Надзорные каникулы для малого бизнеса что это


В декабрьском послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ Владимир Путин предложил ввести трехлетний запрет на проведение плановых проверок малого бизнеса с надежной репутацией – так называемые «надзорные каникулы». Основная идея заключается в снижении административного давления на предприятия, не допускавшие ранее серьезных нарушений законодательства, чтобы облегчить им жизнь в условиях непростой экономической ситуации.

Данное предложение получило поддержку бизнес-сообщества, а Правительству РФ были даны поручения разработать необходимые изменения в действующие нормативные акты. В связи с этим в середине февраля Минэкономразвития России обнародовало законопроект «Об особенностях организации и проведения в 2015-2018 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1 (далее – Законопроект).

Несмотря на хорошую задумку, документ имеет существенные «дыры», которые могут позволить контролирующим органам трактовать его положения так, как им это будет удобно. Какие трудности может вызвать применение на практике «надзорных каникул» в нынешнем виде, разберемся ниже.

Кто уйдет на «надзорные каникулы»

«Надзорные каникулы» – это временная мера, которая будет применяться только в 2015-2018 годах. В период ее действия государственные (федеральные и региональные) и муниципальные контролирующие органы должны будут воздержаться от проведения плановых проверок в отношении микропредприятий и малых предприятий.

Малое предприятие – организация или ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек включительно, а ежегодная выручка без учета НДС – не более 400 млн руб. Суммарная доля участия государства и муниципальных образований, иностранных компаний и граждан, общественных организаций и некоторых других видов юридических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна превышать 25%. Среди малых предприятий, выделяют также микропредприятия. Численность их работников и размер выручки по итогам года не должны превышать соответственно 15 человек и 60 млн руб. (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Относятся ли те или иные организации и индивидуальные предприниматели к категории малых предприятий, контролирующие органы будут устанавливать сами через систему межведомственного взаимодействия при разработке планов проверок (порядок обмена сведениями впоследствии должен быть утвержден Правительством РФ). Однако как эта система будет работать на практике – большой вопрос, поскольку порядок приобретения и подтверждения статуса малого предприятия, систематизации сведений о малых предприятиях и организация оперативного доступа к ним на данный момент в нормативных актах не прописаны.

Наличие проблемы подтверждает, например, МЧС России. Так, в проекте концепции совершенствования своей надзорной деятельности министерство подчеркивает, что перечень документов, которые могли бы служить основанием для отнесения организаций к той или иной категории предпринимателей, а также порядок и источники их получения, сегодня не определены. Это влечет за собой значительное количество нарушений при формировании планов проверок. Также сложно соблюдать ограничения по общему сроку проведения выездных плановых проверок, которое установлено только для малых- и микропредприятий (не более 50 и 15 часов в год соответственно), так как для этого первоначально нужно выяснить статус предприятия (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Соответственно, если механизм проверки принадлежности предприятия к категории малых не налажен сейчас, то вряд ли он заработает с введением «надзорных каникул» без внесения необходимых изменений в законодательство. Таким образом, велика вероятность того, что на первом этапе все предприятия будут включаться в план проверок на общих основаниях просто в связи с отсутствием у контролеров нужной информации, а доказывать свою принадлежность к малому бизнесу придется непосредственно в ходе проведения плановой проверки или, что наиболее вероятно, уже в вышестоящем органе или суде – при обжаловании ее результатов.

Тем не менее Законопроект предусматривает обязанность контролеров разъяснять организациям и индивидуальным предпринимателям правила предоставления «надзорных каникул» в начале проверки. Предприниматели, в свою очередь, могут представить проверяющим сведения, подтверждающие соответствие предприятия критериям малого бизнеса. В этом случае контролеры обязаны будут прекратить проверку с уведомлением прокуратуры, Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ или в соответствующем регионе. Однако порядок, сроки и форма предоставления документов, подтверждающих статус малого предприятия и права на «надзорные каникулы», в Законопроекте не прописаны.

Ограничения в рамках «надзорных каникул»

Под «надзорные каникулы» не попадут малые предприятия, которые в течение предыдущих трех лет подвергались административному наказанию за грубое нарушение законодательства, дисквалификации (в случае с ИП), приостановлению деятельности или были лишены лицензии. Обо всех таких случаях контролирующие органы извещают с приложением копий соответствующих постановлений Генеральную прокуратуру РФ на этапе составления сводного плана проверок. Если прокуратура сочтет доказательства убедительными, то предприятие лишится права на «надзорные каникулы», а в сводном плане проверок будет указано, по каким основаниям.

Остается неясным, что будет пониматься под грубым нарушением законодательства. Сегодня словосочетание «грубое нарушение» в КоАП РФ встречается только в отдельных составах (грубое нарушение лицензионных требований, грубое нарушение правил промышленной безопасности и др.). Если данное положение будет применяться не только к этим, но и к другим правонарушениям, то каковы будут критерии оценки их грубости и кто будет этой оценкой заниматься? Если сами контролирующие органы, то «надзорные каникулы» можно считать дискредитированными уже на этом этапе.

Алексей Сердюк, адвокат МКА «Князев и партнеры»:

«К сожалению, Законопроект не распространяет свое действие на субъектов предпринимательской деятельности, которые за предшествующие три года привлекались к ответственности за грубые нарушения. Думаю, что среди них есть немало тех, кто теперь ведет свою работу в рамках правового поля, возможно, даже в большей степени чем те, кто к ответственности не привлекался вовсе. Поэтому данный ограничительный критерий не вполне справедлив. Я уверен, в отношении многих субъектов предпринимательской деятельности, которые не привлекались к ответственности и на которых будут распространяться «надзорные каникулы», просто не проводились проверки, и сам факт отсутствия у них выявленных нарушений обусловлен именно этим».

Читайте также:  Что такое надзор уголовный

Кроме того, существует и ряд значительных ограничений по видам контроля. Так, налоговые каникулы четко «привязаны» к сфере действия Закона № 294-ФЗ, а из под его действия выведены налоговый контроль, контроль за уплатой взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС, таможенный контроль, прокурорский надзор, и некоторые другие виды контроля и надзора (ч. 3, ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Соответственно, «надзорные каникулы» на эти виды проверок также не будут распространяться.

Есть и другие исключения по видам контроля, которые предусматриваются уже в самом Законопроекте. Например, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности в отношении предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также в отношении объектов I или II класса опасности. Исключением стали также государственный надзор при строительстве, реконструкции опасных производственных объектов и плановые проверки, которые начались раньше момента вступления в силу нормы о «надзорных каникулах».

Также запрет на проведение плановых проверок не коснется малых предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, для которых установлена специальная периодичность плановых проверок. Например, не чаще чем один раз в год проводятся проверки предприятий, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, занимающихся розничной торговлей лекарствами, работающих в сфере дошкольного и начального общего образования и др. (постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944).

Сергей Зеленов, председатель Комитета по налогам Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ:

«По моему мнению, список проверочных мероприятий, которые затрагивает Законопроект о «надзорных каникулах», должен быть расширен за счет контрольных мероприятий в экономической сфере – прежде всего, выездных налоговых проверок. Кроме того, в текущих экономических условиях, действие «надзорных каникул» должно быть также распространено и на представителей среднего бизнеса, поскольку их сохранение и стимулирование (как действующих и наиболее стабильных налогоплательщиков) – задача не менее важная, чем стимулирование малого бизнеса».

Планируется, что нарушение запрета на проведение плановых проверок будет вести к недействительности результатов проверки (их можно оспорить в вышестоящем органе или в суде), а должностные лица контролирующего органа в таком случае могут быть привлечены к ответственности за несоблюдение законодательства о государственном контроле и муниципальном контроле (надзоре) – им грозит предупреждение или штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

Тем не менее, несмотря на все меры по ограничению плановых проверок, малые предприятия могут и не почувствовать значительного облегчения, поскольку процедура инициирования внеплановой проверки остается достаточно простой. Для этого фактически достаточно обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица. Особенное беспокойство в этой части вызывают внеплановые проверки по жалобам о защите прав потребителей, которые даже не требуют согласования с прокуратурой (подп. «а» и «б» ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Алексей Сердюк, адвокат МКА «Князев и партнеры»:

«На мой взгляд, имеет смысл полностью отказаться от проведения плановых проверок в отношении малого бизнеса и ограничиться проведением контрольных мероприятий только по основаниям, установленным на сегодня для проведения внеплановых проверок. Пусть даже с условием ужесточения ответственности за нарушения, которые могут быть допущены по соответствующим категориям контроля. Данные меры позволят в разы сократить нагрузку на малый бизнес и будут способствовать его стремительному развитию».

