Что такое надзорные мероприятия

В июле 2016 года президентом рф был подписан федеральный закон, который вносит существенные изменения в правила государственного и муниципального контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей. Об этих изменениях мы расскажем в статье.


Практически любая компания, независимо от организационноправовой формы и вида деятельности, рано или поздно сталкивается с проверкой госорганов. Даже небольшой магазин или индивидуального предпринимателя могут посетить с плановой провер-кой сотрудники Роспотребнадзора, Росприроднадзо-ра, ФАС России, Роструда, Госпожнадзора МЧС Рос-сии и иных органов.

ВВЕДЕНЫ НОВЫЕ ВИДЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ

Помимо традиционных контрольных проверок, кон-тролирующим органам предоставлено полномочие по проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных нормативных требований. Такие мероприятия проводятся с целью устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.

Так, орган контроля в рамках профилактических мероприятий осуществляет следующие функции:

  • размещает на официальных сайтах нормативную базу для каждого вида государственного (муниципального) контроля;
  • информирует организации и ИП по вопросам соблюдения обязательных требований. В частности, государственный орган разрабатывает и опубликовывает руководства по соблюдению обязательных требований, проводит семинары и конференции, а также разъяснительные работы в СМИ. А если обязательные требования подвергнутся изменениям, то контролирующий орган обязан распространить комментарии о нововведениях и рекомендации по их применению;
  • не реже одного раза в год обобщает практику осуществления контроля, указывая на наиболее распространённые случаи нарушений, и размещает на официальном сайте в интернете;
  • объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Предостережение выдаётся только в случае, если у органа контроля имеются сведения о готовящихся нарушениях и при условии, что ранее юридическое лицо или ИП не привлекались к ответственности за нарушение требований. Правительство РФ должно определить порядок составления и направления предостережение, подачи возражений на такое предостережение и рассмотрения возражений, а также порядок уведомления об исполнении предостережения. Но на момент написания статьи Правительством РФ соответствующее постановление не принято.

Перечень перечисленных профилактических мероприятий не является исчерпывающим. Законодательными актами могут быть предусмотрены так называемые специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. КОНТРОЛЬ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЮРИДИЧЕ- СКИМИ ЛИЦАМИ И ИП (СТ. 8.3 ЗАКОНА № 294-ФЗ В РЕД. ЗАКОНА № 277-ФЗ)

К контрольнонадзорным мероприятиям, в ходе проведения которых не требуется непосредственного участия проверяющих лиц, относятся:

  • плановые (рейдовые) осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ;
  • административные обследования объектов земельных отношений;измерение параметров природных объектов окружающей среды (воздуха, вод, почвы, недр);
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
  • наблюдение за распространяемой рекламой;
  • наблюдение за размещаемой информацией в сети интернет и средствах массовой информации;
  • анализ информации о деятельности и действиях юридического лица и ИП.

Мероприятия по контролю на основании специального задания проводит уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля или органа муниципального контроля в пределах своей компетенции.

Если в ходе проверки будут выявлены нарушения обязательных требований, то, помимо применения пресекательных мер, должностное лицо направляет руководителю мотивированное представление для принятия решения о назначении внеплановой проверки. Теперь такое письменное представление должностного лица является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки.

А если орган госконтроля получит сведения о готовя-щихся нарушениях, то проверяющему лицу направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований

3. КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА (СТ. 16.1 ЗАКОНА № 294-ФЗ В РЕД. ЗАКОНА № 277-ФЗ)

Вводится новое контрольное мероприятие – контрольная закупка. Это мероприятие, в ходе которого контролирующим органом осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок и по согласованию с органами прокуратуры.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц. В ходе закупки должны присутствовать два свидетеля либо применяться видеозапись. Кроме того, можно использовать фото- и киносъёмку, а также иные способы фиксации. Более того, контрольная закупка может осуществляться дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий. По итогам контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа госконтроля и свидетелями, а если выявлено нарушение, то подписи ставят и представители проверяемого лиц.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за соблюдением законодательства

Экземпляр акта вручается юридическому лицу или ИП только в случае, если в результате закупки были выявлены нарушения обязательных требований.

