Надзор за деятельностью кредитных организаций кто осуществляет

Федеральные органы, осуществляющие надзор и контроль за субъектами исполнения Федерального закона 115-ФЗ

Надзор (контроль) за организациями, совершающими операции с денежными средствами и другим имуществом в сфере ПОД/ФТ, осуществляют следующие органы:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – за:

  • кредитными организациями;
  • профессиональными участниками рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, реестродержатели);
  • организациями, осуществляющими управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами (управляющие компании, паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии, реестродержатели, брокерские компании);
  • страховыми организациями;
  • кредитными потребительскими кооперативами (сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами);
  • микрофинансовыми организациями;
  • страховыми брокерами;
  • обществами взаимного страхования;
  • негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • биржами;
  • ломбардами.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – за:

  • организациями федеральной почтовой связи;
  • операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (Пробирная палата России) – за:

  • организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) – за организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы:

  • лизинговыми компаниями;
  • организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторами по приему платежей;
  • коммерческими организациями, заключающими договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Надзорная деятельность в области ПОД/ФТ осуществляется Росфинмониторингом и надзорными органами и реализуется в процессе проведения проверок.

Предметом проверок является соблюдение организациями требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.

Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам:

  • наличие в организации утвержденных правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля, а также соответствие правил внутреннего контроля требованиям федерального закона и иных нормативных правовых актов;
  • наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, и документов о его назначении;
  • соответствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, квалификационным требованиям, установленным законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • соблюдение организацией требований федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к подготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • соблюдение организацией требований федерального закона и иных нормативных правовых актов к идентификации клиентов организации, их представителей и выгодоприобретателей;
  • соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых в процессе осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных федеральным законом;
  • соблюдение порядка документального фиксирования и направления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных федеральным законом;
  • соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных федеральным законом;
  • соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных федеральным законом.

По фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Инструкция устанавливает перечень необходимых доку­ментов, рассматриваемых территориальным учреждением Банка России на предмет выдачи лицензии. При принятии положительного решения Банком России осуществляется в установленном порядке государственная регистрация кредитной организации. Возможен отказ в государственной регистрации и в выдаче лицензий в случае несоответствия поданных документов требованиям, установленным законо­дательством. Кредитная организация имеет право оспорить это решение в арбитражном суде.

Инструкция состоит из 12 глав

В главе 1 Общие положения Пунктом 1.1 названной Инструкции устанавливаются следующие обязательные нормативы:

достаточности собственных средств (капитала) банка;

максимального риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

максимального размера крупных кредитных рисков;

максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);

Читайте также:  Что такое технический надзор и технический контроль

совокупной величины риска по инсайдерам банка;

использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

В последующем в главе 2-8 регулируется порядок определения указанных нормативов.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. Так, Приказом ЦБ РФ от 18.07.1997 N 02-312 введено в действие Временное положение о региональных центрах Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. (Банком России 12.05.1998 утверждено Положение N 29-П о консолидированной отчетности кредитных организаций).

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия соответствующей кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их. Порядок государственной регистрации кредитной организации установлен главой 6 Инструкции ЦБ РФ от 23.07.1998 N 75-И.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер неденежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала;

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов.

Порядок проведения проверок кредитных организаций, в том числе определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

По вопросу, касающемуся деятельности уполномоченных представителей ЦБ РФ в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, см. Положение ЦБ РФ от 29.03.1999 N 73-П.

В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Государственный метрологический контроль и надзор что это

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Государственная Дума, руководствуясь Конституцией РФ и другими законодательными актами, которые действуют на территории РФ, обеспечивает соблюдение законности и финансовой дисциплины на территории РФ по отношению ко всем предприятиям, организациям и учреждениям, независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности.

Одна из главных задач Центрального банка РФ — реализация государственного управления в банковской системе. Центральный банк выступает, по сути, посредником между государством и коммерческими банками и средствами банковского регулирования проводит в жизнь государственную экономическую политику. Объектами управленческого воздействия являются кредитные учреждения, в первую очередь коммерческие банки.

В соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке РФ» (гл.10) Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями:

  • * банковского законодательства;
  • * нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Функции Банка России по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций проявляются в самых различных аспектах, в том числе он:

  • 1) устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. Имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности и требовать разъяснений по полученной информации;
  • 2) регистрирует кредитные организации, выдает им лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их;
  • 3) вправе предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;
  • 4) имеет право запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% долей (акций) кредитной организации. Банк России имеет право не давать согласия на совершение сделки купли-продажи более 20% долей (акций) кредитной организации при неудовлетворительном положении приобретателей долей (акций);
  • 5) вправе устанавливать кредитным организациям обязательные экономические нормативы.
  • 6) регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам;
  • 7) определяет порядок формирования и размеров образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Экономические нормативы — важнейшее средство управленческого воздействия Банка России на коммерческие банки. К числу этих нормативов относятся:

1. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций.

Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли.

Этот норматив пересматривается Центральным банком с учетом темпов инфляции. Минимальный капитал банка должен равняться на 01.01.98 четырем миллионам ЭКЮ (Европейская расчетная денежная единица).

В соответствии с Законом о банках и банковской деятельности Банк России может для обеспечения равных конкурентных условий всех банков предъявлять дополнительные требования к учредителям совместных банков с участием отечественного и иностранного капитала и банков-нерезидентов относительно максимального и минимального размеров их уставного капиталов.

  • 2. Предельный размер неденежной части уставного капитала.
  • 3. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков.

Банк России устанавливает максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка. В понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику или группе, а также предоставленные им гарантии и поручительства.

  • 4. Максимальный размер крупных кредитных рисков. Данный норматив представляет собой процентное соотношение совокупной величины крупных рисков к собственным средствам кредитной организации. При этом крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5 процентов собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25 процентов собственных средств кредитной организации.
  • 5. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика).

Норматив представляет собой процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации.

  • 6. Нормативы ликвидности кредитной организации. Ликвидность — способность банка своевременно обеспечить выполнение своих обязательств перед клиентами. Это может быть осуществлено путем быстрой конверсии различных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении банка, в приемлемые (устраивающие клиентов) платежные средства.
  • 7. Нормативы достаточности капитала.
Читайте также:  Когда нужен строительный надзор

Нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации к сумме ее активов, взвешенных по уровню риска.

  • 8. Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения.
  • 9. Размер валютного, процентного и иных рисков.
  • 10. Минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы.
  • 11. Нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.
  • 12. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проверяет кредитные организации и их филиалы, направляет им предписания, обязательные для исполнения в целях устранения выявленных в их деятельности нарушений, и применяет предусмотренные ФЗ «О Центральном банке РФ» санкции по отношению к нарушителям. Проверки осуществляются представителями, уполномоченными Советом директоров Банка России, и по их поручению аудиторскими фирмами.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право:

  • 1) требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений;
  • 2) взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала или
  • 3) ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. В соответствии с действующим законодательством Банк России может прибегать к более жестким мерам по отношению к кредитным организациям, если ими не выполнены в установленный срок предписания об устранении нарушений или совершенные кредитной организацией операции создали реальную угрозу кредиторам (вкладчикам). В этом случае Банк России вправе:
  • 1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;
  • 2) потребовать от кредитной организации:
    • * осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов;
    • * замены руководителей кредитной организации;
    • * ее реорганизации;
  • 3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  • 4) ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;
  • 5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
  • 6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

С целью обеспечения защиты прав вкладчиков в ФЗ «О банках и банковской деятельности» и иных актах установлен ряд требований при создании и лицензировании кредитной организации, таких как минимальный срок деятельности кредитной организации с даты регистрации — 2 года, по истечении которых кредитная организация имеет право ходатайствовать о выдаче ей лицензии на привлечение вкладов граждан в рублях и в иностранной валюте; ответственность учредителей кредитной организации — в течение трех лет с даты ее регистрации они не вправе выходить из состава акционеров (пайщиков).

Порядок регистрации и лицензирования деятельности кредитной организации регулировался многочисленными нормативными актами Центрального банка РФ, каждый из которых регламентировал отдельный аспект создания кредитной организации. Изданием Инструкции, от 27 сентября 1996 г. № 49 «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» Банк России кодифицировал данные разрозненные документы, кроме того, в ней отражены изменения, внесенные в ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих банковскую деятельность, а также научной литературы по данному вопросу позволяет выделить следующие направления государственного регулирования этой сферы деятельности:

  • а) нормотворчество, в процессе которого устанавливаются правовые нормы, регулирующие организацию и принципы функционирования банковской системы Российской Федерации, порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций; порядок осуществления банковской деятельности; порядок осуществления банковского надзора и контроля;
  • б) регистрация и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в Российской Федерации, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;
  • в) банковское регулирование с использованием инструментов и методов денежно-кредитной политики;
  • г) осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью;
  • д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих и т.п.

Источники:
http://studopedia.ru/19_290366_nadzor-banka-rossii-za-deyatelnostyu-kreditnih-organizatsiy.html
http://studwood.ru/1366513/pravo/kontrol_deyatelnostyu_kreditnyh_organizatsiy_spetsifika_vidy_polnomochiya_organov_osuschestvlyayuschih_kontrol

Читайте также:
Adblock
detector