Прокуратура общий надзор чем занимается

Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами: республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.

При осуществлении общего надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений, а также других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих прокурорского реагирования.

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности, подведомственности и вида пропускного режима, иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов);

2) требовать от руководителей и иных должностных лиц представления издаваемых ими приказов, инструкций, решений и распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных лиц, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения экспертиз, проверок по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям и обязывать сообщать об их результатах. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокуратуры о проведении проверок, ревизий и экспертиз не позднее десяти дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором;

3) вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона, а в случаях предусмотренных законом, требовать от должностных лиц, граждан деклараций об источниках доходов;

4) проверять законность административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

Прокурорское реагирование на установленные нарушения законности зависит от характера выявленных нарушений.

В сфере общего надзора актами прокурорского надзора являются: протест, представление, предупреждение, постановление, предъявление в суд иска (ст. 22 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь).

Протестпрокурора выносится на противоречащие закону правовые акты республиканских и местных органов государственного и хозяйственного управления и контроля, местных Советов депутатов и иных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, политических партий и иных общественных и религиозных объединений, а также решения и действия должностных лиц. Опротестованию подлежат также противоречащие закону постановления по делам об административных правонарушениях.

Прокурор придает протесту письменную форму и направляет этот документ для исполнения. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее десяти дней после поступления в компетентный органа или соответствующему должностному лицу, которые вправе отменять незаконные правовые акты. В исключительных случаях, при неотложных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор может установить и более сокращенный срок. О результатах рассмотрения протеста необходимо сообщить прокурору.

Представление прокурора об устранении нарушений закона выносится органу или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. В отличие от протеста прокурора, который является актом прокурорского реагирования на конкретные нарушения закона, представление – это акт прокурорского реагирования на массовые нарушения закона, которые выявлены в результате проводимых прокурором проверок на местах, а также жалоб и заявлений граждан. Представление выносится в целях устранения причин и условий, способствующих нарушению закона.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее должно быть сообщено о дне заседания, поскольку он имеет право принять в нем участие.

Постановление прокурора выносится в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданами в случае необходимости возбудить: 1) уголовное дело; 2) дисциплинарное производство; 3) производство об административном правонарушении. Постановление должно быть мотивированным.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за аптеками

При осуществлении прокурором общего надзора могут быть выявлены данные, указывающие на признаки преступления. Поэтому прокурор обязан возбудить уголовное дело. Свое постановление прокурор направляет по подследственности соответствующему органу дознания или предварительного следствия. Он может также принять уголовное дело к своему производству и расследовать преступление.

Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочным налагать административное взыскание в сроки и в порядке, установленном для рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.

Предупреждение состоит в том, что прокурор письменно объявляет его должностному лицу или гражданину о недопустимости нарушений закона в случае, если в ходе общего надзора им получены сведения о готовящихся противоправных действиях. При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.

Предъявление в суд иска может осуществляться прокурором в указанных в отраслевом законодательстве случаях.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 459 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Прокурорский надзор, от имени РФ, за исполнением действующих на ее территории законов, осуществляется единой централизованной системой органов Прокуратуры РФ. Надзор прокуратуры имеет своей целью, обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

При осуществлении общего надзора прокуроры вправе требо­вать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов и материалов; проводить проверки по поступающим в прокуратуру материалам и обращениям; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона; возбуждать производство по делам об административных правонарушениях; вносить представления об устранении нарушений закона; освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; опротестовывать противоречащие закону правовые акты; обращаться в арбитраж­ные суды с требованием о признании противоречащих закону пра­вовых актов недействительными.

В порядке надзора за соблюдением прав и свобод граждан про­куроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы о их нару­шении, разъясняют гражданам порядок защиты их прав и свобод, принимают меры по предупреждению и пресечению подобных на­рушений, по привлечению к ответственности виновных и возмеще­нию причиненного гражданам ущерба.

Правовыми формами общенадзорной деятельности органов прокуратуры являются протесты, представления и постанов­ления.

Протест прокурора имеет своим объектом противоречащий за­кону акт исполнительного органа. Он прино­сится прокурором в орган издавший такой правовой акт. Он может вместо принесения протеста, обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательст­вом РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О резуль­татах рассмотрения протеста должен быть дан незамедлительный письменный ответ. О дне рассмотрения протеста коллегиальным исполнительным органом сообщается прокурору. Прокурор впра­ве участвовать в рассмотрении внесенных им протестов и в других случаях.В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции страны Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Представление прокурора вносится в исполнительный орган, который полномочен устранить допущен­ные нарушения. Как правило, представление имеет предупреди­тельный характер и направлено на устранение причин и условий, способствующих нарушениям законности. В течение месяца со дня его внесения адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и усло­вий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора. Прокурор, исходя из характера нарушения за­кона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуж­дении уголовного дела или производства об административном правонаруше­нии.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за снт

Постановление прокурора о возбуждении производства об админист­ративном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то ор­ганом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

68. Административный надзор.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР-особый вид гос управленческой деят-ти, осущ гос ОИВ в отношении ограниченно неподчин органов, долж лиц и граждан по поводу исполн ими общеобяз норм, правил, стандартов, требований с использов комплексных мер принуждения, с целью предупрежд, выявления и пресеч преступл, восстановл правопоряд, привлеч виновн к админ отв-ти.

Признаки:отсутсвие организац подчиненности; возможность оценки деят-ти с точки зрения зак-ти;невозможн вмешательства в админ хоз деят-ть; наличие спец объекта надзорной деят-ти; возможность сам применения мер админ принуждения; строгое ограничение данных мер предупр правовыми рамками

Организац и правовые формы админ надзора: 1.в отнош неопред коуга физ и юр лиц; 2. в отношен опред круга граждан, должн, физ и юр лиц; 3.осущ орг внутр дел в отнош граждан освобожд из мест лиш свободы.

