Кто осуществляет надзор за работой судебных приставов

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, сравнительно недавние функции данной инстанции, обозначенные ФЗ РФ No118 и 119.

Что обозначает данное понятие и зачем нужен надзор

В Законе о прокуратуре нет отдельно выделенной главы об осуществлении контроля служащих суда, которая бы определяла полномочия прокурора и инструменты его воздействия. Поэтому данные полномочия сочетаются с прочими видами деятельности прокуратуры.

Как организовать прокурорский надзор, смотрите в этом видео:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам +7 (499) 450-27-46 . Это быстро и бесплатно !

Такая неопределенность приводит к возникновению сложностей и препятствий на пути качественного выполнения прокурорских обязанностей. Важно: данная ветвь тесно граничит с контролем соблюдения прав и свобод граждан.

Данный процесс со стороны органов юстиции поднимает уровень доверия к судьям, так как совершенствует и улучшает их деятельность, и обеспечивает правопорядок в судебных процессах.

Действия уполномоченного генерального прокурора выражаются в контроле следующих мероприятий со стороны исполнителей:

  • Осуществление требуемых мер и правил использования и формирования документов;
  • Контроль за учетом ходатайства в отношении тех или иных сотрудников в вопросах исполнительного производства;
  • Правомерность наложения ареста на имущество;
  • В полном ли объеме принимаются меры в розыске должников; Осуществление контроля над ведением документации.

При контроле активности исполнительных инстанций, наблюдение за исполнением законов осуществляется над такими мероприятиями:

  • Предоставление безопасности госслужащих, которые являются участниками судебных слушаний и прений;
  • Обеспечение безопасности самих судебных процессов;
  • Качество подготовки помещений, необходимых для выполнения судебного производства;
  • Контроль над доставкой на суд вещественных доказательств;
  • Контроль над исполнением решений и приговоров судьи;
  • Правомерность требования дачи свидетельских показаний в процессе разбирательств, граждан, уклоняющихся от явки;
  • Правомерность использования специальных средств с целью силового воздействия;
  • Контроль обоюдной работы приставов и сотрудников силовых структур в отношении лиц, находящихся под стражей;
  • Контроль над соблюдением сроков в отношении выполнения предписаний исполнительных листов.

В числе главных задач надзора за судебными приставами числится:

  • Выполнение исполнителями необходимых действий, соответствующих постановлениям и в рамках своих полномочий;
  • Соответствие догмам решений, принятых приставами;
  • Отстаивание законных прав и свобод людей и юридических лиц, в отношении которых приставы принимали какие-либо решения.

Объектами надзора прокуратуры выступают:

  • Федеральная служба судебных приставов РФ и ее территориальные органы;
  • Должностные лица, выполняющие обязанности, то есть судебные приставы.

Кроме них в число инстанций подвергающихся надзору входят:

  • Руководящий состав органов и учреждений, обязанностями которых является приведение в исполнение наказаний и принудительных мероприятий;
  • Администрации колоний, следственных изоляторов и прочих мест лишения или ограничения свободы.

Предметом контроля над исполнением законов является:

  • Наблюдение за законностью и следованием положениям актов суда и постановлениям прочих государственных организаций;
  • Контроль над соблюдением органами государственной власти положений законодательной базы;
  • Контроль над соблюдением прав абсолютно всех граждан РФ.

Важно: приставы обязаны принимать адекватные решения в рамках законодательства. Полномочия прокурора.

В данный перечень входят такие действия:

  • При необходимости получение доступа к любого вида материалам;
  • Требование от руководящего состава исполнительных организаций отчетности в виде конкретной документации и аргументированных материалов;
  • Если в ходе проверки возникают сложности, прокурор располагает правом задействовать в работе соответствующих сотрудников, перечень которых обозначен в ст. 21 Закона о прокуратуре;
  • Вызов представителей организаций и граждан для выявления причин правонарушений;
  • Осуществление проверок с целью контроля над правомерностью выполняемых действий;
  • После ознакомления с предоставленным удостоверением, получатель обязан беспрепятственно обеспечить доступ к подконтрольным помещениям и территориям.

В частности к прокурорским полномочиям относятся:

  • Принятие решений о возмещении ущерба гражданам и организациям, нанесенного в ходе неправомерных действий;
  • Освобождение граждан со стен не судебных инстанций, задержание которых не соответствовало закону;
  • Обращение в любого рода судебные инстанции и арбитражные суды с целью отстаивания законных интересов людей и организаций;
  • Предъявление требований к необходимым инстанциям о привлечении правонарушителей к уголовной или административной ответственности.

