Что такое жалоба в порядке надзора

Законодателем в гражданском, административном, уголовном и арбитражном процессах предусмотрена такая форма пересмотра решений, принимаемых судами, как надзорная жалоба. В порядке надзора возможна отмена целиком или частично только решений судов определённого уровня, которые вступили в законную силу, также есть ограничения по кругу лиц, имеющих право обращения.

Что это такое, и чем отличается от кассационной

Законом ограничен уровень судов первой инстанции, решения которых могут быть пересмотрены в таком порядке – это только решения, принятые судами Субъектов Федерации, либо ВС РФ (на стадии апелляции). Кассационная жалоба рассматривается судом второй инстанции, которая определяется в зависимости от того, какой орган выносил постановление изначально.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В порядке надзора не рассматриваются экономические споры, решение по которым по соглашению сторон принимал независимый арбитраж.

Куда подается, и кто имеет право на обращение

Обращаться с надзорной жалобой и требовать пересмотра дела могут участники процесса и третьи лица, чьи интересы, права или свободы затронуты решением суда.

Если процесс проходил с участием прокурора, право подать запрос есть у Генерального прокурора и его замов. Направлять обращение следует в Верховный суд (в Президиум ВС).

Как написать надзорную жалобу

Правила подачи обращений в надзорном порядке и обязательные требования к ним описаны в статьях процессуального законодательства. В зависимости от типа дела, пересмотра решения по которому требует заявитель, детали нужно уточнить в соответствующем кодексе (гражданском, уголовном, арбитражном или административном).

Читайте также:  Как написать жалобу в перемышльскую прокуратуру

Подаваемый в ВС РФ документ с датой и личной подписью обращающегося лица должен обязательно содержать следующие данные:

  • суд, в который обращается заявитель;
  • данные заявителя (Ф.И.О., адрес, роль в процессе);
  • информация о других участниках дела;
  • данные о предшествовавших решениях по делу (наименования судов, описание решений);
  • судебные постановления, которые обжалуются;
  • обоснование обращения с жалобой (основание для её написания, доводы в поддержку обращения);
  • просьбу заявителя.

Лицо, ранее не принимавшее участие в деле, при обращении с жалобой данного типа должно дополнительно указать, какие именно его права затронуты оспариваемым решением.

Необходимо подготовить копии всех ранее принятых решений по количеству участников процесса, оплатить государственную пошлину и приложить квитанцию. Копии должны быть заверены. Если жалобу подаёт представитель, потребуется приложить доверенность, подтверждающую его права.

Для упрощения процедуры подготовки жалобы, можно воспользоваться готовым шаблоном, который можно скачать здесь.

Срок и порядок подачи

  1. Появление права обжалования в надзорной инстанции неразрывно связано с моментом вступления в силу решения, принятого в ходе судебного заседания. В течение трёх месяцев после этого уполномоченные лица могут направить подготовленный документ в Президиум ВС.
  2. При наличии уважительной причины пропущенный срок может быть восстановлен решением судьи.
  3. Для некоторых категорий дел есть ограничения по максимальному периоду обращения в надзорную инстанцию.

В 2019 году при подаче жалобы граждане должны заплатить 300 рублей, пошлина для организации составляет 6 000 р.

О порядке составления возражения на апелляционную жалобу читайте далее.

Срок подачи жалоб по гражданским делам регламентирован статьей 391.2 соответствующего процессуального кодекса и составляет 3 месяца с дня начала действия оспариваемого судебного вердикта.

Если время для заявления пропущено по серьёзным обстоятельствам, судья, получивший обращение, может самостоятельно продлить срок подачи. При отсутствии просьбы принять во внимание уважительную причину, весь пакет документов, поданный позже чем нужно, рассмотрен не будет.

Читайте также:  Как написать в прокуратуру заявление на налоговую

Жалоба на постановление об административном правонарушении, утверждённое судом, в надзорном порядке регулируется статьей 332 Кодекса административного производства. Срок подачи составляет стандартные для этого типа обращений три месяца после начала действия судебного решения и может быть продлён по запросу заявителя при наличии уважительных обстоятельств, но только в пределах одного года с момента начала действия решения.

Нормы для оспаривания приговоров по уголовным делам закреплены в главе 48.1 Уголовно-процессуального кодекса России. Для данного типа дел не установлен период, по истечении которого жалоба не будет принята, что означает, что обратиться за восстановлением нарушенных судебным приговором прав можно в любой время после его вынесения.

Направить составленные по правилам документы в верховную инстанцию, уполномоченную их рассмотреть, можно следующими способами:

Сроки и порядок рассмотрения

Поданная вовремя, правильно оформленная и отвечающая всем требованиям законодательства надзорная жалоба исследуется и анализируется судьей ВС РФ в следующие сроки:

  • по гражданским делам – два месяца;
  • по арбитражным спорам – два месяца;
  • по административным делам – два месяца;
  • по уголовным делам – 1 месяц.

Срок рассмотрения может быть увеличен на месяц, если будет принято решение затребовать оригинальное дело. Судья принимает решение о вынесении дела на заседание Президиума Верховного суда, либо о возвращении его заявителю без рассмотрения.

При рассмотрении жалобы на заседании Президиума принимается одно из следующих решений:

  • отказать в удовлетворении просьбы об изменении решения;
  • отменить спорный вердикт;
  • частично отменить оспариваемое решение.

О том, как ходатайствовать о рассрочке штрафа, читайте в нашей статье.

О порядке составления ходатайства о назначении генетической экспертизы читайте далее.

К участию в заседании привлекаются все участники процесса, им предоставляется возможность выступить и озвучить свои аргументы. Решение принимается голосованием судей по принципу большинства голосов.

Читайте также:  Спускают ли жалобу генеральному прокурору чайке вниз

Основания для возвращения без рассмотрения

Жалоба, поданная в порядке надзора, может быть возвращена без рассмотрения в случае:

  • неверной подсудности (попытки обжаловать решение органа, не перечисленного в соответствующей статье кодекса);
  • нарушения требований к содержанию документа;
  • невыполнения требований к оформлению (дата, подпись, заверение копий и т.д.);
  • подачи заявления гражданином, не имеющим на это права;
  • направления документа позже установленного срока без заявления о продлении времени подачи;
  • отзыва заявителем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector