Как проводится внеплановая проверка пожарного надзора

Внеплановая проверка органами пожарного надзора

Организация и проведение внеплановой проверки осуществляется органом ГПН в соответствии с Законом 69-ФЗ, Законом N 294-ФЗ, Положением N 290 и Регламентом N 644.

Количество внеплановых проверок, в отличие от плановых, законом не регламентируется. На внеплановые проверки не распространяется трехлетний мораторий на период 2016-2018 гг., предусмотренный для субъектов малого бизнеса (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Основания для их проведения установлены (согласно пп. 17 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ) Законом 69-ФЗ. К таковым относятся*(1):

1. Истечение срока исполнения организацией выданного органом ГПН предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 1 ч. 5 ст. 6.1. Закона 69-ФЗ, пп. 1 п. 67 Регламента N 644).

Однако приказом МЧС России от 12.09.2016 N 492 «О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства» (далее — Приказ N 492) подразделениям МЧС России запрещено проводить проверки субъектов малого и среднего предпринимательства по указанному основанию, за исключением случаев, когда нарушения, указанные в предписании, связаны с наличием угрозы жизни и здоровью людей.

Проверка, как правило, назначается в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за неисполнения этого предписания. О признании незаконными результатов проверки, назначенной после такого срока, см. постановление Восьмого ААС от 11.04.2013 N 08АП-397/13. О противоположном исходе см. постановление Четырнадцатого ААС от 05.03.2012 N 14АП-342/12. Если действие предписания приостановлено судом на время рассмотрения дела, то проверка его исполнения не может быть проведена (постановление Седьмого ААС от 28.05.2014 N 07АП-3917/14).

При проведении внеплановой проверки по данному основанию (то есть с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений) орган ГПН не вправе выявлять иные нарушения требований пожарной безопасности (ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, письмо МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123). Положения первых двух абзацев п. 94 Регламента N644, которые дозволяют инспектору выходить за пределы проверки, не могут применяться, поскольку противоречат акту более высокой юридической силы. Отметим, что до 15.11.2014 пожарные инспектора привлекали виновных лиц к ответственности за новые нарушения, выявленные при проверке предписания и суды, как правило, разрешали это (см. постановления Третьего ААС от 04.08.2014 N 03АП-3281/14, Одиннадцатого ААС от 28.02.2014 N 11АП-700/14, АС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2014 N Ф02-3971/14, ФАС Волго-Вятского округа от 28.02.2014 N Ф01-104/14; ФАС Поволжского округа от 21.01.2014 N Ф06-1619/13; ФАС Уральского округа от 25.12.2013 N Ф09-13747/13; ФАС Поволжского округа от 26.12.2013 N Ф06-10896/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2013 N Ф04-906/13). Противоположная судебная практика была немногочисленна — см. постановления Двадцатого ААС от 11.02.2014 N 20АП-8103/13; Восьмого ААС от 30.04.2013 N 08АП-2095/13; ФАС Поволжского округа от 26.03.2013 N Ф06-1472/13; Девятнадцатого ААС от 14.11.2011 N 19АП-3553/11. Однако пожарный инспектор вправе (абз. третий п. 94 Регламента N644) составить рапорт об обнаружении нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, и на основании этой информации ГПН вправе провести новую внеплановую проверку, на этот раз по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ.

2. Поступление в орган ГПН сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности (п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ; абз. второй пп. 3 п. 67 Регламента N 644).

3. Поступление в орган ГПН обращений и заявлений граждан или юридических лиц, информации от органов власти (должностных лиц органа ГПН), органов местного самоуправления, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара (п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ; абз. третий пп. 3 п. 67 Регламента N 644). При этом невозможно заранее сказать, какое именно нарушение точно влечет (или не влечет) такой вред или его угрозу, это определяется в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом их толкования в правоприменительной практике (письмо МЧС России от 17.02.2017 N 19-16-302).

Если имеются обоснованные сомнения в авторстве обращения, орган ГПН обязан принять разумные меры к установлению лица, направившего заявление, обращение о фактах нарушений. Электронные обращения (через интернет-сервисы и по E-mail) могут повлечь внеплановую проверку, только если они были направлены с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абз. второй п. 70 Регламента N 644). Более того, уже начавшаяся внеплановая проверка будет прекращена, если уже после ее начала выяснится анонимность или заведомая ложность той жалобы, которая и являлась поводом к проверке. Решение о прекращении проверки по этому основанию принимает руководитель органа ГПН или его заместитель (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абзацы третий и шестой п. 71 Регламента N 644).

