Может ли следователь обжаловать постановление суда


Камилла Кайратовна Бекмурзинова,

слушатель 5 курса следственного факультета очной формы обучения Омской академии МВД России
научный руководитель: Павел Владимирович Седельников, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России

В судебной практике не сложилось единого мнения по данной проблематике. Существует две точки зрения:

1. Следователь ни при каких обстоятельствах не вправе самостоятельно обжаловать судебные решения, принятые в ходе досудебного производства в апелляционном порядке, т.к. не указан в ч. 1 ст. 389.1 УПК РФ.

2. Следователь все же может самостоятельно обжаловать указанные выше судебные решения.

В обосновании данной позиции приводятся положение ст. 46 Конституции РФ, решения высших судебных органов о том, что правом на обжалование имею и лица, кто прямо не указан в качестве субъектов обжалования, но чьи интересы оказались затронутыми деятельностью судебных органов. А решениями суда затрагиваются интересы следователя, т.к. он несет персональную ответственность за результаты расследования уголовного дела.

Считаем, что следователь имеет право обжалования судебных решений, принятых в досудебном производстве на основании конституционного принципа состязательности сторон (ст. 123 Конституции РФ). В уголовном судопроизводстве стороны равноправны перед судом (ст. 15 УПК РФ). Приведем аргументы в защиту выдвинутого тезиса.

В соответствии с ч. 1 ст. 389.2 УПК РФ, решения суда могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами. В соответствии с п. 47 ст. 5 УПК РФ сторона обвинения – прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель, а также другие, указанные в гл. 6 УПК РФ.

Одним из значений принципа состязательности уголовного производства является то, что стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Статья 389.1 УПК РФ включает в круг субъектов апелляционного обжалования большинство участников со стороны защиты, следовательно, аналогичным правом должны обладать большинство участников со стороны обвинения.

Постановления судьи, принятые в досудебном производстве, могут влиять на ход и результаты процессуальной деятельности следователя, перспективы проводимого им расследования. Прямо или косвенно постановление судьи может ограничить возможность получения следователем доказательств в дальнейшем, а некоторые судебные акты, могут временно блокировать дальнейшее производство по делу (чего часто добиваются недобросовестные представители стороны защиты). В первую очередь в вопросе пересмотра судебного решения заинтересован следователь, а не прокурор, т.к. он несет полную ответственность за законное и своевременное проведение предварительного следствия. Кроме того, возможна ситуация (довольно нередкая), когда позиции прокурора и следователя расходятся. В таком случае ожидать от прокурора подачи апелляционного представления не приходится. Как стороне обвинения, а точнее следователю, защитить государственные интересы?

Де-факто правоприменение допускает подачу апелляционной жалобы следователем. Однако отсутствие законодательного закрепления следователя как субъекта обжалования судебных решений в ч. 1 ст. 389.1 УПК РФ (пусть это будет какая-то другая норма) порождает противоречивую и нестабильную практику. Проведенный анализ УПК РФ наглядно свидетельствует, что обжалование следователем судебных решений не противоречит основным положениям уголовного судопроизводства, сможет улучшить эффективность досудебного производства, а следователь целесообразно закрепление данного права де-юре.

Жалоба — это письменное обращение участника уголовного су­допроизводства по поводу восстановления его прав и законных инте­ресов, которые, по его мнению, были нарушены действиями (бездей­ствием) или решениями субъектов, осуществляющих производство по уголовному делу.

Право на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений обусловлено одним из принципов уголовного судопроизвод­ства (ст. 19 УПК РФ). В целях реализации указанного принципа законода­тель в гл. 16 УПК РФ устанавливает специальные процессуальные меха­низмы обжалования.

Так, в соответствии со ст. 123 УПК действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственно­го органа, а также прокурора и суда могут быть обжалованы в установ­ленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства в той части, в которой производимые процессуальные действия и прини­маемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Помимо этого законодатель предоставляет право обжалования и иным лицам, которые, формально не являясь участниками уголовно- процессуальной деятельности, могут пострадать от действий (бездей­ствия) или решений указанных субъектов.

Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, обе­спечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловлено не формаль­ным признанием лица тем или иным участником производства по уго­ловному делу, а наличием определенных сущностных признаков, харак­теризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права 12 .

Современное уголовно-процессуальное законодательство преду­сматривает два процессуальных порядка обжалования:

— внесудебный порядок, предусматривающий рассмотрение жало­бы прокурором или руководителем следственного органа;

— судебный порядок, предусматривающий рассмотрение жалобы в суде. Во внесудебном порядке жалобы на действия (бездействия) и решения субъектов уголовной юрисдикции подлежат рассмо­трению прокурором или руководителем следственного органа.

