Можно ли жаловаться на коллекторов в прокуратуру

Законы регламентирующие коллекторскую деятельность

По сути, долговое агентство работает как представитель кредитора (банка или МФО) или как самостоятельное юридическое лицо, выкупившее долг. Весь процесс общения через интернет, онлайн-переговоры, сообщения на звонки регламентируются следующими актами:

В каких случаях можно подавать жалобу на коллекторов

При телефонных переговорах важно соблюдать определённую манеру общения. Вы имеете право, а коллектор обязан вам сообщить данные, которые определяют условия его работы. Если данные, не соответствуют закону или деятельность ведётся с существенным нарушением – можно пожаловаться на коллекторов, с последующим лишением их права выполнять указанную деятельность.

Причём закон на стороне потребителя в любом случае – жалоба на коллекторов в Роскомнадзор заставит их пересмотреть линию поведения.

Первое правило – уточните наименование компании лица, которое с вами связывается или ведёт переговоры по горячей линии. Компания должна быть внесена в реестр юридических лиц, имеющих право осуществлять деятельность по взысканию просроченной задолженности (положения вступили в силу с 2017 года). Если компании там нет или она отсутствует – полиция квалифицирует это как прямое вымогательство.

  • Неустановленное лицо, обращается к вам с целью возврата долга, не имея полномочий и разрешения со стороны государства.
  • В процессе общения выясняется, что это лицо угрожает и требует выплатить долг в безусловном порядке.

Простое предупреждение коллектору о возможных негативных последствиях отрезвит его.

Второе правило – коллектор не может работать с индивидуальными предпринимателями. Если долг сформирован на физическое лицо, со статусом предпринимателя это прямое нарушение закона.

Третье правило . Если вас часто беспокоят звонками или личным посещением выполните три последовательных действия:

  1. Пишется заявление на имя коллекторской компании, с просьбой вести все переговоры с вашим юристом (вы должны нанять советника для представления ваших интересов, за пару тысяч рублей вы избавите себя от головной боли). С этого момента коллектор обязан вести переговоры об урегулировании долга только с ним.
  2. Дополнительно узнаёте имя, e-mail, сайт коллекторского агентства и отправляете электронное письмо.
  3. По телефону сообщаете информацию, об отправленных письмах.

Самое удивительное в том, что закон прямо устанавливает не только запрет на угрозы, но и на психическое воздействие. Это означает, что коллектор не имеет прав часто звонить и монотонно требовать погасить заём или кредит. Описывать негативные последствия неисполнения этого обязательства. Всё это можно свести к психическому воздействию на должника.

Остановимся подробно на других инструментах, которые часто используют коллекторы в своей работе:

  • Публикация объявления на входной двери в подъезде или квартире должника. Прямо запрещено законом – сведения, относятся к персональным данным раскрытие которых противоречит закону. При условии, если: указаны имя и фамилия должника, номер квартиры, телефон или сумма долга.
  • Запрещено обнародование информации о должнике в социальных сетях – сумма долга и ссылка на аккаунт.
  • Нельзя сообщать сведения о долге третьим лицам (вне зависимости от родственного положения). Например, даже если коллектор общается с матерью должника. Можно передать только информацию о задолженности, без указания суммы и других деталей.

Коллектор может работать по взысканию долга только в период с 8 утра до 10 вечера, в будние дни.

Кроме того, регламентировано личное общение:

  • не чаще, чем раз в неделю выезд на работу или место проживания;
  • телефонные звонки должны быть ограничены одним набором номера раз в сутки, не более двух раз в неделю и не превышать общее количество звонков в месяц больше восьми;
  • электронные сообщения не более 8 в неделю, только 2 текстовых сообщения в течение суток и 16 сообщений в месяц (сюда включены письма и СМС-сообщения).
Читайте также:  Как написать заявление на пристава в прокуратуру

Обратите внимание, всё общение с должником должно быть зафиксировано аудио или видео носителем. При обращении в суд, инстанция в любой момент может затребовать у коллекторской компании историю общения с должником. А коллектор, в свою очередь, обязан предоставить все обращения к данному лицу. Если история сообщений отсутствует, то это вызовет подозрение.

Как правильно пожаловаться

Обратите внимание, жалоба на коллекторов должна содержать обязательные условия. Записи телефонных переговоров, включение прослушивающих устройств (например, диктофона или телефона) не будут иметь юридической силы для суда, если вы не предупредили о том, что ведётся аудио или видеофиксация общения. Как правило, после того как вы об этом сообщили общение становится более дружелюбное. В большинстве случаев вам не нужны аудиодоказательства. Все официальные обращения фиксируются на записывающих устройствах – достаточно попросить полицию или судебную инстанцию, информация будет затребована.

Ваша задача сохранять невозмутимость и спокойствие, собирать факты, которые будут работать против представителя коллекторского агентства.

