Кто осуществляет надзор за соблюдением конституции

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Федерации, ко­то­рые их исполняют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Федерации

Б) над­зор за со­блю­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Федерации

В) об­на­ро­до­ва­ние фе­де­раль­ных законов

Г) раз­ре­ше­ние спо­ров о ком­пе­тен­ции между фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной власти

Д) обес­пе­че­ние со­гла­со­ван­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и вза­и­мо­дей­ствия ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной власти

1) Про­ку­ра­ту­ра Рос­сий­ской Федерации

2) Совет Фе­де­ра­ции Рос­сий­ской Федерации

3) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рос­сий­ской Федерации

4) Пре­зи­дент Рос­сий­ской Федерации

ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛАСТИ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

А) на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Федерации — Совет Фе­де­ра­ции Рос­сий­ской Федерации.

Б) над­зор за со­блю­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Федерации — Про­ку­ра­ту­ра Рос­сий­ской Федерации.

В) об­на­ро­до­ва­ние фе­де­раль­ных законов — Пре­зи­дент Рос­сий­ской Федерации.

Г) раз­ре­ше­ние спо­ров о ком­пе­тен­ции между фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной власти — Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рос­сий­ской Федерации.

Д) обес­пе­че­ние со­гла­со­ван­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и вза­и­мо­дей­ствия ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной власти — Пре­зи­дент Рос­сий­ской Федерации.

Органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, а также исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Так, 17.12.2013 при проверке законности доставления граждан в ОМВД России по районам Матушкино и Савелки г. Москвы, установлено, что 16.12.2013 в 23 час. 50 мин. незаконно доставлен, помещен в камеру административно-задержанных граждан В. – житель г. Зеленограда.

В отношении него составлен административный материал по ст. 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Основанием для составления административного материала и последующего привлечения к административной ответственности по ст. 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях является нахождение лица в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность.

В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что гражданин В. доставлен в отдел из квартиры по месту постоянного жительства.

Таким образом, прокуратурой округа установлен факт незаконного доставления, помещения в камеру административно-задержанных и составления материала на гражданина В.

В силу предоставленных федеральным законом полномочий, прокурором внесено представление на имя начальника УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД России по г. Москве, а также внесен протест на постановление по делу об административном правонарушении.

Помощник прокурора округа Е.Н. Березина

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В результате изучения главы студент должен:

знать

• основные законодательные положения, регламентирующие содержание прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов;

уметь

  • • составлять акты прокурорского реагирования, вносимые в рамках осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;
  • • применять нормы права, регламентирующие данное направление деятельности прокуратуры РФ;

владеть

  • • навыками взаимодействия и коллективной работы по вопросам прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;
  • • навыками межкультурной профессиональной коммуникации.

10.1. Предмет прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов

Основным направлением деятельности органов прокуратуры РФ является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов РФ. Указание на его приоритетное значение содержится в п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре, в котором сформулировано определение прокуратуры как единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.

В теории и практике прокурорской деятельности данную отрасль надзора продолжают именовать «общим» надзором, несмотря на то что законодатель от использования этого термина отказался еще в 1992 г. Вместе с тем, на наш взгляд, именно это определение максимально полно отражает широту полномочий и правовых средств прокурора.

Истоки появления термина «общий надзор» содержатся в Петровском законодательстве, согласно которому прокурорский надзор распространялся на деятельность всех органов государственного механизма, и именно в этом состояла его основная и почти единственная задача.

Рассматриваемая отрасль надзора регламентируется ст. 21–25.1 гл. 1 «Надзор за исполнением законов» разд. «Прокурорский надзор» Закона о прокуратуре и по сути своей является базовой отраслью, обеспечивающей достижение основных целей деятельности прокуратуры РФ, а также приказами Генеральной прокуратуры РФ (в частности, от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (в ред. приказа от 10 февраля 2012 г. № 46)).

Основными критериями, характеризующими автономность «общего» надзора как отрасли, являются:

  • – предмет надзора;
  • – полномочия прокурора;
  • – правовые средства прокурора, в том числе выраженные и актами прокурорского реагирования.

Предмет надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов закреплен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает три компонента:

  • – соблюдение Конституции РФ поднадзорными органами и должностными лицами;
  • – исполнение законов поднадзорными органами и должностными лицами;
  • – соответствие закону издаваемых органами и должностными лицами правовых актов.

Соблюдение Конституции РФ предполагает следование установленным запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми. Иными словами, соблюдение закона – это пассивное поведение объектов (субъектов) надзора.