Несмотря на то, что президент дал поручение правительству в части ограничения плановых проверок, Законопроект содержит послабления и в отношении экстренных мероприятий по контролю – внеплановых выездных проверок. Всего в 2016 году их количество должно сократиться как минимум на 10% по сравнению с 2014 годом. В 2017 и 2018 годах – на такую же величину по сравнению с 2016 и 2017 годами соответственно. Количество внеплановых документарных проверок (предполагающих запрос документов контролирующим органом без выезда на предприятие) сокращать не планируется.

Предполагается, что конкретные ограничения по внеплановым выездным проверкам для каждого контролирующего органа будут определять Правительство РФ, субъекты РФ и муниципальные власти для федеральных, региональных и местных контролеров соответственно по согласованию с прокуратурой. В случае превышения лимита внеплановых выездных проверок конкретным контролирующим органом прокуратура не будет согласовывать их проведение в дальнейшем. Напомним, что процедура согласования с прокуратурой обязательна, когда выездная внеплановая проверка проводится по основаниям, предусмотренным подп. «а» и «б» ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (угроза жизни и здоровью граждан, безопасности государства и др.).

И тут снова возникает вопрос об обмене информацией: каким образом государственные органы будут получать и систематизировать сведения о количестве проведенных внеплановых выездных проверок, чтобы потом установить указанные ограничения? Как отмечает Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов, на данный момент, пока еще не создан единый реестр проверок, четкого представления о том, кто кого и в каком объеме проверяет, нет. Соответственно, насколько будут достоверны источники с учетом которых будут рассчитываться 10%, и насколько эти цифры будут соответствовать реальности, также не вполне понятно.

Единый реестр проверок, который будет размещен на специальном сайте в свободном доступе, должен заработать с 1 января 2016 года. Он создается, чтобы исключить проведение необоснованных мероприятий по контролю, а также обеспечить более четкий надзор за их количеством и качеством со стороны Генеральной прокуратуры РФ. Планируется присваивать каждой проверке индивидуальный учетный номер и вносить в реестр информацию о проверяемых предприятиях, предмете и основаниях мероприятий по контролю, сроках их проведения и результатах, принятых мерах, обжаловании решений, действий (бездействий) соответствующих органов и должностных лиц (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 511-ФЗ).

Читайте также:  Кто осуществляет страховой надзор в россии сегодня

Также стоит отметить, что согласно Законопроекту 10%-ное ограничение касается только внеплановых выездных проверок, проводимых в связи с угрозой или причинением вреда жизни и здоровью граждан, растениям и животным, безопасности государства, а также угрозой или возникновением чрезвычайных ситуаций. Это же касается внеплановых проверок и по жалобам граждан на нарушение прав потребителей.

Правда в последнем случае неясно как будет контролироваться соблюдение 10%-ного ограничения, ведь такие проверки согласованию с прокуратурой не подлежат. Кроме того, правило о ежегодном сокращении на 10%, согласно Законопроекту, не будет распространяться на внеплановые выездные мероприятия по контролю, которые проводятся для проверки исполнения ранее выданного предписания, в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора.

***

Несмотря на все недостатки, Законопроект продолжает заданное государством с подачи бизнес-сообщества направление на ограничение проверок в отношении субъектов и видов деятельности с низкой степенью риска. «Надзорные каникулы» выступают антикризисной мерой, но помимо этого являются еще и своеобразной репетицией перед проведением масштабной реформы системы государственного контроля. Ее результатом должно стать практически полное избавление малых предприятий от плановых проверок. По тому, как будут реализованы в окончательном варианте «надзорные каникулы», можно будет в определенной мере судить, есть ли действительно перспективы снижения избыточного административного давления на малый бизнес в рамках будущих преобразований в сфере контрольной деятельности или нет.