Важно: данные полномочия предоставляют возможность контролировать деятельность всех подведомственных структур.

Организация мероприятий

Важно: чтобы качественно организовать работу по наблюдению, следует знать на высоте законодательную базу и практику его применения, для этого сотрудники постоянно повышают квалификацию.

Что входит в надзор за исполнением законов, смотрите в этом видео:

Также с целью проведения качественных мероприятий:

  • Сотрудники прокуратуры обеспечиваются нормативными актами, методическими пособиями и разработками;
  • Перед проведением надзора собираются и анализируются информация и материалы;
  • Разрабатывается план мероприятия;
  • Для успешного прокурорского регулирования судебных исполнителей, работники прокуратуры должны располагать полной и достоверной информацией о случаях нарушений – сбор, обработка и хранение сведений в процессе расследования.

Важно: внедрение научных рекомендаций и передового опыта – основной элемент организации работы.

Меры реагирования

При выявлении нарушений предписаний исполнителями суда, предусмотрены такие меры пресечения:

  • Опротестование актов, которые противоречат законодательной базе;
  • Исковые заявления в судебные учреждения с целью защиты правовых интересов всех пострадавших;
  • Возбуждение уголовного дела/производства об административном своеволии.

Заключение

Прокурорский надзор за законностью деятельности судебных приставов, это неотъемлемая часть общественной и правовой жизни граждан, от эффективности выявления правонарушений и быстроты реагирования на подобные ситуации зависит спокойствие и качество жизни страны в целом.

А. Винокуров, начальник организационно — методического отдела Московской региональной природоохранной прокуратуры.

Надзор за исполнением законов судебными приставами — новое направление прокурорского надзора (см. Федеральные законы «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. и «Об исполнительном производстве» от того же числа).

В ст. 19 Закона о судебных приставах закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Это подтверждено и Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г. Однако Закон не конкретизирует предмет и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами, хотя согласно ст. 129 Конституции РФ это должно определяться федеральным законом. Целесообразно, на наш взгляд, в Закон о прокуратуре ввести самостоятельную главу, отражающую специфику новой отрасли надзора.

По своей сути данное направление надзора можно рассматривать как разновидность прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими решения судов. В то же время по характеру применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов оно наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является обеспечение законности в сфере соблюдения прав граждан, относительно которых приняты судебные решения, а также обязательные к исполнению акты несудебных органов.

Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и, в первую очередь, законность принимаемых судебными приставами мер и выносимых правовых актов. Но в поле зрения прокуроров должно находиться исполнение судебными приставами и других законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности (например, Федеральных законов «Об основах государственной службы Российской Федерации», «Об оружии» и ряд других).

Предметом рассматриваемой отрасли надзора следует считать деятельность прокуроров по выявлению, пресечению и устранению нарушений в процессе осуществления судебными приставами своей деятельности, восстановлению нарушенной законности и принятию мер по недопущению подобных нарушений в будущем.

Функционально судебные приставы подразделяются на две категории:

  • приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах;
  • приставы — исполнители, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.

Данное разделение предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами.

Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров. Надзор за исполнением законов судебными приставами, входящими в систему управления военных судов Минюста России, осуществляется военными прокурорами.

Полномочия территориальных и военных прокуроров по сути своей являются общенадзорными, т.е. должны включать в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Они могут также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.

В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Поэтому важно проверить, не выходят ли они за рамки предоставленных им законных полномочий.

При поступлении в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя прокурор вправе вызвать должностное лицо для дачи объяснений. Неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 165.11 КоАП РСФСР, с направлением его в суд для принятия решения.

Прокурор также вправе ознакомиться на месте либо затребовать для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого высказаны заявителем, другие материалы. Непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава — исполнителя может являться основанием для возбуждения прокурором производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 165.10 КоАП РСФСР.

В статьях 9, 10, 19, 26 и др. Закона об исполнительном производстве отмечается, что постановления судебных приставов могут быть обжалованы в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Однако учитывая загруженность судов, можно более оперативно отреагировать на незаконные постановления судебных приставов, принеся протест прокурора вышестоящему должностному лицу.

Возможно использовать и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствовавших, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам — нарушителям мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения носят систематический характер.

При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает уголовное дело.

Генеральная прокуратура РФ издала указание «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» от 6 января 1999 г., но, видимо, целесообразнее издать приказ, а также внести изменения и дополнения в Приказ Генерального прокурора РФ «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» от 9 апреля 1996 г.

Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии могут быть получены от граждан, права и интересы которых были ущемлены, руководителей предприятий, учреждений, организаций, из средств массовой информации, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений.

В начале проверки тщательно исследуется достоверность поступивших сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе судебных приставов, и истребовать материалы, которые надлежит изучить. Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом — исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам — исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним; отчетно — статистические документы и т.д.

Путем изучения перечисленных и многих других материалов, бесед с работниками службы прокурор, в частности, выясняет, налажен ли в службе учет исполнительных документов, соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств; своевременно ли направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ; все ли предусмотренные законом меры принимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество; принимаются ли меры к розыску скрывшихся должников и их имущества; соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий; соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций; на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия; регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.

Проверки могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Представляется, что по каждому случаю применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшему тяжкие последствия (гибель или ранение людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.

Судебные приставы – служащие, состоящие в государственной структуре, ответственные за исполнение решений, постановлений суда. Деятельность должностных лиц направлена на оптимизацию мероприятий, действий граждан и юридических лиц с целью достижения конечного результата в виде удовлетворения судебных требований. Работа приставов имеет множество нюансов, сложностей, поэтому требует контроля вышестоящих органов. В связи с этим необходимо выяснить, какими полномочиями наделен надзорный орган над судебными приставами.

Суть контроля и наблюдения

Анализ правомерности, законности действий приставов (СП) возложен на прокуратуру РФ ст. 19 ФЗ №118 от 21.07.1997 ., указом №155/7 от 12.05.2009 ., ФЗ №119 от 21.07.1997 г. В первую очередь следует выяснить, кто именно контролирует работу судебных приставов. Обязанность по исполнению надзора назначена Генеральному прокурору и его подконтрольным лицам.

Конкретного регламента осуществления надзорной деятельности не существует. В исполнении своих обязательств работники прокуратуры должны руководствоваться законом №2202-1 от 17.01.1992 г, законом №229-ФЗ от 02.10.2007 г, а также пользоваться иными действующими нормативно-правовыми актами РФ.

Понятие прокурорского надзора включает проверку соблюдения следующих принципов исполнения требований суда:

  • Законное обоснование решений СП.
  • Своевременность принятых принудительных мер, исполнительских действий.
  • Почтение прав граждан, их чести, достоинства.
  • Сохранность минимального имущества должника, необходимого для обеспечения своих физиологических потребностей, содержания семьи.
  • Соответствие заявленных исполнителем требований объему взыскиваемых обязательств.

Важно, что основополагающей целью надзора является охрана прав и потребностей физических лиц, деятельности которых непосредственно касается функционирование СП.

Проверке подлежат следующие действия исполнителей:

  • Выполнение требований суда.
  • Документальное оформление мероприятий взыскания.
  • Отслеживание ходатайства к гражданам по исполнительному производству.
  • Соразмерность налагаемого ареста на объекты собственности должника.
  • Оценка полноты мер по розыску ответчика, выявлению его имущества и др.

Особое внимание прокурорского надзора направлено на контроль исполнительских действий:

  • Обеспечение неприкосновенности, безопасности служащим государственных структур, являющихся участниками производства.
  • Защищенность процессов.
  • Порядок подбора, приготовления территории для проведения производства.
  • Исполнительность при предоставлении в суд вещественных доказательств.
  • Условия применения дополнительных мер силового воздействия на граждан.
  • Координирование сроков погашения исполнительных листов и др.

Назначение и объект надзора

Субъектом прокурорской проверки является комплекс мероприятий по реализации требований суда. Объектами контроля признаются действия территориальных организаций приставов и граждан, осуществляющих работу в них. Работники прокуратуры должны непрерывно контролировать следование СП Конституции РФ, нормам действующего федерального, регионального законодательства.

Базовыми задачами прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов являются:

  • Анализ работы приставов на соответствие действующему постановлению суда, полномочиям, определенным законодательством.
  • Оценка законности решений СП.
  • Защита интересов субъектов исполнительного производства.

П.2 ст.1 закона о прокуратуре определяет основные цели работы службы надзора по отношению к СП:

  • Соблюдение верховенства закона, обеспечение защиты государства, общества, прав граждан.
  • Актуальность обнаружения нарушений и принятие соответствующих мер к должностным лицам.
  • Отслеживание правомерности деятельности СП, направленной на исполнение требований суда, по отношению к должникам и гражданам, вовлеченным в процесс.