Исполнение закона – активная деятельность объектов (субъектов) надзора но реализации содержащихся в нем предписаний. Оно выражается в виде действий или правовых актов, которые служат формами исполнения законов, охватывающими все области правоприменительной деятельности.

Правовые акты, издаваемые поднадзорными субъектами (объектами), как правило, носят подзаконный характер, принимаются в целях реализации законов и в своей основе должны иметь закрепленные в законе положения. Под правовыми актами в данном случае следует понимать акты, порождающие, изменяющие или прекращающие определенные правоотношения. Они могут быть изданы в форме приказов, распоряжений, решений, указаний, инструкций и др. Эти акты порождают, изменяют или прекращают юридические права и обязанности как у относительно неопределенного круга юридических лиц (филиалы банка, отделения железной дороги, трудовой коллектив), так и у конкретных юридических или физических лиц (приказ об увольнении конкретного работника предприятия, организации, учреждения, наложение взыскания на конкретное физическое лицо и т.п.).

Указание в Законе о прокуратуре в качестве составной части предмета надзора на соответствие правовых актов законам имеет своей целью подчеркнуть особое значение этого направления деятельности прокуратуры. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением международных договоров РФ, ратифицированных в установленном законом порядке, которые являются согласно ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы России.

Прокуратура призвана осуществлять надзор за исполнением законов, но не подзаконных актов, и в силу своего государственно-правового статуса призвана осуществлять надзор за законностью подзаконных правовых актов, но не за их исполнением. Таким образом, и деятельность, и правовые акты поднадзорных объектов (субъектов) должны оцениваться прокуратурой только с точки зрения закона.

Объектом надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствия законам правовых актов являются совокупность поднадзорных органам прокуратуры органов учреждений и иных структур, деятельность которых входит в предмет данного направления прокурорского надзора.

Субъекты надзора – совокупность поднадзорных прокурору должностных и иных лиц, деятельность которых входит в предмет данного направления прокурорского надзора.

Субъекты и объекты данного направления прокурорского надзора указаны в ст. 21 Закона о прокуратуре. Это федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

С содержанием предмета надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением федеральных законов тесно связано решение вопроса о его пределах (границах) – правовых требованиях по исполнению определенного по характеру законодательства теми или иными государственными и негосударственными органами.

Пределы «общего» надзора установлены по:

  • – предмету (прокуратура не осуществляет надзор за исполнением подзаконных актов, а только за исполнением законов);
  • – кругу объектов (субъектов) надзора (по общему правилу прокурорский надзор не распространяется на деятельность по исполнению законов высшими должностными лицами государства, судами и гражданами);
  • – характеру прокурорского надзора и мероприятий, рекомендуемых прокурорами в целях устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий, и др. (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре установлены также пределы этого элемента предмета надзора с позиции реализации организационных форм деятельности прокуратуры).

Органы прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением федеральных законов не подменяют иные государственные органы, включая органы контроля, а проводят проверки на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования. Кроме того, при осуществлении возложенных на нее полномочий, прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).

Надзор за исполнением законов – наиболее объемная отрасль прокурорского надзора. Как в теории, так и на практике он действительно является «общим», поскольку охватывает практически все сферы общественных отношений.

На законодательном уровне не существует какого-либо деления данного направления деятельности на «подотрасли». Вместе с тем в теории прокурорского надзора принято подразделять надзор за исполнением законов на виды в зависимости от отраслей законодательства: надзор за исполнением административного, трудового, природоохранного законодательства и т.п.

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов охватывает наибольшую область правовой действительности, связанную с практикой исполнения законов. Законы, исполнение которых отслеживается прокурорами, относятся к правовым сферам, регулирующим более 40 видов различных общественных отношений. Надзор органов прокуратуры за исполнением законов оказывает наиболее заметное воздействие на общее состояние законности в стране. В «общем» надзоре заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Она имеет дело с нарушениями законов, которые, по существу, составляют исходную базу, обеспечивают подпитку многих правонарушений и в первую очередь преступного характера. Своевременное выявление и пресечение такого рода нарушений законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране. «Общий» надзор обоснованно принято считать наиболее эффективным средством раннего предупреждения преступлений.

Источники:
http://savelki.mos.ru/presscenter/news/detail/940196.html
http://m.studme.org/56011/pravo/prokurorskiy_nadzor_za_soblyudeniem_konstitutsii_ispolneniem_zakonov

Читайте также:
Читайте также:  Для чего нужен надзор
Adblock
detector