Указания прокурора могут быть обжалованы дознавателем

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 41 УПК РФ

1. Согласно пункту 7 статьи 5 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего — производить неотложные следственные действия по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (см. статью 157 УПК и комментарий к ней).

2. Правомочны осуществлять указанную процессуальную деятельность и в силу данного обстоятельства являются дознавателями — участниками уголовного процесса руководители органов дознания (по должности) и лица, назначенные в установленном порядке на штатную должность дознавателя. Кроме того, правомочия дознавателя могут быть делегированы начальником органа дознания подчиненному ему должностному лицу в разовом порядке для производства дознания по конкретному уголовному делу. В органах внутренних дел это наиболее подготовленные в юридическом отношении лица начальствующего состава (офицеры полиции), в частности сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, сотрудники ГИБДД — ГАИ, участковые уполномоченные, для которых производство дознания по порученному делу (по характеру преступления) связано с осуществлением их повседневных служебных обязанностей в сфере административной юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности.

3. Согласно части второй данной статьи дознаватель не может проводить по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Словом, дознаватель — это не оперативный работник, не сыщик, а должностное лицо, осуществляющее, подобно следователю, чисто процессуальные функции. Данное обстоятельство не соответствует исторически сложившемуся содержанию понятия дознания как полицейской деятельности, основанной на теснейшем, органическом сочетании оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.

4. Из содержания части третьей комментируемой статьи явствует, что дознаватель, подобно следователю, обладает процессуальной самостоятельностью. Однако в отличие от следователя он не вправе не выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, каких бы вопросов эти указания ни касались. Данное положение спорно. Получается, что дознаватель, будучи самостоятельным органом расследования, вместе с тем обязан против своей воли, подчиняясь указаниям, привлечь невиновного в качестве обвиняемого, квалифицировать его действия вопреки своему убеждению и направить дело для предания невиновного суду.

5. При отсутствии прямого указания в УПК, что дознаватель имеет такое-то право или несет такую-то процессуальную обязанность, следует, прежде всего руководствоваться частью первой статьи 223 УПК, согласно которой дознание производится по правилам предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК (статьи 223 — 226). Если изъятие не предусмотрено, это означает, что по уголовному делу, законно принятому им к производству, процессуальное положение дознавателя в данном правоотношении аналогично процессуальному положению следователя, из чего и следует исходить при наличии законодательного пробела. Например: несмотря на то что в статье 217 УПК говорится только о следователе, а дознаватель вообще не упомянут, весь комплекс процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных данной статьей, посвященной окончанию предварительного следствия, относится и к дознавателю. В частности, по уголовному делу, подсудному областному и приравненному к нему суду (часть третья статьи 31 УПК), дознаватель, заканчивая расследование, обязан, как и следователь, разъяснить обвиняемому его право на рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей, а материалы дознания направить в суд через областного и приравненного к нему прокурора (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 11. С. 7 — 9).

Читайте также:  Куда обращаться в суд или в прокуратуру


В Госдуму внесен правительственный законопроект, направленный на укрепление правового статуса дознавателя в части обеспечения его права отстаивать процессуальные решения по уголовному делу, принятые в ходе досудебного производства. Документ разработан МВД России.

Предлагается закрепить в УПК РФ полномочие дознавателя обжаловать с согласия начальника органа дознания некоторые решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением. В число таких решений могут войти решения:

  • о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания, пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления;
  • о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке.

При этом, возможность реализации такого полномочия в отношении решения о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта дознаватель сможет реализовать в течение 48 часов с момента поступления к нему уголовного дела, в отношении решения возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления, о направлении уголовного дела для производства дознания в общем порядке – в течение 24 часов с момента поступления уголовного дела.

Кроме того, обжалование решения прокурора будет приостанавливать его исполнение.

Напомним, что согласно ч. 4 ст. 41 и ч. 4 ст. 124 УПК РФ дознаватель вправе обжаловать указания или решения прокурора вышестоящему прокурору. При этом, по словам разработчиков проекта, процедура обжалования решения прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания или пересоставления обвинительного акта либо для производства дознания в общем порядке или пересоставления обвинительного постановления в УПК РФ отсутствует. Также не конкретизируется перечень возможных к обжалованию решений прокурора и порядок их обжалования дознавателем.