Так, прокурор является должностным лицом, в функции которого входит надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Таким образом, прокурору могут быть об­жалованы любые действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателя, следователя и руководителя следственного органа. В свою очередь руководитель следственного органа является должностным лицом, в полномочия которого, в том числе входит ведомственный кон­троль за законностью и обоснованностью предварительного следствия. Поэтому ему могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя или руководителя нижестоящего следственного органа.

Внесудебный порядок обжалования можно условно разделить на че­тыре этапа: а) направление жалобы; б) рассмотрение жалобы; в) вынесе­ние решения по жалобе; г) уведомление о принятом решении заявителя.

Направление жалобы прокурору или руководителю следственного органа может осуществляться различными способами. Так, заявитель вправе непосредственно передать жалобу в орган прокуратуры или предварительного следствия (вручить лично соответствующему проку­рору, руководителю следственного органа либо отдать в канцелярию). Жалоба может быть направлена и по почте. В соответствии со ст. 126 УПК РФ находящиеся под стражей подозреваемые направляют жалобы че­рез администрацию ИВС.

Входе рассмотрения жалобы прокурор или руководитель следственного органа обязаны разобраться в ней по существу и осуществить проверку изложенных заявителем фактов на­рушения прав и законных интересов лиц или организаций. При этом анализу и надлежащей проверке должны быть подвер­гнуты все изложенные в жалобе доводы. Только в этом случае принятое прокурором или руководителем следственного органа решение по жалобе можно будет считать законным и обоснованным 13.

Как в частности отметил Конституционный Суд Российской Феде­рации, при рассмотрении жалобы закон не допускает отказ от исследо­вания и оценки всех приводимых в ней доводов, а также мотивировки решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются14.

В соответствии с ч. 1. ст. 124 УПК РФ жалоба во внесудебном поряд­ке должна быть рассмотрена в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо ис­требовать дополнительные материалы либо принять иные меры, срок ее рассмотрения может быть продлен до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Решение по жалобе оформляется соответствующим постановлени­ем прокурора или руководителя следственного органа. Законодатель предусматривает три вида таких постановлений:

а) о полном удовлетворении жалобы;

б) о частичном удовлетворении жалобы. При этом в постановлении необходимо указать, в какой именно части жалоба удовлетворена;

в) об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение по жалобе прокурор или руководитель следственного ор­гана могут принять лишь в рамках своих процессуальных полномочий, предусмотренных соответственно ст. 37 и 29 УПК РФ. В частности, про­курор имеет право отменить незаконные или необоснованные реше­ния дознавателя или нижестоящего прокурора. Он также имеет право требовать от органов дознания устранения нарушений федерального закона, отстранять дознавателя производства по уголовному делу и т.д. При рассмотрении жалобы на действия (бездействие) или решения следственных органов прокурор вправе лишь требовать устранений на­рушения федерального закона, допущенных в процессе предваритель­ного следствия.

Читайте также:  Куда пожаловаться на дознавателя

В свою очередь руководитель следственного органа имеет право отменять незаконные или необоснованные решения следователя или нижестоящего руководителя следственного органа, отстранять следова­теля от участия в уголовном деле, давать ему письменные указания и т.д.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении жалобы в постановлении должны быть мотивированно и в по­нятных для заявителя формулировках изложены конкретные обстоятельства уголовного дела, обусловившие принятие подобного решения. Это позволит в полной мере обеспечить право каждого на обжалование, а также даст возможность ар­гументировано обратиться с новой жалобой к вышестоящему должностному лицу или в суд.

Как отметил в одном из своих решений Конституционный Суд РФ, Конституция РФ требует рассматривать гражданина не как объект госу­дарственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего за­щищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спо­рить с государством в лице любых его органов. Поэтому приведенные конституционные положения предполагают не только право заинтере­сованного лица подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право по­лучить на свое обращение адекватный ответ. Применительно к уголов­ному судопроизводству это означает необходимость принятия по тако­му обращению предусмотренного законом процессуального решения, которое в силу части четвертой статьи 7 УПК РФ должно быть законным, обоснованным и мотивированным15.

Уведомление о принятом решении заявителя осуществляется неза­медлительно после вынесения соответствующего постановления. Зая­вителю направляется копия этого уголовно-процессуального документа и разъясняется возможность и порядок его дальнейшего обжалования.