Информация о контрольной закупке и результатах её проведения вносится в единый реестр проверок. Правительство РФ установит особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учёта информации о ней в едином реестре.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОВЕРОЧНЫХ ЛИСТОВ (Ч. 11.1 СТ. 9 ЗАКОНА № 294-ФЗ В РЕД. ЗАКОНА № 277-ФЗ)

В некоторых случаях при проведении плановой проверки должностное лицо органа госконтроля обязано использовать проверочные листы, то есть список контрольных вопросов.

Проверочные листы включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки.

При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы, утверждаемые несколькими органами государственного (муниципального) контроля. Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.

5. НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ (Ч. 2 СТ. 10 ЗАКОНА № 294-ФЗ В РЕД. ЗАКОНА № 277-ФЗ)

Так, основанием для проведения незапланирован-ной проверки послужит заявление юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осу-ществления отдельных видов деятельности или разрешения на осуществление юридически значимых действий.

Вторым основанием является мотивированное представление должностного лица контролирующего органа, составленное по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Что касается такого основания проверки, как нарушение прав потребителей, то проверка проводится только при условии, что заявитель обращался за защитой нарушенных прав к юридическому лицу или ИП, но требования заявителя не были удовлетворены.

Ещё одним новым основанием является выявление параметров деятельности юридического лица, ИП соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований – это параметры, соответствие которым или отклонение от которых само по себе не является до — казательством нарушения обязательных требований, но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения. Индикаторы риска выявляются в ходе проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и ИП. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти и подлежат размещению в интернете.

Итак, рассмотрев основные изменения Закона о защите бизнеса, можно сделать вывод, что нормы законодательства в сфере защиты прав юридиче — ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля совершенствуются. Очевидно, что законодатель уделяет особое внимание контрольно-надзорным мероприятиям, чем и обусловлено внедрение в практику новых видов проверок. Такие нововведения позволяют контролирующим органам применять эффективный механизм надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Профилактика в системе контрольно-надзорной деятельности стала обязанностью контрольно-надзорных органов благодаря коррективам, внесенным Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ в Закон № 294-ФЗ. Так начиная с 01.01.2017 органы государственного (муниципального) контроля будут обязаны осуществлять деятельность, направленную на профилактику нарушений обязательных требований.

Согласно ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного (муниципального) контроля (надзора) будут обязаны осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

К мероприятиям, направленным на профилактику нарушений обязательных требования, относятся:

2) информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;

Читайте также:  Кто осуществляет надзор и контроль охраны труда

4) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае изменения обязательных требований органы контроля (надзора) подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

Федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов контроля (надзора) может быть предусмотрено осуществление специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В июле 2016 года президентом РФ был подписан Федеральный закон, который вносит существенные изменений в правила государственного и муниципального контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей. Об этих изменениях мы расскажем в статье.

Практически любая компания, независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности, рано или поздно сталкивается с проверкой госорганов. Даже небольшой магазин или индивидуального предпринимателя могут посетить с плановой проверкой сотрудники Роспотребнадзора, Росприроднадзора, ФАС России, Роструда, Госпожнадзора МЧС Рос-сии и иных органов.

ВВЕДЕНЫ НОВЫЕ ВИДЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ

Помимо традиционных контрольных проверок, контролирующим органам предоставлено полномочие по проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных нормативных требований. Такие мероприятия проводятся с целью устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.

Так, орган контроля в рамках профилактических мероприятий осуществляет следующие функции:

  • размещает на официальных сайтах нормативную базу для каждого вида государственного (муниципального) контроля;
  • информирует организации и ИП по вопросам соблюдения обязательных требований. В частности, государственный орган разрабатывает и опубликовывает руководства по соблюдению обязательных требований, проводит семинары и конференции, а также разъяснительные работы в СМИ. А если обязательные требования подвергнутся изменениям, то контролирующий орган обязан распространить комментарии о нововведениях и рекомендации по их применению;
  • не реже одного раза в год обобщает практику осуществления контроля, указывая на наиболее распространённые случаи нарушений, и размещает на официальном сайте в интернете;
  • объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Предостережение выдаётся только в случае, если у органа контроля имеются сведения о готовящихся нарушениях и при условии, что ранее юридическое лицо или ИП не привлекались к ответственности за нарушение требований. Правительство РФ должно определить порядок составления и направления предостережение, подачи возражений на такое предостережение и рассмотрения возражений, а также порядок уведомления об исполнении предостережения. Но на момент написания статьи Правительством РФ соответствующее постановление не принято.