Для того чтобы жалоба была корректно составлена и принята, необходимо выполнить некоторые обязательные условия оформления. Укажите точный адрес и наименование органа. Если заявление отправлено ошибочно, получатель обязан его направить тому органу, в исключительной компетенции которого находится разрешение ситуации. Отправитель получит сопроводительное письмо о переадресации жалобы. Повторно писать заявление не нужно.

Примерный образец заявления выглядит следующим образом.

Куда написать жалобу

Следующие органы, при рассмотрении жалобы на коллекторов могут принимать решение в зависимости от степени угрозы или других противоправных действий агентства по сбору задолженности:

Полиция– угроза или причинение вреда здоровью.

Роскомнадзор– телефонные звонки, с нарушением следующих условий:

  • Периодичность выполняемого сообщения с абонентом (превышен срок максимально допустимого количества звонков в день, неделю или год).
  • Звонки осуществляются не в отведённое время (например, позже 10 вечера и раньше 6 утра).
  • Обращение зафиксировано в выходной день.
  • Звонки получают с аналогичными угрозами соседи или поручители по кредитному договору (их беспокоить коллектор не имеет прав).

Центральный банк – если коллектор банка превышает свои полномочия, по основаниям, указанным выше в тексте. Если отказывается сообщить свои идентификационные данные (банк или микрофинансовая компания обязаны представить данные по компании, которая занимается взысканием долга);

Прокуратура – в случае если полиция не предпринимает действий по опросу потерпевшего, коллектора или свидетелей возможного инцидента.

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств – не имеет функций преследований, но может вынести предписания своим членам для точного исполнения положений закона.

Жалоба может быть подана в письменной форме, но учитывая большое количество заявлений и срок обработки, этот канал общения не может быть эффективным для разрешения спора. Горячая линия Общественной палаты РФ – 8-800-737-77-66 .

Онлайн претензия подаётся по тем же признакам, что и письменный документ – старайтесь детально фиксировать все случаи нарушения. Срок рассмотрения каждого заявления и предоставления мотивирующего ответа не должен превышать 30 дней.

С коллекторами главное соблюдать простые правила общения:

Финансовые ситуации у всех бывают разные. Стыдно не знать своих прав и находиться под манипулированием взыскателей. Защищайте свои права всеми доступными законными средствами!

Читайте также:  Что происходит после подачи заявления в прокуратуру

Сотрудники коллекторских агентств нередко переходят все мыслимые и немыслимые границы.

Они могут названивать вам по ночам, забрасывать угрожающими смс-сообщениями или откровенно хамить в разговоре. Как остановить этот беспредел и приструнить чересчур ретивых коллекторов? Читайте далее.

Способы воздействия

В настоящее время существует несколько методов воздействия на коллекторские агентства. Вы можете направить:

  • претензию в саму долговую контору;
  • жалобу в вышестоящие (надзорные) инстанции;
  • исковое заявление в суд.

Для начала попробуйте договориться с коллекторами мирно. Направьте в адрес фирмы письменную претензию, в которой обозначьте все свои требования со ссылками на соответствующие нормы закона.

Если такой подход не даст никакого эффекта, придется принимать более серьезные меры.

Если вы решили подать жалобу в вышестоящий орган, в качестве адресата можно выбрать следующие инстанции:

  • Роспотребнадзор;
  • Центробанк России;
  • прокуратура;
  • полиция или Следственный комитет.

Вы можете направить обращение как в один из выбранных органов, так и во все сразу.

Обращение в Центробанк РФ — один из наиболее эффективных методов борьбы с коллекторами.

Однако необходимо понимать, что ЦБ РФ осуществляет контроль соблюдения законодательства исключительно в банковской сфере. На любые другие области полномочия данной организации не распространяются.

К примеру, Центробанк не станет заниматься расследованием фактов вымогательства или угроз — это уже компетенция правоохранительных органов. Поэтому в своей претензии перечислите только те нарушения, которые допускают ваши коллекторы относительно банковского законодательства.

В тексте документа подробно опишите все нарушения и изложите сущность своих требований. В процессе написания жалобы рекомендуем ссылаться на нормы закона, опираясь на которые вы заявляете о нарушении своих прав.

К обращению приложите копии имеющихся документов — кредитного договора, банковских выписок, квитанций об оплате и др. В самом конце напишите просьбу о том, чтобы вашу претензию рассмотрели в отведенный срок и устранили нарушения.

Прикладывайте к жалобе копии документов, а оригиналы храните у себя.

Претензия оформляется в 3 экземплярах. Один нужно послать в ЦБ РФ, второй — кредитору, третий — в коллекторское агентство. Жалоба направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Срок рассмотрения претензии составляет 30 дней. Однако на практике этот период короче.