Судебный порядок обжалования в уголовном судопроизвод­стве обусловлен положениями Конституции Российской Федера­ции, которая гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Рассмотрение жалоб — это одна из предусмо­тренных законом форм осуществления судебного контроля.

В соответствии с положениями действующего уголовно- процессуального закона в суд могут быть обжалованы действия (без­действие) и решения органов дознания, предварительного следствия и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо за­труднить доступ граждан к правосудию (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). Возмож­ность судебного обжалования отдельных процессуальных актов орга­нов предварительного расследования до момента направления всего уголовного дела в суд является эффективной гарантией защиты прав заинтересованных лиц.

Рассматривая возможность обжалования действий (бездействия) и решений органов дознания и предварительного следствия, необходи­мо иметь в виду, что подобная форма процессуального контроля может иметь место лишь до момента направления материалов уголовного дела с обвинительным заключением или актом в суд для рассмотрения по существу. После получения уголовного дела судом 1-й инстанции уча­ствующие в уголовном деле лица имеют возможность отстаивать свои права и законные интересы, в том числе признавать недопустимыми отдельные материалы уголовного дела, лишь посредством механизмов судебного производства.

Общие условия и порядок рассмотрения судом жалобы на действия (бездействие) или решения органов дознания, предварительного след­ствия или прокуратуры регламентирован ст. 125 УПК РФ. Жалоба рас­сматривается по месту производства предварительного расследования уголовного дела районным (приравненным военным) судом, действую­щим в составе одного федерального судьи. Процессуальный порядок обжалования может быть условно разделен на несколько этапов: а) на­правление жалобы; б) рассмотрение жалобы; в) вынесение решение по жалобе; г) уведомление о вынесенном решении.

Направление жалобы в суд осуществляется либо самим заявителем, либо его защитником, законным представителем или представителем. При этом помимо вышеперечисленных способов направления жалобы закон предусматривает еще один. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 125 УПК РФ жалоба может быть направлена в суд прямо через дознавателя или следователя. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Рассмотрение жалобы производится в судебном заседании в течение 5 суток со дня ее поступления (ч. 3 ст. 125 УПК РФ). Жа­лобы рассматриваются судом в открытом судебном заседании, за исключением прямо предусмотренных законом случаев16. При рассмотрении жалобы праве принимать участие: а) заявитель; б) лица, представляющие интересы заявителя (защитник, пред­ставители, законные представители); в) иные лица, чьи инте­ресы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением; г) прокурор. Неявка указанных лиц, если они были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания и не настаивают на своем участии, не является препятствием для рассмотрения жалобы.

В начале судебного заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, оглашает состав суда и разъяс­няет явившимся лицам их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу. После этого за­слушиваются другие явившиеся лица. Заявителю предоставляется воз­можность выступить с репликой.

Решение по жалобе выносится в порядке, установленном общими условиями судебного разбирательства (ст. 256 УПК РФ) и оформляется постановлением. В соответствии с ч. 5 ст. 125 УПК РФ такие постановле­ния могут быть двух видов:

  • об оставлении жалобы без удовлетворения;
  • о признании действия (бездействия) или решения соответствую­щего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обя­занности устранить допущенное нарушение. При этом особо следует отметить, что суд не является органом уголовного преследования и со­ответственно лишен процессуальной возможности самостоятельно от­менить или изменить незаконное или необоснованное действие или ре­шение стороны обвинения. В его полномочия входит только признание таких действий или решений не соответствующими закону и указание на исправление допущенных нарушений.

Уведомление о вынесенном решении заключается в направлении су­дом копий постановления заявителю, прокурору и руководителю след­ственного органа. Решение, принятое по результатам рассмотрения жа­лобы, может быть в свою очередь обжаловано в суд областного уровня (приравненный военный суд) в кассационном, а с 1 января 2013 г. — в апелляционном порядке.

06.12.2013г.

Назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц или организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Одним из основополагающих принципов Уголовно-процессуальном кодексе России является право обжалования процессуальных действий и решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя.

Кто имеет право на обжалование?

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством правом на обжалование действий (бездействий) и решений органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда наделены участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интерес.

По мнению Верховного Суда РФ, жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) перечисленных должностных лиц вправе подать любой участник уголовного судопроизводства, иное лицо, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица.

Кто такие иные лица?

