинение. Дальше производство дознания осуществляется в общем порядке. Если не представляется возможным что-то изменить, и есть основания для отмены меры пресечения, то лучше отменить меру пресечения, чем предъявить обвинение.

Применяется процессуальный порядок: появляется обвиняемый, сроки применения меры пресечения здесь такие же, как и при производстве предварительного следствия.

Почему законодатель ограничивает срок применения меры пресечения с момента применения этой меры до момента окончания дознания? УД этой категории не представляют особой тяжести и общественной опасности. В соответствии с МПА, Конституцией и УПК РФ по такой категории дел целесообразно применять иные меры процессуального воздействия (в том числе, процессуального принуждения), чем заключение под стражу.

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 707 | Нарушение авторских прав

1. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

1.1. В случае сложности или большого объема уголовного дела срок, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток.

2. Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.

2.1. Установив, что срок запрета определенных действий, предусмотренного пунктом 1 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия решения в порядке, установленном настоящей статьей, либо для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока указанных мер пресечения.

3. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой настоящей статьи, прокурор выносит мотивированное постановление.

4. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 10 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;

2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

5. Обжалование решения прокурора, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 221 УПК РФ

1. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, являются заключительным этапом досудебного производства, обладающим определенной самостоятельностью: для него установлены свои срок, задачи и итоговые решения.

2. Комментируемая статья изложена в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ, который подчинен идее разграничения функций расследования и поддержания обвинения в суде. Об этом см. ком. к ст. 37. Согласно этой идее прокурор как будущий государственный обвинитель не участвует в расследовании, а лишь утверждает его итог в виде обвинительного заключения. По буквальному смыслу ком. статьи прокурор теперь лишен права самостоятельно составить новое обвинительное заключение, прекратить уголовное дело или преследование, внести какие-либо коррективы в обвинительное заключение, изменить меру пресечения (кроме случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи). На данном этапе производства по делу у прокурора есть всего два основных полномочия: либо согласиться с обвинительным заключением, либо возвратить дело следователю со своими указаниями. Такое положение не полностью согласуется со статусом прокурора как органа надзора за следствием и как будущего государственного обвинителя. Так, прокурор — государственный обвинитель вправе представлять суду по своему усмотрению доказательства, отказаться от обвинения, изменить его в сторону смягчения, ходатайствовать о прекращении дела (ч. ч. 5, 7 и 8 ст. 246 и др.).

С учетом толкования процессуальных норм в системе представляется неоправданным в ком. статье лишение прокурора полномочий изменить обвинительное заключение в части смягчения обвинения, дополнения списка свидетелей со стороны обвинения, составления нового обвинительного заключения, прекращения дела. Возвращение дела следователю по данным основаниям ведет к значительному увеличению сроков следствия и содержания под стражей. Кроме того, исполнение данного решения прокурора приостанавливается в случае обжалования следователем, а само обжалование может быть многоступенчатым. Такой громоздкий механизм противоречит праву быть судимым без неоправданной задержки (п. «c» ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах). Так, ч. 3 ст. 88 УПК предусматривает полномочия прокурора признать доказательство недопустимым. Использование термина «прокурор», а не «государственный обвинитель» подчеркивает, что это полномочие распространяется на досудебное производство. В связи с этим пункт 1.15 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» предоставляет прокурору право исключить из обвинительного заключения доказательства, полученные с нарушением закона, путем вынесения об этом мотивированного постановления. Согласно п. 3 ч. 5 ст. 439 УПК прокурор сохранил право прекратить уголовное дело при рассмотрении постановления следователя о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Читайте также:  Когда прокурор отказывается от обвинения

3. Десятисуточный срок исчисляется со дня поступления дела к прокурору (по правилам ст. 128 УПК) и может быть продлен в порядке, предусмотренном ч. 1.1 ст. 221 УПК. О порядке продления данного срока см. п. 1.15 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». При большом объеме уголовного дела прокурор также наделен полномочиями ознакомиться с делом в процессе предварительного следствия (см. ком. к ст. 37), что особенно актуально при содержании обвиняемого под стражей.

4. Задачей деятельности прокурора по поступившему с обвинительным заключением делу является проверка качества проведенного следствия. Эта проверка служит процессуальной формой его надзора над производством предварительного следствия. Предметом проверки является выяснение объективности, всесторонности, полноты предварительного следствия, а также отсутствия нарушений процессуального закона во время его производства.

5. Указанными в ком. статье полномочиями обладает только сам прокурор или его заместитель (ч. 5 ст. 37 УПК).