Кроме того, орган ГПН вправе предварительно проверить факты, указанные в обращении — если неясно, кто именно нарушил и какие именно обязательные требования. В ходе такой предварительной проверки пожарный инспектор может провести мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами, а также может запросить (в том числе устно) дополнительные материалы, сведения, документы, как у автора обращения, так и у лиц, чья деятельность является предметом жалобы. Представлять документы и пояснения, запрошенные в рамках предварительной проверки, не обязательно (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абз. третий п. 70 Регламента N 644). Срок такой предварительной проверки не может превышать 30 дней и не засчитывается в срок внеплановой проверки, если таковая последует (письмо МЧС России от 17.02.2017 N 19-16-302).

Читайте также:  Что такое общественный надзор

При проведении внеплановой проверки по данному основанию орган ГПН вправе выйти за пределы жалобы и проверить объект в полном объеме (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.06.2014 N Ф07-3580/14). Сам ГПН начинает проверку, как правило, только если поступившая жалоба констатирует угрозу жизни и здоровью людей, а в остальных случаях готовит ответ заявителю на основании уже имеющихся в ГПН материалов (контрольно-наблюдательное дело на объект защиты, см. письмо МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123).

В случае поступления жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, Приказ N 492 предписывает подразделениям МЧС России проводить соответствующие внеплановые выездные проверки по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

4. Наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории (п. 2 ч. 5 ст. 6.1. Закона 69-ФЗ). Такая проверка может быть проведена и после прекращения противопожарного режима, если она была назначена в то время, когда он действовал (постановление Первого ААС от 26.05.2014 N 01АП-2435/14).

5. Наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 4 ч. 5 ст. 6.1. Закона 69-ФЗ, пп. 4 п. 67 Регламента N 644). Требование прокурора о проведении проверки законно даже в случае, если автор обращения не просил о ее проведении (постановление Пятнадцатого ААС от 01.07.2014 N 15АП-9699/14).

6. Наличие акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения (пп. 5 п. 67 Регламента N 644). Отметим, что невозможность проведения выездной (плановой либо внеплановой) проверки из-за действий проверяемого лица (в связи с отсутствием уполномоченного представителя, либо руководителя, с иными формами их саботажа, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности) дает госоргану право на еще одну, повторную, проверку (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В этом случае обязательно составляется акт о невозможности проведения проверки с указанием причин такой невозможности (п. 60 Регламента N 644). В течение трех месяцев со дня составления акта надзорный орган вправе принять решение о проведении выездной проверки в отношении этой непроверенной организации (ИП) без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления проверяемого лица. О новой проверке выносится новое распоряжение (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 52 Регламента N 644, письмо МЧС России от 24.01.2017 N 19-16-96).

Внеплановая (как и плановая) проверка проводится в форме выездной проверки (п. 55 Регламента N644).

Проведение внеплановой проверки по основанию, указанному выше в п. 3, проводится с извещением прокуратуры в течение 24 часов после начала проверки. Согласование с органами прокуратуры или извещение о проведении внеплановой проверки по остальным основаниям не требуется (ч. 6 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ, п. 68, п. 71 Регламента N 644).

Предварительное уведомление организации о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному выше в п. 3, не допускается (ч. 7 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ, п. 73 Регламента N 644). В остальных случаях орган ГПН обязан уведомить проверяемое лицо о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом, в т.ч. направлением электронного документа по E-mail, адрес которого содержится в ЕГРЮЛ (ЕРГИП) либо уже ранее представлялся в ФГПН для связи, электронным письмом, подписанным усиленной квалифицированной ЭП (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 73 Регламента N 644).