Целью обсуждаемого законопроекта является сокращение плановых проверок для законопослушного малого бизнеса на три года.

В соответствии со ст.4 Закона №209-ФЗ установлена следующая градация субъектов малого предпринимательства:

Размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС)*

Средняя численность работников

Не более 15 человек

Не более 100 человек

Суммарная доля участия государства и муниципальных образований, иностранных компаний и граждан, общественных организаций и некоторых других видов юридических лиц в уставном капитале

Соблюдение первых двух критерий должно выполняться для отнесения индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.


Виды проверок, подпадающие под действие законопроекта

Перед тем как перейти к рассмотрению установленных законопроектом привилегий для малого бизнеса, разберемся, что подразумевается под плановой проверкой.

Так, п.1 ст.9 Закона №294-ФЗ установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся с периодичностью не чаще одного раза в три года на основании ежегодно разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля планов (п.2 и п.3 ст.9 Закона №294-ФЗ).

Итак , законопроектом предусмотрен мораторий только в отношении плановых проверок и не освобождает добросовестных субъектов малого предпринимательства от остальных видов проверок.

А кроме плановых проверок существуют еще и экстренные или внеплановые проверки, которые проводятся в случаях:

истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (пп.1 п.2 ст.10 Закона №294-ФЗ);

поступления в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушение прав потребителей (пп.2 п.2 ст.10 Закона №294-ФЗ).

Таким образом, действие Закона №294-ФЗ (и законопроекта, вносящего изменения в Закон №294-ФЗ) не распространяется на иные виды вышеперечисленных неналоговых проверок, а также на таможенный, валютный контроль, банковский и страховой надзор, государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов и ряд других видов контроля либо надзора (п.3.1 ст.1 Закона №294-ФЗ).


Одобренный в первом чтении законопроект не сокращает ранее предусмотренные ст.13 Закона №294-ФЗ сроки проведения проверок и в этой части для остальных участников бизнеса ничего не меняется.

Исключения из общих правил

постановлений о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности (в соответствии с положениями КоАП РФ);

нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (п.3 ст.9.1 КоАП РФ);

нарушения норм и правил в области использования атомной энергии (п.3 ст.9.6 КоАП РФ);

нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (п.5 ст.13.12 КоАП РФ);

осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (п.4 ст.14.1.1 КоАП РФ);

осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (п.4 ст.14.1.2 КоАП РФ);

нарушения лицензионных требований в части государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.3 ст.14.17 КоАП РФ);

нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу (п.3 ст.14.55 КоАП РФ);

нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ (п.2 ст.18.13 КоАП).

нарушения лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему (п.2 ст.20.8 КоАП РФ).

Читайте также:  Что рассматривает надзорная инстанция


а) промышленной безопасности в отношении объектов I или II класса опасности;

б) безопасности гидротехнических сооружений в отношении объектов I или II класса опасности;

в) эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;

г) обеспечения радиационной безопасности;

д) обеспечения защиты государственной тайны;

е) управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

В отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые все-таки попадут под мораторий плановых проверок, надзорными органами может быть легко инициирована внеплановая проверка. Достаточно поступления жалобы (например, от гражданина) о нарушении его прав.


Предусмотренная мера все же является временной (период действия моратория — с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.) и по истечению указанного срока может быть отменена.

Кроме того, вызывает опасение и отсутствие самого механизма освобождения. Ведь для того, чтобы субъекты малого предпринимательства не попали в список проверяемых, нужно каким-то образом иметь подтверждение их статуса. А значит должна быть налажена система межведомственного взаимодействия с другими контролирующими органами. Такой порядок должен быть утвержден на уровне Правительства РФ.

С тех пор этот призыв, в той или иной форме, не раз повторяли руководители страны. С целью усиления роли малого бизнеса в экономике страны (поставлена задача достичь 20% его доли в ВВП) регулярно принимаются важные и, казалось бы, всесторонне продуманные решения. Самым резонансным и действующим в настоящее время было изменение закона № 294-ФЗ, и дополнение его новой статьей. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки предприятий малого бизнеса. Вот основная суть решения, получившего название – Надзорные каникулы.