В связи с тем, что служба приставов занимается оперативно-розыскной работой, предметом надзора прокуратуры становится порядок осуществления мероприятий по расследованию, оценка разрешения обращений и сообщений о возможных преступлениях, а также порядок соблюдения конституционных прав граждан.

Надзор осуществляется по двум основным направлениям:

  • Соблюдение государственного законодательства и регламента деятельности ССП.
  • Следование решениям суда и иным нормативно-правовым актам.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами на основании заявлений и обращений граждан. Задачами надзора являются не только защита заявителей, но и интересов служащих ССП. Если в действиях исполнителя обнаружено нарушение, проверяющий выносит предписание на имя вышестоящего должностного лица в рамках организации или субъекта.

Мероприятия надзора

Порядок организации прокурорского контроля состоит в распределении полномочий между структурными подразделениями прокуратуры, работой которых является осуществление надзора следующих действий:

  • Полнота исполнения российского законодательства.
  • Применение закона о работе приставов исключительно в рамках прописанных норм.
  • Проверка соответствия документов, издаваемых приставами, нормативно-правовым актам РФ.
  • Обеспечение законности исполнительских действий по гражданским делам.
  • Рассмотрение обращений граждан о правонарушениях в работе СП.
  • Участие прокурора в делах, касающихся судебного оспаривания действий приставов и др.

При этом обеспечивается слаженная работа подразделений, искореняется задвоенность действий подчиненных и достигается максимальная эффективность труда. Проверки действий службы судебных приставов могут иметь систематический и внеплановый характер. Первый тип предполагает осуществление надзора в запланированные подразделением сроки, а второй – реагирование на обращения граждан, представителей органов власти, информации из СМИ.

В зависимости от направления расследований федеральная и территориальная служба прокуратуры имеет подразделение на следующие отделы:

  • Госнадзор за реализацией свода законов государства.
  • Контроль хода следствия.
  • Проверка оперативно-розыскных мероприятий и следствий.
  • Контролирование особо важных дел по нарушению уголовно-процессуального свода законов главным управлением СП.

Сущность деятельности прокурора по надзору за работой СП определяется тремя правилами:

  • Доскональное изучение законодательства, регулирующего деятельность СП.
  • Анализ статистических данных.
  • Оценка фактов возникновения нарушений и мер, принятых для их исправления.

Работа проверяющего состоит из следующих этапов:

  1. Приглашение для дачи показаний должностного лица, на действия которого получена жалоба.
  2. Изучение фактов деятельности пристава по спорному производству. При этом проверка материалов дела происходит непосредственно в службе приставов, либо путем направления запроса на предоставление документов.
  3. Выявление нарушений и привлечение старших по должности приставов к урегулированию вопросов, вынесение предложений о дисциплинарном наказании виновного лица. При обнаружении препятствий исполнения судебного решения прокурор обязан предпринять исчерпывающие решения для обеих сторон: не только к СП, но и к гражданам, исполняющим их законные требования.
  4. Подготовка заключения и характеристики мер наказания.

Прокурорское реагирование

По результатам проверки обращений граждан надзорный орган имеет право предпринять следующие меры:

  1. Инициировать исправление нарушений в рамках ССП путем предъявления протеста руководящему должностному лицу, и написать предостережения субъекту проверки о недопустимости нарушения закона. Решение вопросов в рамках ФССП происходит только при отсутствии в нарушении уголовного состава, при этом прокурор имеет право объединить несколько заявлений при вынесении предписания.
  2. Подать протест в суд на оспаривание постановлений, актов и действий СП, руководствуясь приказом №137 от 06.09.2007 г.
  3. Возбудить дело по административным проступкам (ст. 17.7 КоАП РФ).
  4. Вынести постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для привлечения лиц к уголовной ответственности (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
  5. Провести информирование Генеральной прокуратуры по результатам надзора.

Прокурорский надзор законности действий приставов позволяет усовершенствовать работу службы, достичь максимальной эффективности исполнения решений суда. Результатом своевременного реагирования прокуратуры становится налаживание утвержденного порядка деятельности судов, обеспечение гаранта удовлетворения законных требований граждан.

О судебных приставах и не только можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Источники:
http://wiselawyer.ru/poleznoe/12835-nadzor-ispolneniem-zakonov-sudebnymi-pristavami
http://moydolg.com/pristavy/obshhie-voprosy-2/nadzor-za-ispolneniem-zakonov.html

Читайте также:
Читайте также:  Кто осуществляет надзор за мчс
Adblock
detector