Информация о внеплановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, вносится в Единый реестр проверок, в зависимости от оснований конкретной проверки, не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о ней либо не позднее 5 рабочих дней со дня её начала (п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

*(1) С 12 мая 2016 года Закон N 294-ФЗ содержит дополнительные основания для проведения внеплановой проверки: причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда музейным предметам и музейным коллекциям Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда. Это основание отдельно не поименовано в Законе N 69-ФЗ, который, однако, и без того разрешает проводить внеплановую проверку в указанном случае (по основанию п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ (информация об угрозах причинения вреда имуществу и возникновения пожара)).

Читайте также:  Как отменить предписание надзорного органа

Нарушение пожарной безопасности (ПБ) приводит к самым серьезным последствиям. Именно по этой причине компании часто проверяются на предмет ПБ. Проверками занимается государственный пожарный надзор. В ходе контрольных мероприятий устанавливается соответствие деятельности фирмы всем нормативным актам. Ответственность за пожарную безопасность в нежилом помещении несет как его собственник, так и арендатор. Если будут обнаружены правонарушения, на лицо накладывается немалый штраф. По этой причине рекомендуется тщательно готовиться к проверкам.

Основания для контрольных мероприятий

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Разновидности пожарных проверок

Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:

  • Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
  • Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.

Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:

  • Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
  • Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.

И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.

Какие компании освобождены от проверок

Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:

  • Образовательные учреждения.
  • Субъекты здравоохранения.
  • Цеха, промышленные предприятия.
  • Места организации культурно-массовых мероприятий.

Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.

Что проверяется при проверке пожарной безопасности

Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:

  • Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
  • Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
  • Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
  • Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
  • Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
  • Финансовый план на организацию пожарной безопасности.

Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.

Перечень проверяемых документов

Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:

  • Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
  • Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
  • Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
  • Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
  • Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
  • Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.

Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.

Противопожарные требования к помещениям

К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:

  • Наличие инструментов для тушения возгораний.
  • Наличие схем эвакуации, расположенных на видных местах.
  • Наличие табличек, обозначающих пути эвакуации при пожаре, расположение огнетушителей, кранов.

Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.

Требования к прилегающим участкам

Противопожарные требования предъявляются не только к самим помещениям, но и к прилегающим к ним территориям. Рассмотрим эти требования:

  • Отсутствие мусора и прочего сора, который может легко воспламениться.
  • Незагороженные эвакуационные выходы.
  • Качественное освещение.

На прилегающих территориях нельзя разжигать костры ближе 50 метров от зданий.

Длительность контрольных мероприятий

Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.

Результаты контрольных мероприятий

По завершении мероприятия составляется акт. Один из его экземпляров передается руководителю компании. Также проставляются отметки в журнале пожарных проверок. Если журнал отсутствует, оформляется акт. В нем прописывается следующая информация:

  • ФИО инспектора.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Дата мероприятия.
  • ФИО участников проверки.
  • Список обнаруженных недочетов.
Читайте также:  Для чего нужен пожарный надзор

Если выявляются нарушения пожарной безопасности, оформляется предписание. В документе прописываются перечень недочетов, а также сроки, отпущенные на их исправление. Если руководитель не исполнит предписание, он будет привлечен к административной ответственности. Решение надзорного органа можно обжаловать. На протяжении 15 дней разрешается подать свои возражения в орган ЕПН. Обжаловать решение в суде можно в течение 3 месяцев.

Нарушения, которые часто выявляются в ходе проверки

Рассмотрим нарушения, которые часто обнаруживают во время контрольных мероприятий:

  • Наличие в помещениях взрывоопасных и огнеопасных веществ.
  • Хранение бумаг около потенциальных очагов возгорания.
  • Курение в неположенных местах.
  • Загораживание эвакуационных выходов.

Нарушения могут быть легкими и тяжкими, рецидивными (то есть повторяющимися несколько раз). Руководителя также могут наказать за правонарушения, которые стали причиной причинения вреда людям. Штраф для ЮЛ за недочеты в области пожарной безопасности составляет от 90 000 до 500 000 рублей.

Пожарные ситуации в России занимают одно из лидирующих мест по количеству возникновения и тяжести последствий. Как известно, пожар легче предотвратить, чем бороться с разрушительным действием огня. Именно эффективность противопожарного обеспечения объектов и является целью проверок специального государственного органа по пожарному надзору (ГПН). Обследование различных объектов капитального строительства проводится для того, чтобы вовремя выявить существующие нарушения требований пожарной безопасности и предоставить возможность собственнику исправить их. Нормативное регулирование проверок ГПН

Проверки Госпожнадзора проводятся согласно законодательству РФ. Саму процедуру инспекции регулирует закон № 294-Ф3 (от 26.12.08) о защите прав юр. лиц и частных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального надзора.