Стадии: предварит; текущий; заключительн.

Админ надзор связан с применением мер админ принуждания.

Осуществляется А.н. органом внутренних дел по месту жительства поднадзорного и устанавливается на срок от шести месяцев до одного года; может быть прекращен досрочно, если поднадзорный твердо встал на путь честной жизни, а также в случаях погашения или снятия с поднадзорного судимости. Нарушение правил и ограничений А.н. лицами, в отношении которых он установлен, влечет административную-ответственность

69. Государственный контроль и его виды.

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Виды государственного контроля:

1) президентский контроль. Контрольные полномочия Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти.;

2) контроль органов законодательной (представительной) власти- контроль парламента как орг законад власти за деятельностью исп вл;

3) контроль органов исполнительной власти- Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Методы осущ данного контроля:провод ревизии и проверки, заслушив отчёты долж лиц, провер сообщ, печати,жалобы гр-н, акты управл.;

4) судебный контроль-суд вл осущ посредством констит, гражд, админ и уг судороизв-ва.

цель: обеспеч охр прав и закон интересов; физ и юр лиц, защит частн интереса; недопущ произвола со стороны исп вл, т.е защита публ интереса

70.Судебный контроль за решениями и действиями органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Суд контроль-производство в суде по проверке закон-ти и обоснов-ти действ и реш в связи с жалоб физ и юр лиц.

1. Конституционное судопроизв. КС реш вопросы о соотв К, НА Презид, прав и орг исп вл, субъектов федерации, разреш вопросов о компетенции, включ споры между орг исп влРФ и ее субъект. Разреш дел, связ с КС, контролем за актами орг исп вл и ее должн лиц.

2. По админ делам. Суд проверяет законность действ орг исп вл, по привлеч лица к админ отв-ти и примен 1 из возможных мер воздейств. Суд может дать оценку действ орг исп вл и устранить допущ наруш(прекратить произ-во)

3. Арбитражный суд. Осущ суд деят-ть при разреш возникш в процес предприним деят-ти споров, вытекающ из админ проотношений

Читайте также:  Кто осуществляет строительный контроль и технический надзор

4. суды общей юрисдикции. Осущ контроль за деят орг исп вл. при рассмотр гражд дел и дел возникающ из админ правоотношенй и особ производ-ва(восстановл авторских прав)

71. Общественный контроль: сущность и субъекты.

Представл собой негос контроль общ объединений и отд граждан(субъектов не наделнных гос-властными полномочиями) за деятельность орг гос власти, орг МСУ, их должн лиц. Правовую основу его осущ закладыв норма К РФ

ФЗ»Об общ объединениях» над обществ объед различных организационо-правовых форм широкими контрольн полномочиями:они участв в выбор и референд, в выработке реш орг гос власти и орг МСУ, выступ с инициативами по различн вопросамобщ жизни, вносят предлож в орг гос вл, представл и защищ свои права, законные интересы своих членов и участн.

Знач шагом в развитии правов основ общ контроля яв-ся ФЗ «Об общ палате РФ» кот создал нов орган в структуре общ контроля. Основное предназнач Общественной палаты-обеспеч взаимодействия граждан Рф с орг гос власти и орг МСУ.

Общ палата ежегодно подготавлив и публик в переодич издании Общ палаты доклад о состоянии гражд общества в РФ.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 1194 | Нарушение авторских прав

В советское время функция общего надзора была необходима в связи с практически полным отсутствием отраслевых контрольно-надзорных органов. Немногочисленные отраслевые надзоры (например, госсаннадзор, охотнадзор и т. д.) практически не могли или не умели работать с обращениями граждан. Для координации их работы существовали прокуратуры и органы народного контроля. За минувшую четверть века появилось множество новых отраслевых органов, и все они активно работают с заявлениями граждан, однако прокуратура сохранила эти полномочия. Как они реализуются на практике?

Казалось бы, нарушения в оформлении медицинских документов – это очень важно. Но как на практике происходит работа? Могло ли правильное ведение документации предотвратить смерть Евгения Вахтина? Зачем множество специалистов тратили свое время и время сотрудников больницы, если не дан ответ на главный вопрос?

Парадокс общего надзора в прокуратуре – это то, что он в принципе не приспособлен для проведения осмысленных проверок. Прокурор должен проверить (и проверяет) соблюдение законодательства. Но для того, чтобы разделить регуляции на осмысленные и бессмысленные, у него нет ни полномочий, ни знаний. И любая прокурорская проверка, ознакомившись с документацией в любом учреждении, может обнаружить только нарушения в ее ведении.

Пока сохраняется такая ситуация, после очередной трагедии – будь то смерть одного человека в больнице или полутора сотен в клубе – мы будем узнавать лишь о том, что соответствующие учреждения неправильно оформляют документы. Но ничего о том, что стало системной причиной трагедии и что сделано для предупреждения таких событий в дальнейшем.

Общий надзор в российской прокуратуре нуждается в существенных реформах. Он должен быть либо упразднен как не имеющий смысла и лишь создающий дополнительную нагрузку на бизнес и государственные учреждения, либо должна быть найдена такая модель работы, в которой координирующая функция позволит всем контрольно-надзорным органам работать на результат – на создание более прозрачной и безопасной среды для нашей жизни, а не на фиксацию того факта, что очередной документ сделан не по форме.

Автор – ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Источники:
http://lektsii.org/3-109298.html
http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/02/04/626748-obschii-nadzor

Читайте также:
Adblock
detector