Ими могут быть, например, поручитель (ст. 103 УПК), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (ч. 1 ст. 105 УПК), залогодатель (ст. 106 УПК), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148 УПК), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

Читайте также:  Что должно содержать заявление в прокуратуру

Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства.

С точки зрения высшего судебного органа страны термин «иное лицо», указанное в ст. 123 УПК, понимаются все те участники уголовного процесса, которые не являются его сторонами. Это в первую очередь те, кого в наименовании главы 8 УПК законодатель называет «иные участники уголовного судопроизводства». Таковыми по крайней мере являются: свидетель (ст. 56 УПК), эксперт (ст. 57 УПК), специалист (ст. 58 УПК), переводчик (ст. 59 УПК), понятой (ст. 60 УПК).

Приведенный в главе 8 УПК перечень нельзя признать исчерпывающим. К «иным лицам» следует также отнести: заявителя (ч. 2 ст. 141 УПК), очевидца (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК), врача (ч. 1 ст. 178 УПК), близкого родственника (родственника) покойного, подлежащего эксгумации (ч. 3 ст. 178 УПК), администрацию места захоронения (ч. 3 ст. 178 УПК), адвоката свидетеля (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК), законного представителя свидетеля (ч. 1 ст. 191 УПК), педагога (ч. 1 ст. 191 УПК), психолога (ч. 3 ст. 425 УПК), поручителя (заслуживающее доверия лицо) (ст. 103 УПК), командование воинской части (ст. 104 УПК), лицо, которому несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр (ст. 105 УПК), залогодателя (ст. 106 УПК), лицо, предъявляемое для опознания (ст. 193 УПК), всех иных реализующих хотя бы одно свое уголовно-процессуальное право или свою уголовно-процессуальную обязанность лиц.

Кому обжалуются действия (бездействие) следователя, дознавателя?

Действия (бездействие, решения) следователя могут быть обжалованы руководителю следственного органа, действия (бездействие, решения) дознавателя (начальника подразделения дознания) — прокурору, надзирающему за исполнением законов данным лицом, производящим расследование (ст. 37 УПК).

Жалобы на действия (бездействие, решения) указанных органов и должностных лиц подаются руководителю следственного органа (прокурору) или в суд непосредственно либо через следователя (дознавателя и др.), на действия которого жалоба приносится.

Принесение жалобы, вплоть до ее разрешения, не приостанавливает приведение в исполнение обжалуемого действия, если этого не сочтут нужным сделать соответственно следователь, дознаватель и др.

Возможность подачи жалобы на действия (бездействие, решения) следователя руководителю следственного органа, дознавателя (начальника подразделения дознания) — надзирающему прокурору, а жалобы на действия и решения прокурора — вышестоящему прокурору не может истолковываться как ограничение возможности граждан на судебную защиту их прав и должна рассматриваться как дополнительная внесудебная гарантия соблюдения прав граждан.

Заявитель может подать жалобу непосредственно прокурору либо через орган дознания, дознавателя или следователя, ведущих данное дело. На практике же отсутствие упоминания в законе о передаче жалобы прокурору через следователя или дознавателя фактически ведет к волоките и нарушению прав участников процесса, поскольку подателей жалоб из органов предварительного расследования обычно направляют в прокуратуру.

Какие установлены сроки для рассмотрения жалобы?

Должностные лица, непосредственно осуществляющие процессуальный надзор и контроль, с учетом регламентированных Уголовно-процессуальным кодексом сроков, по общему правилу рассматривают жалобы в течение трех суток. Однако если для установления наличия либо отсутствия оснований для полного или частичного удовлетворения жалобы либо для отказа в ее удовлетворении следует проводить предварительную проверку, её срок может достигать десяти, но не более суток.

Что принимается по результатам рассмотрения жалобы?

По результатам проведенной проверки в случае отсутствия оснований для удовлетворения жалобы должностным лицом выносится постановление об отказе в ее удовлетворении. В другом случае, если результатами проверки доводы жалобы о допущенных нарушениях закона нашли свое полное или частичное подтверждение составляется постановлении о полном или частичном удовлетворении жалобы, где излагаются мотивы такого решения.

Ярким примером вмешательства прокуратуры в длительное нарушение прав потерпевших по сообщению о дорожно-транспортном происшествии со смертельным исходом является ситуация, сложившаяся вокруг наезда на пешехода З., произошедшего на ул. Белоярской у д. № 1 в г. Екатеринбурге, в результате которого пострадавшая от полученных телесных повреждений скончалась на месте. На протяжении одного года данный факт не находил окончательного разрешения. Жалобы родственников органами расследования оставались без должного внимания. И только после обращения потерпевших в соответствии со своими процессуальными правами в органы прокуратуру в описанной истории поставлена окончательная точка и в сентябре текущего года органами следствия возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ.