Надзорные каникулы и основные понятия

Для того, чтобы пользоваться какими-либо преференциями, применить к своему предприятию законодательные нововведения, необходимо разобраться в тонкостях. Что такое надзорные каникулы? Каковы критерии малого бизнеса? Кто может воспользоваться каникулами? Предусмотренные законом исключения. Сроки действия новых положений.

Надзорные каникулы – это временное (1 .01.2016 – 31.12.2018гг.) освобождение предприятий малого бизнеса от плановых проверок надзорными органами. Главная их задача — облегчение становления и функционирования малых предприятий. При этом вне плановые, но обоснованные проверки допускаются.

Малый бизнес – это ИП или юридические лица любой формы собственности, работающие на любом налоговом режиме и отвечающие определенным критериям:

  • общий годовой доход не должен превышать 800 миллионов рублей;
  • количество работающих в компании не должно быть более 100 человек;
  • ограничение доли гос. организаций (до 25%) и юридических лиц (до 49%) в уставном капитале предприятия

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Для того, чтобы реализовать право на получение надзорных каникул, при этом снизить затраты предпринимателей и органов власти, связанные с подтверждением статуса малого бизнеса, а также максимально раскрыть информацию о видах деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. С 1.08.2016 г. создается единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Проще говоря, чтобы получить надзорные каникулы, компания должны оказаться в реестре.

Реестр создается автоматически на основании данных ФНС за предыдущий календарный год и ведется также налоговыми органами. Никаких документов, чтобы оказаться в реестре предоставлять не надо. А вот проверить достоверность своих данных необходимо. Для этого достаточно начиная с 1 августа 2016 г. зайти на официальный сайт ФНС. В реестре предприниматель увидит массу сведений о себе и о предприятии, даже таких, о которых и сам не знал.

Сведения, имеющиеся в едином реестре, будут обновляться ежегодно 1 августа на основании данных, имеющихся в налоговой службе по состоянию на 1 июля. Также предусмотрено ежемесячное (10 числа) обновление отдельных видов сведений.

Каникулы не для всех

Как и в любом правиле в надзорных каникулах предусматриваются исключения. Во-первых, каникулы — это не амнистия. Поэтому для фирм, к которым у надзорных органов за последние три года были претензии (постановление о применение штрафных санкций за нарушение закона или решение о приостановлении действия лицензии для компаний, которые обязаны их иметь) надзорные каникулы не применяются.

Кроме того, выделены отдельные сферы деятельности, занятие которыми не предусматривает применения надзорных каникул:

  • социальная (образование , медицина и пр.);
  • пожарная;
  • промышленная I и II класса опасности;
  • экологической безопасности;
  • связанной с опасностью для жизни (подземные работы, энергоснабжение и энергетика).

Специалисты подсчитали, что фирм, которые не попадают под положения о надзорных каникулах набирается 30-50 тысяч. В остальные фирмы три года не должны приходить проверяющие из пожарной инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, СЭС и пр.

Какие проверки продолжаются

Как отмечалось, что руководителям малого бизнеса, даже внимательно изучившим ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ, расслабляться не стоит. Кроме приостановленных проверок, в арсенале у государства остается еще много способов повлиять на судьбу предприятия малого бизнеса. Никто не отменял таможенный и налоговый контроль. Допускаются проверки платежей во внебюджетные фонды. Никуда не девается и прокурорский надзор.

Но самым непредсказуемым может стать результат разрешенных внеплановых проверок, инициировать которые может кто угодно: от прокуратуры до, просто недовольного жизнью, потребителя. И произойти она может когда угодно.

Предупрежден значит вооружен

Срок действия надзорных каникул через пару месяцев заканчивается. Видимо будут подводиться итоги. Но уже сейчас существует устойчивое мнение предпринимателей о недостаточной эффективности надзорных каникул.

Скорее всего это предложение будет принято.

Источники:
http://rosco.su/press/nadzornye_kanikuly_dlya_malogo_biznesa/
http://selen-grand.ru/novosti/653/

Читайте также:
Adblock
detector