Предметом проверок органов пожарного надзора являются объекты защиты, а, точнее, степень соблюдения на них требований пожарной безопасности (ПБ).

Объектами защиты могут выступать не только:

  • помещения;
  • строения;
  • здания;
  • сооружения
  • наружные установки,

но и также территории, эксплуатируемые предприятием:

  • в ходе производственной деятельности:
  • при транспортировке, хранении, использовании или утилизации взрывоопасных материалов и веществ;
  • лесные участки;
  • подземные объекты и т. д.

Административный регламент также причисляет к предметам пожарного надзора следующие:

  • соблюдение правил ПБ органами власти на объектах защиты;
  • соблюдение требований ПБ гражданами и организациями на объектах защиты;
  • соблюдение требований к пиротехнике (изделиям, а также их производству, хранению, реализации, эксплуатации, утилизации, идентификации);
  • соответствие требованиям ПБ сведений, содержащихся в документации о начале предпринимательской деятельности;
  • исполнение предписаний органов пожарного надзора;
  • ход мероприятий, направленных на предотвращение угроз возникновения пожара, причинения вреда людям, растениям, животным, имуществу.

В ходе проверки особое внимание инспектор уделяет таким пунктам:

  • насколько выполняются условия соответствия требованиям ПБ на объекте защиты;
  • уровень выполнения оргмероприятий по обеспечению ПБ;
  • наличие необходимой документации по обучению персонала мерам ПБ;
  • знания персонала в области пожарной безопасности и готовность к правильным действиям при пожаре;
  • порядок противопожарной организации производства на объекте, а также правил поведения сотрудников;
  • содержание территории объекта согласно требованиям ПБ;
  • наличие лицензии на проведение работ (если она требуется), а также сертификатов, деклараций и других необходимых по законодательству документов;
  • соответствует ли вид деятельности предприятия имеющимся документам о начале деятельности;
  • имеется ли в наличии и изготовителя либо поставщика продукции подтверждение о соответствии требованиям ПБ веществ и материалов в техдокументации;
  • в какой степени выполняются требования к пиротехнической продукции и ее хранению, эксплуатации, перевозке и пр.

Собственно проверка может быть плановой, либо внеплановой. В любом случае инспектирование объекта осуществляется поэтапно:

  1. Предъявление сотрудниками ГПН удостоверения и распоряжения о проведении проверки (с указанием целей, задач, видов и объемов проверочных работ, экспертов, сроков и условий проведения).
  2. Анализ документов объекта защиты
  3. Визуальный осмотр объекта защиты, экспертные обследования
  4. Окончательная оценка соответствия объекта требованиям ПБ

При внеплановой инспекции работник ГПН должен отметить как выполняются данные руководству ранее предписания по исполнению правил ПБ.

По закону РФ срок проведения проверки ГПН не должен длиться дольше, чем 20 рабочих дней.

Исключения составляют случаи, при которых сотруднику пожнадзора необходимо провести сложные/длительные экспертизы (испытания либо исследования). Основой для этого могут стать мотивированные предложения должностных лиц ГПН при выездной инспекции. В таких ситуациях продлевают сроки проверки еще на 20 рабочих дней, но не больше.

Проверки объекта защиты планируются в органах пожнадзора заранее. О предстоящем обследовании руководителя (собственника) должны предупредить не меньше, чем за 3 дня (в случае плановой проверки) либо 1 сутки (при внеплановом обследовании) до его начала, путем отправки уведомления.

Внеплановая проверка может происходить в срочном порядке, т. е. без уведомления, только в случаях, если:

  • возникла неожиданная угроза жизни/здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, безопасности государства;
  • возникла угроза чрезвычайной ситуации (ЧС);
  • причиняется вред жизни/здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, безопасности государства;
  • происходит ЧС;
  • были нарушены права потребителей.

Источники:
http://assistentus.ru/proverki/pozharnoj-bezopasnosti/

Читайте также:
Adblock
detector