Может ли гражданин обратиться в суд на действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора?

Другим действенным механизмом воздействия на действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора является обращение с жалобой в суд в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК РФ.

В части 1 указанной статьи установлен критерий для определения действий (бездействия) и решений, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном 16 главой. Это их способность причинить ущерб конституционным правам и свободам либо затруднить доступ граждан к правосудию. Данная норма существенно развивает положения, сформулированные еще в Постановлении КС РФ от 23.03.1999 N 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 УПК РСФСР, а также в Определении от 21.12.2001 по жалобе гр. А.Ю. Власова на нарушение его конституционных прав статьей 218 УПК РСФСР и Определении от 24.05.2005 N 256-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. А.А. Корягина на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 125 УПК РФ.

В них Конституционный Суд признал за заинтересованными лицами право на обжалование в тех случаях, когда действиями и решениями порождаются последствия, выходящие за рамки собственно процессуальных отношений и приводящие к нарушениям конституционных прав и свобод, которые уже не могут быть эффективно восстановлены в ходе последующего судебного контроля в судебном разбирательстве (решения о производстве обыска, наложении ареста на имущество, продлении срока предварительного следствия, приостановлении производства по делу, применении мер пресечения, включая залог и подписку о невыезде; об отказе в признании потерпевшим, а также отказ следователя в выдаче документов и материалов, необходимых для использования в ходе производства по другим делам, непредоставление свиданий с близкими родственниками и ограничение в праве вести переписку и т.п.). В подобных случаях заинтересованным лицам должна быть предоставлена возможность прибегнуть к судебной защите еще во время проведения досудебного производства. Однако в отличие от решения Конституционного Суда, законодатель в УПК РФ пошел еще дальше, предоставив право обжалования в суд безотносительно того, выходят ли отрицательные последствия действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования и прокурора за рамки сугубо процессуальных отношений или нет. Сам факт нарушения ими конституционных прав и свобод граждан в силу особой важности последних является теперь достаточным основанием для обращения за судебной защитой в период досудебного производства.

В какой суд подается жалоба?

В соответствии с УПК РФ подавать жалобы необходимо в районный суд по месту производства предварительного расследования. Последнее определяется в ст. 152 УПК по общему правилу как место совершения деяния, содержащего признаки преступления. То есть место предварительного расследования не определяется местоположением органа предварительного расследования, но лишь местом совершения деяния, содержащего признаки преступления. Следовательно, по общему правилу суд, рассматривающий жалобы в порядке ст. 125 УПК, определяется также, как правило, по месту совершения такого деяния, а не по резиденции следователя, дознавателя или прокурора. Однако в УПК РФ не дано прямого ответа на вопрос, как определить подсудность в порядке ст. 125, если обжалуется отказ в возбуждении уголовного дела, когда предварительное расследование не начато, а значит, нельзя определить и место производства последнего. Представляется, что согласно логическому толкованию,что до начала расследования названное общее требование об определении подсудности применено быть не может ввиду того, что оно в этой ситуации явно неисполнимо. При этом из двух возможных вариантов должен быть избран наиболее рациональный, когда постановление об отказе в возбуждении уголовного дела обжалуется в суд по месту официального расположения органа или должностного лица, принявшего такое решение.

Читайте также:  Обязана ли прокуратура принять заявление

Кто может обжаловать действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора?

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на недопустимость ограничения права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что эти граждане не были признаны в установленном УПК порядке конкретными участниками производства по уголовному делу (подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим и т.д.). Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права. Например, лицо, в жилище которого произведен обыск, вправе обжаловать действия и решения следователя, имевшие место в ходе обыска, в суд, несмотря на то что до этого оно не принимало никакого участия в данном деле. К участию в судебном заседании должны быть допущены защитник подозреваемого или обвиняемого либо представитель потерпевшего, даже если ранее они не принимали участия в данном деле.

Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, однако, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель СО, прокурор или судья вправе это сделать как по ходатайству заинтересованной стороны, так и по собственной инициативе.

Суд при рассмотрении доводов жалобы должен проверить не только формальную законность, но и фактическую обоснованность обжалуемого решения органа предварительного расследования.

Участниками судебного заседания по закону могут являться заявитель и его защитник, законный представитель или представитель, если они участвуют в уголовном деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также прокурор.