6. Утверждение обвинительного заключения и направление дела в суд в порядке ст. 222 УПК производится, когда прокурор признает произведенное расследование качественным и достаточным для поддержания обвинения в суде, а само дело — подготовленным к суду (отсутствие оснований для приостановления дела, отсутствие процессуальных нарушений, оснований для возвращения дела судом по ст. 237). Изучая материалы дела, прокурор должен убедиться в том, что виновность обвиняемых полностью доказана и при подтверждении в суде указанных следователем доказательств будет вынесен обвинительный приговор. При недостаточно доказанной виновности прокурор обязан принять иное решение.

7. Прокурор вправе вернуть уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия или для пересоставления обвинительного заключения для устранения выявленных им недостатков. Основаниями для этого могут быть:

1) неполное и необъективное выявление подлежащих доказыванию обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК;

2) необходимость изменения обвинения. Об этом см. ком. к ст. 175;

3) допущенные следователем нарушения процессуального закона как при собирании доказательств, так и при совершении иных процессуальных действий;

4) необходимость розыска обвиняемого. Исключение составляет случай, когда прокурор согласен с проведением заочного судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК. См. ком. к ней. Закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ упразднил право прокурора ходатайствовать перед судом о применении ч. 5 ст. 247, однако без такой позиции прокурора заочное рассмотрение дела невозможно.

При возвращении дела следователю прокурор обязан указать в тексте постановления выявленные недостатки расследования (п. 1.15 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162).

8. С учетом принципа неприкосновенности личности (ч. 2 ст. 10 УПК) прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК. Как отмечает КС РФ, прокурор при утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд обязан проверить, не истекает ли установленный судом срок содержания обвиняемого под стражей и достаточен ли он для того, чтобы судья имел возможность принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу на судебных стадиях производства по делу (см. Постановление КС РФ от 22.03.2005 N 4-П). Если к моменту направления дела в суд этот срок истекает или если он оказывается недостаточным для того, чтобы судья в стадии подготовки к судебному заседанию мог принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу, прокурор должен возвратить уголовное дело следователю для обращения в суд с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в соответствии со статьями 108 и 109 УПК.

9. Часть 4 ком. статьи регламентирует процедуру обжалования следователем постановления прокурора о возвращении дела и рассмотрении этого ходатайства (жалобы). Об этом см. также ком. к п. 5 ч. 2 ст. 38, п. 10 ч. 1 ст. 39.

При применении данной процедуры следует обратить внимание на следующее:

— обжалование носит двухинстанционный (по сути, апелляционный) характер. Первым ходатайство-жалобу рассматривает вышестоящий прокурор, а при обжаловании его решения — Генеральный прокурор. При этом в период рассмотрения ходатайства исполнение обжалуемого постановления прокурора приостанавливается;

— время обжалования не включается в срок предварительного следствия (ч. 3 ст. 162 УПК в ред. ФЗ от 28.12.2010 N 404-ФЗ). При этом возникает неопределенность в вопросе о том, исключается ли из срока следствия только время, предназначенное для подачи жалобы следователем (72 часа), или же и время рассмотрения данной жалобы прокурором (10 суток). В данном случае буквальный смысл нормы, предполагающий лишь эти 72 часа, оказывается предпочтительным, т.к. время рассмотрения жалобы прокурором, как и продолжительность всей деятельности прокурора по утверждению обвинительного заключения (ч. ч. 1 и 1.1 ст. 221 УПК), регламентируется законом отдельно от сроков следствия. Следственный орган, получив постановление прокурора о возвращении дела, либо устанавливает срок дополнительного расследования (ч. 6 ст. 162 УПК) и приступает к его производству, либо в течение 72 часов обжалует это решение;

— вышестоящий прокурор при отмене постановления нижестоящего прокурора лично утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд. Такое законодательное решение может заставить нижестоящего прокурора и подчиненных ему должностных лиц поддерживать обвинение вопреки принципу оценки доказательств по своему внутреннему убеждению (ст. 17 УПК) либо заявить об отказе от обвинения.

Из Определения КС РФ от 07.06.2011 N 751-О-О следует, что возвращение дела прокурором для дополнительного расследования в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК, невозможно после возвращения дела судом в соответствии со статьей 237 УПК. Закон не предполагает проведение дополнительного расследования уголовного дела после возвращения судом этого дела прокурору для устранения препятствий к его судебному рассмотрению.

Источники:
http://www.zakonrf.info/upk/221/

Читайте также:
Adblock
detector