Перечень перечисленных профилактических мероприятий не является исчерпывающим. Законодательными актами могут быть предусмотрены так называемые специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. КОНТРОЛЬ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИП (СТ. 8.3 ЗАКОНА № 294-ФЗ В РЕД. ЗАКОНА № 277-ФЗ)

К контрольно-надзорным мероприятиям, в ходе проведения которых не требуется непосредственного участия проверяющих лиц, относятся:

  • плановые (рейдовые) осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ;
  • административные обследования объектов земельных отношений;измерение параметров природных объектов окружающей среды (воздуха, вод, почвы, недр);
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
  • наблюдение за распространяемой рекламой;
  • наблюдение за размещаемой информацией в сети интернет и средствах массовой информации;
  • анализ информации о деятельности и действиях юридического лица и ИП.

Мероприятия по контролю на основании специального задания проводит уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля или органа муниципального контроля в пределах своей компетенции.

Если в ходе проверки будут выявлены нарушения обязательных требований, то, помимо применения пресекательных мер, должностное лицо направляет руководителю мотивированное представление для принятия решения о назначении внеплановой проверки. Теперь такое письменное представление должностного лица является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки.

А если орган госконтроля получит сведения о готовящихся нарушениях, то проверяющему лицу направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за условно-осужденными

3. КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА (СТ. 16.1 ЗАКОНА № 294-ФЗ В РЕД. ЗАКОНА № 277-ФЗ)

Вводится новое контрольное мероприятие – контрольная закупка. Это мероприятие, в ходе которого контролирующим органом осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок и по согласованию с органами прокуратуры.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц. В ходе закупки должны присутствовать два свидетеля либо применяться видеозапись. Кроме того, можно использовать фото- и киносъёмку, а также иные способы фиксации. Более того, контрольная закупка может осуществляться дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий. По итогам контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа госконтроля и свидетелями, а если выявлено нарушение, то подписи ставят и представители проверяемого лиц.

Экземпляр акта вручается юридическому лицу или ИП только в случае, если в результате закупки были выявлены нарушения обязательных требований.

Информация о контрольной закупке и результатах её проведения вносится в единый реестр проверок. Правительство РФ установит особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учёта информации о ней в едином реестре.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОВЕРОЧНЫХ ЛИСТОВ (Ч. 11.1 СТ. 9 ЗАКОНА № 294-ФЗ В РЕД. ЗАКОНА № 277-ФЗ)

В некоторых случаях при проведении плановой проверки должностное лицо органа госконтроля обязано использовать проверочные листы, то есть список контрольных вопросов.

Проверочные листы включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки.

При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы, утверждаемые несколькими органами государственного (муниципального) контроля. Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.

5. НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ (Ч. 2 СТ. 10 ЗАКОНА № 294-ФЗ В РЕД. ЗАКОНА № 277-ФЗ)

Так, основанием для проведения незапланированной проверки послужит заявление юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения на осуществление юридически значимых действий.

Вторым основанием является мотивированное представление должностного лица контролирующего органа, составленное по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Что касается такого основания проверки, как нарушение прав потребителей, то проверка проводится только при условии, что заявитель обращался за защитой нарушенных прав к юридическому лицу или ИП, но требования заявителя не были удовлетворены.

Ещё одним новым основанием является выявление параметров деятельности юридического лица, ИП соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований – это параметры, соответствие которым или отклонение от которых само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения. Индикаторы риска выявляются в ходе проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и ИП. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти и подлежат размещению в интернете.

Итак, рассмотрев основные изменения Закона о защите бизнеса, можно сделать вывод, что нормы законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля совершенствуются. Очевидно, что законодатель уделяет особое внимание контрольно-надзорным мероприятиям, чем и обусловлено внедрение в практику новых видов проверок. Такие нововведения позволяют контролирующим органам применять эффективный механизм надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Источники:
http://www.eg.ru/society/415117/
http://112buh.com/novosti/2016/novye-kontrol-no-nadzornye-meropriiatiia-v-otnoshenii-organizatsii-i-ip/

Читайте также:
Adblock
detector