Представитель потерпевшего (и, как представляется, также гражданского истца и гражданского ответчика) должен допускаться к участию в судебном заседании в порядке ст. 125 УПК РФ независимо от того, участвовали ли они ранее в ходе предварительного расследования. При этом УПК предоставляет возможность иметь представителя лишь таким участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты, как гражданский ответчик, несовершеннолетний подозреваемый и обвиняемый и лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера. Из этого следует, что при обжаловании действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора в порядке статьи 125 УПК совершеннолетнего обвиняемого представителя быть не может (если только в отношении него не ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера или если он не выступает гражданским ответчиком), — его интересы может представлять защитник, допущенный к участию в деле.

В судебной практике возникает вопрос о том, надо ли обеспечивать личное участие заявителя в судебном заседании, если он содержится под стражей или отбывает уголовное наказание по другому уголовному делу.

Конституционный Суд РФ по этому поводу сформулировал позицию — положения статьи 125 УПК обязывают суд обеспечить содержащемуся под стражей заявителю жалобы возможность путем непосредственного участия в заседании суда или путем использования систем видеоконференцсвязи ознакомиться со всеми материалами рассматриваемого судом дела и довести до сведения суда свою позицию, если принимаемое судом решение связано с применением к заявителю мер, сопряженных с его уголовным преследованием, ограничением его свободы и личной неприкосновенности (рассмотрение жалобы подозреваемого или обвиняемого на применение к нему мер уголовно-процессуального принуждения, личного обыска, освидетельствования и др.); в иных случаях лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, обеспечивается возможность довести до суда свою позицию путем допуска к участию в деле его адвокатов и других представителей, а также иными предусмотренными законом способами.

Представляется, что независимо от того, кто заявляет жалобу, о времени и месте судебного заседания судом всегда должен извещаться обвиняемый, ибо по буквальному смыслу п. 19 ч. 4 ст. 47 УПК закон признает, что любая жалоба по данному уголовному делу непосредственно затрагивает его интересы, ибо данная норма не предписывает направлять обвиняемому копии всех без исключения жалоб и представлений по данному делу. Особенно это актуально для случаев, когда заявителем жалобы является не сам обвиняемый (или подозреваемый), а его защитник. Невыполнение этой обязанности судом должно расцениваться как нарушение права обвиняемого на защиту и может повлечь за собой отмену судебного решения. Обвиняемый или подозреваемый, содержащийся под стражей, должен в таких случаях иметь возможность присутствовать в судебном заседании.

Принимает ли участие прокурор в суде при рассмотрении жалоб?

Ведомственным приказом Генерального прокурора РФ предписывается обеспечить обязательное участие прокурора в рассмотрении жалоб судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. В случае выявления нарушений закона незамедлительно принимать меры к их устранению, отмене незаконных процессуальных решений до представления в суд указанных материалов, давать заключение по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя СО) с использованием всех имеющихся материалов, в том числе полученных в ходе рассмотрения аналогичных жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.

Судебное заседание по рассмотрению жалоб в порядке ст. 125 проводится открыто, за исключением случаев, предусмотренных УПК.

Что принимает суд по результатам рассмотрения жалобы?

По результатам рассмотрения жалобы в судебном порядке предусматривается вынесение судом постановления не об отмене обжалуемого решения или действия, а о признании его незаконным или необоснованным и об обязанности соответствующих должностных лиц устранить допущенное нарушение. Это особенно важно для тех случаев, когда обжалуются решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, поскольку отмена судом такого рода решений фактически означала бы возбуждение им уголовного дела или возобновление по нему производства, что делало бы его вопреки указанию ч. 3 ст. 15 УПК РФ уголовным преследователем.

Если жалоба неприемлема для рассмотрения в порядке ст. 125 УПК РФ (подана ненадлежащим лицом либо отсутствует необходимый предмет рассмотрения и т.д.), то суд принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения и разъясняет подателю возможность обжалования данного решения в апелляционном (кассационном) порядке.

Приведенный анализ уголовно-процессуального законодательства и судебной практики по вопросу наделения участников уголовного судопроизводства, заинтересованных и иных лиц правом на обжалование процессуальных действий (бездействий) и решений должностных лиц надзорных, правоохранительных и судебных органов направлен на формирование юридически образованного общества, ориентирующегося в современном правовом Российском государстве.

Источники:
http://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201346
http://midural.ru/normative_documents/100615/100627/page5/document35070/

Читайте также:
Adblock
detector