В обоснование необходимости внесения предлагаемых изменений в сопроводительных документах приводятся данные статистики, согласно которым в 2010 году прокурорами для производства дополнительного дознания и пересоставления обвинительного акта возвращено 13814 уголовных дел (3,7% от их общего количества), в 2011 году – 13194 (3,9%), в 2012 году – 13836 (4,1%). В 2013 году доля уголовных дел, возвращенных прокурорами для производства дополнительного дознания, дознания в общем порядке, а также пересоставления обвинительного акта и обвинительного постановления от числа дел, поступивших прокурору с обвинительным актом и обвинительным постановлением, составила 3,5% (12818). «Изучение таких уголовных дел показало, что часть их возвращена по основаниям, которые могли быть устранены в суде, а расследование при этом закончено в кратчайшие сроки», – подчеркивают авторы законодательной инициативы.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие позволит исключить затягивание процедуры привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, нарушение прав и интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, в том числе их права на осуществление судопроизводства в разумные сроки.

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Читайте также:  Как подать заявление в прокуратуру в беларуси

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 41 УПК РФ

1. Применительно к органам дознания системы МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы судебных приставов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств дознаватель — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

2. Полномочия конкретного дознавателя разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

3. По общему правилу под понятиями «орган внутренних дел», «орган Федеральной службы безопасности», «орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д. как орган дознания (см. об этом также комментарий к ст. 40 УПК) законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность «служащего — частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетенции органа, в котором он занимает должность» . Однако не у всех из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции.

Алексеев С.С. Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 120.

4. Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники милиции, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т.п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положение прямо закреплено в законе.

5. Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего составов органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ).

См.: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

6. Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции», в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью. А п. 5 ст. 10 того же Закона возлагает на милицию обязанность возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия. Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но и согласно п. 5 ст. 10 и ст. 18 Закона РФ «О милиции» обязан выполнять уголовно-процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.

7. Начальник органа дознания или его заместитель возложил на него уголовно-процессуальные полномочия одновременно с назначением на должность (определением круга его должностных прав и обязанностей).

8. В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания, его заместителем или должностным лицом, являющимся согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Институт делегирования начальником (его заместителем) учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреждениях) .

См.: Уголовно-процессуальные основы деятельности органов внутренних дел / Под ред. Б.Т. Безлепкина. М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 43; и др.

Читайте также:  Сколько постановление лежит в прокуратуре

9. Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником (его заместителем) и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.

10. В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о дознании нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.

11. Налицо два вида отношений:

1) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности входит осуществление функций этого учреждения ;

В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, обязанным осуществлять функцию органа дознания.

2) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим, ему подчиненным, сотрудником органа государственной власти (в должностные обязанности которого не включено осуществление функций учреждения , перечисленного в ст. 40 УПК).

В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, которому права органа дознания делегированы.

12. Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Различия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.

13. Дознаватель — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания (его заместителя) не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

14. Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав (обычно — должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания), круг следственных и иных действий.

15. То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех или некоторых процессуальных постановлений . В приведенной ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением уголовно-процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

Гуткин И.М. Вопросы совершенствования процессуального и организационного руководства в сфере дознания // Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. М., 1984. С. 12.

16. На органы дознания не распространяются правила процессуальной самостоятельности следователя (см. комментарий к ст. 38 УПК). При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнение указаний прокурора.

17. В ч. 2 коммент. ст. упомянуто такое понятие, как оперативно-розыскные мероприятия. Перечень оперативно-розыскных мер дан в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К таковым отнесены:

— сбор образцов для сравнительного исследования;

— исследование предметов и документов;

— обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров;

— снятие информации с технических каналов связи;

18. Оперативно-розыскные меры применять уполномочены не все органы дознания. Этого права нет у органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

19. О понятии «дознаватель» см. также комментарий к ст. 5 УПК.

20. См. также комментарий к ст. ст. 21, 40, 157, 223 УПК.

Источники:
http://www.garant.ru/news/550412/
http://rulaws.ru/upk-rf/CHAST-PERVAYA/Razdel-II/Glava-6/Statya-41/

Читайте также:
Adblock
detector