Можно пожаловаться на коллекторов и в Роспотребнадзор. Обращение подается одним из трех возможных способов:

  • лично — через канцелярию соответствующего подразделения Роспотребнадзора;
  • с помощью Почты России — заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • через официальныйсайт Роспотребнадзора.

В жалобу необходимо включить следующие сведения:

  • полное наименование территориального отделения Роспотребнадзора, куда подается ходатайство;
  • личные данные (Ф.И.О., адрес, контактный телефон, e-mail);
  • детальное описание проблемы;
  • ваши требования;
  • контактные данные коллекторского агентства, сотрудники которого отравляют вам жизнь (наименование, адрес, Ф.И.О. конкретных сотрудников, которые нарушают ваши права и др.);
  • ссылки на соответствующие нормы закона;
  • дату и подпись.

Роспотребнадзор должен дать ответ на претензию в течение 30 дней. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц.

Попросите Роспотребнадзор разобраться в возникшей ситуации и принять необходимые меры.

Заявление на коллекторов в прокуратуру должно содержать:

  • ваши личные данные;
  • конкретные факты нарушения ваших прав;
  • ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты;
  • просьбу разобраться в ситуации, провести проверку и уведомить вас о ее результатах;
  • список документов, подтверждающих ваши слова;
  • дату и подпись.
Читайте также:  Как обжаловать решение надзорной инстанции

Если неугомонные коллекторы не оставляют вас в покое, несмотря на все усилия и жалобы, обратитесь за помощью к хорошему адвокату. Он поможет решить вашу проблему законным путем и привлечь нарушителей к ответственности.

Разбирательство, имеют ли право коллекторы что-то от вас требовать, сопровождается множеством вариаций. Одно дело, если долг не ваш и вас донимает автоответчик или регулярные требования исполнить обязательства в почтовом ящике (вопрос можно уладить просто, сообщив и подтвердив, что вы ни имеете отношения к должнику). Совсем иная ситуация, если коллекторы переходят на личности и угрожают вам и вашей семье , донимают звонками и визитами для вымогательства. В каждом случае свой путь для прекращения притязаний и быстрее всего избавиться от проблем с коллекторами поможет жалоба на них.

Кому и куда жаловаться на коллекторов?

В качестве адресата жалобы должник вправе выбирать следующие инстанции:

  • Центральный Банк РФ;
  • Роспотребнадзор;
  • прокуратура;
  • полиция;
  • НАПКА и другие профессиональные союзы коллекторов.

В них можно направлять заявление одновременно или по отдельности. Прокуратура стоит на защите законности и интересов заемщиков, Роспотребнадзор заботится о соблюдении прав потребителей, Центробанк отслеживает соблюдение банковского законодательства и корректность передачи обязательств кредитными учреждениями сторонним фирмам, правоохранительные органы борются с теми взыскателями долгов, кто преступил закон, а профессиональные объединения следят за соблюдением этики коллекторской деятельности.

Разница в содержании заявлений в разные инстанции

Задаетесь вопросом: куда обращаться, если звонят коллекторы и угрожают, либо приходят на дом – все просто, нужно писать заявление в полицию, так как налицо посягательство на вашу неприкосновенность. При любом нарушении ваших прав (неприкосновенности личной жизни, тайны персональных данных), а также при бездействии полиции и Роспотребнадзора, либо при наличии жалобы на действия коллекторов стоит обратиться в прокуратуру.

Что писать в жалобе для Роспотребнадзора, Центробанка или НАПКА?

В Центральный банк претензию можно направить на действия кредитного учреждения. Если банк передал третьим лицам (коллекторам) информацию о клиенте, относящуюся к персональным данным и банковской тайне, без согласия самого заемщика, то это должно быть оспорено.

Еще можно пожаловаться в Роскомнадзор, который осуществляет контроль в сфере защиты персональных данных.

Что писать в заявлении для полиции.

В случаях, когда коллекторы заходят далеко и вместо того, чтобы совместными усилиями искать компромисс с должником, начинают угрожать по телефону или лично, придется идти в наступление.

Вызывать участкового следует, если представитель коллекторского агентства пытается проникнуть в ваш дом или квартиру, невзирая на отсутствие вашего согласия.

В полицейский участок нужно отправить заявление о вымогательстве коллекторов, если они угрожают насилием вам или вашим близким. Подкрепить это необходимо свидетельскими показаниями или аудио-/видеозаписью. Письменные угрозы нужно также зафиксировать и предъявить полицейским.

Что указать в жалобе для прокуратуры

Содержание такого заявления похоже на все остальные жалобы – здесь должны быть указаны все реквизиты сторон (должника и коллекторов), суть претензии, неправомерные действия участников конфликта.

Источники:

http://101.credit/bez-dolgov/zhaloba-na-kollektorov/

Читайте также:
Adblock
detector